Научная статья на тему 'Применение информационных технологий обучения в преподавании математики'

Применение информационных технологий обучения в преподавании математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий обучения в преподавании математики»

138

ИТО Марий Эл - 2009

Применение информационных технологий обучения в преподавании математики

В.М. Конышева, Т.Н. Яковлева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Интегрированным уроком называют урок, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала из разных учебных дисциплин. Интегрированный урок называют также межпредметным. Интеграция предметов - это организация межпредметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления школьника.

Цель такого урока - соединить в восприятии ученика имеющиеся знания по изучаемому вопросу из разных учебных дисциплин в целостную картину. Полученная система знаний в результате ее создания приобретает такие свойства, которых нет ни у одного из ее элементов или частей. Система обязана появлением качественно новых свойств, благодаря наличию конкретных связей между конкретными элементами [1]. Вместе с синтезом отдельных частей знаний в единое целое происходит формирование структуры урока.

Существуют разные варианты создания интегрированного урока.

На интегрированном уроке, как правило, не рассматривается решение нескольких отдельных задач, а исследуется одна задача с использованием нескольких различных методов и приемов. Интеграция понимается как способ решения учебной задачи, средство и цель обучения.

Говоря о внедрении информационных технологий обучения (ИТО) в учебно-воспитательный процесс, естественно предполагать, что соответствующие технологии не становятся некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.

Эффективность интегрируемых уроков во многом зависит от мастерства, методического опыта и профессиональной компетентности педагога, его изобретательности, умения понимать аудиторию, знания возможностей и запросов обучающихся. Учителя должны иметь возможность работать с необходимыми лицензионными пакетами, выбрать вид и объем той формы представления учебного материала, который в рамках учебной нагрузки даст наибольший эффект.

Информационно-коммутативные технологии наиболее часто используются при изучении математики. Так, например [2], в школьных учебных планах 35 % учителей математики Великобритании регулярно используют ИКТ.

Известно, что при письменном предъявлении материала учащиеся хуже усваивают материал естественнонаучных предметов, чем при устном предъявлении, изложении материала учителем [3]. В значительной мере эффективность занятий повышается, если наряду с логическими рассуждениями обеспечивается наглядное воспроизведение каждой мыслительной операции. Такому требованию удовлетворяют рисунки, чертежи, сопровождающие этапы решения задачи, таблицы (производных, интегралов) и так далее. Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Можно сэкономить время, если выполнить расчетную часть задачи, исследования на компьютере.

Для контроля знаний помимо контролирующих вопросов удобно пользоваться учебно-контролирующей программой.

Информационные технологии в преподавании математики проводятся с целью систематизации теоретических знаний в соответствии с заданной темой, формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов, формирования умений использовать справочную литературу, электронные учебники, подготовки к выполнению более сложного материала.

В докладе представлена разработка интегрированного урока по теме « Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла с использованием табличного процессора МЕ ЕХЕЬ» для учащихся 11 класса.

Разработанные авторами уроки прошли «обкатку» в нескольких классах.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе с предложенной методикой и средствами изучения показали положительные результаты. Использование ИКТ вызывает интерес школьников настолько, что они с удовольствием работают за компьютером не только в специально отведенное, но и в свободное от учебы время.

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

139

Литература

1. Антонов, А.В. Системный анализ: учеб. для вузов / А.В. Антонов. - М.: Высш. шк., 2004. - 454 с.

2. Морено, Р. Изучение естественнонаучных предметов в виртуальной мультимедийной реальности: роль методов и средств / Р. Морено, Р.Э. Мэйер // Инновации в образовании. - №4. - 2005. - С. 153-155.

3. Л. Баггот ла Вель. Трансформация знания с помощью интеграционно-коммутативных технологий при изучении естественных наук по учебным программам, составленным учителями / Л. Баггот ла Вель, Э. Макфарлейн, Р. Браун // Инновации в образовании. - № 2. - 2005. -С. 127-129.

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Г.Г. Косарим (KGG321@yandex.ru)

Средняя общеобразовательная школа №6, г. Йошкар-Ола

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

В современных условиях русский язык приобретает все большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И.С. Тургенев. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием. Общество нуждается в людях думающих, с развитым мышлением, творцах и новаторах. Поэтому одно из центральных мест в начальной школе отводится изучению русского языка, т.к. этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Главной целью занятий по русскому языку является пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению, чтобы изучаемый материал становился для них более доступным, а работоспособность значительно повышалась.

Учителям в школе необходимо постоянно вводить новшества, делать свои уроки насыщенными, увлека -тельными, продуктивными, современными. Перед нами всегда стояла главная задача, чтобы заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, продуктивным, эмоциональным, запоминающимся и выразительным, нужно грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания, осуществлять индивидуальный подход к обучению. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям. В начале мы использовали компьютер в качестве удобной «пишущей машинки с памятью»: готовили с его помощью дидактические материалы, конспекты уроков; создавали списки, шаблонные формы; систематизировали документы в домашнем компьютере; готовили отчеты и т.д. Постепенно освоили программу для создания презентаций PowerPoint и стали создавать собственные презентации, которые получили применение на уроках. Большие возможности открылись перед нами, когда вышли в Интернет. Использование Интернет-ресурсов позволило представить вниманию учащихся ряд репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Рассматривание репродукций с картин активизирует детский словарь, развивает у учащихся умение выражать свои мысли при написании сочинений и одновременно способствует формированию у них правильных представлений об окружающем мире, любви к природе, к животным, к труду, человеку. Электронные пособия для учащихся начальных классов помогают разнообразить уроки, осуществить индивидуальный подход в обучении детей. Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме с использованием электронных ресурсов. Для проведения данных уроков необходим лишь один компьютер и мультимедийный проектор, который переносит изображение на экран. Это очень удобно для каждого учителя. Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально и без него невозможно современное образовании в начальной школе. Это для начальной школы означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Приоритетной целью начального образования является развитие функциональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.