УДК 364.048.2 ББК 74.200+51.2 А95
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ-БУКЛЕТ) В ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
БРЫЛИНА Н.Ю.1, РАДЗИХОВСКАЯМ.В.1, БАТИНК.О.1, ПЕШИКОВ О.В.2, ПЕШИКОВА М.В.2 1ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными
заболеваниями", Челябинск, Россия 2 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия
Аннотация
В статье рассказывается об использовании информационных технологий в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи Челябинской области на примере цифрового контент-буклета (Z-буклета) с целью информирования активной молодежи о проблеме ВИЧ/СПИДа посредством новых форматов и передача ими полученной информации людям из своего круга общения сбора их контактных данных для информирования о предстоящих мероприятиях.
Ключевые слова: профилактические мероприятия, профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи, лидеры мнения, информационные технологии, Z-card, Z-booklet, download cards, цифровой контент-буклет (Z-буклет), лидогенерация.
Актуальность. С 2011 года в Челябинской области ежегодный прирост новых случаев составляет в среднем 10%. За 9 месяцев 2017 года было установлено 2437 диагнозов ВИЧ-инфекция.
По данным ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", среди подросткового возраста 15-17 лет произошло значительное снижение новых случаев в 2,8 раза (за 9 мес. 2017 - 5 человек; за 9 мес. 2016 - 14 человек).
В Челябинской области половой путь инфицирования за 9 мес. 2017 года составил 58,7% (вырос на 5,5% в сравнении с 9 мес. 2016), в т.ч. у 45,1% мужчин (увеличение на 5,1% в сравнении с 9 мес. 2016 г.), у 77,8% женщин (увеличение на 5,8% в сравнении с 9 мес. 2016 г.). В 2017 среди подростков (15-17 лет) в 100% случаях инфицирования отмечен половой путь передачи ВИЧ, тогда как за 9 мес. 2016 данный показатель составлял 64%.
В связи с крайне неблагополучной ситуацией по ВИЧ-инфекции как в России в целом, так в Челябинской области в частности наибольшую актуальность приобретает профилактика, как основа противодействия распространению ВИЧ-инфекции.
Под профилактическими или превентивными мероприятиями подразумевается комплекс действий, направленных на предотвращение
передачи ВИЧ, который осуществляется вне зависимости от того, обнаружен или нет конкретный источник (источники) ВИЧ [5].
Профилактические мероприятия должны быть направлены на всестороннее информирование населения о путях передачи ВИЧ-инфекции, способах защиты и мерах профилактики, пропаганду здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
Подростки и молодежь рассматривают как группу риска в плане заражения ВИЧ в связи с тем, что при вступлении в самостоятельную жизнь они проходят фазу экспериментов в области сексуального поведения [7].
В век современных технологий трудно привлекать молодежь к проблеме ВИЧ/СПИДа стандартными инструментами и формами [10] (листовками, плакатами, лекциями и т.п.).
Уровень развития современных
коммуникационных сетей, компьютерной техники и программного обеспечения позволяет говорить об актуальности использования информационных технологий в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи.
Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [2].
При использовании информационных технологий в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи основной целью является производство информации для ее анализа молодыми людьми и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
В 2017 году ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" совместно со специалистами был разработан проект -цифровой контент-буклет (Z-буклет), целью и задачами которого было определено информирование активной молодежи (лидеров мнения - в теории коммуникации - люди, выступающие в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации [9]) о проблеме ВИЧ/СПИДа посредством новых форматов и передача ими полученной информации людям из своего круга общения; предоставление тематического контента для профилактических мероприятий; лидогенерация - сбор контактных данных (под "лидом" подразумеваются контакты (номер телефона, email и т.д. [4]) для донесения необходимой информации в дальнейшем; мотивирование к прохождению теста на ВИЧ.
На рынке полиграфической продукции становится популярным использование Z-card/Z-booklet, которые являются бумажным носителем особого формата сложения с двумя твердыми обложками (рис. 1).
информации; информация легко читаема, логически упорядочена; доступна "на бегу". Формат Z-card позволяет компактно разметить большое количество материала.
Цифровые контент-карты (download cards) часто используют на западе в различных сферах (рис. 2).
Always on the lookout (or ne* recruto To increase mttaiy rKiuitmg numter
Рис. 2. Цифровые контент-карты для армии США
На карте, как правило, есть код СМС-активации или QR-код (рис. 3) переходом на страницу для получения доступа к бесплатному контенту (музыка, видео, книги, каталоги, картинки и т.п.) пользователем. Активация кода осуществляется при помощи сотового телефона, благодаря чему происходит лидогенерация телефонных номеров.
Рис. 1. Форматы Z-card
Преимущества Z-card/Z-booklet, перед другими бумажными носителями: маленькая и компактная; простая и удобная в использовании; мобильная - легко носить с собой, например, в кармане; обложка карты надежно защищает ее содержимое; высокая информативность в сочетании с привлекательным дизайном; возможность длительного хранения
Рис. 3. QR-код на Z-card
Лидогенерация позволяет получать личные данные пользователей, предоставляемые ими
самими, с целью дальнейшего смс-оповещения с помощью как бесплатных (посредством бесплатного сервиса на сайтах сотовых операторов), так и платных сервисов, например, о массовых профилактических акциях, дате, времени и месте работы мобильных пунктов экспресс-тестирования, распространения
ссылок на профилактические ролики и др.
Цифровой Z-буклет - это соединение двух описанных выше форматов.
Регистрация префикса (администратор ресурса должен сообщить администратору процессов, что одно или более имя пути теперь является его доменом ответственности - иными словами, что он готов обрабатывать клиентские запросы, относящиеся к этим именам путей [8]) будет осуществляться на коротком номере 2420 для лидогенерации телефонных номеров и СМС активации доступа к контенту, за что с абонента будет сниматься плата в размере не более 2 рублей (это требования сервиса, возврат денежных средств абонентам проблематичен), о чем он будет несколько раз предупреждены как буклете, так и при активации кода (рис. 4).
Контент буклета "Что важно знать о ВИЧ" будет содержать стандартную информацию -основные понятия, пути передачи, способы защиты от заражения, сопровождающуюся яркими картинками (на одной стороне) и информацию с интересными фактами (история первого презерватива, мифы о ВИЧ, экспресс-тестирование и др.), а также контактные данные и призыв пройти тест на ВИЧ (на другой стороне).
Цифровой контент Z-буклета будет включать в себя музыку различных направлений, художественные фильмы, в том числе
тематические, ролики по профилактике ВИЧ, а также информационные материалы по профилактике ВИЧ (буклеты, листовки, плакаты и др.). Контент будет обновляться с определенной периодичностью с целью стимулирования молодых людей пользоваться данным сервисом не один раз.
Рис. 3. Цифровой 7-буклет "Что важно знать о ВИЧ"
Планируется изготовление 10000 буклетов. Они будут распространяться точечно среди молодежи, в основном студентов, - самых активных (лидеров мнения) с целью передачи информации и привлечения к участию в профилактических мероприятиях людей из своего круга общения. Презентация цифрового 2-буклета с массовой раздачей будет осуществлена 1 декабря на международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов "Молодежь в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Южный Урал-2017" в рамках работы практических площадок.
Список литературы
1. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике /В.В. Кихтан, - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -160 с.
2. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kunegin.narod. ru/index.html.
3. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it.shtml
4. Лидогенерация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Лидогенерация
5. Профилактика заражения ВИЧ. Методические рекомендации. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. - 51 с.
6. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста /Н.А. Сирота, Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская и др. -М., 2009. - 270 с.
7. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. К.Г. Гуревича, Л.М. Шипицыной. - М., 2006. - 80 с.
8. Регистрация префикса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wm-help.net/lib/b/book/2659050653/115
9. Секреты работы с лидерами мнений в социальной среде // Виртуальный инфоцентр. Электронный ресурс: http://korrch.com/secret/sekrety-raboty-s-liderami-mnenii-v-sotsialnoi-srede
10. Шлепотина Н.М. Опыт проведения мероприятий, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Н.М. Шлепотина, И.В. Красильникова, М.В. Пешикова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2, №3 (14). - С. 79-82.
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY (DIGITAL CONTENT BOOKLET) IN THE PREVENTION OF HIV INFECTION AMONG YOUNG PEOPLE IN CHELYABINSK REGION
BRYLINA N.Y.1, RADZIKHOVSKAYA M. V.1, BATIN K.O.1, PESHIKOV O.V.2, PESHIKOVA M.V.2 1 Regional Center for prevention and control of AIDS and infectious diseases, Chelyabinsk, Russia 2 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article tells about the use of information technology in the prevention of HIV infection among young people of Chelyabinsk region on the example of the digital content of the booklet (Z-booklet) to inform active youth about HIV/AIDS through new formats and transfer the received information to people from your circle of friends collecting their contact details to keep informed of upcoming events.
Keywords: preventive measures prevention of HIV infection among young people, opinion leaders, information technology, Z-card, Z-booklet, download cards, digital content booklet (Z-booklet), lead generation.