Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при проведении химического эксперимента со школьниками, обучаемыми на дому'

Использование информационных технологий при проведении химического эксперимента со школьниками, обучаемыми на дому Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / АЛГОРИТМ / НАТУРНЫЙ И КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ / УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовит Светлана Олеговна

Рассматривается вопрос применения электронных ресурсов для организации химических опытов учащимися, которые обучаются на дому. Предложены варианты сочетания натурного и компьютерного эксперимента при проведении домашнего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при проведении химического эксперимента со школьниками, обучаемыми на дому»

Использование информационных технологий при проведении химического эксперимента со школьниками, обучаемыми на дому

С.О. Пустовит, ФГБОУВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ассистент кафедры химии, [email protected]

Аннотация. Рассматривается вопрос применения электронных ресурсов для организации химических опытов учащимися, которые обучаются на дому. Предложены варианты сочетания натурного и компьютерного эксперимента при проведении домашнего эксперимента.

Ключевые слова: домашний химический эксперимент, виртуальная лаборатория, алгоритм, натурный и компьютерный эксперимент, правила техники безопасности, учебная проблема.

Химия является экспериментальной наукой, поэтому важное место в химическом образовании школьника занимает умение выполнять химический эксперимент. Его проведение требует специально организованного кабинета или лаборатории: особые условия, оборудование, реактивы. Но не все учащиеся имеют возможность работать в помещении, специально приспособленном для этих целей: особого внимания и организации требует осуществление опытов школьниками, обучаемыми на дому.

Учёные-методисты и учителя химии предлагают учащимся общеобразовательных школ выполнять домашние лабораторные опыты и практические работы [3, 6], которые способствуют развитию осознанного интереса к предмету, повышению успешности обучения. В каждом доме есть своеобразная «химическая лаборатория», в которой можно выполнить опыты с самыми различными веществами. Однако многие вещества обладают особыми свойствами, и опыты с ними требуют особого оборудования при их проведении.

Приёмы, предлагаемые авторами для проведения домашнего эксперимента [1, 3, 5, 6], повышают наглядность образовательного процесса. Однако они имеют ряд ограничений. Многие из них могут быть осуществлены из-за сложности для детей с ограниченными возможностями, недоступности отдельного оборудования и реактивов, невозможности соблюдения всех необходимых правил техники безопасности в домашних условиях. Поэтому в отношении обучаемых на дому выполне-

ние эксперимента целесообразно дополнять компьютерными версиями опытов.

Демонстрация электронной версии опыта целесообразно, если вещества токсичны и манипуляции с ними не могут быть реально представлены на практике, опыты с редкими и дорогостоящими химическими веществами, при длительности эксперимента; опыты, ранее неоднократно проведённые учащимся; при инструктаже по технике безопасности перед проведением химического эксперимента, при подготовке школьника, в том числе, к практической работе. Например, ряд методистов важное место отводят использованию видеофрагментов с химическим экспериментом и виртуальной химической лаборатории, применяемых для организации практических работ в условиях невозможности их реального проведения, например, по теме «Ароматические углеводороды» [7].

Практическое обращение с веществами имеет большое значение в развитии экспериментальных умений школьников. Реальные манипуляции с ограниченным кругом веществ, доступных для обучаемых на дому, расширяет применение в образовательном процесса виртуальной лаборатории. Для некоторых детей-инвалидов в силу физических ограничений данный вид химического экспериментирования является единственно доступным. Виртуальные химические лаборатории предлагают выполнение химических опытов по всем темам школьного курса химии. В них особое внимание обращается авторами электронного пособия на соблюдение правил техники безопасности. Химические опыты проводятся в лаборатории, представленной на экране монитора, с использованием всего необходимого для опыта оборудования и химических реактивов. Учащимся предоставляется возможность собирать химические установки, проводить в них опыты, в ряде случаев делать соответствующие измерения [4].

Виртуальный химический эксперимент, выполненный в форме видео и анимации, даёт возможность предлагать учащимся выполнить, либо описать химический эксперимент в форме домашнего задания, что способствует формированию понятий и предметных умений по химии. Самостоятельное, практически без помощи посторонних, выполнение химических опытов, также способствует формированию познавательных мотивов, развитию интереса к исследовательской деятельности, личностных качеств ученика, осознанию своих возможностей и самоутверждению в процессе выполнения практической деятельности. Кроме того, учащийся применяет знания по химии для изучения того, что непосредственно его окружает - мира веществ. А поскольку мир обучаемого на дому обычно сильно сужен, домашний химический эксперимент в сочетании с компьютерным «обогащает» воображение, способствуя

развитию не эмпирического, а теоретического мышления, которое находится на более высоком уровне, стимулирует познавательные интересы к изучению химии.

Использование компьютерного опыта позволяет учителю акцентировать внимание на особенностях протекания химического процесса, обращать внимание на определённые узлы и детали установки, применять компьютерный вариант химического эксперимента для создания проблемной ситуации. Например, при совершенствовании знаний о свойствах фосфора возможна реализация учебной проблемы с привлечением демонстрации химического опыта «Взрыв смеси бертолетовой соли с красным фосфором», проведение которого в массовой школе и домашних условиях невозможно из-за опасности, либо недоступности реактивов. Её решение учащийся осуществляет в ходе самостоятельной работы с соответствующим компьютерным видеофрагментом, литературными источниками и при имеющейся возможности с ресурсами Интернета.

На наш взгляд, на достаточном уровне доступности для учащегося находится, к примеру, решение учебных проблем, связанных с разделением смесей серы и железа (магнитом), методами декантации, отстаивания, фильтрования. При этом электронные версии опытов по разделению смесей на основе физических свойств можно использовать в качестве инструктажа, в том числе по правилам техники безопасности на практическом занятии «Очистка поваренной соли от примесей». В отношении учащихся, обучаемых на дому, демонстрация компьютерного опыта имеет особое значение, поскольку «классический» школьный эксперимент отличается по своему исполнению выбором оборудования и реактивов и требует в данном случае от учащегося творческого подхода. Поэтому электронные версии опытов служат не столько образцом, сколько основой для выявления принципа применяемого метода и опорой для построения общего подхода к решению качественной задачи, что способствует формированию других групп предметных (умения решать задачи, пользоваться химическим языком [2]), обобщённых умений и становлению учебной деятельности школьника в целом.

При формировании предметных умений по химии, в том числе экспериментальных, мы учитываем динамику компонентов учебной деятельности. Учебная цель становится мотивом (интериоризация целей), когда, например, логико-познавательное противоречие в создаваемой проблемной ситуации вызывает потребность в усвоении новых знаний и умений. Учебное действие постепенно становится операцией: действие теряет самостоятельное значение и является частью шага в выполнении умения. К примеру, переливание растворов веществ, первоначально имея свою цель, в процессе фильтрования становится операцией. По-

требность использовать чистую воду становится мотивом по её очистке, т. е. преобразуется в мотив, цели реализуются в конкретных действиях и т. д. Поэтому экспериментальные умения имеют значение не сами по себе, а как способы приобщения учащегося к культурному опыту, адаптации в окружающем его мире веществ, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Экспериментальные умения являются не только объектом изучения, но также важнейшим условием развития обобщённых умений, средством подготовки учащихся к жизни путём установления связи теории с практикой, приобретения учащимся опыта решения проблем практического характера: формирование предметных, в том числе экспериментальных умений, по химии способствует повышению качества подготовки обучаемых на дому.

Выделением общих приёмов решения задач в виде алгоритмов и алгоритмических предписаний при решении экспериментальных задач по химии [2] способствует интеграции экспериментальных умений. Использование алгоритмов и алгоритмических предписаний при выполнении заданий обобщённого характера и специфических предметных, включая решение качественных и количественных задач, подробно изложено в работах С.А. Волковой, Г.М. Грученко, Д.П. Ерыгина, Н.Е. Кузнецовой, В.С. Полосина, Е.А. Шишкина и других исследователей -методистов. Привлечение обучаемых к составлению алгоритмов решения задач данного типа возможно на основе анализ нескольких опытов, например, на получение или очистку вещества с дальнейшим применением выводов в новой для учащегося ситуации, что в условиях жёсткой ограниченности химического эксперимента в «домашней лаборатории» в некоторой степени позволяет преодолеть демонстрация виртуальных опытов.

Предлагаем учащемуся выполнить практическую работу на очистку поваренной соли от нерастворимых в воде примесей? В процессе эвристической беседы приходим к выводу - алгоритму решения задачи. Вопросы беседы.

4. Какие химические свойства различаются у поваренной соли и примесей в ней?

5. Что произойдёт при помещении поваренной соли в химический стакан с водой?

6. С каким типом смеси мы теперь имеем дело?

7. Можно ли применить магнит для разделения смеси?

8. В чём состоит суть методов отстаивания и декантации? Достаточно ли чистым будет раствор при их использовании для разделения представленной смеси?

(Демонстрация компьютерных опытов «Отстаивание», «Декантация»).

4. Для лучшего оседания осадка применяют метод центрифугирования. (Демонстрация виртуального опыта «Центрифугирование»).

17. В какой химической посуде проводят центрифугирование? Можно ли разделить таким способом 0,5 л смеси?

18. 7. Можно применить метод фильтрования? (Демонстрация виртуального опыта «Фильтрование»).

19. Какое лабораторное оборудование применяют для фильтрования? Как укрепляют стеклянную воронку в кольце лабораторного штатива? Для чего используют стеклянную палочку?

(Демонстрация приёма изготовления простого фильтра из фильтровальной бумаги).

20. Фильтрат содержит соль в растворённом виде. Часто поваренная соль нужна в кристаллическом виде, а не в виде раствора. Какой метод позволит быстро удалить воду из раствора? (Демонстрация виртуального опыта «Выпаривание»).

21. Какую лабораторную посуду используют для выпаривания вещества из раствора?

22. Чем в домашних условиях можно заменить химическое оборудование, необходимое для фильтрования загрязнённого раствора поваренной соли, и выпаривания?

23. Как удалить воду из раствора?

Мы предлагаем учащимся, обучаемым в домашних условиях, различные варианты качественных, в том числе экспериментальных задач. При формировании понятий «чистое вещество» и «смесь» можно выполнить также следующие опыты, модифицируя демонстрируемые на компьютере версии по разделению веществ:

1. Разделите смесь речного песка и сахарного песка.

2. Разделите смесь соды и древесного угля.

3. Предложите способ разделения мела и поваренной соли.

4. Перегонка воды [6].

5. Хроматография на бумаге (разделение методом хроматографии на бумаге следующих смесей:

а) спиртовой раствор «зелёнки»;

б) водный раствор чёрной туши для чертёжных работ [5] и другие. Предлагаем учащимся выполнение домашнего эксперимента при

исследовании объектов природы, к примеру, на определение рН с помощью универсальной индикаторной бумаги и объяснение полученных результатов, осуществляя тем самым межпредметные связи с изучением равновесия экосистем по биологии и экологии. Учащийся использует электронные ресурсы для решения проблемных задач интегративного характера, решения экспериментальных задач с биологическим, экологическим, географическим содержанием. Например, можно предложить

учащемуся следующие экспериментальные задачи: докажите, что вода из-под крана содержит карбонаты; докажите, что в состав известняка входят карбонаты (природные ресурсы) - связь с географией; докажите, что хлорид аммония нельзя использовать для кислых почв - связь с биологией; мешают ли ионы калия подвижности карбонат-ионов в почвенном растворе. Необходимость применить знания в новой ситуации создаёт условия для возникновения проблемной ситуации, которую учащийся решает экспериментально, либо мысленно, приводя в качестве доказательства компьютерный опыт - видео или анимацию.

Как и в отношении эксперимента, осуществляемого в массовой школе, в условиях домашнего обучения мы придаём большое значение повтору учащимся химического опыта. Согласно С.Г. Шаповаленко, «повторять опыты также необходимо, как и всякий другой материал, однако нецелесообразно демонстрировать одни и те же опыты в одних и тех же связях» [8]. Целесообразно использовать один и тот же химический опыт в различных проблемных ситуациях для их создания и решения проблемных задач. Совершенствование экспериментальных умений мы осуществляем через включение одного и того же химического эксперимента в разные проблемные ситуации, что предполагает не механическую «отработку» действий, составляющих умение, в однообразной деятельности, а осмысленный выбор оборудования и реактивов, своеобразное открытие учащимся способа решения проблемной задачи, демонстрацию компьютерного опыта с различными дидактическими целями.

Таким образом, сочетание компьютерного и натурного эксперимента эффективно не только при классно-урочной системе обучения, но и при выполнении практической части программы по химии с детьми с ограниченными возможностями, которые, согласно «Закону об образовании» также имеют право на получение полноценного образования. Однако не следует пренебрегать натурными опытами, полностью вытесняя их электронными версиями, поскольку в методической литературе имеется достаточное количество рекомендаций по выполнению домашнего эксперимента, разработанного для повышения познавательного интереса учащихся массовой школы и простых по своему выполнению, не требующих особого оборудования, доступных для выполнения учащимися, обучаемыми на дому.

Литература

1. Бадаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из

опыта работы. М.: Просвещение, 1977. - 127 с.

2. Волкова (Герус) С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,

2003. - 160 с.

3. Гурова А.В., Рыбникова О.Е. Домашние практические работы по химии // Химия: методика преподавания. - 2005, №1. - С. 70 - 74.

4. Дорофеев М.В., Нагин Н.А, Лущай М.Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории // Химия в школе. - 2005. - №8. - С. 60 - 65.

5. Ерёменко Е.Б. Ведение домашнего эксперимента в процессе обучения химии семиклассников. ИД «Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

6. Исаев Д.С. Об использовании домашнего эксперимента в 8-11-м классах // Химия в школе. - 2009, №8. - С. 56 - 61.

7. Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. - 2005, №3. - С. 13 - 15.

8. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней шко-

ле (Общие вопросы): Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1963. - 667 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.