Научная статья на тему 'Химический эксперимент - способ решения познавательных и учебно-воспитательных задач'

Химический эксперимент - способ решения познавательных и учебно-воспитательных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуламова Мохигул Бахтиёровна, Рахимов Бекзод Бахтиёрович

В статье рассмотрены способ решения познавательных и учебно-воспитательных задач с помощью химического эксперимента, основная роль химического эксперимента в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии, познавательная роль для создания проблемных ситуаций или для решения проблемных задач, иллюстративное объяснение теоретической сути, привлечение внимания учащихся, с помощью которой он мог бы заинтересовать к своему предмету и к самой науке, воспитывающая роль, которая формирует научное мировоззрение учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химический эксперимент - способ решения познавательных и учебно-воспитательных задач»

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Гуламова М. Б.1, Рахимов Б. Б.2

1Гуламова Мохигул Бахтиёровна / Gulamova Mohigul Bahtiyorovna - учитель, 4-Академический лицей, Бухарский государственный университет;

2Рахимов Бекзод Бахтиёрович /Rahmov Bekzod Bahtiyorovich - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены способ решения познавательных и учебно-воспитательных задач с помощью химического эксперимента, основная роль химического эксперимента в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии, познавательная роль для создания проблемных ситуаций или для решения проблемных задач, иллюстративное объяснение теоретической сути, привлечение внимания учащихся, с помощью которой он мог бы заинтересовать к своему предмету и к самой науке, воспитывающая роль, которая формирует научное мировоззрение учащихся.

Ключевые слова: химический эксперимент, химический опыт, виртуальная лаборатория, обучения, компьютер.

Главное из важнейших средств обучения предмета химии является химический эксперимент. Прежде нужно ответить на вопрос, в чем же заключается важность химического эксперимента.

Химический эксперимент помогает иллюстративно объяснить теоретическую суть, то есть основные законы и превращения, составляющие основу науки химия. Эти законы для ученика должны бать не только формулировкой, которую нужно заучить. Учащегося к этой формулировке нужно подвести исходя из конкретных фактов, то есть из результатов эксперимента. Здесь раскрыта познавательная роль эксперимента.

При проведении химического эксперимента на уроках учитель старается подобрать опыт, где реакция не только раскрывает суть темы, но и наиболее красочна, чтобы привлечь внимание учащихся, с помощью которой он мог бы заинтересовать к своему предмету и к самой науки. Например, для определения некоторых ионов в неорганической химии или функциональных групп в органической химии используется:

- метод обесцвечивание растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами);

- метод окрашивания растворов или веществ (реакции с красной кровяной солью, биуретовая или ксантопротеиновая реакция на белки, и т. д.);

- метод осаждения (кристаллизация, образование цветных осадочных веществ -осаждение оксида марганца в виде черного осадка, осаждение галогенидов серебра, осаждение фосфатов) [1].

Химический эксперимент в процессе обучения выполняет три основных роли:

- познавательная роль, благодаря которой ученик усваивает основы химии, решает практические проблемы, делает выводы о значении химии в современной жизни;

- воспитывающая роль, которая формирует научное мировоззрение учащихся, убеждённость и идейную потребность в необходимости труда, также, которая важна для ориентации учеников на соответствующие профессии;

- развивающая роль, которая служит для приобретения и совершенствования научных и практических навыков.

Эксперимент служит доказательством объективности научных знаний о природе, свидетельством доступности мира познанию человека, основанием возможности целенаправленного преобразования природы [1].

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии:

- как необходимое, а очень часто единственное средство доказательства правильности или ошибочности сделанного предложения;

- как единственное средство для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с учебным оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ;

- как метод проверки элементов ЗУН (знания, умения, навыки) учащихся;

- как средство формирования интереса учащихся к изучению химии, развития у них наблюдательности, стремления к самостоятельному поиску, совершенствованию знаний и применению их на практике.

Важная роль экспериментов в учебно-воспитательном плане является политехническая подготовка учащихся. Учащиеся должны познакомиться с химическими превращениями в виде реакций, лежащими в основе производственных процессов. Этого можно достигнуть проведением как демонстрационных опытов учителем, так и самими учащимися [2].

К вышесказанным словам можно добавить, что с каждым днём познание науки тесно связывается со средствами информационно-коммуникационных технологий. Прежде чем проводить опыт, учащийся без помощи учителя благодаря виртуальной лаборатории решает теоретическую задачу химического эксперимента, где компьютер, точнее программа направляет ученика, указывает поэтапное действие, исправляет допустимые ошибки - даёт опорные знания, готовя учащегося к реальному химическому эксперименту.

Такой вид эксперимента называется демонстрационный, который используется в следующих случаях:

- когда учащиеся, особенно на первых этапах обучения, не владеют достаточной мере техникой выполнения опытов, а потому не в состоянии выполнять их самостоятельно;

- когда техническое оснащение опыта сложно для учащихся или отсутствует соответствующее оборудование в достаточном количестве;

- в целях экономии времени и недостаточного количества реактивов;

- когда по внешнему эффекту и убедительности демонстрация превосходит опыт, выполняемый учениками (взрывные реакции);

- когда по условиям техники безопасности учащимся запрещено использование некоторых веществ [3].

Следовательно, химический эксперимент - это своеобразный объект изучения, метод исследования, источник и средство нового познания. Химический эксперимент «пронизывает» любой общий метод, выполняя в каждом случае особую роль, помогая решать задачи обучения и воспитания.

Литература

1. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. М.: Просвещение,

1970. С. 89.

2. Беликов А. А. Эксперимент на уроках химии. Киев: Радьянская школа, 1998.

3. Дрижун И. Л. Комплексный подход к постановке демонстрационного химического

эксперимента: Межвузовский сборник научных трудов // Совершенствование

содержания и методов обучения химии в средней школе. Л., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.