Научная статья на тему 'Использование историко-химического эксперимента с целью активизации познавательной деятельности учащихся'

Использование историко-химического эксперимента с целью активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ / HISTORIC CHEMICAL EXPERIMENT / IMPROVING STUDENTS' COGNITIVE INTEREST AT CHEMISTRY LESSONS / ACHIEVING TARGETS FOR LEARNING / ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ / EDUCATION AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкин И. В.

В статье дано определение историко-химического эксперимента (ИХЭ), рассмотрены причины выбора ИХЭ как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии, представлены конкретные задачи обучения, воспитания и развития, которые решает ИХЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HISTORIC CHEMICAL EXPERIMENT FOR THE PURPOSE OF IMPROVING STUDENTS COGNITIVE INTEREST

The article defines a historic chemical experiment (HCE), gives the reasons for choosing HCE as a means of improving students cognitive interest in the course of learning chemistry, presents specific targets for learning, education and development which can be achieved by using HCE.

Текст научной работы на тему «Использование историко-химического эксперимента с целью активизации познавательной деятельности учащихся»

#

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

USE OF HISTORIC CHEMICAL EXPERIMENT FOR THE PURPOSE OF IMPROVING STUDENTS' COGNITIVE INTEREST

И. В. Галкин

В статье дано определение историко-химического эксперимента (ИХЭ), рассмотрены причины выбора ИХЭ как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии, представлены конкретные задачи обучения, воспитания и развития, которые решает ИХЭ.

Ключевые слова: историко-химический эксперимент; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии; решение задач обучения, воспитания и развития.

I. V. Galkin

The article defines a historic chemical experiment (HCE), gives the reasons for choosing HCE as a means of improving students' cognitive interest in the course of learning chemistry, presents specific targets for learning, education and development which can be achieved by using HCE.

Keywords: historic chemical experiment; improving students' cognitive interest at chemistry lessons; achieving targets for learning, education and development.

Познавательная активность учащихся формируется в процессе обучения химии в школе различными методами и средствами. Однако в методике преподавания химии не разработаны подходы с применением историко-химического эксперимента. Историко-химический эксперимент - это эксперимент, который был поставлен в определенный исторический момент развития науки, намеренно или случайно, и послужил источником открытия закона или создания теории, которые способствовали поступательному развитию науки.

ИХЭ в качестве средства формирования познавательной активности и интереса учащихся был выбран по следующим причинам: во-первых, эксперимент на уроках химии является одним из средств, подтверждающих теоретический материал; во-вторых, он является специфическим методом обучения и формирования познавательной активности учащихся, благодаря которому происходит восприятие и осмысление химических понятий, законов и закономерностей; в-третьих, использование на уроках ИХЭ дает учащимся представление о методологии науки, историко-биографических данных и позволяет представить материал на высоком научном уровне. Преподавание химии должно быть организовано так, чтобы учащиеся видели: химическая наука не собрание застывших истин, а результат общественно-исторического прогресса.

Идея использования истории химии в качестве основы для построения учебных программ средней школы интересовала советских методистов-химиков с начала XX в. Историзм является одним из методов научного познания и заключается в установлении историко-логических соотношений между понятиями, теориями и явлениями.

Принцип историзма в учебно-образовательном процессе может служить и основой построения программы

обучения, и необходимым условием формирования у учащихся знаний основ наук. Однако должного внимания вопросам использования исторического подхода при изучении химии в методике ее преподавания до сих пор не уделялось.

В реализации принципа историзма при обучении химии можно выделить три подхода, которые имеют свои достоинства и недостатки. Первый подход состоит в изложении истории открытия химических явлений, законов в том виде и в той последовательности, в которых они были открыты, с постепенным переходом к современному состоянию данного вопроса. Но механический перенос хода развития науки в содержание учебного предмета приводит к тому, что учащиеся вынуждены прослеживать весь долгий путь к истине, а значит, усваивать больший объем учебного материала. Перегрузка историческими сведениями также создает ситуацию, при которой современное теоретическое обоснование химических закономерностей может быть рассмотрено лишь в конце курса, как итог развития науки, и есть опасность, что учащиеся овладеют знаниями современной науки не в полной мере, а только частично. Второй подход к реализации принципа историзма выражает точку зрения, что школа должна давать преимущественно те знания, которые прочно устоялись в системе наук, но в этом случае учащиеся лишаются возможности ознакомиться с методами научного познания, способами получения знаний в науке. У учащихся может сформироваться представление о химии как о чем-то застывшем и неизменном, а знания будут носить характер разрозненных фактов. Предъявление готового знания лишает учащихся творческой исследовательской деятельности, а учителя - возможности постановки проблемной ситуации, также существует опасность, что учащиеся потеряют интерес к предмету и про-

Ф

цессу познания вообще. Недостатки этих подходов затрудняют реализацию учителем принципа историзма при обучении химии. Нами был предложен третий подход к реализации принципа историзма на уроке химии - введение ИХЭ в качестве средства и метода обучения. При этом содержание исторического материала построено таким образом, что учащиеся получают достаточно полное представление о том, как обстояли дела раньше, как сейчас и даже что будет в перспективе.

ИХЭ как средство и метод обучения учащихся химии решает триединую задачу: обучение, воспитание и развитие учащихся.

1. Обучение:

- формирование понятий химической науки;

- формирование историко-химического содержания;

- формирование умений и навыков работы с химическим оборудованием;

- накопление опыта соблюдения правил техники безопасности при проведении эксперимента;

- закрепление знаний, умений и навыков.

2. Развитие:

- технологической грамотности;

- практических умений и навыков: конструирование, моделирование; выполнение операций; умение разбираться в схемах, приборах, оборудовании; собирать оборудование; обработка данных эксперимента;

- умений работать с литературой;

- логического стиля мышления;

- критического стиля мышления;

- познавательной активности учащихся.

3. Воспитание:

- методологическое - коммуникативность, рефлексивность, самоанализ;

- технологической культуры.

Поливариантные возможности ИХЭ определяют этому средству и методу обучения важное место при обучении химии. Важной задачей ИХЭ является уровень познавательной активности учащихся. Для решения этой задачи ИХЭ должен отвечать определенным специфическим требованиям:

1. Соответствие эксперимента учебному плану и возрастным особенностям учащихся.

2. Соответствие современным представлениям в науке.

3. Соответствие техническим возможностям школьного кабинета.

4. Соответствие дидактическим задачам обучения (проблемный характер эксперимента, возможность постановки и доказательства гипотезы, возможность модернизации техники проведения опыта, возможность переноса знаний в другие темы и пр.).

Использование ИХЭ в качестве средства и метода активизации познавательной деятельности может протекать различными путями. Первый путь заключается в том, что учитель начинает беседу с учащимися по заранее созданному конспекту, содержащему историко-химический материал. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, тем самым создается возможность опросить большее количество уча-

щихся на каждом уроке. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками диалога, учитель выступает в качестве лектора, слушателя и контролера, в той же роли выступают и сами учащиеся, но химический эксперимент проделывает сам учитель, то есть роль экспериментатора принадлежит учителю. Второй путь схож с первым, но отличается тем, что эксперимент проводится совместно учителем и учащимися, но учитель является руководителем, а учащиеся играют роль помощников. Третий путь отличается от предыдущих тем, что основная роль в проведении эксперимента ложится на учащегося, а учитель является помощником. Четвертый путь заключается в том, что эксперимент полностью проводит ученик под присмотром и контролем учителя. Можно идти различными путями: поэтапно, то есть вводить каждый способ последовательно на протяжении всего курса обучения, либо следовать постоянно по одному из направлений.

Первое, по-нашему мнению, более целесообразно, потому что задачей учителя является постепенное и всестороннее развитие учащихся. Таким образом школьники приучаются к самостоятельной практической деятельности, их уровень познавательной активности повышается.

Пример - применение ИХЭ на уроке при изучении темы «Закон постоянства состава веществ».

В основе урока лежит реальный исторический факт - полемика между двумя известными французскими учеными-химиками Клодом Луи Бертолле (1748-1822) и Жозефом Луи Прустом (1754-1826) в 1801-1808 гг.

В начале урока учитель условно делит класс на две команды. Первая команда - сторонники Жозефа Луи Пруста: «вещества имеют постоянный состав, независимо от способа получения». Вторая команда - сторонники Клода Луи Бертолле: «состав веществ непостоянен, химические соединения изменчивы».

Учащиеся из первой команды, стоящие на позиции Жозефа Луи Пруста, объясняют, что идея постоянства состава не голословна, а выводится на основании многочисленных химических экспериментов. Например, оксид цинка ZnO (белый порошок) получается как при сжигании цинка:

2Zn + О2 = 2ZnO, при I > 225 °С, так и в результате обжига сфалерита (цинковой обманки -ZnS), привезенного из различных областей Испании и других стран:

2ZnS + 302 = 2ZnO + 2SO2, и даже ничем не отличается от полученного в результате следующих реакций:

ZnS04 + 2Na0H (разб.) = №^04 + Zn(0H)2, затем разложение при высокой температуре: Zn(0H)2 = Zn0 + Н2О.

Учащиеся из второй команды, согласные с мнением Клода Луи Бертолле, считают, что состав веществ непостоянен и зависит от условий эксперимента. Проводя опыты с различными веществами, изучая их состав и свойства, Бертолле пришел к выводу, что вещества постоянного состава получаются лишь в тех случаях, когда исходные вещества взяты в определенном соотношении и соблюдены условия

#

реакции. Бертолле считал, что состав веществ зависит от примесей, которые могут влиять на ход самой реакции. В начале XX в. русский советский химик Николай Семенович Курнаков (1860-1941) открыл так называемые интерметаллические соединения, не имеющие постоянного состава. Такие соединения образовывали алюминий и магний, свинец и натрий и другие пары металлов. Современной науке известны и другие примеры. Так, например, титан образует с кислородом несколько оксидов переменного состава, важнейшими из которых являются TiO146-1 56 и TiO19-20. Формулы соединений такого рода не указывают на состав молекулы, так как соединения переменного состава имеют не молекулярную, а атомную структуру, и лишь отражают границы состава вещества. Пределы возможных изменений состава у различных соединений различны и, кроме того, зависят от температуры. Такие соединения Курнаков назвал бертоллидами в честь Бертолле.

Сторонники Пруста в качестве доказательства его идей проводят историко-химический опыт. При нагревании порошка железа и серы в массовых отношениях 7:4 получается сульфид железа FeS. Но если смешать 10 г железа и 4 г серы, то также получится сульфид железа FeS, а 3 г железа в реакцию не вступят. Это говорит о том, что реагирующие вещества вступают в реакцию в определенных массовых отношениях.

Известно, что в сульфиде железа на один атом железа приходится один атом серы. Учитывая численные значения атомных масс железа и серы, можно подсчитать, что они вступают в соотношениях 7:4. Ar(Fe) : Ar(S) = 56:32 = 7:4.

Далее в условиях школьной химической лаборатории сторонники постоянства состава веществ проводят химические эксперименты по получению аммиака различными способами. В первом опыте они демонстрируют получение аммиака нагреванием смеси хлорида аммония и гидроксида кальция:

2NH4Cl + Са(ОН)2 = СаС12 + 2NH3f + 2Н2О .

Во втором опыте аммиак получается при нагревании смеси хлорида аммония и гидроксида калия:

NH4Cl + КОН = KCl + NH3T + Н2О .

Для того чтобы подтвердить, что в обоих экспериментах образовался аммиак, необходимо пробирку с собранным аммиаком поместить в стакан с водой, затем в полученный раствор аммиака добавить фенолфталеин и наблюдать за изменением его цвета: образовавшийся гидроксид аммония (ИН3 + Н20 = ИН4ОН) является основанием, поэтому фенолфталеин придает раствору малиновый цвет.

Таким образом, делают вывод сторонники Пруста, закон постоянства состава можно сформулировать следующим образом: каждое химически чистое вещество, независимо от местонахождения и способа получения, имеет один и тот же состав.

Сторонники взглядов Бертолле приходят к выводу, что такая закономерность справедлива лишь для веществ молекулярного строения, и вносят свои уточнения в формулировку закона: каждое химически чистое вещество молекулярной структуры, независимо от местонахождения и способа получения, имеет один и тот же состав.

Организация урока-дискуссии с проведением ИХЭ активизирует учебно-образовательную деятельность учащихся, способствует более успешному их обучению и развитию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диогенов Г. Г. История открытия химических элементов. - М.: Учпедгиз, 1960.

2. Монолов К. Великие химики: в 2 т. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Мир, 1985. - 465 с.

3. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.

4. Фигуровский Н. А. История химии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по хим. и биол. спец. -М.: Просвещение, 1980. - 224 с.

5. Жамбулова М. Ш. Развитие неорганической химии (историко-методологический аспект). -Алма-Ата: Наука, 1981. - 187 с.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.