Научная статья на тему 'О необходимости учебного эксперимента на уроках технологии'

О необходимости учебного эксперимента на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / TEACHING METHODS / EDUCATIONAL EXPERIMENT / DEMONSTRATION EXPERIMENT / LABORATORY EXPERIMENT / VIRTUAL EXPERIMENT / INTERDISCI PLIN ARY RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Людмила Геннадьевна

В статье идет речь о таком важном методе обучения, как учебный эксперимент, который практически не используется в технологической подготовке учащихся, хотя обладает несомненным дидактическим потенциалом. Методика организации учебного эксперимента становится особенно актуальной в свете перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the necessity of educational experiment for lessons on Technology

The focus of the paper is an important teaching method “Educational experiment” which is almost never used in technological training but has a certain didactic potential. The methods of educational experiment become notably relevant in the course of transition to the State Educational Standards of the 2nd generation.

Текст научной работы на тему «О необходимости учебного эксперимента на уроках технологии»

Примечания

1. Петрова Н. А. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама. Пермь, 2001. С. 28, 54.

2. Мандельштам О. Э. Слово и культура. М., 1987. С. 40-41.

3. Гинзбург Л. Я. Ахматова. Несколько страниц воспоминаний // Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989. С. 360.

4. Гумилев Н. С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1991. С. 110.

УДК 812

Л. Г. Казакова

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье идет речь о таком важном методе обучения, как учебный эксперимент, который практически не используется в технологической подготовке учащихся, хотя обладает несомненным дидактическим потенциалом. Методика организации учебного эксперимента становится особенно актуальной в свете перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.

The focus of the paper is an important teaching method "Educational experiment" which is almost never used in technological training but has a certain didactic potential. The methods of educational experiment become notably relevant in the course of transition to the State Educational Standards of the 2nd generation.

Ключевые слова: методы обучения технологии, учебный эксперимент, демонстрационный эксперимент, лабораторный эксперимент, виртуальный эксперимент, межпредметные связи.

Keywords: teaching methods, educational experiment, demonstration experiment, laboratory experiment, virtual experiment, interdisci plin ary relationships.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения требуют от учителя изменения методов обучения.

Современный ученик должен иметь широкий технологический кругозор, мыслить нестандартно, понимать суть явлений, происходящих в технологических процессах: обработка конструкционных материалов, декорирование изделий, приготовление пищи и др.

В новой примерной программе по технологии сделан акцент на формирование исследовательских умений учащихся. Так, метапредмет-

© Казакова Л. Г., 2012

ными результатами обучения наряду со многими другими должны являться «виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов», а предметными результатами в трудовой сфере - «проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда» [1].

Традиционными для уроков технологии являются словесные методы (объяснение, беседа), наглядные методы (демонстрация объектов труда и приемов работы), практические методы (упражнения, инструктаж, практические работы, лабораторные работы).

Учебный эксперимент как таковой на уроках технологии практически не используется, исключение составляют лабораторные работы по материаловедению конструкционных материалов, во время выполнения которых учащиеся сами исследуют свойства ткани, древесины, металлов и получают знания опытным путем.

Таким образом, «Материаловедение» - практически единственная тема в курсе «Технология», для изучения которой учебный лабораторный эксперимент является основным методом обучения.

Эксперимент на уроке преследует, прежде всего, не получение объективно нового результата, а развитие у учащихся умения самостоятельно получать знания - умение учиться. Если ученикам дать возможность самим провести опыт и «докопаться» до истины, то знания, полученные в результате такой работы, сохранятся надолго.

В связи с этим учебный эксперимент на уроках технологии является необходимым способом познания.

Традиционно учебный эксперимент является одним из основных методов обучения на уроках физики и химии, биологии.

Учебный эксперимент - это воспроизведение с помощью специальных приборов или приспособлений какого-либо явления (физического, химического, технологического) на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения.

Методика организации учебного эксперимента наиболее изучена в дидактике физики. Эксперимент при обучении физике выполняет разнообразные функции. Учебный эксперимент является и средством обучения, и методом обучения, и способом познания. Демонстрационные опыты служат источниками фактов, средством развития интереса к предмету. Фронтальные лабораторные работы и физический практикум являются способом организации самостоятельной деятельности учащихся, способствуют развитию умений применять теоретические знания на практике.

При фронтальном выполнении физического эксперимента учащиеся выполняют одно и то же задание на одинаковом оборудовании. Физический

практикум открывает большие возможности для учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, развития их творческих способностей. В практикуме можно поставить работы, различные по уровню сложности и характеру заданий. Одни из них можно снабдить подробными инструкциями, другие - краткими указаниями, в третьих - лишь сформулировать задачу. В организационном плане физический эксперимент имеет преимущество перед фронтальными работами тем, что может быть организован в условиях ограниченного количества оборудования [2].

Полагаем, что методику разработки и проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на уроках физики можно адаптировать для уроков технологии.

Для разработки учебного эксперимента на уроке важно знать его разновидности. Классификационные признаки учебного эксперимента могут быть различны. Перечислим основные из них:

- субъект, выполняющий учебный эксперимент;

- предмет познания, воспроизводимый в учебном эксперименте;

- место проведения учебного эксперимента;

- форма постановки учебного эксперимента.

По субъекту, воспроизводящему предмет познания, эксперимент подразделяется на демонстрационный, в котором предмет познания воспроизводит учитель, и лабораторный, в котором предмет познания воспроизводит учащийся.

По предмету познания учебный эксперимент подразделяется на натурный (экспериментатор взаимодействует с натуральными объектами живой и неживой природы) и виртуальный (экспериментатор использует виртуальные (компьютерные) модели объектов или процессов).

По месту проведения эксперимент может быть урочный (проводится на уроке) и внеурочный учебный эксперимент (проводится за пределами урока, например во время факультативных занятий или в домашних условиях).

Если в основу классификации положить форму постановки учебного эксперимента, тогда будут выделены исследовательский, иллюстративный, мысленный и комбинированный эксперимент.

В технологической подготовке учащихся активно могут использоваться демонстрационный иллюстративный эксперимент, лабораторный исследовательский, а также внеурочный (домашний) исследовательский и иллюстративный эксперименты.

Методически грамотно проведенный учителем демонстрационный эксперимент с правильной постановкой проблемных вопросов может существенно активизировать познавательную мотивацию учащихся. Удачные и неудачные познавательные «шаги» учащихся могут быть не видны, но с помощью учителя они приходят к верному решению поставленной проблемы. Демонстрационный эксперимент

«пробуждает» любопытство, а затем и любознательность учащихся, которая может актуализировать познавательный интерес.

При исследовании в ходе демонстрационных опытов различных явлений учителю следует придерживаться общей логики экспериментального исследования, которая выработана в дидактике обучения физики. В объяснении должны присутствовать и анализ противоречий научного познания, и формулировка общей проблемы исследования, и обсуждение роли эксперимента в решении данной проблемы, и выдвижение гипотезы, и постановка цели эксперимента [3]. Иначе говоря, на начальной стадии применения учебной экспериментальной деятельности учащиеся должны получать подробные объяснения, но при сохранении «интриги» опыта.

Например, в 5-м классе при изучении темы «Блюда из яиц» может возникнуть проблема: как определить свежесть яйца? Можно ли это сделать подручными средствами. Учитель должен подвести учащихся к идее использования стакана с водой: очень свежие яйца останутся лежать на дне; яйца недельной давности будут располагаться под углом плоским концом вверх; яйцо, которому уже не меньше трех недель, будет плавать на поверхности воды, так как воздушная камера этого яйца достигла такого размера, что яйцо всплывает.

Удивить учащихся можно еще больше, если взять то самое яйцо, которое лежало на дне, и опустить его в другой стакан, но в нем оно будет плавать! Почему? Потому что в этом стакане будет такой густой раствор соли в воде (2 столовые ложки на 0,5 л воды), что яйцо будет легче вытесняемого им рассола. Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

При демонстрации этого опыта также можно провести аналогию с подводной лодкой, что позволит ученикам, особенно мальчикам [4], лучше усвоить материал. Лодка может держаться, не падая на дно, только тогда, когда весит ровно столько, сколько вытесняет воды. Чтобы придать ей нужный вес, матросы напускают внутрь её, в особые вместилища, воду извне; когда же нужно подняться - воду выкачивают. Точно так же плавают рыбы, у которых есть плавательный пузырь: когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объем уменьшается, рыба идет вниз. Если же рыбе надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь, он увеличивается, и рыба всплывает.

Важно не давать учащимся готовых ответов, а дать им возможность подумать, высказать свои предположения о наблюдаемых явлениях. Поиск ответов на вопросы поможет ученикам провести связь между такими науками как технология и химия, технология и физика, технология и биология. При этом важно провести обсуждение происходящих процессов и подвести учащихся к правильным выводам.

Подобные учебные эксперименты иллюстративного характера и пояснения-аналогии с объектами живой и неживой природы сделают уроки технологии интересными для учащихся.

Другой пример, позволяющий опытным путем продемонстрировать суть процесса пищеварения, может быть использован при изучении темы «Физиология питания» (6-й класс). Для этого нужно «смоделировать» искусственный желудок. Белок сваренного вкрутую яйца натереть на терке и смешать в стакане со 100 мл воды, 0,5 мл концентрированной соляной кислоты и 50 мл раствора пепсина. Кислоту нужно добавить потому, что пепсин действует только в кислой среде при рН 1,4-2. Раствор пепсина готовится следующим образом: пепсин в порошке, купленный в аптеке, растворить в 250 мл воды.

Стакан необходимо выдержать несколько часов в теплом месте с температурой около 40 градусов (около плиты, на солнечном подоконнике). В течение первой четверти каждого часа содержимое стакана надо перемешивать. Уже через 2 часа можно заметить, что количество белка заметно уменьшилось. Через 6-8 часов весь белок растворится и образуется малое количество желтоватой кожицы [5].

Демонстрационные эксперименты, применяемые на уроках технологии, помимо иллюстрирования важных процессов и явлений, позволят учащимся понять их естественнонаучную основу и увидеть межпредметные связи с другими школьными дисциплинами. При этом чаще всего межпредметные связи носят опережающий характер.

Как мы уже упоминали ранее, лабораторный эксперимент применяется на уроках технологии при изучении вопросов материаловедения: изучение свойств ткани и волокон, определения пород и свойств древесины.

Однако изучение других разделов также можно разнообразить за счет применения лабораторного учебного эксперимента.

Например, при изучении технологии приготовления киселя (тема «Сладкие блюда и десерт», 7-й класс) можно организовать фронтальный лабораторный эксперимент по определению содержания крахмала в продуктах. При проведении эксперимента основным реактивом будет йод, который при наличии крахмала окрашивается в синий цвет: где синяя окраска ярче, там крахмала больше [6]. Для исследования можно предложить доступные продукты: хлеб, картофель, яблоки, крупы и др. Отчет учащиеся оформляют в виде таблицы, а также делают вывод, в каком продукте содержится больше крахмала.

При изучении свойств крахмала также можно предложить эксперимент с «неньютоновской жидкостью». Особенность этой жидкости заключается в том, что если на нее воздействовать резко, сильно, быстро -она проявляет свойства, близкие к свойствам твердых тел, а при медленном воздействии становится жидко-

стью. Подобный эффект можно наблюдать при варке киселя: при загущении киселя крахмал размешивается с небольшим количеством жидкости и возникает ощущение, что остаются комочки и крахмал все время оседает. Это особенно заметно, если мешать быстро, чувствуется сопротивление. А если мешать медленно, то жидкость однородная.

Изготовить подобную жидкость совсем несложно: необходимо смешать воду и крахмал в соотношении 1: 2,5 (на 1 стакан воды, 2,5 стакана крахмала).

Возможен иной вариант «знакомства» с данной жидкостью на уроке технологии: можно показать учащимся видеофрагмент с виртуальным экспериментом, который можно скачать с видеохостинга из Интернета, а дома дать возможность ученикам поэкспериментировать с данной жидкостью.

Интересным заданием для домашнего исследовательского эксперимента может быть наблюдение за процессом квашения капусты (тема «Заготовка продуктов», 6-й класс), когда учащимся предлагается каждый день записывать наблюдаемые изменения: цвет, запах, вкус, этапы брожения.

Еще один любопытный эксперимент можно предложить выполнить учащимся в домашних условиях перед изучением темы «Блюда из молока и молочных продуктов» или темы «Роль минеральных веществ для организма человека» (6-й класс). Задание можно дать предварительно за неделю до изучения нужной темы. Школьникам необходимо выполнить следующее: чистые и сухие куриные косточки необходимо залить уксусной кислотой, чтобы она покрывала косточки полностью, затем закрыть крышкой и оставить на неделю. Если через семь дней слить уксус и потрогать кости, то они станут гибкими [7]. Учащиеся должны подумать, почему так произошло. Прочность костям придает кальций, который в уксусной кислоте растворяется, и кости теряют твердость.

Правильно организованный учебный эксперимент развивает у учащихся важные умения: наблюдать и выделять в рассматриваемых явлениях их существенные признаки, обобщать и делать выводы, а также служит средством воспитания таких черт личности, как настойчивость, тщательность в получении фактов, аккуратность и пунктуальность в работе.

Подобный подход к преподаванию технологии помимо всех прочих преимуществ способствует реализации принципа научности на уроках технологии, активизирует познавательный потенциал учащихся.

Примечания

1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение: 2010. С. 14-15.

2. Методика факультативных занятий по физике: пособие для учителя / О. Ф. Кабардин, С. И. Ка-бардина, В. А. Орлов и др.; под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

3. Оспенникова Е. В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: учеб. пособие / Перм. гос. пед.ун-т. Пермь, 2002. С. 103.

4. Стандарт второго поколения предусматривает при изучении предмета «Технология» придерживаться не гендерного подхода, а образовательных потребностей и интересов учащихся, поэтому раздел «Кулинария» может преподаваться и мальчикам.

5. Уиз Д. Занимательная химия, физика, биология. М.: Изд-во: АСТ, 2008. 154 с.

6. Степин Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б. Д. Сте пин, Л. Ю. Аликберова. М.: Дрофа, 2002. 432 с.

7. Там же.

УДК 37.03 + 37.013 + 394.2

А. Г. Ахтян

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Данная статья посвящена проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста, в частности, особенностям воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей, эффективным формам и методам работы по формированию социально-личностных качеств детей средствами народной культуры.

Образовательная цель - приобщение детей ко всем видам народного искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до музейной педагогики.

Воспитательная роль народной культуры и, прежде всего, культуры традиционной велика, так как она активно влияет на весь уклад жизни общества и на каждую личность в отдельности.

This article is devoted to personal and social development of preschool children, in particular, features of upbringing and educational activities for personal and social development of children, effective forms and methods of work on the formation of social and personal qualities of children by means of popular culture..

The educational goal - to involve children to all kinds of folk art - from architecture to painting, from the dancing, stories and music to museum education. The educational role of national culture and, above all, tradition al culture is great, because it actively affects the entire society and way of life for each person individually.

© Ахтян А. Г., 2012

Ключевые слова: социально-личностное развитие, дошкольный возраст, развитие личности, социальное понятие, социализация, народная культура, фольклор, музейная педагогика.

Keywords: socio-personal development, preschool age, personality development, social concept, socialization, popular culture, folklore, museum pedagogy.

Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате культурного и социального воспитания и развития.

Личность - социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке надприродного и исторического. Как отметила Л. И. Божович, «личность - человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития» [1].

Это развитие осуществляется в процессе взращивания человека в специально созданных воспитательных организациях, в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, и духовно-ценностной ориентации. При этом происходит формирование социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры. Данные качества и поступки определяют в своей совокупности культуру поведения человека: нравственного, эстетического, умственного и др. Поэтому социально-личностное развитие ребенка является непрерывным и неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития. В связи с этим социально-личностное развитие ребенка должно начинаться уже на ступени дошкольного образования.

В связи с этим проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста является особенно актуальной на современном этапе и находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так, статьи № 9 и № 14 закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое должно ориентироваться в первую очередь на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Эти качества формируются в процессе и результате двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, - направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.