ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УСЛУГ КОМПАНИИ
В.В. Макаров1, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой М.Г. Слуцкий1, канд. экон. наук, доцент В.В. Портнова2, администратор
1Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.
М.А. Бонч-Бруевича
2ООО «СПБ Проект- Геология»
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10951
Аннотация. Разработан комплекс рекламных мероприятий по продвижению специализированных рекреационных услуг компании. Так как классические виды рекламы становятся менее эффективными, а наиболее популярными на сегодняшний день являются продажи услуг через сеть Интернет, то основное внимание уделено внедрению информационных технологий. В частности, предлагается усовершенствовать рекламу в сети Интернет при помощи создания «лэндинговой» страницы, представляющей собой оригинальный сайт, презентующий услуги организации. Показываются его преимущества перед другими формами рекламы. Ключевые слова: реклама, услуги, информационные технологии, Интернет, лэндинг.
В ходе анализа маркетинговой деятельности ООО «СПБ Проект-Геология», предоставляющей, в том числе и специализированные рекреационные услуги, можно сделать вывод, что система продвижения услуг в организации является самым слабым элементом маркетинга [1]. Ввиду этого, в рамках разработки маркетингового плана организации необходимо сконцентрировать внимание на разработке программы продвижения услуг.
Прежде всего, в целях увеличения спроса на специализированные рекреационные услуги предлагается использовать следующие направления деятельности:
1) активное участие в выставках, посвященных сфере деятельности организации;
2) создание форм рекламного сообщения организации (листовок, баннеров, визитных карточек);
3) повышение лояльности клиентской базы при помощи автоматической рассылки им на электронную почту поздравлений со значимыми праздниками, а также с информацией об акциях и новинках;
4) совершенствование рекламы в сети Интернет при помощи создания «лендин-га» [2].
Продвижение товара является одной из важнейших составляющих маркетингового
плана, в котором должны быть зафиксированы цели рекламных компаний, основные направления маркетинговых коммуникаций, а также долгосрочная стратегия продвижения услуг на рынке, которая позволит оптимизировать комплекс маркетинга, а также увеличить долю на рынке и повысить конкурентоспособность компании [3].
Для более эффективной разработки маркетингового плана необходимо максимально точно определить целевую аудиторию предприятия. В результате проведённого анализа были составлены следующие характеристики клиентов, принимающих решение воспользоваться рекреационными услугами базы отдыха:
- клиенты в широком диапазоне возраста от 26 до 60 лет, семейное положение которых не имеет существенного значения. Хотя результаты практической деятельности показывают, что клиентами базы отдыха являются преимущественно женщины со средним, и выше среднего, уровнем дохода, предпочитающие активный отдых;
- система жизненных ценностей клиентов заключается в желании получить высокое качество услуг;
- целевая аудитория ценит быстроту, удобство заказов, поэтому популярными
являются как звонки по телефону, так и заказы через систему Интернет-сайта;
- при выборе услуг цена для клиента является важным фактором.
В настоящее время наиболее популярными становятся продажи услуг в сети Интернет, поэтому необходимо инвестировать средства именно в данное инновационное направление [4]. Ставшие уже классическими виды рекламы становятся менее эффективными - потенциальные клиенты не испытывают к ним чувства доверия и всё менее их воспринимают, а Интернет-маркетинг позволяет привлечь дополнительных клиентов [5].
Рассмотрим основные стратегии продвижения, связанные с активизацией использования информационных технологий. Продвижение на рынке специализированных рекреационных услуг, как и на рынке B2C, имеет собственную специфику, которая отражается в ограниченном количестве эффективных каналов, среди которых нами могут быть выделены следующие:
1) личные продажи - важный инструмент по формированию долгосрочных отношений с покупателем услуг;
2) реклама в Интернете и специализированных журналах;
3) участие организации в различных специализированных выставках.
Для рынка специализированных рекреационных услуг в сфере базы отдыха ООО «СПБ Проект-Геология» выбор выставок не очень обширен, но он может быть расширен за счет участия в выставках смежных отраслей, где организация может выступать партнером. Например, это могут быть: свадебные выставки, бизнес-форумы, ярмарки туристических агентств и прочие. Подобный канал продаж позволяет повысить осведомленность потребителей о марке фирмы, а также привлечь новых клиентов [6].
У ООО «СПБ Проект-Геология» имеется собственный интернет-сайт, но в рамках его анализа был сделан вывод, что основная и подробная информация о базе отдыха расположена преимущественно в социальной сети «В контакте». Ввиду того, что
не все люди пользуются данной социальной сетью, организация может терять потенциальных клиентов. Поэтому предлагается разработка специальной «лэндинго-вой» (посадочной) страницы.
«Лэндинговая страница» - это одно-страничный сайт, который презентует услуги организации. Главная его задача -убедить потенциального клиента совершить целевое действие, например, нажать на кнопку «позвонить для заказа» или «зарегистрироваться». То есть «лэндинг» создается для совершения клиентом одного целевого действия. При этом, как показывает практика, «лэндинг» является достаточно эффективным и низким по стоимости инструментом по сравнению с полноценным сайтом. Для большей оптимизации «лэндинга» необходимо четко определить, для кого рекламируется услуга, а также показать какие эмоции клиент сможет получить, воспользовавшись ею [7].
Выделим основные требования создания «лэндинга»:
1) определить цель страницы, выделить заголовки-разделы лэндинга;
2) определить преимущества продукта или компании, описать, чем они могут помочь потенциальному клиенту;
3) сформировать сценарий страницы;
4) разместить кнопки с призывом к действию - позвонить менеджеру.
«Лэндинг» - это оптимальный вариант для привлечения потенциальных клиентов. Авторами разработана посадочная страница для ООО «СПБ Проект-Геология». Также был проведён маркетинговый опрос, который позволил оценить мнение о странице и сделать вывод о ее оптимальности.
На рисунке 1 представлена итоговая диаграмма оценки «лэндинга» ООО «СПБ Проект-Геология», основанная на мнении опрошенных респондентов. Можно сделать вывод, что большинство из них оценили «лэндинг» в 5 баллов (46,15%).
В таблице 1 на основании результатов опрошенных респондентов приведено сравнение имеющегося сайта ООО «СПБ Проект-Геология» и новой созданной од-ностраничной версии лэндинга.
Рисунок. Структура оценки разработанного «лэндинга» для ООО «СПБ Проект-Геология»
Таблица 1. Сравнение текущего сайта ООО «СПБ Проект-Геология» и «лэндинга», разработанного в рамках маркетингового планирования
Оцените сайт по 5ти бальной шкале (1 - самый низкий показатель, 5 - самый высокий) 1,92% 7 69%
/,69% 11,54%
Сравнительная характеристика Текущий сайт базы отдыха Лэндинговая страница
1. Расположение каталога услуг Неудобно Удобно
2. Информативность каталога услуг Не информативен Информативен
3. Расположение контактной информации Удобно Удобно
4. Возможность бронирования с сайта Не имеется Имеется
5. Ассоциация сайта с отдыхом Имеется Имеется
6. Цветовое оформление сайта Нравится Нравится
7. Обновление материала на сайте Никогда / редко Постоянно / часто
Таким образом, в результате представленного сравнения можно сделать вывод, что «лэндинг» по указанным критериям превосходит текущую версию сайта и тем самым в большей степени удовлетворяет желания посетителей страницы, в то время как текущий сайт имеет положительную оценку только по половине указанных критериев.
С целью поддержки связи с постоянными клиентами организации, важно организовать систему рассылки на электронную почту. В ней можно сообщать постоянным клиентам о каких-либо акциях, скидках, рассказывать о новостях компании, а также поздравлять с праздниками (день рождения, новый год, 8 марта, 23 февраля, пасха и прочие).
Основными преимуществами рассылки можно считать следующие аспекты:
- общение с клиентами напрямую, благодаря чему можно выстроить с ними долгосрочные отношения;
- превращение обычных клиентов в постоянных;
- увеличение числа покупателей, так как в рассылке участвуют лояльные кли-
енты, которых легче превратить в покупателей;
- всеобщий охват среди подписанной на рассылку аудитории;
- недорогой способ продвижения;
- наличие обратной связи.
Рассылку, таким образом, можно считать достаточно эффективным инструментом продвижения, ввиду того, что она постоянно напоминает пользователям об организации и ее продуктах. У ООО «СПБ Проект-Геология» имеется уже сформированная база клиентов, с которой она взаимодействует посредством телефонных об-звонов администратором базы отдыха. При этом у организации имеется также база данных e-mail клиентов, которые были получены в результате заполнения ими формы для заказа в момент посещения базы отдыха. Предполагается, что ООО «СПБ Проект-Геология» будет осуществлять e-mail рассылки постоянным клиентам при помощи сервиса Unisender.
При помощи рассылок имеется возможность уведомлять клиентов о новых услугах ООО «СПБ Проект-Геология», о проходящих акциях и выгодных предложени-
ях. Множество клиентов (и частных, и услуг на базе совершенствования рекламы корпоративных), составляющих клиент- за счёт расширения использования инфор-скую базу организации, ежедневно поль- мационных технологий. Осуществление зуются клиентской базой, обновляют поч- мероприятий плана позволит оптимизиро-ту, поэтому результат такой рассылки не- вать комплекс маркетинга, увеличить объ-сомненно будет эффективен. ём и улучшить качество предоставления
Таким образом, разработан маркетинго- услуг, повысить конкурентоспособность и вый план, основу которого составляет про- долю компании на рынке [8]. грамма продвижения специализированных
Библиографический список
1. Ковинько Е.Н., Соколюк К.Ю. Системный подход к маркетинговому планированию коммуникационной деятельности предприятия // Экономика и социум. - 2017. - № 11. -С.188-195.
2. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №2. - С. 81-84
3. Химич Ю.С. Методические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия // Вопросы экономики и права. - 2018. - №2. - С. 111-113.
4. Алексеев А.Л., Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Качество и инновации: интеграция управления // Вопросы радиоэлектроники. - 2017. - №1. - С. 85-89.
5. Макаров В.В., Колотов Ю.О. Развитие Интернет-коммерции // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №26 (155). - С. 60-64.
6. Харатчан М.С. Практические рекомендации по стратегическому планированию маркетинговых коммуникаций // Реклама: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 168-174.
7. Крайнова О.С. Исследование основных элементов сервисной политики предприятия как инструмента маркетинговой логистики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №1. - С. 54-58.
8. Макаров В.В., Столяров С.А. Выбор оптимальной инновационной стратегии в управлении интернет-проектами // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. -№ 3. - С. 19-20.
USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR PROMOTION OF SPECIALIZED
SERVICES OF THE COMPANY
V.V. Makarov1, doctor of economics sciences, professor, head of the department M.G. Slutsky1, candidate of economic sciences, associate professor V.V. Portnova , administrator
1The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications 2 LLC SPB Project-Geology (Russia, St. Petersburg)
Abstract. A set of promotional activities to promote specialized recreational services of the company. Since the classic types of advertising are becoming less effective, and the most popular today are sales of services through the Internet, the focus is on the introduction of information technology. In particular, it is proposed to improve advertising on the Internet by creating a "landing page", which is an original website that presents the services of the organization. Shows its advantages over other forms of advertising.
Keywords: advertising, services, information technology, Internet, landing.