Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИРЖИ (РЫНКА ТОВАРОВ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИРЖИ (РЫНКА ТОВАРОВ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ТОВАР / БИРЖА / БРОКЕР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MARKET / PRODUCT / EXCHANGE / BROKER / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данелян Т.Я., Спирьянов О.А.

В данной статье рассматривается необходимость внедрения информационных технологий в деятельность биржи для автоматизации процессов для достижения большей скорости и эффективности работы биржи. В статье представлен типовой проект стандартными средствами «ГОСТ Алгоритмов и программ» автоматизированного брокера биржи, работающего в среде рынков товаров и услуг для которого была разработана программа в среде FOX Pro и ТП Паскаль, Visual Basic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF INFORMATIONAL TECHNOLOGIES TO AUTOMATE EXCHANGE

This article discusses the need to implement information technology in the activities of the exchange to automate processes to achieve greater speed and efficiency of the exchange. The article presents a typical project by standard means of "GOST Algorithms and Programs" of an automated exchange broker operating in the environment of goods and services markets for which a program was developed in the FOX Pro environment and TP Pascal, Visual Basic

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИРЖИ (РЫНКА ТОВАРОВ)»

Использование информационных технологий для автоматизации биржи (рынка товаров)

Данелян Тэя Яновна

кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова, tdanelan@yandex.ru

Спирьянов Олег Александрович

системный администратор, ИП Соснин

В данной статье рассматривается необходимость внедрения информационных технологий в деятельность биржи для автоматизации процессов для достижения большей скорости и эффективности работы биржи. В статье представлен типовой проект стандартными средствами «ГОСТ Алгоритмов и программ» автоматизированного брокера биржи, работающего в среде рынков товаров и услуг для которого была разработана программа в среде FOX Pro и ТП Паскаль, Visual Basic Ключевые слова: рынок, товар, биржа, брокер, информационные технологии.

Рынок составляет сущность функционирования любой экономики.

Концепция экономики госсоциализма была построена на концепции централизованного и распределительного планирования общественных благ, то есть:

1. Определяется сколько и чего надо производить (5-ий план).

2. Все произведенное по плану распределяется среди населения централизованно.

Рыночная экономика, в отличие от госсоциалистиче-ской экономики, ориентирована на потребление, то есть тяготеет к производству конкретных материальных благ, определяемых потребительским спросом.

Сущность рыночной стратегии. [1]

Рынок - это сфера товарно-денежного обмена, то есть система взаимоотношений покупатель - продавец.

Рынок - экономический объект, где осуществляется реализация формулы: товар - деньги - товар (Т-Д-Т) Классы рынков (Р):

1. Товарный рынок; (Т.Р.)

2. Рынок Факторов производства (капитал, земля, труд); (Ф. Пр. Р.)

3. Эмиссионный рынок (валютный, фондовый). (Фн. Р)(рис. 1).

Т.Р. ФЛр.Р. Фн.Р.

Рис. 1. Схема классов рынка

Т.О. рынок - это система, опосредованно управляемая потребителем (спросом). (Рис. 2).

Рис. 2. Рынок, как система. э.с. - экономическая система; Р-рынок; Д - деньки; Т - товар; О. С. - обратная связь.

В силу того, что материальные блага распределяются через рынок, очевидно, что основным изучаемым объектом рыночной экономики является товар (конечный продукт деятельности экономической системы).

Товар является результатом деятельности экономической системы, приносящим экономической системе прибыль или создающим совокупный доход экономической системы. Чтобы товар мог существовать на рынке, очевидно, он должен обладать качеством, конкурентоспособностью и являться составной частью ёмкости рынка. Качество товара определяется через рейтинг товара на рынке.

Качество товара - это совокупность свойств (характеристик), обуславливающих пригодность товара и удовлетворяющих определенные потребности потребителя

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

в соответствии с назначением товара.

Чтобы сравнивать качество товаров, т.е. определить рейтинг, необходимо ставить качеству товара соответствующий метрический эквивалент или показатель качества ПК.

Рейтинг товара - метрическая величина, которая определяет конку-рент способность товара на одном из видов рынка (1, 2, 3).

Пусть имеем множество Т - товаров Тк TN={Ti}, И пусть показатель качества ьго товара Тк ПК(Т0 Имеет место три вида показателя качества товара Тк

ПК(Т0= ПКГ(Т0 , ПКЕ(Т0, ПК£( ТО (1)

где ПКЕ(Т0 - единичный показатель качества, определяет качество по одному признаку (свойству);

ПКТ(Т0 товара - групповой показатель качества, определяет качество по нескольким товарным свойствам (характеристикам).

(2) ПК£(Т0 - суммарный или интегрированный показатель качества, когда качество товара зависит от всех допустимых свойств товара.

ПК (Т0=ЭП/3, (2)

здесь:

ЭП - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления товара.

3 - суммарные затраты на создание продукта Тк Интерферированный показатель ПК (То - лежит в основе рейтинговых каталогов товаров и услуг на рынке.

Конкурентоспособность К(Т^) - это совокупность качеств и

стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя. К(Г^=Эп/Цп (3)

Цп(Т0=Цконтр(Т0 + Цз(Т0, (4)

где Цп(Т0 - потребительская цена Т товара, Цконтр( То - контрактная цена Т товара, Цз(Т0 -затраты покупателя на покупку и эксплуатацию Т товара.

Таким образом, конкурентоспособность товара Д как рыночного товара Г*, зависит от ПК(Т0 - показателя качества товара Р(Т0 - рейтинга Т товара на рынке,

VR(Ti) - емкости рынка по Т товару и ЖЦТ (ТО - жизненного цикла Т товара на рынке R:

К(7?)= Ц ПК(Т0, Р(Т0, VR(Ti), ЖЦТ(Т0 ) (5)

Алгоритм определения качества товара ПК(ТП ПК(Т0 это - метрическая величина, эквивалентно выражающая те или иные свойства товара.

Вычисляют три оценочных показателя качества товара:

1. Единичный показатель товара (продукции), соответствующий метрической оценке одного свойства товара ПКЕ.

2. Групповой показатель качества товара, соответствует метрической оценке совокупности свойств товаров ПКГ.

1. Интегрированный показатель качества, выражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (товара) за конкретный период времени по суммарным затратам, где суммарный полезный эффект это величина, отражающая насколько оптимально выполняется продукцией (товаром) работа, или имеет место оптимальная отдача от эксплуатации товаров (продукции) - ПК.

Товар - это объект рынка, который характеризуется следующими характеристиками в общем смысле:

Свойства (характеристики) продукции (товара) определяются в аспекте:

0. Технических свойств, определяющих основные области применения товара, или функции, которые должен выполнять созданный товар в процессе его эксплуатации;

0. Нормативных свойств, которые определяют соответствие товара установленным стандартам;

0. Экономических свойств, определяющих уровень расходов по созданию товара и уровень доходов (прибыли).

Процедура расчёта ПК(ТП

Шаг 1. Выбор образца в качестве базы для определения качества Т товара данного класса, группы товаров. При этом образец должен быть репрезентативен для сегментов данного рынка и определяться как эталон товара Т из Т, Т е Т.

Шаг 2. Определение набора (от одного до нескольких) свойств (характеристик) товара Т Т из технических, нормативных и экономических свойств для эталона Тэ(Т1). (эталон — Тэ) Тэ

Шаг 3. Применение экспертного подхода для отбора наиболее важных (репрезентативных) совокупностей свойств эталонного товара Т)(Т0 - технических, нормативных, экономических.

Шаг 4. Расчет единичного показателя качества эталонного товара ПКЕ(Тэ(Т0 по наиболее важному техническому, нормативному, экономическому свойству для эталона.

Шаг 5. Расчет группового показателя качества эталонного товара

ПКТ(Тэ(Т0) например, оценка качества системы информационной технологии по ее техническому проекту.

Шаг 6. Расчет интегрированного показателя эталонного товара -

ПК (ТЭ)=ЭП(Тэ)/3 (ТЭ)

Здесь Эп(Тэ) и З(Тэ) зависят от класса товара Д для которого определяли! к ПК.

Шаг 7. Расчет показателя качества ПКЕ(Т0, ПКГ(Т0, ПК (ТО из заданного класса товаров Д для всех товаров шаги 4, 5, 6 - повторяются.

Шаг 8. Сравнение значений качества ПКЕ(Тэ), ПК (Тэ), ПКГ(Тэ) с расчет- ными значениями качества для ь ых товаров из заданной группы товаров: ПКГ(Тэ)>=ПКЕ(ТО ПКГ (Тэ)>=ПКГ(Т0 ПКГ(Тэ)>=ПК (ТО

Шаг 9. Если все показатели качества для Т и эталона совпадают, т.е. ПК(Тэ)=ПК(Т0, то эти 1=1___п товары

(продукция) могут быть каталогизированы и проверены на степень конкурентоспособности К(Т0 на рынке товаров типа Т где К(Т0=Эп/Цп.

Шаг 10. Если К(Тэ) много больше К(Т0 0= 1...п), то эти товары не могут быть задействованы на рынке.

Шаг 11. Если товар поступает на рынок, то выполняется расчет интегрированного показателя ПК (ТО и выбирается конкретный рынок для этих товаров, а также для этих товаров рассчитывается конкурентоспособность в аспекте:

1. Техническом,

2. Нормативном,

3. Экономическом.

Но как высоко не было бы качество товаров, количество товаров на рынке всегда ограничивается емкостью рынка (vR).(Показатель рынка как системы).

Емкость рынка VR - это метрическая величина, определяющая объём реализуемого на рынке товара в течение определенного отрезка времени, или полное потребление товара на данном рынке страны в течении определенного времени.

Обобщенная формула расчёта ёмкости рынка VR^P+R-Е+И+Д-М-ЕО+ИО, (7)

Где VR1 или С, - емкость рынка R товаров Ti; Р - национальный объем производства реального товара Ti;

Е - экспорт товара Ti; И-импорт товара Ti; Д - снижение запасов товаров у продавца и у потребителя;

М - увеличение запасов товаров у продавца и у потребителя;

Е0 - косвенный экспорт; И0 - косвенный импорт.

Используется и другая формула расчёта ёмкости рынка, исходя из результатов статистического анализа спроса и выпуска товара. N

VR2= V(Si*lli *К i *Эх)+СР-(Н-И Ф -И„ )-А-С-Э+Ит,

i 1 (8) где Н = Нк = Нм + П-В; Эх = (Yi/Xi)/(Yo/Xo)

Возможность работы с товаром, а также эффективное функционирование рынка товаров напрямую зависит от жизненного цикла товара - ЖЦТ.

ЖЦТ - в широком смысле это концепция, которая описывает процесс создания товара, производителей, потребителей, конкурентов, и стратегию маркетинга по товарам на рынке с момента t0 поступления товара Ti на рынок R до момента tn - снятия товара Ti с рынка R. Пусть S(T), есть функция вида: S(T) = F(A(M(P(T))), f(s), P(p(T)), А(П),А(К)), (9) где T - товары; А - стратегия (алгоритм) ; р - производитель (процесс производства); П - потребитель (процесс потребления); К - конкурент; М - маркетинг; Р(р(Т)) - функция прибыли; s - сбыт,

f(s) - процесс сбыта; S(T) - ЖЦТ.

Таким образом ЖЦТ - функционал, аргументами которого являются значения функций М - маркетинга, f(s) -сбыта, Р - прибыли, А(П) - стратегии потребителя, А(К) -стратегия (поведения) конкурента.

Метрический эквивалент ЖЦТ - временная величина, определяющая тот отрезок времени в настоящем и в перспективе, когда данный товар является востребованным на рынке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S(T) = { ATi} min/max (10)

Следовательно, верно высказывание вида: [ЛТ^ max] => [P(P(T))^max], [11]

т.е. прибыль производителя должна стремиться к максимуму на всём временном Т интервале производства и сбыта товара. Следовательно, одной из основных качественных характеристик товара является прибыль производителя продукции, или правильно построенная стратегия производства и маркетинга товара, т.е. имеет место отношение вида:

Р(Р(Т) = f(A(M(P(T)))) [12]

Результатом правильно выстроенной стратегии А(М) маркетинга является реакция (поведения) потребителя на товар. Поведение потребители отображается через купленный товар, т.е. товар Т и деньги Д:

А(П) = ЦД,Т) [13]

Результатная прибыль Р(р(Т)) продуцента отображается также и через результаты поведения конкурента А(К):

А(К) = ^ ПККТО = ЭП(Т0/31 , К = ЭП/ЦП) [14] С = = ф(А(М(р))), [15]

где А(М(р))- стратегия маркетинга производителя

- стратегия сбыта, С - емкость рынка (VR).

Биржа и брокеры - сущность, предметная область

Чтобы правильно реализовать стратегию сбыта, производитель должен иметь инструментарий, помогающий реализовать стратегию сбыта. Таким инструментом является - Биржа и брокеры.

Биржа -учреждение или, быть может, коммерческое предприятие, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг, валют, массовых товаров по образцам, или стандартам .

В силу того, что биржа является посредником между производителем и потребителем и инструментом деятельности рынка, то, очевидно, что биржа классифицируется так же, как рынки : товарные, факторов производства, фондовые.

Помимо имеет место следующая специфическая классификация бирж:

1. По форме собственности:

- публичные;

- частные;

- государственная

2. По объекту торгов:

- фондовые;

- товарные;

- универсальные;

3. По характеру операций:

- реальные;

- фьючерсные;

4. По степени участия посетителей:

- закрытые; -открытые.

Функция Биржи - осуществлять продажу однородных товаров по характеристикам или стандартным образцам.

Цель биржи - заключение сделок на определенный срок между поставщиком и производителем на покупку-продажу товара.

Современная биржа является регулятором (каналом) перелива капиталов и универсальным страховщиком производителей от срыва поставок и биржевого спада.

Государственные биржи - сделки могут заключать члены биржи, предприниматели не являются их членами. Деятельность регулируется законодательством государства.

Частные биржи - организуются в форме акционерных обществ, не выплачивают дивидендов своим членам, но члены биржи получают монопольное право на заключение сделок.

Закрытые - в торгах принимают участие только брокеры.

Открытые - в торгах помимо брокеров принимают участие брокеры и посетители.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Реальные - продажа контракта с последующей поставкой товара.

Фьючерсные - осуществляют спекулятивные сделки и страхование от неблагоприятных изменений цен. Сделки не сопровождаются последу- щей поставкой товара.

Результатом сделки может быть погашение контракта или перераспределение между брокерами клиентов на основе разницы в ценах на товары или перераспределение дивидендов между брокерами.

Товарная биржа - биржа закрытого типа (в России -реальная, на Западе - фьючерсная)

Чтобы биржа могла работать, должен быть посредник между биржей, товаром и потребителем (брокер, брокерская контора).

Брокерская контора занимается поиском клиентов, интересы которых на бирже представляет брокер.

Брокер - посредник по заключению сделок между биржей ( клиентами биржи) и потребителем.

Брокер специализируется на определенном виде товаров и услуг и действует по поручению клиента и за его счет, а также получает от него вознаграждение.

Клиент биржи - это лицо, бумаги которого обращаются на бирже. Брокер действует согласно положению о брокерах и брокерских конторах.

На рис. 3 изображена схема классификации клиентов биржи.

Рисунок 3. Схема классификации клиентов биржи

Здесь, W - множество всех клиентов биржи и Wj -подкласс

клиентов, и ыji - ьый клиент, j-го подкласса клиентов биржи;

£ - виды характеристик клиентов ыу:

£ 1- производитель,

£ 2-покупатель,

£ 3-покупатель-производитель,

£ 4-посредник (маклер, брокер).

1. Биржа работает по срочному договору с биржевой конторой, если иное не предусмотрено договором между брокером и брокерской конторой.

2. Оплата услуг брокера по посредничеству и представительству клиентов производится в форме вознаграждения.

Вознаграждение - определенная фиксированная часть комиссионных процентов, которые получает биржевая контора по совершению сделки.

3. Сделки купли-продажи на рынке совершают через брокерские конторы . Эти сделки касаются как реализации продуктов членов биржи, так и поручений посетителей биржи на оговоренных условиях.

Биржа обеспечивает брокера помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены на товары.

Таким образом, биржа, по существу, является коммерческим посредником; сама не участвует в сделках, но содействует заключению этих сделок.

Поэтому для биржи, как для экономического объекта представленного брокерами и брокерскими конторами, в смысле коммерческой деятельности основными экономическими показателями являются прибыль и доход, образующиеся за счет:

1. сборов с биржевых операций;

2. вступительных и ежегодных взносов;

3. платы за оказание консультаций, информационных, посреднических и других видов услуг;

4. за счет штрафов за нарушение правил биржевой торговли или просрочку оплаты;

5. других поступлений;

Доходы биржи возмещают затраты на осуществление всех видов деятельности, в том числе идут на оплату труда сотрудников брокерской конторы. Из оставшихся средств от дохода производятся:

1. платежи за кредит;

2. платежи в государственный бюджет;

3. другие обязательные платежи;

Оставшаяся сумма дохода представляет собой частную прибыль биржи в лице брокерской конторы, которая направляется на формирование резервного фонда и фондов специального назначения.

Фонды специального назначения биржи:

a. Фонд развития биржевого дела.

b. Фонд страхования биржевых операций и расчетов по ним.

c. Фонд материального поощрения.

d. Другие специальные фонды.

Опосредовано "Биржа" по деятельности отображается на множестве брокеров и брокерских контор, которые действуют на территории Биржи.

Высшим органом управления «Биржей» является общее собрание акционеров, которое подчиняется биржевому совету, работающему в промежутках между собраниями акционеров.

Годовой отчет о прибылях и убытках, баланс и размер прибыли проверяется ревизионной комиссией и утверждается общим собранием акционеров. (см. рис. 6).

В силу того, что основным объектом исследования и обработки на биржах являются товар и сделка, рассмотрим, что может являться товаром биржи.

К биржевым товарам относятся:

Товары массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставлением качественных характеристик в течение продолжительного периода времени; и взаимозаменяемостью.

Это позволяет вести торговлю на бирже не товарами, а по описанию качества или по образцам.

В товар входят как осязаемые, так и неосязаемые предметы. Осязаемые товары, например, с/х продукция, промышленное сырье, товары переработки. Неосязаемые - идеи, концепции, интеллектуальная собственность.

Концептуальный подход к автоматизации биржевой деятельности В силу того, что от быстроты заключения

сделки зависят прибыли «Биржи» и того, кто заключает сделку - брокера, автоматизация этого механизма является актуальной.

Имеется в виду, что брокер-посредник или совокупность брокеров (брокерская контора) отображается в электронном брокере - полная автоматизация работы биржи, или используют компьютеры на брокерских местах. В последнем случае брокер конторы через АРМ брокера должен выходить на сервер биржи (центральный компьютер биржи), куда стекается вся информация о работе биржи. На рис. 4 - представлена топологическая схема электронной биржи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сетевая связь.

Рисунок 5. Обобщённая схема структуры крупной брокерской фирмы

Рис. 3. Схема распределения обработки заказов биржи с использованием АРМ-брокера и сети АРМов

Здесь БК1, БК2, БКз - брокерские конторы (БК) со своими серверами;

Би,...Б21 ...Бз1; - АРМ брокеров брокерских контор БК1,БК2, БКз;

Wl, W2, W3, - клиенты биржи;

БКЦ - центральная брокерская контора;

БС - брокерский сервер Центральный;

Рисунок 6. Структура брокерской секции

Постановка задачи: создание электронной биржи Дано:

1)М={^}:{$|}} - множество клиентов, где : W \ - клиент,

$\ - его характеристический признак или классификатор клиентов:

($1 -Покупатель

-Поставщик 1^3 -Покупатель - поставщик

2)В {{ВК} {В]}}, - биржа, в которую входят брокерские конторы ВК и брокеры В]; т.е.

В={ ВК1, ВК2, ..., ВКп } { В11, В12, В13 ,... ,В1м, В21, В22,...,Вп1,...,Впп}

N

3) Т= { Т }1, ПК, К - множество товаров со своими показателями качества (ПК) и мерой конкурентоспособности (К)

Требуется:

разработать НИТ (новую информационную технологию) или найти существующие НИТ, которые позволили бы оптимизировать работу брокера В] по поиску пар "покупатель-продавец", то есть:

• Оптимизировать поиск контрактов с минимизацией времени (ТтП поиска товара с необходимыми качествами.

• Оптимизировать процесс расчетов между брокерами в коммерческой торговле.

• Создать базу данных по клиентам, товарам и рынкам.

• Автоматизировать процесс анализа результатов работ текущей сессии биржи.

Этапы реализации задачи

1. Изучение предметной области: деятельность биржи и связи брокерских контор с брокерами.

1. Изучение функции брокера и брокерской конторы, их структуры и взаимосвязей.

1. Описание документооборота брокера за брокерский день (биржевую сессию), или схему данных деятельности брокера (биржевой сессии).

1. Унифицирование форм документов и разработка единой формы документов (форма экрана, печати, записи БД).

1. Разработка системы БД.

1. Разработка технологии работы электронного брокера, то есть схемы работы системы "Электронный брокер".

1. Разработка сценария диалога системы "Электронный брокер", если электронный брокер множество АРМброкеров .

1. Реализация программного (эмуляционного) комплекса электронного брокера.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

Для этого необходимо провести анализ организационной структуры биржи и брокерской конторы, совокупности функций, выполняемых биржей и брокером, информационных возможностей элементов биржи и брокерской конторы и представить структуру брокерской конторы, для которой разрабатывается множество АРМ «Брокера».

Обоснованием необходимости разработки электронного брокера являются анонсируемые прогнозы трансформации биржи и пути формирования оптимальных стратегий биржевого развития.

Формы трансформации биржи

1-я форма - Торговый дом.

4. формирует систему дилерских операций;

-осуществляет организацию постоянно действующих

выставок по товарам

5. реализует розничную торговлю через торговую сеть и аукционные торги.

2-я форма - Крупная брокерская или дилерская торгово- посредническая структура.

3-я форма - Холдинг - сеть дочерних предприятий различных сфер деятельности, когда сеть АРМ брокера - превращается в мини-концерн, а биржа - в его верхушку - холдинг.

Результаты этапов автоматизации работы брокеров должны быть представлены в следующих формах:

1. Структура и классификация биржи, брокерских контор; дерево функций (работ) биржи по классам и этапам.

2. Целевая функция, назначение биржи, то есть что получается в результате деятельности брокерской конторы, биржи.

3. Схема данных, входные документы брокера, включая стандартные (нормативно-справочные) доку-менты.(базовая)

4. Информационные модели (схема данных) электронного брокера.

5. Структура баз данных АРМ «Брокера».

6. Схема окон диалога, их взаимосвязь и дерево разговора.

7. Технология работы электронного брокера - АРМ "Брокер",- таблицы диалога и инструкции пользователю (брокеру).

8. Блок-схемы (схемы) программных модулей, схемы взаимодействия модулей, схемы ресурсов каждого модуля - АРМ «Брокера».

Здесь: I - связь по информации Г - Связь по управлению ВК - брокерские конторы В - брокер

Рисунок 8. Схема взаимодействия объектов в брокерской конторе

Рис. 9. Схема базовых функций и классов штатных работ биржи

Рисунок 7. Схема информационно-управленческих связей Брокерская контора - Брокер - Клиент

Рисунок 10. Схема работ брокера на бирже

Заключение

В статье представлен типовой проект стандартными средствами «ГОСТ Алгоритмов и программ» автоматизированного брокера биржи, работающего в среде рынков товаров и услуг для которого была разработана программа в среде FOX Pro и ТП Паскаль, Visual Basic.

Данная информационная технология разработана студентами вместе с преподавателем для курса «Информационные технологии в маркетинге», который ввёлся Т.Я. Данелян в МЭСИ. Данная программа может

быть разработана в любой программной среде, является очень удобной для проверки загрузки торговых сегментов с целью создания рекомендаций брокеру по выбору тех или иных товаров на торговом сегменте рынка для получения наибольшей прибыли. Рекомендуется молодым специалистам, а также обучающимся по специальности маркетолога и менеджера.

Литература

1. Данелян Т.Я. Теория систем и системный анализ (ТСиСА): учебно-методический комплекс / Т.Я. Данелян.

- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 303 с.

2. Данелян Т.Я. Информационные технологии в психологии: учебно-методический комплекс / Т.Я. Данелян.

- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2014. - 227 с.

3. Данелян Т.Я. Проектно-ориентированные ЭИС: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2013 -с.

4. Данелян Т.Я, Квятковский Александр Викторович. Информационные технологии в сфере юриспруденции / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) - М., 2016 г. - 105с.

5.Данелян Т.Я. «Экономические информационные системы предприятий и организаций» (ч-1), Москва, 2005 г.

6. Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2015. -876 с.

7. Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник для магистров / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2015. - 876 с. 8. Лещенко, А.П. Фундаментальная строительная механика упругих систем: Теория, практика, примеры. Научно-практическое пособие для инженеров, проектировщиков и научных / А.П. Лещенко. - М.: ЛКИ, 2008. - 976 с.

9. Логвинов, В.В. Схемотехника телекоммуникационных устройств, радиоприемные устройства систем мобил. и стацион. радиосвязи, теория электрических цепей / В.В. Логвинов и др. - М.: Солон-пресс, 2013. - 656 с.

10. Макаров, Н.Н. Системы обеспечения безопасности функционирования бортового эргатического комплекса: теория, проектирование, применение / Н.Н. Макаров. - М.: Машиностроение, 2009. - 760 с.

11. Минько, Э. Теория организации производственных систем: Учебное пособие / Э. Минько, А. Минько. -М.: Экономика, 2007. - 493 с.

12. Миронова, О.А. Системы программирования: теория, методы, алгоритмы: Учебное пособие / О.А. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 320 с.

13. Мишенин, А.И. Теория экономических информационных систем.: Учебник / А.И. Мишенин. - М.: ФиС, 2008. - 240 с.

14. Мишенин, А.И. Теория экономических информационных систем / А.И. Мишенин. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 240 с.

15. Артюхов, В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы / В.В. Артюхов. - М.: КД Либроком, 2012. - 224 с.

16. Афанасьев, В.Н. Математическая теория конструирования систем управления / В.Н. Афанасьев, В.Б. Колмановский. - М.: Высшая школа, 2003. - 614 с.

17. Баринов, В.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учебное пособие / В.А. Баринов, Л.С. Болотова; Под ред. В.Н. Волкова, А.А. Емельянов. - М.: ФиС, ИНФРА- М, 2012. - 848 с.

18. Баринов, В.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / В.А. Баринов, Л.С. Болотова. - М.: Финансы и статистика, 2012. -848 c.

19. Бесекерский, В.А. Теория систем автоматического управления / В.А. Бесекерский. - М.: Профессия, 2007. - 752 с.

20. Столяренко, А.М. Психологическая системоло-гия. Теория, исследования, практика: Монография / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. - 391 с.

21. Энциклопедия кибернетики в двух томах (отв. ред. В. М. Глушков). Киев: Украинская советская энциклопедия, 1974.

22. Словарь по кибернетике (под ред. В. М. Глуш-кова).

Using of informational technologies to automate exchange Danelyan T.Ya., Spiryanov O.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PRUE G.V. Plekhanov, IE Sosnin

This article discusses the need to implement information technology in the activities of the exchange to automate processes to achieve greater speed and efficiency of the exchange. The article presents a typical project by standard means of "GOST Algorithms and Programs" of an automated exchange broker operating in the environment of goods and services markets for which a program was developed in the FOX Pro environment and TP Pascal, Visual Basic Keywords: market, product, exchange, broker, informational

technologies. References

1. Danelyan T.Ya. Systems theory and systems analysis (TSiSA):

educational and methodical complex / T.Ya. Danelian. - M .: Ed. Center EAOI, 2010 .-- 303 p.

2. Danelyan T.Ya. Information technologies in psychology: educational-methodical complex / T.Ya. Danelian. - M .: Ed. Center EAOI, 2014 .-- 227 p.

3. Danelyan T.Ya. Project-oriented EIS: Textbook / Moscow State

University of Economics, Statistics and Informatics. M., 2013 - p.

4. Danelyan T.Ya., Kvyatkovsky Alexander Viktorovich. Information

technologies in the field of jurisprudence / Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (REU named after G.V. Plekhanov) - M., 2016 - 105p.

5.Danelyan T.Ya. "Economic information systems of enterprises and organizations" (p-1), Moscow, 2005

6. Larionov, I.K. Economic theory. Economic systems: formation

and development: Textbook / I.K. Larionov, S.N. Silvestrov. - M .: Dashkov and K, 2015 .-- 876 p.

7. Larionov, I.K. Economic theory. Economic systems: formation

and development: Textbook for masters / I.K. Larionov, S.N. Silvestrov. - M .: Dashkov and K, 2015 .-- 876 p. 8. Leshchenko, A.P. Fundamental structural mechanics of elastic systems: Theory, practice, examples. Scientific and practical manual for engineers, designers and scientists / A.P. Leshchenko. - M .: LKI, 2008 .-- 976 p.

9. Logvinov, V.V. Circuitry of telecommunication devices, radio

receivers of mobile systems. and hospital. radio communications, theory of electrical circuits / V.V. Logvinov and others - M .: Solon-press, 2013 .-- 656 p.

10. Makarov, N.N. Safety systems for the functioning of the onboard ergatic complex: theory, design, application / N.N. Makarov. - M .: Mechanical Engineering, 2009 .-- 760 p.

11. Minko, E. Theory of the organization of production systems: Textbook / E. Minko, A. Minko. - M .: Economics, 2007 .-- 493

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

12. Mironova, O.A. Programming systems: theory, methods, algorithms: Textbook / O.A. Mironov. - M .: Finance and statistics, 2004. - 320 p.

13. Mishenin, A.I. Theory of economic information systems .: Textbook / A.I. Mishenin. - M .: FiS, 2008 .-- 240 p.

14. Mishenin, A.I. The theory of economic information systems / A.I. Mishenin. - M .: Finance and statistics, 2008 .-- 240 p.

15. Artyukhov, V.V. General systems theory: Self-organization, sustainability, diversity, crises / V.V. Artyukhov. - M .: KD Librokom, 2012 .-- 224 p.

16. Afanasyev, V.N. Mathematical theory of design of control systems / V.N. Afanasyev, V.B. Kolmanovsky. - M .: Higher school, 2003 .-- 614 p.

17. Barinov, V.A. Systems theory and systems analysis in the management of organizations: Handbook: Textbook / V.A. Barinov, L.S. Bolotov; Ed. V.N. Volkova, A.A. Emelyanov. - M .: FiS, INFRA-M, 2012 .-- 848 p.

18. Barinov, V.A. Systems theory and systems analysis in the management of organizations: Handbook / V.A. Barinov, L.S. Bolotov. - M .: Finance and statistics, 2012 .-- 848 p.

19. Besekersky, V.A. Theory of automatic control systems / V.A. Besekersky. - M .: Professiya, 2007 .-- 752 p.

20. Stolyarenko, A.M. Psychological systemology. Theory, research, practice: Monograph / A.M. Stolyarenko. - M .: UNITI-DANA, 2011. - 391 p.

21. Encyclopedia of Cybernetics in two volumes (editor-in-chief V. M. Glushkov). Kiev: Ukrainian Soviet Encyclopedia, 1974.

22. Dictionary of Cybernetics (edited by VM Glushkov).

o es o es

O m m

X

3

<

m o x

X

Мошенничество в сфере дистанционного банковского обслуживания и методы борьбы с ним в условиях пандемии

Мартыненко Надежда Николаевна,

к.э.н., доцент, Департамент банковского дела и финансовых рынков Финансового Университета при Правительстве РФ, n.martinenko@gmail.com

Овчаренко Анастасия Владимировна,

магистрант программы «Современное банковское дело и модели управления» Финансового Университета при Правительстве РФ

В статье освещены вопросы усиления дистанционного банковского обслуживания в условиях пандемии обсуждаемые в ракурсе их оптимизации и поиска новых эффективных решений вызванных, в том числе, СОУЮ-19. Современные проблемы увязываются с объединением интересов клиентов и интересов банка, в совокупности нацеленных на реализацию общенациональных интересов и бизнеса, ищущего новые источники приращения прибыли и стоимости капитала. Происходящее соответствует тем задачам, которые ставит перед собой общество в части выполнения им основных социально значимых задач перед населением по борьбе с СОУЮ-19. В рассматриваемой в данном тексте политике дистанционного обслуживания населения, в связи с этим, уделяется основное внимание проблемам предотвращения мошеннических операций, с которыми столкнулись сегодня физические лица будучи участниками, прежде всего, безналичных платежей и расчетов. Спровоцированный пандемией коронавируса ускоренный переход к дистанционному обслуживанию недостаточно подготовленных, с точки зрения финансовой грамотности, слоев населения уменьшил препятствия на пути мошеннических операций, которые сегодня активно используют систему социальной инженерии.

Становлению новых защитных механизмов, предупреждающих возможности использования мошеннических операций через систему социальной инженерии могут способствовать предлагаемые в статье решения, что в определенной степени должно позитивно сказаться на эффективности общей системы развития ДБО и выходу страны из кризисного состояния условий пандемии.

Ключевые слова: дистанционное банковское обслуживание, социальная инженерия, мошеннические операции, пандемия, банковские дистанционные услуги, хакерская атака.

Активизация востребованности дистанционного банковского обслуживания в условиях COVID-19

Доступность финансовых услуг для населения является одной из основных задач, стоящих перед банковской системой России. В условиях пандемии, за считанные месяцы, резко ускорился процесс трансформации платежей и более половины жителей России отказались при расчетах от использования наличных денег. При распространении коронавируса РФ подхватила общемировой тренд отказа от наличных денег и оказалась в пятерке лидеров по темпам роста безналичных платежей. По данным ЦБ и согласно исследованию «СберИн-декса» и «Платформы ОФД», уже во II квартале 2020 года доля безналичных платежей подскочила в отечественной денежной системе до 69%, а по итогам III квартала рост доли безналичных клиентов сразу в семи регионах превысил отметку в 60%. Что является абсолютным рекордом за всю историю наблюдений [10].

Поставленную задачу невозможно осуществить без развития финансовых технологий, нацеленных на повышение эффективности дистанционного банковского обслуживания, стимулирующего конкуренцию банков в кредитно-финансовой сфере экономики страны.

Предлагаемых сегодня банками инновационные продукты и услуги определяют ориентацию кредитных организаций на привлечение клиентов неценовыми методами и, следовательно, способствуют акценту на развитие качества обслуживания, увеличение скорости проводимых операций и улучшение удобства предоставления банковских услуг. Постепенный переход к системе неценовой конкуренции в банковском секторе экономики принял более ощутимый характер. Существующие данные подтверждают: в докризисный период (к началу 2020года), дистанционное банковское обслуживание (ДБО) в России характеризовалось (рис. 1), по количеству и объему операций, связанных с переводом электронных средств платежа (ЭСП) физических лиц цифрами в 40,3 млрд единиц и 71,03 трлн руб. соответственно. Количество и объем операций с использованием платежных карт (как в банкоматах, так и в сети интернет) составляло 39,2 млрд единиц и 63,7 трлн руб. соответственно. В системе ДБО за тот же самый период произошло 1,1 млрд единиц операций, общей суммой на 7,3 трлн рублей. Характерно, что эти показатели были существенно выше аналогичных данных за предыдущие 2017 - 2018 годы.

Рост неценовой конкуренции, следовательно, явился одним из важных стимулов для увеличения спроса на ДБО и, одновременно, усложнял развитие большинства сфер экономики и расширял сферу возможностей для совершения хищений.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.