Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / DISTANCE LEARNING SYSTEMS / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Ирина Викторовна, Баландин Игорь Александрович

В своей работе авторы рассматривают возможности построениЯ индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе использования информационных технологий. Проводится анализ работ таких авторов, как Г.М. Кулешова, А.В. ХуторскоЙ, Н.Н. Суртаева, С.А. Вдовина, Г.А. Климова, В.С. Мерлина, с целью определения термина «образовательная траектория». Также определены этапы при организации движения обучаемого по индивидуальной образовательной траектории. В качестве информационного инструментария для реализации индивидуальной образовательной траектории авторы выбирают СДО Moodle. В качестве содержательной основы для построения системы организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике предлагается курс программирования. Авторы приводят пример разработки системы организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике с использованием СДО Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Ирина Викторовна, Баландин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION RESOURCES FOR THE IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS

In their work, the authors consider the possibility of building an individual educational trajectory of the student based on the use of information technology. The analysis of the works of such authors as G.M. Kuleshova, A.V. Khutorsky, N.N. Surtaeva, S.A. Vdovina, G.A. Klimova, V.S. Merlin to define the term «educational trajectory». The stages are also defined when organizing the movement of a student along an individual educational trajectory. as an information toolkit for the implementation of an individual educational path, the authors choose moodle. A programming course is proposed as a substantive basis for constructing a system for organizing an individual educational trajectory of students in computer science. The authors give an example of developing a system for organizing an individual educational trajectory of students in computer science using moodle.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ»

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ

Акимова Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и методика обучения информатике и математике» Пензенского государственного университета, г. Пенза, e-mail: ulrih@list.ru

Баландин Игорь Александрович,

кандидат педагогических наук, ведущий программист ЦДМО Пензенского государственного университета, г. Пенза, e-mail: da-mc@mail.ru

В СВОЕЙ РАБОТЕ АВТОРЫ РАССМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩЕГОСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ РАБОТ ТАКИХ АВТОРОВ, КАК Г.М. КУЛЕШОВА, А.В. ХУТОРСКОЙ, Н.Н. СУРТАЕВА, С.А. ВДОВИНА, Г.А. КЛИМОВА, В.С. МЕРЛИНА, С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ». ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЭТАПЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ. В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ АВТОРЫ ВЫБИРАЮТ СДО MOODLE. В КАЧЕСТВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ КУРС ПРОГРАММИРОВАНИЯ. АВТОРЫ ПРИВОДЯТ ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СДО MOODLE.

• индивидуальная образовательная траектория • система дистанционного обучения

• программирование

Введение

^временное развитие общества ставит перед методистами новые задачи. В начале XXI века сформировался новый взгляд на квалифицированного специалиста, который не только профессионально подготовлен, но и самостоятельно мыслит, осуществляет повышение своей квалификации, находит развитие своих качеств.

Прежняя образовательная парадигма, целью которой была передача знаний учащемуся, сменяется компетентностно-деятель-ностной, где на первый план выходит мастерство педагога научить ученика учиться, подобрать каждому такой оптимальный образовательный маршрут, который бы мак-

симально отвечал его потребностям и возможностям, развивал творческий потенциал личности. Поэтому необходимо выполнять переход от единообразной, усреднённой формы обучения каждого учащегося, индивидуализация и дифференциация не должны носить разовый, фрагментарный характер. Коллективная форма обучения сменяется индивидуальной, усиливается мотивация обучаемого за счёт индивидуального освоения образовательной программы, применения дифференцированной оценки, построения индивидуального образовательного маршрута.

В ФГОС нового поколения на передний план выходят развитие личностного потенциала ученика, обеспечение индивидуальной

Внедрение и пршшш

образовательной среды. Средством такого перехода к личностно ориентированному образованию может служить индивидуальная образовательная траектория.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрено в работах таких авторов, как Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.

Среди всех положительных эффектов, которые несёт внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, стоит отметить и индивидуализацию обучения за счёт создания информационно-образовательной среды, которая способствует поэтапному продвижению ученика к запланированным результатам по линиям различной степени сложности.

Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Основные понятия

Можно отметить следующие возможности, которые предоставляет ученику продвижение по индивидуальной образовательной траектории:

• выбор оптимальных форм и темпов обучения;

• применение тех способов обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

• рефлексивное осознание полученных результатов;

• осуществление оценки и корректировки своей деятельности.

В работе «К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута» под индивидуальным образовательным маршрутом понимается целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

При анализе методической литературы по теме исследования можно сделать вывод, что образовательные траектории могут быть выстроены разными путями и применительно различных методов, в зависимости от целей образования. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение.

На схеме 1 представлены определения индивидуальной образовательной траектории [2, 6].

Таким образом, во всех определениях можно отметить несколько направлений реализации [4, 5]:

• содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

• деятельностный (специальные педагогические технологии);

• процессуальный (организационный аспект).

Также можно сделать вывод, что при построении индивидуальной образовательной траектории предусматривается наличие двух условий:

• содержательного компонента — индивидуального образовательного маршрута;

• способ реализации компонента — технологию организации образовательного процесса.

При проектировании индивидуальной образовательной траектории необходимо учитывать, что её структура должна включать следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, диагностический, организационно-педагогический.

Опираясь на работы А.В. Хуторского и Е.А. Александровой, можно определить следующие этапы при организации движения обучаемого по индивидуальной образовательной траектории, представленные на рис. 2 [6].

Опишем более подробно каждый этап.

На первом этапе происходит диагностика учителем индивидуально-личностных особенностей, уровня сформированности знаний и умений учащихся по рассматриваемой области знаний. Также могут быть

продиагностированы и дополнительные аспекты личности обучаемого, такие как уровень мыслительной деятельности, умения организовывать самостоятельную деятельность, возможные затруднения при продвижении.

Проектируется индивидуальный план учебной деятельности, объём и тематика занятий, самостоятельной работы, выбираются средства и способы деятельности, устанавливается система контроля и оценки своей деятельности.

На втором этапе происходит определение образовательного концепта темы, которую предстоит освоить.

На третьем этапе осуществляется выбор образовательной стратегии для каждого обучаемого в соответствии с индивидуально-личностными особенностями учащегося.

На четвёртом этапе организуются консультации учителя по изучаемым темам, формы представления результатов, а также систематический контроль и анализ достигнутых результатов.

На последнем пятом этапе происходит выявление индивидуальных и общих образо-

Г. М. Кулешова

А. В. Хуторской

Н. Н. Суртаева

С. А. Вдовина, Г. А. Климова, В. С. Мерлин

| Это совокупность существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория» в условиях личностной парадигмы: личность (человек), имеющая потенциал, выражающийся в наличии скрытых и личностных качеств, которые при своём множестве и разнообразии способны проявляться лишь будучи встроенными в единую структуру деятельности

' Рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности

| Трактует индивидуальные образовательные траектории как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями

> Рассматривают данное понятие как проявление стиля Учебной деятельности каждого учащегося, зависящего От его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом

Рис. 1. Определения образовательной траектории

Внедрение

Организационно-сопроводительный

Рис. 2. Этапы при организации движения обучаемого по индивидуальной образовательной траектории

вательных продуктов деятельности. Полученные результаты анализируются и сравниваются с поставленными целями. Определяются перспективы деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.

Иногда в исследованиях можно встретить выделения и шестого этапа — демонстрацию личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение.

Проведём краткий обзор систем дистанционного обучения (СДО) отечественного и зарубежного производства. Их анализ представлен в приведённой ниже табл. 1.

После проведённого анализа для разработки системы организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике нами была в итоге выбрана СДО Moodle [3].

Выбор информационного инструментария

В настоящее время на рынке ^-технологий представлено большое разнообразие систем, поддерживающих дистанционное обучение, в частности позволяющих разработку учебных материалов, их размещение, управление процессом дистанционного обучения.

Построение системы

В качестве содержательной основы для построения системы организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике нами был выбран курс программирования.

Обучению программированию в старших классах должно уделяться особое внимание.

Таблица 1

Название Достоинства Недостатки

Web-приложение Edmodohttps://www. edmodo.com Является бесплатным; практически отсутствует реклама; простая регистрация; возможность разделения пользователей на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа) Большинство возможностей описано на английском языке; группы Edmodo нельзя объединять; достаточно скудный набор учебных элементов, например, тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

Google Classroom

https://classroom.

google.com/h

Бесплатный доступ;

полностью русифицированный интерфейс; пользователю предоставляется возможность публиковать теоретический материал, задания; можно выставлять оценки в журнале; есть календарь

Инструментарий достаточно беден, главной задачей является организация совместной работы, не прохождение тестов (их можно создавать на основе GoogleForms), интерфейс не всегда удобен

Сервис OnLineTestPad https://onlinetestpad. com/ru

Для каждого вопроса предполагается достаточно подробная настройка, варианты ответов могут быть даны не только в форме текстов, но и в виде графического изображения

Сервис предназначен для разработки отдельных тестов, викторин, но не даёт возможности разработать полноценный онлайн-курс

Платформа дистанционного обучения iSpringOnlinehttps:// www.ispring.ru/ ispring-online

Курсы адаптируются под мобильные устройства, их также можно использовать в офлайн-режиме;

имеется достаточно мощная система аналитики и 23 вида отчётности;

портал имеет гибкую систему настройки интерфейса;

имеется возможность создания вебинаров

Сервис является платным, бесплатный доступ доступен только в течение 14 дней

Платформа Getcourse.ru https:// getcourse.ru/

Возможность создания курса по готовым шаблонам, авторский курс можно брендировать; интеграция популярных платёжных систем для настройки приёма платежей: Яндекс.Касса, Paypal, Webmoney;

имеется возможность создания вебинаров; возможность автоматической Email-рассылки по клиентской базе

Сервис является платным

Система

ShareKnowledge

https://competentum.

ru/sistema-

distancionnogo-

obucheniya

Простота в использовании, интерфейс будет знаком любому пользователю продукции Microsoft; система имеет возможность гибкой настройки; в учебный каталог СДО можно публиковать различные документы, видео- и аудиоматериалы, а также электронные SCORM-курсы; система позволяет создавать тесты и формировать составные курсы из учебных материалов, опубликованных в каталоге, очных тренингов и вебинаров;

Система позволяет работать с различными каталогами пользователей; за дополнительную плату в учебный портал можно добавить форум, блоги и ленту новостей

Сервис является платным, минимальная стоимость составляет 24 000 р. в год

Система дистанционного обучения Moodle https:// moodle.org/

Система полностью бесплатна и готова к использованию;

предоставляются широкие возможности для создания дистанционных курсов; имеется возможность реализации дистанционного обучения;

система позволяет реализовать разнообразные педагогические сценарии и образовательных стратегий: программированное, модульное, индивидуальное, социальное обучение; имеется возможность внедрения в курс активных элементов, таких как вики, глоссарий, разнообразные тестовые задания и т.д.; имеется возможность внедрения разнообразных плагинов, разработанных другими пользователями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установка сервера для полноценного использования; громоздкость; для полноценной работы требуется достаточная подготовка

Внедрение и нрпмш

Таблица 2

Содержание системы организации индивидуальной образовательной траектории

учащихся по информатике

Номер модуля Содержание

Модуль 1 Теория по языку Паскаль, задачи по линейным и разветвляющимся, циклическим алгоритмам, тест

Модуль 2.1 Теория по одномерным массивам, задачи лёгкого уровня, тест

Модуль 2.2 Теория по одномерным массивам, задачи повышенного уровня, тест

Модуль 3.1 Теория по двумерным массивам, задачи лёгкого уровня, тест

Модуль 3.2 Теория по двумерным массивам, задачи повышенного уровня, тест

Во-первых, это позволяет подготовить школьников к участию в тематических олимпиадах, во-вторых — подготовить их к ЕГЭ по информатике [1].

Демо-версия ЕГЭ по информатике содержит пять заданий, для решения которых требуется знание элементов программирования: 8, 11, 19, 20, 21.

Кроме того, вторая часть содержит целых три задания с элементами программирования: 24, 25 и 27, которые оцениваются в 3, 2 и 4 балла соответственно.

В общей сумме данные задания составляют 14 баллов из 35 первичных.

В результате было спланировано следующее содержание (табл. 2).

В приложении представлено полное теоретическое и практическое наполнение модулей.

Продвижение по индивидуальной образовательной траектории будет организовано согласно схеме, представленной на рис. 3.

Как было сказано ранее, система организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике будет реализована в СДО МсюсНе.

Общий вид курса представлен на рис. 4.

Сначала создаётся лекционное содержание (рис. 5). После лекционного курса представлены задачи для решения (рис. 6).

После решения практического задания учащийся имеет возможность перейти к прохождению теста (рис. 7).

После прохождения теста происходит дифференциация перехода на следующий модуль, который до прохождения является скрытым (рис. 8).

Анализ результатов теста:

• <= 6 баллов — пройти модуль 1 заново.

• От 7 до 10 — переход на модуль 2.1.

• 11-12 — перейти к модулю 2.2.

На рисунке 9 представлен результат прохождения теста.

Для реализации такой индивидуализации прохождения образовательной траектории выполнена настройка модуля 2.1 и модуля 2.2, представленная на рис. 9-10.

Таким образом, по результатам тестирования учащийся переходит либо к модулю 2.1, либо к модулю 2.2. В случае неудачного прохождения тестирования предлагается пройти модуль 1 заново.

Модули 2.1 и 2.2 также начинаются с лекционного материала.

Далее представлена подборка задач, которая различается для двух модулей.

Модуль 2.1. Задачи для решения

1. Проверить, находится ли в массиве введённое с клавиатуры число.

2. Подсчитать, сколько раз в массиве встречается введённое число.

3. Проверить, есть ли в массиве одинаковые элементы.

4. Дан массив размера N и целые числа К и L (1 < К < L < Найти среднее арифметическое элементов массива с номерами от К до L включительно.

Тест 3

Рис. 3. Схема прохождения индивидуальной образовательной траектории учащимся

= ВЕРСИЯ для СЛАБОВИДЯЩИХ

Методические указания

в

+

,*. Навигации

Учебный модуль 1. Понятие о языке программирования Pascal

Понятие о языке программирования Pascal

Кш |Ч<*|фМ hVb ршм. «»up. vvj'Hiiinii* по <|чррЧ1лЛы|Ыи

j«., сшнкшисиришмё 14 обшснн чсяпрсм с даеютсре* Knit

Рис. 4. Общий вид курс

1 Учебны* ыадръ 21

Ci» Настройки

Внедрение

Методические указания

о

^ '"Г у&идш

Учебный модуль 1. Понятие о языке программирования Pascal *

Понятие о языке программирования Pascal

СЛАБОВИДЯЩИХ

* "Л . □

ш Навигация

Задд'ядлярпио«»/ * «одр» t Тест £

Рис. 5. Вид лекции модуля 1

OS Настройки

Ф Ptjiù«, I приел гн итройм

Рис. 6. Вид практической части курса

Методические указания «

* "Л . □

ш Навигация

Учебный модуль 1. Понятие о языке программирования Pascal *

Понятие о языке программирования Pascal

Оь Настройки

ДЛИ prvrfvw» / * «одр» t Тест £

Рис. 7. Вид тестовой части курса

Рис. 8. Вид курса

Внедрение у нрпмш

Методические указания «

СЛАБОВИДЯЩИХ

* "Л . □

ш Навигация

Учебный модуль 1. Понятие о языке программирования Pascal *

Понятие о языке программирования Pascal

Оь Настройки

* «одр» t Тест £

® Ptjiù«, i приел гн иимройи*

Рис. 9. Вид курса с результатом первого теста

Рис. 10. Настройка модуля 2.1

Методические указания

о

Учебный модуль 1. Понятие о языке программирования Pascal *

Понятие о языке программирования Pascal

л* Навигация

ВНЯЧ4ПО

" Мсидоиж ' СТ|МтЦЫЫ01Д ^ Mod профнл

Помтме-в мине

> v^irttiuH иоду/* П ' Учебный uiviyn. Л I ' УчвбмыА ысдуть. 3 3

Оь Настройки

Задачи дли prvifvw» / * Ыодръ t Тест

Рис. 11. Настройка модуля 2.2

У ЗйМрингТц редйнТррОМмр*

5. Дан целочисленный массив размера N содержащий ровно два одинаковых элемента. Найти номера одинаковых элементов и вывести эти номера в порядке возрастания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вывести на экран номера всех отрицательных элементов массива.

7. Дан массив A размера N. Найти минимальный элемент из его элементов с чётными номерами: A2, A4 A6 ... .

8. Дан массив размера N. Найти два соседних элемента, сумма которых максимальна, и вывести эти элементы в порядке возрастания их индексов.

9. Задан массив X из 30 элементов. Поместить в массив Y все отрицательные элементы массива Х, сменив знак чисел, в массив Z — все положительные элементы массива X (в порядке их следования). Подсчитать количество нулевых элементов.

10. Отсортировать массив методом пузырька.

Модуль 2.2. Задачи для решения

1. Проверить, находится ли в массиве введённое с клавиатуры число.

2. Подсчитать, сколько раз в массиве встречается введённое число.

3. Проверить, есть ли в массиве одинаковые элементы.

4. Проверить, является ли массив упорядоченным.

5. Поменять местами наибольший и наименьший элементы.

6. Найти сумму элементов массива, находящихся между наибольшим и наименьшим.

7. Удалить из массива максимальный элемент.

8. Вставить число 100 после пятого элемента массива.

9. Вставить число, введённое с клавиатуры, после минимального элемента массива.

10. Изменить порядок следования элементов в массиве на обратный.

Оба модуля также завершаются прохождением теста, который имеет другой анализ результатов.

Анализ результатов теста:

1. <= 4 баллов — пройти модуль 1 заново.

2. От 5 до 6 — пройти модуль 2.1 заново.

3. От 7 до 8 — переход на модуль 2.2.

4. От 9 до 10 — перейти к модулю 3.1.

5. 11-12 — перейти к модулю 3.2.

Выводы

С целью апробации предложенных решений разработанная информационная система организации индивидуальной обра-

Внедрение и прпмш

зовательной траектории учащихся по информатике была предложена в ЛСТУ № 2 г. Пензы для внедрения её на уроках информатики во время прохождения темы «Программирование».

Данная методика обучения использовалась в одном из двух 10-х классов физико-математического профиля, в которых обучалось 22 и 25 человек соответственно.

После проведения обучения двум классам была предложена стандартная контрольная работа по программированию. Её результаты показали, что разработанная информационная система организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике оказывает положительное влияние на формирование знаний и умений учащихся.

Перспективой исследования является расширение данной системы на весь школьный курс информатики. При этом основная задача — разработка содержательного наполнения каждого модуля и оценочного инструментария. □

Литература

1. Акимова И.В. Использование интерактивных программных средств при обучении программированию / И.В. Акимова // Информатика в школе. — 2012. — 9. — С. 49-50.

2. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / С.А. Вдовина. — Тобольск, 2000. — 175 с.

3. Глотова М. Ю. Индивидуальные образовательные траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного процесса на примере СДО МоосПе / М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова // Наука и школа. — 2015. — №5. — С. 60-68.

4. Игнатович С.С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций индивидуализации образования / С.С. Игнатович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — №.7-9.

5. Лапёнок М.В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы / М.В. Лапёнок, В.В. Макеева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 7. — С. 37-43.

6. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. / А.В. Хуторской. — М., 2000. — 320 с.

Literatura

1. Akimova I.V. Ispol'zovanie interaktivnyh pro-grammnyh sredstv pri obuchenii programmi-rovaniyu / I.V. Akimova // Informatika v shko-le. — 2012. — № 9. — S. 49-50.

2. Vdovina S. A. Individual'nye obrazovatel'n-ye traektorii kak sredstvo realizacii sub'ekt-sub'ektnyh otnoshenij v uchebnom processe sovremennoj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.01. / S.A. Vdovina. — Tobol'sk, 2000. — 175 s.

3. Glotova M.Yu., Samohvalova E.A. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii na baze system distancionnoj podderzhki obrazova-tel'nogo processa na primere SDO Moodle / M.Yu Glotova, E.A. Samohvalova // Nau-ka i shkola. — 2015. — № 5. — S. 60-68.

4. Ignatovich S.S. Problema gotovnosti uche-nika k proektirovaniyu individual'nogo obra-zovatel'nogo marshruta v kontekste ob-shchih tendencij individualizacii obrazova-niya / S.S. Ignatova // Zhurnal Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika I psihologiya. — 2012. — № 7-9.

5. Lapyonok M.V., Makeeva V.V. Formirova-nie individual'noj traektorii obucheniya v informacionno-obrazovatel'noj srede shkoly / M.V. Lapyonok, V.V. Makeeva // Pedago-gicheskoe Obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 7. — S. 37-43.

6. HutorskojA.V. Razvitie odarennosti shkol'-nikov: Metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya / A.V. Hutorskoj. — M., 2000. — 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.