Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В СДО MOODLE ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В СДО MOODLE ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / СДО Moodle / электронный учебный курс / образовательная среда вуза / дисциплина «Теоретические основы информатики»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Т.В.

Обсуждается проблема разработки электронных учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle для использования в образовательном процессе высшей школы на примере дисциплины «Теоретические основы информатики» (раскрыты этапы разработки курса, рассмотрено использование информационных ресурсов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В СДО MOODLE ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147

Т.В. Рихтер

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В СДО MOODLE ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Обсуждается проблема разработки электронных учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle для использования в образовательном процессе высшей школы на примере дисциплины «Теоретические основы информатики» (раскрыты этапы разработки курса, рассмотрено использование информационных ресурсов).

Ключевые слова: дистанционное обучение, СДО Moodle, электронный учебный курс, образовательная среда вуза, дисциплина «Теоретические основы информатики».

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», существует возможность осваивать образовательную программу через сетевые формы и дистанционные образовательные технологии.

Одной из эффективных платформ для использования электронных учебных курсов в системе высшего образования является система дистанционного обучения Moodle (СДО Moodle). Рассматриваемая СДО обладает следующими характеристиками: организует среду для продуктивного интерактивного общения; является модульной объектно ориентированной динамической учебной средой, свободно распространяемой в качестве программного обеспечения, имеющей открытый исходный код (соответствие GNU Public License) [4].

В настоящее время проанализированы различные аспекты рассматриваемой проблемы: по подготовке компетентных конкурентоспособных специалистов (исследования В.И. Байденко,

A.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера и др.); формированию профессиональных компетенций обучающихся (исследования С.С. Бахтеевой, Н.Н. Двуличанской, Н.А. Кузнецовой и др.); использованию в учебном процессе дистанционных технологий (исследования А.А. Андреева, С.Л. Тимкина, Л.С. Шушпановой, С.А. Щенникова и др.); исследованию структуры дистанционных курсов обучения (работы С.Г. Григорьева,

B.В. Гриншкуна, Н.В. Матецкого, Е.С. Полата, И.В. Роберт, В.И. Снегуровой, А.В. Хуторского и др.); упорядочиванию учебного материала иерархическими структурами понятий (С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Н.Е. Эрганова и др.); особенностям разработки электронных учебных курсов с использованием системы дистанционного обучения Moodle (исследования Е.А. Ахуновой, М.Ю. Глотовой, О.Ю. Зайцевой, И.А. Леонтьевой и др.);

© Рихтер Т.В., 2020

проектированию и реализации электронных учебных курсов (исследования Т.В. Зыковой, Т.О. Кочетковой, К.В. Сафонова, Т.В. Сидоровой, В.А. Шершневой и др.).

Е.А. Ахунова считает, что разработка оптимальной структуры электронного учебного курса в среде Moodle способствует более эффективному его использованию в учебном процессе и повышению уровня знаний студентов [1, с. 28]. О.Ю. Зайцева рассматривает СДО Moodle при обучении профильным дисциплинам студентов педагогического вуза как эффективное средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов [6]. Ф.Г. Ребрина и И.А. Леонтьева выделяют этапы разработки электронного курса, содержание работы на каждом из них и обучающие возможности платформы МооШе для реализации качественного высшего образования [9]. Г.В. Кравченко утверждает, что высокая эффективность организации образовательного процесса достигается при сочетании различных форм дистанционного обучения с традиционными [8].

А.С. Шевченко выявил следующие преимущества использования электронных учебных курсов в СДО Moodle: овладение всем курсом полностью, независимо от формы обучения и количества аудиторных часов, отведенных на дисциплину в учебном плане; реализация творческих потенциалов преподавателей и студентов; эффективная организация учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся; реализация балльно-рейтинговой системы оценки результатов овладения курсом; реализация требований ФГОС СПО; повышение мотивации студентов; реализация личностно-ориентированного подхода к процессу обучения [12, с. 426].

С.И. Белозёрова и О.И. Чуйко описывают процесс создания и сопровождения учебных курсов по таким дисциплинам, как «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии», «Интеллектуальный анализ данных», «Проектный практикум», «Информационные системы в экономике», «Разработка Шете^приложений и проектирование web-сайтов» и др. [2].

А.С. Смирнова и М.А. Афанасьева рассматривают комплекс методических и технических особенностей разработки дистанционных курсов в СДО МооШе. Особое внимание авторы уделяют интерактивному взаимодействию преподавателей и студентов, реализующемуся через чаты или форумы, для удобных и быстрых обменов сообщениями между участниками образовательного процесса [10].

Г.С. Голошумовой и О.Е. Черновой выделен педагогический потенциал платформы Moodle, связанный с отсутствием ограничений на количество инсталляций и пользователей, с возможностью организации индивидуальной и групповой учебной деятельности, с гибкостью, вариативностью педагогических подходов и с наличием широкого спектра инструментов при разработке учебных курсов [5].

Также Г.С. Голошумова и О.Е. Чернова определили педагогические условия, которые способствуют максимальному использованию потенциала платформы Moodle: обеспечение профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе с платформой Moodle; формирование и развитие ценностного отношения студентов к автономной деятельности; организация подготовки студентов к автономной работе на платформе [5].

А.В. Корень отмечает комплекс важных особенностей создания и функционирования электронных учебных курсов в среде Moodle, связанных с интерактивным взаимодействием

субъектов образовательного процесса; четким планированием учебного процесса; использованием широкого спектра уникальных заданий (виртуальный кейс и командный конкурс); применением гиперссылок на внутренние и внешние образовательные ресурсы; возможностью использования цифровых контентов [7, с. 23].

О.Г. Смолянинова, В.В. Трофимова, А.А. Мороз и Н.П. Матусевич считают, что при разработке электронных курсов в LMS Moodle необходимо учитывать трансформацию традиционных дидактических подходов, следует использовать установку на интерактивность учебного процесса не как идеологическую, а как операциональную [3].

В.А. Шелеметьева утверждает, что применение электронных учебных курсов, созданных без учета возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся, является не целесообразным, что указывает на необходимость использования андрагогического подхода [13].

Т.Н. Шалкина предлагает систему показателей качества электронного учебного курса, которая интегрирует дидактические, технические, дизайн-эргономические и технологические характеристики [11].

А.Д. Шматко, А.А. Самодуров и Е.Б. Зеновский разработали основные положения проведения тестирования студентов высших учебных заведений в программе Moodle для обеспечения объективности результатов [14].

С опорой на имеющиеся исследования по рассматриваемой теме был разработан электронный учебный курс по дисциплине «Теоретические основы информатики» в системе дистанционного обучения МооШе для использования в образовательной среде вуза.

Рассмотрим данный процесс более подробно.

Вход с СДО Moodle имеет следующий вид (рис. 1).

Русский fruj т

В начало Вход в систему

Уже были на этом сайте?

Войдите в систему, указав Ваш логин и пароль

(В Вашем браузере должен быть разрешён приём cookies) |1

Логин ¡tatyanarikhte

Пароль f™—" вход

□ Запомнить логин

Забыли логин или пароль?

Некоторые курсы, возможно, открыты для гостей

|3айти гостем|

Рис. 1. Вход в СДО МооШе

Создание курса начиналось с редактирования его настроек (рис. 2): выбор категории, полное название курса, краткое название курса, описание курса, формат, дата начала курса и др.

Первый этап по созданию электронного учебного курса «Теоретические основы информатики» заключался в создании его логической структуры и наполнении новым материалом и информационными ресурсами. На втором этапе осуществлялась настройка элементов курса с целью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий для всех обучающихся.

Рис. 2. Редактирование настроек электронного учебного курса «Теоретические основы информатики»

Главная страница электронного учебного курса «Теоретические основы информатики» представлена на рис. 3.

Рассмотрим содержание блоков левой колонки главной страницы:

1. Блок основного меню включает новостные форумы - информационные ресурсы, предназначенные для сообщения оперативной информации преподавателям и студентам. Это могут быть новые события, изменения в содержании разделов курса, напоминания о сдаче промежуточных и итоговых заданий, тестов, практических и лабораторных работ и т.д.

2. Блок навигации предполагает возможность переходов в начало курса, на домашнюю страницу, страницы сайта, в собственный профиль, в разделы курса.

Рассмотрим содержание блоков правой колонки главной страницы (рис. 4):

1. Блок «Люди (участники)». Данная категория включает информацию обо всех участниках данного электронного учебного курса.

2. Блок «Элементы курса». В данной категории сгруппированы по типу все учебные элементы курса: глоссарий, задания, ресурсы, форумы.

3. Блок «Пользователи на сайте». Данная категория демонстрирует всех участников курса, изучающих его в реальном времени.

4. Блок «Обмен сообщениями». В данной категории отражается информация, касающаяся личных переписок.

ТПООСИеЬООк А Управление курсом Переключиться к роли... Настройки моего профиля Администрирование

■ Татьяна Рихтер О

Теоретические основы информатики

В начало

ТОЙ

Основное меню

Новостной форум

^ ♦ ✓ £ * <*> и Р

Добавить ресурс...

| Добавить элемент курса... ▼

Навигация

В ✓ !+

В начало

■ Моя домашняя страница

► Страницы сайта

► Мой профиль Текущий курс ▼ ТОЙ

► Участники

► Отчеты

► Общее

► Раздел 1. Информатика: предмет, структура, место в...

► Раздел 2. Информация в теории Шеннона. Энтропия, с...

► Раздел 3.

■Я? Новостной форум

Добавить ресурс.

* ^ Ш «<*>!+ » Щ Добавить элемент курса...

Добавить ресурс...

' [р Добавить элемент курса... »

Р Добавить ресурс...

3 Добавить элемент курс а.. »

|3| Добавить ресурс...

3 Добавить элемент курса... т

| Завершить редактирование |

Поиск по форумам

✓ К <*■ 1+

Раздел 1. Информатика: предмет, структура, место в системе наук. Различные подходы к <■> определению информации

Раздел 2. Информация в теории Шеннона. Энтропия, статистическое определение информации. Вероятностный и объемный подходы к измерению информации, формулы Шеннона и Хартли

Раздел 3. Кодирование различных видов информации, понятие кода. Методы сжатия

Раздел 4. Передача информации

0 Добавить ресурс.. » Добавить элемент курса... т

Раздел б. Понятие алгоритма. Нестрогое определение алгоритма. Уточнение понятия <®> алгоритма

| Применить |

Расширенный поиск (р

Последние новости

Добавить новую тему,.. (Пока новостей нет}

Предстоящие события В

✓ К |+

Нет предстоящих событий

Перейти к календарю... Новое событие...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последние действия

✓ * ® 1+

Действия с Вторник 24 Март

2020,13:30 Полный отчет о последних действиях Со времени Вашего последнего входа ничего нового не произошло

Добавить блок

Рис. 3. Интерфейс главной страницы электронного учебного курса «Теоретические основы информатики»

Центральная колонка содержит новостной форум и все учебные элементы электронного учебного курса в виде гиперссылок (тематические разделы-модули, содержащие теоретический материал, ссылки на интернет-ресурсы, презентационный материал, пошаговые инструкции, методические указания, различные виды заданий, тесты и т.д.). Режим редактирования (изменение материалов курса) доступен только для администратора, создателя курса, преподавателя, имеющего право редактирования.

[ Резким редактирования |

Элементы курса

Ш Глоссарии ЛЛ Задания О Ресурсы Форумы

Люди

Участники

Пользователи на сайте И

{последние 5 минут] Пусто

Обмен сообщениями И

Нет новых сообщений Сообщения

Рис. 4. Содержание блоков правой колонки главной страницы

Приведем сводку всех иконок, представляющих различные инструменты редактирования (рис. 5).

Иконка Назначение

Редактировать

Изменить название

Переместить вправо

* Перенести

в Дублировать

X Удалить

<щ> Скрыть

I Изменить группы

Ь Назначить роли

Рис. 5. Сводка иконок, представляющих инструменты редактирования

При разработке электронного учебного курса «Теоретические основы информатики» использовались следующие ресурсы: анкеты, предназначенные для проведения различных опросов с целью выявления определенных фактов; базы данных; глоссарий (составление списка определений); несколько видов заданий (использование любых форматов для получения ответов в электронном виде); лекции; опросы (голосование обучающихся); пояснение (произвольный текст и графические материалы); рабочая тетрадь; семинары; тестовые материалы различных видов; различные форумы (вопрос - ответ, работа по собственной теме, стандартное обсуждение); чаты (обсуждения в реальном времени).

В качестве примера приведем глоссарий по дисциплине (рис. 6).

ТГШОСИеЬООк А Скезагуаскттйгайоп Управление курсом Переключиться к роли... Настройки моего профиля Администрирование

Теоретические основы информатики Вначале ТОЙ Общее Теоретические основы информатики

Основное меню Ш Добавить блок Теоретические основы информатики

♦ # х 1+ Новостной форум * # £ X Ф и Теоретические основы информатики ♦ ^ £ * 1+ Р

Добавить... ▼ найти И Полнотекстовый поиск Добавить новую запись

| Добавить ресурс .. т

Р Обзор по алфавиту Обзор г" -—иям обзор по дате Обзор по авторам

Добавить элемент курса... *

Навигация ♦ ✓ 1+ В начало ■ Моя домашняя страница ► Страницы сайта ► Мой профиль * Текущий курс ▼ ТОН ► Участники ► Отчеты ▼ Общее Обзор глоссария по алфавиту Специальные |А|Б|В|Г|Д|Е[Ё[Ж|3|И[К|Л|М|Н[0[П|Р|С|Т| У|Ф|Х|Ц|Ч|Ш|Щ|Э|Ю|Я| Все Информатика Наука о преобразовании информации, которая базируется на вычислительной технике. Предметом информатики является вычислительная технология, как социально-исторический феномен. Состав информатики - это три неразрывно и существенно связанные составные части: технические средства, программные и алгоритмические.

Рис. 6. Глоссарий

По результатам опытно-поисковой работы, связанной с применением в обучении СДО Moodle, можно сделать следующие выводы.

1. СДО Moodle можно рассматривать и как средство создания учебных курсов, и как средство обеспечения интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

2. Использование СДО Moodle при изучении дисциплины «Теоретические основы информатики» способствует повышению мотивации студентов, росту интереса к предмету, развитию познавательной самостоятельности.

3. Материалы исследования должны способствовать совершенствованию методов и форм обучения в вузе, созданию условий для самореализации личности студентов, их развитию и саморазвитию, разработке инновационных образовательных проектов, включающих организацию единого телекоммуникационного дистанционного пространства.

Список цитируемых источников

1. Ахунова Е.А. Разные подходы к разработке структуры электронного учебного курса в среде Moodle // Наука, образование и культура. - 2015. - № 2 (2). - С. 26-28.

2. Белозёрова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS Moodle для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1.

- С. 78.

3. Возможности совершенствования учебного процесса с использованием LMS Moodle / О.Г. Смолянинова, В.В. Трофимова, А.А. Мороз, Н.П. Матусевич // Современный ученый. -2019. - № 5. - С. 116-121.

4. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Индивидуальные образовательные траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного процесса на примере СДО Moodle // Наука и школа. - 2015. - № 5. - С. 60-68.

5. Голошумова Г.С., Чернова О.Е. Возможности использования электронной образовательной платформы Moodle в образовательном процессе вуза // Филологический класс.

- 2017. - № 3 (49). - С. 52-58.

6. Зайцева О.Ю. Опыт использования веб-ориентированной среды Moodle в формировании профессиональной компетентности бакалавров // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 57-60.

7. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Науковедение: интернет-журн. - 2013. - № 1 (14). - С. 21.

8. Кравченко Г.В. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle // Известия Алтайск. гос. ун-та. - 2015. - № 3-1 (87). - С. 59-63.

9. Ребрина Ф.Г., Леонтьева И.А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 204-213.

10. Смирнова А.С., Афанасьева М.А. Разработка дистанционного курса в образовательной среде Moodle // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубан. гос. аграр. ун-та. - 2017. - № 133. - С. 365-378.

11. Шалкина Т.Н. Показатели и критерии качества электронного учебного курса // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 3. - С. 608-619.

12. Шевченко А.С. Использование системы дистанционного обучения Moodle для организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7, № 4-1. - С. 418-426.

13 . Шелеметьева В.А. Принципы андрагогического подхода в разработке электронных учебных курсов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. -С. 248-250.

14. Шматко А.Д., Самодуров А.А., Зеновский Е.Б. Перспективы использования системы дистанционного обучения Moodle в образовательном процессе вузов // Ученые записки междунар. банк. ин-та. - 2015. - № 11-1. - С. 46-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.