Научная статья на тему 'Использование LMS Moodle для организации виртуального образовательного пространства вуза'

Использование LMS Moodle для организации виртуального образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LMS / MOODLE / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СТАТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО КУРСА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буяковская И.А.

В данной статье рассматриваются возможности системы дистанционного обучения Moodle при организации виртуального образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буяковская И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование LMS Moodle для организации виртуального образовательного пространства вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

© Буяковская И.А.*

Центр педагогического образования Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

В данной статье рассматриваются возможности системы дистанционного обучения Moodle при организации виртуального образовательного процесса вуза.

Ключевые слова LMS, MOODLE, система дистанционного обучения, статические материалы учебного курса, интерактивные элементы курса.

Организация виртуального образовательного пространства вуза представляет собой сложный и многоаспектный процесс. В статье А.Н. Дроба-хиной [4] отмечается, что среда образовательного учреждения представляет собой педагогически и технически организованную сферу информационного взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, а также полноценный информационный обмен. Конечно, реализация данного процесса невозможна без опоры на перспективные технологии дистанционного обучения.

Современные системы дистанционного образования обладают необходимым для этого функционалом. Они предоставляют возможности по наполнению дистанционных курсов учебными материалами, автоматизации процедур контроля и оценивания успеваемости студента. Данные системы применимы в рамках учебной деятельности не только с преподавателем, но и для совместной работы участников учебной группы, так как включают средства on-line и off-line коммуникации.

* Доцент кафедры «Теории и методики преподавания информатики», кандидат педагогических наук, доцент.

Системы дистанционного обучения Learning management system (LMS) отличаются от других компьютерных технологий, применяемых в системе обучения тем, она управляет всеми аспектами процесса обучения. С помощью LMS можно не только наполнять курс, но и регистрировать участников (преподавателей, обучающихся, администраторов системы, кураторов курса), с последующей записью на конкретные курсы.

Системы LMS соответствуют принципам открытого образования: предоставляют каждому студенту возможности выбора времени, темпа и места обучения; изменяют отношения между педагогом и обучающимся, переводя их на уровень партнерства; реализуют личностный подход в обучении, способствуют развитию информационной культуры участников образовательного процесса. LMS обладают инструментарием необходимым как для создания учебных курсов, так и для диагностики усвоения знаний студентов, составления рейтинга результативности обучения.

Системы дистанционного обучения можно разделить на три группы: проприетарные (Blackboard Learning System,CERTPOINT Systems Inc., GlobalScholar, Informetica, JoomlaLMS, SharePointLMS, SSLearn, WebStudy Learning LMS и др.), с открытым кодом (aTutor, Canvas, Chamilo, Claroline, Dokeos, eFront, Fedena, ILIAS, LAMS, Moodle, OLAT, Sakai, Totara LMS, WeBWorK и др.), облачные системы (DigitalChalk, DoceboLMS, Expertus).

LMS Moodle поддерживает возможность многократного использования составляющих курса, так как преподаватель, при необходимости, может импортировать элементы курсов и информационные ресурсы из одной дисциплины в другую или использовать банк тестовых заданий из другой дисциплины, для проверки остаточных знаний. Встроенные методы Moodle обеспечивают индивидуализированное обучение и предоставляют возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома).

Набор интерфейсов системы зависит от уровня авторизации пользователя. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов -

роль преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль студента.

Среда Moodle обладает богатым спектром возможностей по разработке электронных учебных курсов, позволяющих не только организовать самостоятельную работу студентов в рамках дисциплины, так и вариативное изучение материала.

В системе Moodle поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «дерево». Представление курса в виде календарного, позволяет выполнить планирование работы студента в рамках курса в зависимости от учебной недели и объема заданий. Наиболее удобным, на мой взгляд, является представление курса как «Разделы по темам», когда учебный курс можно представить в виде нескольких смысловых разделов или модулей, направленных на изучение компетенций в рамках государственного образовательного стандарта дисциплины.

С помощью данной системы материал может быть представлен в виде -картинки, видео, аудио и текста. Можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы - рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, тесты.

Дистанционный учебный курс должен быть представлен такими компонентами как: информационные ресурсы, средства общения, система тестирования, система администрирования.

Содержательная часть курса включает: лекционный материал; форумы, где преподаватель может ответить на часто задаваемые вопросы; список Web-ресурсов по теме или разделу, который может быть реализован в виде гиперссылки.

Для организации обратной связи могут быть использованы средства общения, описанные в учебном пособии А.М. Анисимова [1]:

- различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ;

- чат использованием поддержки, картинок, математических формул и т.п.;

- блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.

- вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

Система Moodle предоставляет широкие возможности по разработке составляющих электронного курса, которые необходимы для создания обучающей среды, ориентированной на организацию обратной связи между преподавателем и студентом.

Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).

К ресурсам относятся [2]:

- текстовая страница;

- веб-страница;

- ссылка на файл или веб-страницу;

- ссылка на каталог;

- пояснение - позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента;

- папка (которая может включать несколько файлов, например, с учебными пособиями).

В режиме редактирования курса преподаватель может добавлять данные ресурсы. На рис. 1 продемонстрированы примеры использования таких ресурсов в электронном курсе как: файл, пояснение, URL-ссылка.

К интерактивным элементам курса относят: лекцию, задание, тест, рабочую тетрадь, Wiki, глоссарий, форум, чат, опрос и анкету.

В статье [3] мною рассматривались вопросы организации педагогического тестирования на основе системы дистанционного обучения Moodle исходя из собственной образовательной практики.

Работа с элементами курса требует активной деятельности студентов, которая оценивается преподавателем и, в конечном счете, позволяет выставить итоговую оценку за усвоение учебного курса. В данном случае оценивается не только результат прохождения контрольных и текущих тестов, но и выполнение практических заданий, совместная работа над глоссарием, темой семинара.

Язык запросов SQL

Структурированный язык запросов (SQL) -»JK-2Xa I ^ on-line уче&ник но языку SQL -»«<S<2X<K

Внимание! Перед, выполнением лабораторных работ разработайте структуру БД "Агентство недвижимости" в программе Libreoffice Base н наполните тэбгщы залислми. После этого выполните £ лабораторных по созданню запросов в режиме SQL и згрузите на сайт в разделе "Лабораторные по SQL".

Создание базы данных "Агенство недвижимости" Лаборагторные по SQL g Задания для самостоятельной ра&оты -iJNI' X*^

^ Самостоятельная работа по SQL «--»ЛЧ-гх^НП Щ Вопросы теста но разделу "Язык запросов SQL" -»JH-2X*!! 7 Зачетный тест го разделу "SQL"

9

t +

(?) ¡Добавить ресурс ¡1*]® Добавить элемент курса

Добавить ресурс..

Итоговый контроль

Q Вопросы для подготовки Контрольный тест "Hi

URL-ссылка

Пакет IMS содержимого

Папка

Пояснение

Страница

Файл

9

НАСТРОИКИ 31

4Г 4 »

* Управление курсом Завершить редактирование [Щ Ред акги ровать

настройки ^ Пользователи у Фильтры Щ Оценки Резервное копирование ^ Восстановить

Импорт ¡^Опубликовать

Очистка ^ Банк вопросов

^ Переключиться к роли...

► Настройки моего профиля

^ Администрирование

Критерии оценки теста: 50% - зачтено, менее 50% не зачтено

Рис. 1. Добавление ресурса курса

Наиболее часто применяемым элементом курса, как правило, является «Задание», дающее возможность студенту дать ответ в виде текста, файла или нескольких файлов. Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.

Выполненное задание преподаватель может оценить, используя рейтинговую систему оценивания или собственную шкалу оценок (как представлено на рис. 2 зачетная шкала оценки), а также при необходимости написать отзыв на работу и указать ошибки в задании.

Создание электронных средств учебного ¡|| I назначения НАВИГАЦИЯ -1 ДОБАВИТЬ БЛОК # « » Добавить »

В начало - Курсы • Факультет • пмно . Педагогика и методика начального оОразоеания и инф • создание ЭСУН > Р мультимедийных продуктов в программе L> • Создание реоусз в программе impress • Ответов на задание 1'0 поем ' Страницы сайта * Мой профиль

Просмотреть все оценки курса * Мои курсы ~ Курсы

Видимые группы Все участники * Факультет

Имя ВсвЛЬЫ ДЕЁЖЭИКЛМНОПРС Г /ФХЦЧШЩЭЮЯ Фамилия ВсвАЬВГДБЁЖЗИКЛМНОЛРСТ /ФХЦЧШЩЭЮЯ * Аспирантура ► ИФ

Страница 12 3 (Далее) Скачать все задания в одном гр-архиве ► ЕГФ ► ТЭФ

Адрес электронной почты Оценка Последнее изменение (Ответ! Последнее ия / Фамилия Отзыв -* * ФПиП ► ФРЯиЛ

► ФИЯ

Q ребус odp Анастасия .. . _ понедельник 24 distkmipa@yandex ru зачтено Андреева понедельник 24 февраля 2014 10 47 09 40 ' ПМНО ► Прикладная

dist-kuzspa@yandex tu (экономика) ► Прикладная

В Рвбуси ойр 7 " dist-kuzspa@yandex fu зачтено . , понедельник 24 Ахмед она понедельник 24 февраля 2014. 10:45 09 54 образовании 7 Педагогика и методика начального

Рис. 2. Оценка заданий в виде файла по курсу «Создание ЭСУН»

Таким образом, использование СДО Moodle обеспечивает взаимодействие всех участников учебного процесса в рамках единой образовательной среды, предоставляет широкие возможности для организации дистанционных курсов в системе высшего образования и может служить основой для организации виртуального образовательного пространства вуза.

Список литературы:

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 с.

2. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. - СПб., 2007. - 108 с.

3. Буяковская И.А. Применение системы дистанционного обучения Moodle для прохождения итогового тестирования студентов // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2012. -№ 03 (18). - С. 4-7.

4. Дробахина А.Н. Возможности сайтов как средства реализации открытости информационной среды образовательного учреждения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2011. -№ 01 (13). - С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.