Е. А. Василенко, канд. хим. наук, доцент, РХТУ им. Д. И. Менделеева, г. Москва, [email protected] Т. В. Мещерякова, канд. хим. наук, профессор, РХТУ им. Д. И. Менделеева, г. Москва, [email protected]
Электронное обучение химиков-технологов основам разработки и использования специальных информационных ресурсов
В статье проанализированы существующие открытые объектно-ориентированные системы, которые можно использовать в качестве среды для разработки и размещения электронных информационно-образовательных ресурсов, в том числе и для дистанционного обучения. Обоснована необходимость использования модульной объектно-ориентированной среды Moodle для создания учебного портала РХТУ им. Д. И. Менделеева (http://moodle.muctr.ru). В работе рассмотрены возможности Moodle для разработки электронных информационно-образовательных ресурсов и описаны разработанные обучающие материалы по дисциплинам «Информационные технологи в химии» и «Защита интеллектуальной собственности» в соответствии с учебным планом подготовки студентов химиков-технологов.
Ключевые слова: информационные технологии, модульная объектно-ориентированная среда MOODLE, электронные ресурсы, электронные обучающие материалы, электронные тесты.
Введение
Одно из основных направлений повышения качества обучения — развитие системы электронного обучения, в том числе и дистанционного, путем создания различных электронных информационно-образовательных ресурсов с использованием современных информационных технологий. Использование интерактивного обучения позволяет существенно расширить спектр образовательных услуг вузов, включая дополнительное довузовское и послевузовское профессиональное обучение, в соответствии с концепцией непрерывного образования.
Ввиду возрастающих потребностей качественного образования в регионах дистанционная форма обучения быстро развивается и занимает важное место в сфере об-
[ 76 ]
разовательной деятельности вузов. Кроме того, наблюдается устойчивый рост интереса производственных предприятий и коммерческих организаций к проблемам переобучения и повышения квалификации своих сотрудников, эффективная форма осуществления которых — заочно-дистанционная. Единственная форма получения образования для лиц, страдающих тяжелыми физическими недугами, — именно дистанционный способ обучения. Актуальная задача развития интерактивного образования — создание качественных современных информационно-образовательных ресурсов. Важнейшие элементы развития этого направления — информационно-образовательные ресурсы, включающие электронные учебники и учебные пособия, материалы семинарских и практических занятий, лабораторных работ, систему контроля уровня знаний на различных
этапах обучения и систему управления учебным процессом по дисциплине [1-4].
Анализ программных средств для систем электронного обучения
В настоящее время для разработки систем электронного, в том числе и дистанционного, обучения существует достаточно много программных средств, среди которых можно выделить следующие группы [5]:
• авторские программные продукты (Authoring Packages);
• системы управления контентом (Content Management Systems — CMS);
• системы управления обучением (Leaming Management Systems — LMS);
• системы управления учебным контентом (Leaming Content Management Systems — LCMS).
Наиболее приемлемый путь развития системы дистанционного обучения (СДО) для вузов — развертывание свободно распространяемой системы дистанционного обучения (Open Sourse). На основе анализа существующих Open Source систем LMS\ LCMS можно выделить следующие: ATutor, Claroline, Dokeos, Moodle, Sakai. Основными критериями отбора были выбраны степень поддержки системы и многоязыковое сопровождение.
• ATutor (http://www.atutor.ca/) представляет собой свободно распространяемую Web-ориентированную систему управления учебным контентом, разработанную с учетом идей доступности и адаптируемости. Администраторы могут обновлять или инсталлировать Atutor за несколько минут, разрабатывать собственные шаблоны оформления системы. Преподаватели могут быстро собирать, структурировать содержание учебного материала для проведения занятий online. Обучаемые работают с гибкой, адаптивной средой обучения.
• Claroline (http://www.claroline.net/) (Classroom Online) — платформа построе-
ния сайтов дистанционного обучения, созданная с учетом пожеланий преподавателей. Приложение было создано в институте педагогики и мультимедиа католического университета в г. Лувен (Бельгия). Продукт бесплатен и доступен. Она может принять до 20 тысяч учащихся. Claroline позволяет создавать уроки, редактировать их содержимое, управлять ими. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации.
• Dokeos (http://www.dokeos.com/) — платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении. Dokeos — результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали изменить ориентацию приложения. Dokeos — бесплатный продукт и останется таковым, поскольку лицензия Claroline (GNU/ GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.
• Sakai (http://sakaiproject.org/) представляет собой online систему организации учебного образовательного пространства. Sakai является системой с полностью открытым исходным кодом, которая поддерживается сообществом разработчиков. В систему интегрирована поддержка стандартов и спецификаций IMS Common Cartridge, SCORM.
• Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (http://moodle.org/) — это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный
[ 77 ]
продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах — это дает возможность адаптировать ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнять новыми сервисами. Moodle — это программный продукт, позволяющий создавать курсы и Web -сайты, базирующиеся в Интернете [6].
Анализ информационных ресурсов показал, что наибольший интерес среди Open Source систем представляет система Moodle. Отличительная особенность проекта Moodle состоит в том, что вокруг него сформировалось наиболее активное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды. Важным фактором в пользу выбора системы управления обучением Moodle является то, что данная среда изначально проектировалась для организации обучения, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса [7; 8].
Использование модульной объектно-ориентированной среды Moodle для создания Учебного портала РХТУ им. Д. И. Менделеева
Модульная объектно-ориентированная среда Moodle наиболее точно подходит для поставленных задач электронного обучения, поэтому выбрана в качестве среды разработки учебно-образовательного портала РХТУ им. Д. И. Менделеева. Учебный портал РХТУ был создан в целях информационной поддержки учебного процесса для студентов очной формы обучения, дистанционного
[ 78 ]
и заочно-дистанционного обучения, а также курсов повышения квалификации Института профессионального развития РХТУ. Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем [8].
Процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы: конфиденциальность, модульность, доступность, интерактивность.
Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU Public License (rus). Это значит, что Moodle охраняется авторскими правами. Но и пользователи имеют некоторые права. В этой системе можно копировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в том случае, если пользователь обязуется: предоставлять код другим, не изменять и не удалять изначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всю производную работу. Пакет Moodle может быть установлен на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL. Он может быть запущен на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux (например, Red Hat или Debian GNU).
Модульная объектно-ориентированная учебная система Moodle предназначена для управления обучением. К основным возможностям системы при разработке курса можно отнести: представление курсов в виде основных элементов: теоретические материалы, практические задания, тесты, форумы, блок управления курсом, новостной форум, отчет о последних действиях и календарь событий.
Учебные курсы, размещенные в системе Moodle, могут включать такие учебные материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задания, темы обсуждений. Курсы могут быть снабжены специальными ключами, обеспе-
чивающими ограниченный доступ к учебным материалам курса. Доступ к ним возможен только зарегистрированным пользователям. Система также обеспечивает коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемое в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими в том числе задания, решения заданий и комментарии.
На рис. 1 представлена схема дистанционного обучения с использованием среды Moodle.
WEB-приложение среды Moodle позволяет студентам дистанционно изучать курсы, проходить тестирование, осваивать учебный план. Преподаватели университета могут создавать курсы, контролировать учебный план, проводить online консультации. За работой приложения следит администратор, а все данные по курсам находятся в контенте, который может быть при необходимости обновлен и актуализирован. Обучаемый имеет возможность записаться на курс только в случае авторизации в системе, пройдя этап регистрации.
Выбирая определенный курс согласно учебному плану, обучаемый попадает на главную страницу ресурса, где размещены основные элементы курса, такие как теоретические материалы, практические задания, тесты, форумы, блок управления курсом, новостной форум, отчет о последних действиях и календарь событий.
Разработка электронных информационно-образовательных ресурсов на примере учебной дисциплины «Информационные технологи в химии»
Рассмотрим подробнее возможности Moodle в аспекте разработки и размещения электронных информационно-образовательных материалов по курсу на примере дисциплины «Информационные технологии
Рис. 1. Архитектура объектно-ориентированной среды Moodle
Fig. 1. Architecture object-oriented Moodle environment
в химии», который входит в учебный план бакалавров по направлениям «Химическая технология» и «Информационные системы». К элементам курса, представляющим собой информационно-образовательные ресурсы, относятся: «Задания», «Лекции», «Ресурсы», «Тесты», «Форумы» и др. (рис. 2).
При переходе по ссылке «Задания» открывается весь список практических заданий, распределенных в соответствии с темами и разделами изучаемой дисциплины, снабженный инструкциями по выполнению работ. После завершения практической работы обучаемый отправляет преподавателю файл с ответом (решением), прикрепляемый в этом же окне.
При переходе по ссылке «Лекции» открывается весь список лекций, из которого обучаемый выбирает необходимую лекцию в соответствии с планом изучения теоретического материала. При выборе необходимой лекции открывается окно со ссылкой на файл лекции в формате PowerPoint.
При переходе по ссылке «Ресурсы» открывается список теоретических ресурсов: курс лекций и электронный учебник, описание которого приведено ниже.
При переходе по ссылке «Тесты» открывается весь список итоговых тестов, размещенных на данном курсе (20 тестов по 20 вопросов в каждом). Получив задание с определенным номером теста, обучаемый начинает его выполнение.
Информационные технологии в химии
î (Выход)
Moodle@Muctr ИКТ-ИТХ
Люди Щ
Участники
I Применить I Расширенный поиск(î)
xt*+
Закончить реда кти рован ие [=L Установки
Назначить роли Щ Оценки |£ группы (¿f Резервное копирование Восстановить Импорт Сбросить Отчеты ■?• Вопросы Q] Файлы
J Прекратить обучение на курсе ИКТ-ИТХ Л О пользователе
(г) Перекл!
)ы вошли как Константин Ми> к роли... [▼] [ Закончить редактирование]
аголовки тем
Zffli
Элементы курса M*Xt*4
Ц; Задания §й Лекции Il Ресурсы
Тесты ^ Форумы
Поиск по форумам В M * X t 4-
Новости и объявления .ц- g х * « |Щ1 Электронный учебник л- ^ х * Q Курс лекций # ^ х *
(т) Добавить ресурс...
I ф Добавить элемент курса...
ТШ
Распределение мирового потока информации, обрабатываемого всероссийскими и отраслевыми органами государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). ^ й X *
Щй Лекция №1 # й X » £
0 ® Добавить элемент курса
(т) ¡Добавить ресурс...
10
)S □
V
Поиск информации с помощью вторичных источников информации - реферативных журналов. Jf й X » Ш
gb Лекция №2 it й X * i +
2.1. Реферативные журналы Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ). * jr- й X * *
2.2.Реферативный журнал «ХИМИЯ».Реферативный журнал «Chemical Abstracts» (CAS). jr й X * Практическая работа Nel -Mf й X * i
" 13 © Добавить элемент курса...__Е
(J) ! Добавить ресурс...
Отечественные и зарубежные базы данных по химии и смежным областям. 4Г & х <*
3.1 .Базы данных ВИНИТИ РАН. ^ ^ х 8& Лекция №3 # е£ X * I
Практическая работа №2 # й X » 4
3.2.Базы данных ИНИОН РАН. # й X 0й Лекция №4 # й X * £
^ Практическая работа №3 # й X » 4
3.3.Поиск информации в Электронной библиотеке РФФИ (еПЬгагу) X *
□
V
Нет новых сообщений Обмен сообщениями...
Новостной форум Х+- Ф
Добавить новую тему...
8 май 23:07 Елена Василенко Вопросы для подготовки к тестированию еще... Старые темы ...
Наступающие события -
^ Практическая работа №2
понедельник 20 июня
Перейти к календарю... Новое событие...
Последние действия Е1
М* х-*- ф
Элементы курса с вторник
14 июня 2011, 14:16 Полный отчет о последних действиях
Обновление курса:
Ресурс:
Электронный учебник
Ресурс: Курс лекций
Загруженные работы:
Рис. 2. Главная страница курса «Информационные технологии в химии» на учебном портале
РХТУ им. Д. И. Менделеева
Fig. 2. The main page of the course «Information Technologies in Chemistry» on the educational portal of D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (MUCTR)
Общее количество вопросов, использованных в итоговых тестах, — 400. Процентное соотношение различных типов вопросов, использованных в тестах, к общему объему вопросов в базе следующее: множественный выбор — 55%, открытая форма вопроса — 22%, верно/неверно — 10%, на соответствие — 8%, на упорядочение — 5%.
После прохождения теста обучаемый и преподаватель могут просмотреть отчет о выполнении теста, в котором указано, сколько времени обучаемому потребовалось на его прохождение (преподаватель может жестко ограничить время прохождения теста) и оценку, которую он получил в процентном и балльном выражении.
Важнейшим элементом среди информационно-образовательных ресурсов является электронный учебник как основной источник теоретических знаний, которые полу-
[ 80 ]
чает обучаемый в процессе изучения курса. Учебник написан на языке HTML, JavaScript и при помощи специальной программы Adobe Dreamweaver [9].
На рис. 3 представлена главная страница электронного учебника «Информационные системы и базы данных по химии» [10]. Навигация осуществляется с помощью четырех кнопок: «Знакомство с курсом», «Перейти к учебнику», «Вопросы для самотестирования», «Архив учебника».
К числу достоинств данного электронного учебника относится встроенная система самотестирования, которая позволяет обучаемому самостоятельно контролировать степень усвоения материала. Общее количество вопросов для самотестирования — 50.
Одно из достоинств системы интерактивного обучения, построенной на основе Moodle, — наличие встроенного блока
Рис. 3. Вид главной страницы электронного учебника «Информационные системы и базы данных в области химии»
Fig. 3. The main page of the electronic textbook «Information Systems and Databases in Chemistry»
«Управление», который содержит ряд ссылок по работе с курсом (для преподавателя) со своей учетной записью. В частности, в результате изучения курса, выполнения практических работ и прохождения итогового тестирования формируется итоговая ведомость со списком обучаемых и результатами их работы по данному курсу. На ее основании преподаватель осуществляет итоговую форму контроля (Зачет, Экзамен), завершающую изучение курса. Это один из элементов управления курсом1.
1 Разработанные информационно-образовательные ресурсы по дисциплине «Информационные технологи в химии» размещены на учебном портале РХТУ им. Д. И. Менделеева и доступны для обучения по адресу http://moodle.muctr.ru/ course/view.php?id=27
Разработка электронных информационно-образовательных ресурсов на примере дисциплины «Защита интеллектуальной собственности»
Разработанные информационно-образовательные материалы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности», которая является обязательным или вариативным компонентом учебных планов для подготовки бакалавров и магистров в технических и технологических вузах, размещены на учебном портале РХТУ им. Д. И. Менделеева.
Теоретическую часть курса составляют 16 лекций, сгруппированных по 8 разделам дисциплины (в формате PowerPoint), методическое пособие по курсу «Защита интел-
лектуальной собственности» [11]. Также создана Web -страница с гиперссылками на главы электронного пособия в формате HTML.
Также для непосредственного общения преподавателя с обучаемым существуют опции «Форум» и «Новости и объявления». На форуме преподаватели или студенты (в настройках форума это предусмотрено) могут создавать новые темы и общаться интерактивно.
Стартовое окно учебного портала РХТУ по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» аналогично расссматриваемой ранее структуре по курсу «Информационные технологии в химии» (см. рис. 2).
Особенностью курса является разработка практических заданий, направленных на развитие у студентов практических навыков по курсу. На рис. 4. представлен вариант задания по практической работе к разделу «Поиск патентной информации в различных информационно-поисковых системах».
Обучаемый должен провести поиск и анализ патентной информации в информационно-поисковых системах Всеросийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) и Федерального института промышленной собственности (ФИПС) и затем отправить результаты, оформленные в виде библиографического списка патен-
Рис. 4. Пример варианта задания по практической работе «Поиск патентной информации
в ИПС ВИНИТИ и ФИПС»
Fig. 4. An example of the task on practical work «Patent information Search in the Information
Retrevial System of VINITI and FIPS»
тов по определенной теме, преподавателю для дальнейшей оценки.
В рамках данного курса были разработаны 4 практические работы по различным разделам дисциплины:
1) определение рубрик по Международной патентной классификации;
2) поиск патентной информации в отечественных информационно-поисковых системах (ИПС) ВИНИТИ и ФИПС;
3) поиск патентной информации в информационно-поисковой системе Американского патентного ведомства (^РТО);
4) поиск патентной информации в европейской коллекции патентов (Espacenet).
В ходе практической работы студенты на конкретных примерах знакомятся с объектами интеллектуальной собственности, полученными в ходе научных исследований учеными РХТУ: описаниями изобретений [12] и полезных моделей [13], а также правилами оформления Свидетельств о государственной регистрации програм для ЭВМ [14].
Разработка системы промежуточного и итогового контроля уровня знаний обучаемых является одной из важнеших задач при разработке материалов курса. Промежуточная проверка уровня знаний позволяет преподавателю оценить степень усвоения материала обучаемыми и на основании полученых данных внести сответствющие коррективы в дальнейшее изучение дисциплины.
Итоговый контроль по курсу «Защита интеллектуальной собственности» представляет собой систему тестов из 20 вариантов по 30 вопросов каждый. Общее количество вопросов в базе — 300. При разработке тестов использовали различные типы вопросов и соответственно различные формы тестовых заданий в Moodle. При проведении компьютерного тестирования было использовано пять видов тестовых заданий: множественный выбор — 55% общего количества вопросов в базе, открытая форма вопроса — 22%, верно/неверно — 10%, на соответствие — 8%, на упорядочение — 5%.
Выбрав номер теста, который соответствует номеру варианта, назначенного преподавателем, обучаемый приступает к процедуре тестирования. Каждый итоговый тест состоит из тридцати вопросов, размещенных на трех страницах, по десять вопросов на каждой. Попадая на первую страницу, обучаемый имеет возможность отвечать на каждый вопрос последовательно и отправлять по одному варианты ответов, или формировать ответ постранично, или сразу целиком отвечать на весь тест. Изменяя установки, преподаватель имеет возможность варьировать форму итоговых тестов. В результате на экране появляется запись, оценивающая ответ. Максимальное количество баллов за правильный ответ — один, за неправильный — ноль, также предусмотрена возможность оценки частично правильного ответа — от нуля до одного балла с точностью до десятых долей.
В результате завершения теста на экране отображается отчет о прохождении теста. Отчет включает идентификацию обучаемого, время начала и окончания теста, его длительность, а также оценку в процентном и балльном выражении. Если ответ обучаемого выше 85% (отлично), то он увидит flash анимацию и услышит аплодисменты2.
Заключение
В последнее время широкое распространение получает интерактивная форма обучения с использованием современных электронных информационно-образовательных ресурсов. Такая система обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания при наличии персонального компьютера и выхода в Интернет. Это важнейшее
2 Разработанные информационно-образовательные ресурсы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» размещены на учебном портале РХТУ им. Д. И. Менделеева и доступны для электронного обучения по адресу http://moodle.muctr.ru/course/view. php?id=10
[ 83 ]
преимущество дистанционного образования перед традиционными формами обучения. Существенно расширяется спектр дополнительных образовательных услуг вуза. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Обучение по таким программам могут проходить не только студенты-очники вуза, но и студенты других форм обучения, а также сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.
Важнейшая часть успешного функционирования системы электронного обучения — наполнение ее современными и качественными образовательными материалами. Электронные образовательные ресурсы — одна из самых ценных составляющих образовательной информационной среды. Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Значение электронных ресурсов в учебном процессе существенно большее, чем у обычных бумажных пособий, поскольку новые образовательные технологии предполагают сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки. Поэтому электронные образовательные ресурсы принимают на себя поддержку части тех компонентов обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением преподавателя и студента.
С использованием возможности модульной объектно-ориентированной среды Moodle были разработаны и размещены на Учебном портале РХТУ им. Д. И. Менделеева элективные курсы дисциплин «Информационные технологии в химии» и «Защита интеллектуальной собственности», включающие комплекс информационно-образовательных ресурсов и материалов теоретической и практической направленности, а также системы контроля уровня знаний обучаемых и управление курсами.
[ 84 ]
Использование различных типов образовательных ресурсов, особенно в сочетании традиционных и электронных, способствует повышению уровня знаний у студентов химиков-технологов. Итоговое выходное тестирование по завершению курсов показало высокий уровень усвоения знаний. По итогам 2015-2016 учебного года из 150 студентов 3-го курса РХТУ им. Д. И. Менделеева 99% освоили курс «Информационные технологии в химии» и были допущены к итоговому контролю (зачет), а более 80% продемонстрировали «хороший» и «отличный» результаты. По дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» 98% студентов 5-го курса Менделеевского университета справились с итоговым тестированием, т. е. успешно ответили на 60% вопросов в задании. Из них 65% продемонстрировали «хороший» и «отличный» результаты. Этому, безусловно, способствовало выполнение практических заданий, наряду с изучением теоретического материала, постоянный контроль и текущее оценивание работ со стороны преподавателя, а также встроенный в электронный учебник блок вопросов по самотестированию.
Заслуживает внимания то, что по завершении обучения студенты не только получают теоретические знания в данных предметных областях, но и приобретают практические навыки и умения по использованию различных образовательных и информационных ресурсов с учетом специфики их специальностей.
Благодаря широким возможностям модульной объектно-ориентированной среды Moodle осуществляется не только практическое интерактивное обучение студентов хи-мико-технологов, но также и методическое обеспечение электронного обучения.
Список литературы
1. Ветрова О. Б., Меньшиков В. В., Щербаков Д. В., Мешалкин В. П. Научно-образовательная деятельность технического университета: методические аспекты // Экономика и управление собственностью. 2010. № 4. С. 51-57.
2. Мешалкин В. П., Белозерский А. Ю., Савинков С. В., Галиева Д. Д. Практические указания и программа преддипломной практики. Специальность: 080506 — Логистика и управление цепями поставок. М., 2015. — 68 с.
3. Мешалкин В. П., Бутусов О. Б., Гнаук А. Г. Основы информатизации и математического моделирования экологических систем. М., 2010. — 106 с.
4. Емельянов А. А., Мешалкин В. П. Памяти П. Д. Сар-кисова // Прикладная информатика. 2012. № 3 (39). С. 132.
5. Якушев В. И. Анализ технологий и систем управления электронным обучением. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. URL: http://inno.cs.msu. su/ implementation/ it-university/07/
6. Теория и практика онлайнового обучения: Learning Content Management Systems. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/ 74680D276CB4380DC32571D800 2E91CE/doc.html
7. Строительство виртуальной образовательной сети: почему мы выбрали Open Source. URL: http://ifets. ieee.org/russian/depository/v8i4/ html/1.html
8. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.
9. Adobe Dreamweaver. URL: http://allsoft.ru/program_ page.php? grp=62554
10. Василенко Е. А., Мещерякова Т. В., Бобров Д. А., Желтов В. А. Охрана интеллектуальной собственности: учеб. пособие. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2007. — 104 с.
11. Василенко Е. А., Рожкова О. Е., Мещерякова Т. В., Дикая О. Е. Информационные системы и базы данных в области химии: учеб. пособие. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2011. — 188 с.
12. Патент на изобретение № 2456375 Российская Федерация, МПК C 23 F 13/02 (2006.01). Автоматическая станция катодной защиты металлических сооружений от коррозии / Мешалкин В. П., Артемьев В. В., Попов Н. К., Игнатьев А. А., Па-нарин В. М., Царьков Г. Ю., Панарин М. В., Семин И. В., Чичилин В. А., Телегина Н. А., Жилин Ф. О. № 2011120680/02; заявл. 24.05.2011; опубл. 20.07.2012. Бюл. № 20.
13. Патент на полезную модель № 105497 Российская Федерация, МПК G 08 C 19/00 (2006.01). Устройство экологического мониторинга и отображения загрязнения атмосферного воздуха / Мешалкин В. П., Камахина С. А., Грязев М. В., Чеботарев А. Л., Панарин В. М., Дорохина А. Е., Ивановская Е. Н., Го-рюнкова А. А., Дабдина О. А. № 2011103893/08; заявл. 04.02.2011; опубл. 10.06.2011. Бюл. № 16.
14. Свидетельство № 2013661074 Российская Федерация. Программный модуль редактора схем со-
судов и аппаратов: свидетельство об офиц. регистрации программы для ЭВМ / Мешалкин В. П., Власов В. Г., Мошев Е. Р., Мырзин Г. С., Рябчиков Н. М.; заявитель и правообладатель Общество с ограниченной ответственностью «УралПром-Безопасность». № 2013618986; заявл. 08.10.2013; зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 27.11.2013.
References
1. Vetrova O. B., Men'shikov V. V., Scherbakov V. V., Meschalkin V. P. Nauchno-obosnovannaya deyatel-nost technicheskogo universiteta: metodicheskie aspect [Scientific and educational activity of technical university: methodical aspects]. Economica i Uprav-lenie — Economy and Property Management, 2010, no. 4, pp. 51-57.
2. Meschalkin V. P., Belozerskiy A. Y., Savinkov S. V., Galieva D. D. Practicheskie ukazaniya Iprogramma preddiplomnoy practiki. Spetsialnost: 080506 — Logistica I upravlenie tsepyami postavok [Practical instructions and program of externship. Speciality 080506 — logistics and management of chains of deliveries]. Moscow, 2015. 68 p.
3. Meschalkin V. P., Butusov O. B., Gnauk A. D. Osno-vi informatizatsii I matematicheskogo modelirovaniya ekologicheskich system [Bases of informatization and mathematical modeling of ecological systems]. Moscow, 2010. 106 p.
4. Emel'yanov A. A., Meschalkin V. P. Pamya-tiP. D. Sarkisova [P. D. Sarkisov's memory]. Priklad-naya Informatica — Journal of Applied Informatics, 2012, no 3 (39), p. 132.
5. Yakushev V. I. Analis technologiy I system upravleni-ya elektronnim obucheniem [Analysis of technologies and e-learning management systems]. Moscow, MGU im. М. V. Lomonosova, 2007. Available at: http://inno. cs.msu.su/ implementation/ it-university/07/
6. Learning Content Management Systems. Available at: http://www.distance-learning.ru/db/el/ 74680D276CB-4380DC32571D800 2E91CE/doc. html
7. Stroitelstvo virtualnoy obrazovatelnoy seti: pochemu mi vibrali Open Source [Construction of a virtual educational network: why we chose]. Available at: http://ifets. ieee.org/russian/depository/v8i4/ html/1.html
8. Andreev A. V., Andreeva S. V., Dostenko I. B. Praktika elektronnogo obucheniya s ispolzovaniem Moodle [eLearning practice using Moodle]. Taganrog: Izd-vo TTI UFU, 2008. 146 p.
9. Adobe Dreamweaver. Available at: http://allsoft.ru/pro-gram _page. php? grp=62554
10. Vasilenko E. A., Meshcheryakova T. V., Bobrov D. A., Zheltov V. A. Ochrana intellektualnoy sobstvennos-
ti: uchebnoe posobie [Intellectual property protection: Textbook]. Moscow, MUCTR Publ., 2007. 104 p.
11. Vasilenko E. A., Rozhkova O. E., Meshcheryakova T. V., Dikaya E. A. Informatsionnie sistemi I bazi dannich [Information systems and databases in the field of Chemistry: Textbook]. Moscow, MUCTR Publ., 2011. 188 p.
12. Pat RU 2456375, C 23 F 13/02 (2006.01). Avtomatiches-kaya stantsiya katodnoy zaschiti metallicheskich sooru-zcheniy ot korrozii [Automatic station cathodic protection of metal structures against corrosion]. Meschalkin V. P., Artem'ev V. V., Popov N. K. etc. № 2011120680/02; appl. 24.05.2011; publ. 20.07.2012, bul. № 20.
13. Pat RU 105497, G 08 C 19/00 (2006.01). Ustroystvo ekologicheskogo monitoring I otobrazcheniya zagry-
azneniya atmisfernogo vozducha [The apparatus for environmental monitoring and mapping of air pollution]. Meschalkin V. P., Karmahina S. A., Fryazev M. V. etc. № 2011103893/08; appl. 04.02.2011; publ. 10.06.2011, bul. № 16.
14. Svidetelstvo № 2013661074 RF. Programniy modul redaktora schem sosudov I apparatov: Svidetelstvo ob ofitsialnoy registratsii rpogramm dlya EVM [Software Schematic Editor module of vessels and apparatuses: a certificate of official computer program registration]. Meschalkin V. P., Vlasov V. G., Mos-chev E. R. etc.; aplicant OOO «UralPromBezopas-nost'». № 2013618986; appl. 08.10.2013; publ. EVM 27.11.2013.
E. Vasilenko, Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia, [email protected] T. Mescheryakova, Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
E-learning of chemical engineers in the field of development and application of special information resources
In this article are analyzed open object-oriented systems which can be used as environment for placing of informational and educational resources eLearning and for remote training (OpenSource LMS\ LCMS: ATutor, Claroline, Dokeos, Sakai, Moodle). It is necessary to use the modular object-oriented environment MOODLE as educational portal of the D. Mendeleev Chemical Technology University of Russia (http://moodle.muctr.ru). There are MOODLE possibilities for working out of informational and educational electronic resources and training materials for training courses «Informational technologies in chemistry» and «Intellectual property protection» according to the curriculum for students of chemical engineers. The most important elements of development for this direction are the information and education resources including electronic textbooks and manuals, materials of the practical training, laboratory works, workshops and the monitoring system of knowledge levels and the control system of educational process. Considering the increasing needs of quality education for regions, remote form training quickly develops and takes the important place in the sphere of educational activity of higher education institutions. Electronic educational resources take on the support of part of the training component, which in the typical educational process are provided a full-time teacher and student communication. Created special electronic information and educational resources on the subjects «Information technologies in chemistry», and «Intellectual property protection» are available for training to access http://moodle.muctr.ru/course/view.php?id=27 and http://moodle.muctr.ru/course/ view.php?id=10.
Keywords: information technologies, modular object-oriented dynamic learning environment (MOODLE), electronic recourse, electronic textbook, electronic tests.
About authors:
E. Vasilenko, PhD in Chemistry, Associate Professor T. Mescheryakova, PhD in Chemistry, Professor For citation:
Vasilenko E., Mescheryakova T. E-learning of chemical engineers in the field of development and application of special information resources. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 4 (64), pp. 76 - 86 (in Russian).
[ 86 ] -
IT in chemical technology Educational environment