_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 4_
УДК 37.018.4, 66.011
Д. Р. Батыргазиева*, Е. В. Гусева
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20 * e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УСПЕШНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ В МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE ПО КУРСУ «МЕТОДЫ КИБЕРНЕТИКИ ХТП. ОПТИМИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, БИОТЕХНОЛОГИИ, ФАРМАЦЕВТИКЕ»
Аннотация
В данной статье рассмотрен информационно-образовательный ресурс по курсу «Методы кибернетики ХТП. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике» в модульной объектно -ориентированной среде дистанционного обучения. Приведены основные элементы курса, варианты тестов.
Ключевые слова: информационно-образовательный ресурс, модульная объектно-ориентированная среда Moodle, тестирование.
Современные информационные и
телекоммуникационные технологии проникли во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование дистанционных средств обучения (ДСО) оказывает заметное влияние на российское образование, создавая условия для развития инновационных методов обучения.
В настоящее время для разработки дистанционных курсов существует достаточно много программных средств. Наиболее приемлемым программным обеспечением для вузов является Open Source Moodle. Успех Moodle объясняется не только открытостью, но и тем, что Moodle содержит большой набор библиотек, классов и функций на языке программирования PHP, что делает ее удобным инструментом для разработки различных информационных интернет-систем [1].
Open Source LMS Moodle - это гибкая, масштабируемая и конфигурируемая система управления обучением (LMS - Learning management system) и образовательным контентом (Content Management System - СМS), распространяемая бесплатно и построенная на открытых исходных кодах (Open Source) по лицензии GNU Public License. Данный программный продукт специально разработан для создания качественных онлайн-курсов и реализации единого учебного пространства для студентов и преподавателей курса.
Moodle нацелен не только на формирование у студентов требуемых знаний, умений и навыков, но и предоставляет возможность контроля и измерения результативности обучения. Среди различных форм контроля знаний обучающихся наиболее распространенными являются тесты. Они позволяют осуществить различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый и др. Однако у этой формы контроля качества знаний учащихся существуют как достоинства, так и недостатки [2].
К достоинствам тестов относятся:
• экономия времени учебного занятия;
• преодоление субъективизма выставления
оценок;
• простота запоминания базы тестовых заданий и внесения изменений в базу;
• свобода в создании наборов проверочных заданий с различным числом вопросов в каждом наборе, а также автоматизация случайности выбора;
• выбор способа сообщения результатов учащемуся.
Самым существенным недостатком тестового контроля знаний является обилие
несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Однако измеряемый уровень знаний зависит от уровня сложности тестового задания, а не от его формы.
В модульной объектно-ориентированной среде МооШе реализована система контроля знаний по курсу «Методы кибернетики ХТП. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике». Обучаемый имеет возможность пройти тестирование только после авторизации в системе, пройдя этап регистрации по адресу: http://moodle.chemcom.pro:8085/.
При выборе курса, обучаемый попадает на главную страницу ресурса, где размещен элемент курса - «Тесты» (рис.1).
При переходе по ссылке «Тесты» открывается весь список тестов, размещенных на данном курсе. «Тест» предназначен для организации самостоятельной подготовки студентов. Курс содержит от 15 до 26 вопросов по каждой теме (всего 14 тем) (рис.2).
Система тестирования включает перечень тестов, разделенных по разделам и состоящих из набора вопросов, различных по сложности. Вопросы сохраняются в единой базе данных ("банк вопросов") и могут быть использованы повторно в одном или нескольких курсах или разделах.
Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 4
В начало ► Курсы ► Разное ► МОиПЭ
В начало
■ Моя домашняя страница
► Страницы сайта
► Мой профиль
Текущий курс - МОиПЭ
► Участники
► Значки
Общее
9 Февраль - 15 Февраль
16 Февраль-22 Февраль
► 23 Февраль -1 Март
► 2 Март - 8 Март
► 9 Март -15 Март
► 16 Март-22 Март
► 23 Март-29 Март
30 Март-5 Апрель
► 6 Апрель-12 Апрель
► 13 Апрель -19 Апрель
Курсы
Новостной форум
Г
Учебник 2.4Мбзйт С.Л. Ахназарова. В В. Кафаров. Методы оптими
9 Февраль - 15 Февраль Тема 1. Основные характеристики
ТЕСТ №1 :Основные характеристики СВ
16 Февраль - 22 Февраль
Тема 2. Статический анализ и его применение
: Лекция 2 Презентация РотиегРотт. 2М6акт
23 Февраль - 1 Март
Тема 3. Статический анализ и его применение
• ЛеКЦИЯ 3 Презентация РоиегРон«. 2.7М6айт
С
■ Лекция №3 ТЕСТ №2:Статасп1ческий анализ
Рис.1. Главная страница курса
Рис.2. Окно с вопросами типа «Множественный выбор»
Модуль «Тест» состоит из 2-х компонентов: теста и вопросной базы. Тест состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Каждая попытка автоматически фиксируется. После прохождения студенту могут быть доступны правильные ответы на вопросы теста. Кроме того, в данный модуль также входят инструменты для выставления оценок преподавателем. Вопросная база может состоять из вопросов, составленных или в соответствии со структурой дисциплины, или в соответствии с определенными темами курса.
Вопросы бывают различного типа [3]:
• множественный выбор (студент выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов) (рис.2);
• верно/неверно (студент выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно");
• на соответствие (нужно сопоставить элементы ответов);
• короткий ответ (ответом на вопрос является слово или короткая фраза);
• числовой ответ (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных
операций);
• вычисляемый (такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле);
• вложенные ответы (представляют собой текст, непосредственно в который вставляются короткие ответы, числовые ответы или множественный выбор, как в «рабочей тетради»);
• эссе (ответ из нескольких предложений или абзацев; оценивается преподавателем вручную).
По окончанию прохождения теста на экране появляется предупредительное окно о завершении теста (рис.3). После завершения появляется подробный анализ результатов тестирования конкретного студента (рис.4).
Таким образом, элемент курса «Тест», реализованный в модульной объектно-ориентированной среде МооШе, обеспечивает предварительный, текущий и итоговый контроль знаний и умений, а также позволяет индивидуализировать обучение каждого студента, что положительно сказывается на восприятии учебного материала.
шшашии вшивав
26 26
ТЕСТ №1:Основные характеристики СВ Результат т
Вопрос Состоят
Ответе«
Рис.3. Предупредительное окно о завершении теста
Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 4
В начало ► Курсы ► Разное ► МОиПЭ ► 9 Февраль -15 Февраль ► ТЕСТ №1:Основные характеристики СВ ► Просмотр
Навигация по тесту ГПГП 3 4 5 6
7_ 8 9 10 11 12 13 14 15 "ЙГ 17 18 20_ 21_ 22_ 22_ 2А_ 25 26
Отображать все вопросы на одной странице Закончить обзор [Начать новый просмотр
Тест начат четверг. 26 Март 2015,17:51
Состояние Завершено
Завершен четверг. 2 Апрель 2015. 09:30
Прошло времени б дн. 14 час.
Оценка 12,50 из 13.00 (96%)
Вопрос 1
Верно
Y Отметить вопрос
ф Редактировать
Как называется метод, который позволяет сократить сроки проведения опыта и уменьшить количество опытов?
Выберите один ответ
a. метод активации
b. экспериментальный метод
c. метод сокращения
й. метод оптимизации V
Навигация
В начало ■ Моя домашняя страница
► Страницы сайта
► Мой профиль ▼ Текущий курс
▼ МОиПЭ
► Участники
► Значки
► Общее
▼ 9 Февраль -15 Февраль
Лекция №1 Ь/ ТЕСТ
00
Вопрос 2
Верно
Отметить вопрос
ф Редактировать вопрос
Ваш ответ верный. Лекция №1
Правильный ответ метод оптимизации
Целенаправленное воздействие на объект исследования с целью получения информации - это:
Выберите один ответ
a. управление
b. планирование
c. оптимизация (1. эксперимент
Ваш ответ верный. Правильный ответ эксперимент
Рис.4. Режим просмотра результатов теста
Батыргазиева Диана Рафаэльевна, студентка 4 курса факультета Информационных технологий и управления РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.
Гусева Елена Владимировна, к.т.н., доцент кафедры Кибернетики химико-технологических процессов РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.
Литература
1. Строительство виртуальной образовательной сети: Почему мы выбрали Open Sorce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v8_i4/html/1.html (дата обращения: 24.04.15).
2. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие / 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.
3. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
Batyrgazieva Diana Rafaelevna*, GusevaElena Vladimirovna D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COMPUTER TESTS FOR DIAGNOSTICS OF LEARNING KNOWLEDGE SUCCESS BY STUDENTS IN MODULAR OBJECT-ORIENTED DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT MOODLE FOR THE COURSE "METHODS OF CYBERNETICS IN CHEMICAL ENGINEERING PROCESSES. EXPERIMENT OPTIMIZATION IN CHEMICAL TECHNOLOGY, BIOTECHNOLOGY, PHARMACEUTICS"
Abstract
This article describes the information and educational resource for the course "Methods of cybernetics in chemical engineering processes. Design of experiment in chemical technology, biotechnology, pharmaceutics" in modular object-oriented environment for distance learning. The main elements of course and variants of test have been presented.
Key words: information and educational resource; Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (MOODLE); test.