УДК37.018.4, 66.011
Н. В. Раевская*, Е. В. Гусева
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20, корп. 1 * e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПО КУРСУ «МЕТОДЫ КИБЕРНЕТИКИ. ОПТИМИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, БИОТЕХНОЛОГИИ, ФАРМАЦЕВТИКЕ» В МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье рассмотрен информационно-образовательный ресурс по курсу «Методы кибернетики. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике» в модульной объектно-ориентированной среде дистанционного обучения. Приведены основные элементы курса, варианты тестов.
Ключевые слова: информационно-образовательный ресурс; модульная объектно-ориентированная среда Moodle; оптимизация эксперимента.
В настоящее время уровень подготовки химиков-технологов выдвигает требование обучения знаниям, умениям и навыкам решения широкого круга инженерных задач с использованием новых информационных технологий и методов обучения. Для повышения качества подготовки специалистов в последние годы широко внедряются системы и методы электронного и дистанционного образования. Актуальной задачей развития дистанционного обучения является разработка современных информационно-образовательных ресурсов, позволяющих существенно повысить качество обучения.
В данный момент для разработки систем дистанционного обучения существует достаточно много программных средств организации электронного обучения, среди которых можно выделить следующие группы [1]:
1. Авторские программные продукты (Authoring Packages);
2. Системы управления обучением (Leaning Management Systems - LMS);
3. Системы управления контентом (Content Management Systems - CMS);
4. Системы управления учебным контентом (Leaning Content Management Systems - LCMS).
Наиболее приемлемым путем развития системы дистанционного обучения для вузов является развёртывание свободно
распространяемой системы дистанционного обучения (Open Source). Существует множество различных Open Source систем LMS\LCMS, таких как ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, Sakai и другие. Наибольший интерес среди Open Source систем представляет Moodle. Отличительная способность продукта состоит в том, что вокруг него сформировалось наиболее активное международное сетевое сообщество
разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды [2].
Система Moodle обладает рядом преимуществ по сравнению с другими системами Open Source:
• распространяется в открытом исходном коде, что обеспечивает возможность адаптации под особенности конкретного образовательного проекта и разработки дополнительных модулей;
• позволяет организовать обучение в активной форме;
• обладает широкими возможностями для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучаемых и др.;
• полная информация о работе обучаемых (активность, время, содержание учебной работы и пр.);
• соответствует стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования.
Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.
Модульно объектно-ориентированная среда Moodle наиболее точно подходит под поставленные задачи дистанционного обучения, поэтому выбрана в качестве среды разработки информационно-образовательных ресурсов по курсу «Методы кибернетики. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике».
Для работы системы необходим сервер, поддерживающий работу СУБД MySQL и
препроцессора PHP, функционирующий на любой платформе. Система установлена на сервере кафедры кибернетики химико-технологических процессов и доступна по адресу http://chemcom.pro:8085/moodle/ по курсу «Методы кибернетики. Оптимизация
эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике», который входит в учебный план бакалавров (рис. 1).
Обучаемый имеет возможность записаться на курс только после авторизации в системе, пройдя этап регистрации.
При выборе определенного курса, обучаемый попадает на главную страницу ресурса, где размещены основные элементы курса, как: теоретические материалы, практические задания, семинарские занятия с примерами решения задач, тесты, форумы, блок управления курсом, новостной форум, отчет о последних действиях и календарь событий (рис. 2).
f <ТП Дистанционное обучена X (5) Входящие - pesik_92lg * ^ЕЭ ОБЛ[email protected] |-|в|
CD ehemcom,pro:8085/moodle/ й
Вы зашли под именем Администратор Пользователь (Выход)
Дистанционное обучение по курсам
Основное меню Новости сайта
Навигация
0 В Доступные курсы
V Методы кибернетики.
Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике
HB
В начало
■ Моя домашняя страница
► Страницы сайта
► Мой профиль
► Курсы
Настройки
^ Настройки главной страницы
► Настройки моего профиля
► Администрирование
|найти|
Календарь
■м Май 2014 ►
Пн Вт Ср 41 П| Сб Вс
12 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 1S
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Пользователи на l сайте
(последние 5 минут) Администратор Пользователь
Активация Windows
Рис. 1. Главная страница сайта
j Tri Курс: Методы к ибер мети х (21) Входящие - pesik_92i X \ Q ОБЛАКОФт
^ ^ О | D с h е т сот, р г о: S 0 S 5 /т о о d I е/с о u г s e/vi еw. р h р ? i d=2
&
Методы кибернетики. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике
_Вы зашли под именем Администратор Пользователь: Студент(Вернуться к моей обычной роли)
В начало ► Курсы ► Методы кибернетики. Оптимизация эксперимента в химической технологии, биотехнологии, фармацевтике »- МОиПЭ-2014
Навигация
00
В начало
■ Моя домашняя страница
► Страницы сайта
► Мой профиль Текущий курс ▼ МОиПЭ-2014
► Участники
► Значки
► ОБщее
► Тема 1
► Тема 2
► Тема 3
► Тема 4
► Тема 5
► Тема 6
► Тема 7
Новостной форум
г
_* Учебник
Методы оптимизации эксперимента в химической технологии С.Л. Акназарова, I
Тема 1
Тема 2
Лекция2 й Тест
Тема 4
Активация
Последние новости 0 В (Пока новостей нет)
Предстоящие события
Нет предстоящих событий
Перейти к календарю... Новое событие...
Последние действия
Действия с вторник, 13 Май
2014, 10:15 Полный отчет о последних действиях
Обновление курса:
Рис. 2. Главная страница курса
• На соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы);
• Короткий ответ (ответом на вопрос является слово или короткая фраза, допускается несколько правильных ответов с различными оценками);
• Числовой ответ (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций, числовой ответ может иметь заданный интервал предельно допустимой погрешности отклонения от правильного значения);
• Вычисляемый (такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле. Формула является шаблоном, в который при каждом тестировании подставляются случайные значения из указанных диапазонов);
• Вложенные ответы, (представляют собой текст, непосредственно в который вставляются короткие ответы, числовые ответы или множественный выбор, как в «рабочей тетради»);
• Эссе (допускает ответ из нескольких предложений или абзацев. Должен быть оценен преподавателем вручную).
Система тестирования помогает экономить время на уроке (так как обычно на выполнение такого теста уходит не меньше половины урока, а иногда и больше). Кроме того, так же как и в случае с предыдущими формами деятельности, у преподавателя нет необходимости тратить свое время на проверку этого теста и на его анализ. После прохождения теста обучаемый и преподаватель могут просмотреть отчет о выполнении теста (рис. 5), в котором указано, сколько времени обучаемому потребовалось на его прохождение (преподаватель может ограничить время прохождения теста) и оценку, которую он получил.
Рис. 3. Блок «Элементы курса»
К элементам курса, которые представляют собой информационно-образовательные ресурсы, относятся: «Лекции», «Тесты», «Ресурсы» (рис. 3).
При переходе по ссылке «Ресурсы» открывается весь список теоретических ресурсов: курс лекций и учебник в формате DjView. Обучаемый может выбрать необходимый теоретический ресурс в соответствии с планом изучения теоретического материала. При выборе необходимой лекции открывается окно со ссылкой на файл лекции в формате PowerPoint.
При переходе по ссылке «Тесты» открывается весь список тестов, размещенных на данном курсе (рис. 4). «Тест» предназначен для организации самостоятельной подготовки студентов. В курсе реализована система самоконтроля знаний по курсу, включающая от 3 до 10 вопросов по каждой лекции.
В Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях:
• Множественный выбор (студент выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов);
• Верно/Неверно (ответ на вопрос, студент выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно");
Рис. 4. Окно с вопросами для самотестирования
Рис. 5. Окно с отчетом о выполнении теста
Таким образом, был разработан биотехнологии, фармацевтике», который будет
информационно-образовательный ресурс по курсу использован для обучения при подготовке
«Методы кибернетики. Оптимизация бакалавров.
эксперимента в химической технологии,
Раевская Наталия Валентиновна, студентка факультета информационных технологий и управления РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Гусева Елена Владимировна, к.т.н., доцент кафедры кибернетики химико-технологических процессов РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
5. Строительство виртуальной образовательной сети: почему мы выбрали Open Sorce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifetsieee.org/rassian/depository/v8_i4/html/Lhtml (дата обращения: 12.05.14).
6. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием
Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
Raevskaya Natalia Valentinovna*, Guseva Elena Vladimirovna D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCES FOR THE COURSE "METHODS OF CYBERNETICS. OPTIMIZATION OF EXPERIMENT IN CHEMICAL TECHNOLOGY, BIOTECHNOLOGY, PHARMACEUTICS" IN MODULAR OBJECT-ORIENTED DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT
Abstract
This article describes the information and educational resource for the course "Methods of Cybernetics. Optimization of experiment in chemical technology, biotechnology, pharmaceutics," made in modular object-oriented environment for distance learning. There were presented the main elements of course, test variants.
Key words: information and educational resource; Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (MOODLE); optimization of experiment.