Научная статья на тему 'Опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для смешанного обучения'

Опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для смешанного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LMS / MOODLE / СИСТЕМА / КУРС / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савиных И. В.

Рассматриваются возможности и опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для поддержки очного обучения студентов Института открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета на примере курса «Web-программирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the use of open-source LMS Moodle for blended learning

The possibilities and experience of using open-source LMS Moodle to support full-time study for students of Institute of Open Education and Information Systems Mari State University as an example of the course «Web-programming."

Текст научной работы на тему «Опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для смешанного обучения»

по другим предметам на период подготовки, поэтому требуются контроль и поддержка не только со стороны родителей, но и учителя, а иногда помощь и понимание администрации.

Олимпиадное движение на сегодняшний день стало еще более актуальным. После отмены льгот медалистам при поступлении в вузы, самым важным и основным показателем качества знаний учащихся является их победа и попадание в призеры на олимпиадах. Победа в олимпиаде дает им право на льготное поступление в вуз. Отсюда вытекает необходимость обучать учащихся программирова -нию и направлять их к участию в олимпиадах по информатике.

Литература

1. Аркадьев А.Г., Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М.: Дрофа, 2007.

2. Окулов С.М., Ашихмина Т.В., Бушмелева Н.А. Задачи по программированию. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. ЛапчикМ.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Опыт использования свободно-распространяемой

LMS MOODLE ДЛЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Савиных Игорь Вячеславович ([email protected])

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Рассматриваются возможности и опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для поддержки очного обучения студентов Института открытого образования и нформационных систем Марийского государственного университета на примере курса «Web-программирование».

С 2006 года в Институте открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета для поддержки очного обучения студентов по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» используется сервер дистанционного обучения [1] на базе свободно-распространяемой LMS (Learning Management System) Moodle [2].

Под термином «смешанное обучение» (blended learning) понимается сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением [3]. Для использования технологии смешанного обучения в учебном процессе в г. Йошкар-Оле и районных центрах Республики Марий Эл имеются все необходимые условия. Услуги широкополосного доступа в Интернет предоставляют: ОАО «ВолгаТелеком», ЗАО «Компания «ЭР-Телеком», операторы мобильной связи. Для изучения возможностей студентов по использованию технологии смешанного обучения проведено анкетирование студентов группы ИО-21, изучающих дисциплину «Web-программирование».

Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), распространяется по лицензии GNU GPL. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися, и подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения. Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский, и используется почти в 50 тысячах организаций более чем 200 стран мира. В России зарегистрировано 519 инсталляций системы. Система Moodle разработана на языке программирования PHP с использованием базы данных MySQL. Также могут использоваться и другие сервера баз данных - PostgreSQL, Microsoft SQL Server, Oracle. Moodle может работать под управлением следующих операционных систем: Unix, Linux, FreeBSD, Windows, Mac OS X.

Важнейшим достоинством системы является поддержка ряда международных стандартов и спецификаций, что обеспечивает возможность обмена ресурсами, тестами [4] и полными курсами с другими учебными организациями.

Система Moodle имеет большой набор функций и возможностей:

• Преподаватель имеет полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания.

• Могут использоваться различные форматы курсов: календарь, структура, сообщество (форум), SCORM.

• Курс может включать большой набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты.

174

ИТО Марий Эл -2010

• В рамках курса могут быть загружены файлы, доступ к которым смогут получить только уча -стники курса.

• Содержимое большинства текстовых областей (ресурсов, сообщений форумов и т. п.) легко редактируется с помощью встроенного WYSIWYG HTML редактора.

• Большинство элементов курса могут быть оцениваемыми.

• Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.

• Мощная система учета и отслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидеть полную картину как об участии в курсе целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса.

• Интеграция с почтой позволяет отправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии преподавателей и другую учебную информацию.

• Благодаря функции резервного копирования любой курс может быть сохранен в виде zip-архива и затем восстановлен на любом сервере с Moodle.

В настоящее время на сервере дистанционного обучения института размещены 65 курсов. Большая часть из них предназначена для студентов специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Одним из таких курсов является «Web-программирова-ние». Этот курс имеет формат типа «структура» и включает в себя:

• Новостной форум - где преподаватель размещает в виде тем важные новости, объявления, требования для получения зачета. Студентам в этом форуме разрешено только отвечать на сообщения преподавателя.

• Форум курса - где преподаватель и студенты обсуждают различные темы и вопросы курса. В данном форуме студенты могут создавать темы и отвечать на заданные вопросы.

• Материалы учебно-методического комплекса.

• Документы с текущей успеваемостью.

• Wiki-страницы для распределения тем индивидуальных заданий и совместной работы с документами.

• 8 модулей, соответствующих основным разделам курса.

Каждый модуль курса включает в себя:

• Список тем для изучения.

• Ссылки на открытые образовательные ресурсы, электронные учебники, видеокурсы, статьи.

• Задание на лабораторную работу.

• Тест.

• Опрос.

В дополнение к форумам и личным сообщениям в Moodle для консультаций по курсу используется видеосвязь в Skype.

Использование технологий смешанного обучения в курсе «Web-программирование» позволяет повысить эффективность учебного процесса и, в частности, решения следующих задач:

• Организации самостоятельной работы студентов.

• Контроля знаний студентов.

• Организации эффективной обратной связи.

• Обеспечения современными (актуальными) учебными и справочными материалами, в том числе и на иностранных языках.

• Организации взаимодействия студентов друг с другом и консультаций с преподавателем.

• Управления сроками выполнения различных учебных заданий.

=W0- Литература

1. Сервер дистанционного обучения Института открытого образования и информационных систем МарГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.vvoi.ru

2. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moodle.org

3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (введен в действие с 01.07.08). М.: Стандартинформ, 2007. 12 с.

4. Савиных, И.В. Форматы для обмена тестовыми заданиями: AIKEN и GIFT / И.В. Савиных, Е.А. Журавлева // Вестник Марийского государственного университета (о материалам VI Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл 2009»)) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2009. С. 99-100.

ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ

Сафина Ляйсан Нургалиевна ([email protected])

МОУ «Параньгинская общеобразовательная средняя школа», РМЭ

Аннотация

В статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе школы как одно из направлений оптимизации воспитательного процесса.

Приоритетной целью воспитательной работы нашей школы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных - развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определенный ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнера учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе, как у подростка, так и у младших школьников.

Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствова -нию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель использовал в основном печатные материалы и технические средства обучения (ТСО), то сегодня он имеет возможность применять электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Например, при проведении внеклассных мероприятий, интеллектуально-познавательных программ, конкурсов различного уровня учителя используют готовые электронные образовательные ресурсы: «Уроки тетушки Совы», киножурнал «Хочу все знать». Совместно с учащимися создаются электронные образовательные ресурсы «Своя игра», «Здоровье -единственная драгоценность».

Таким образом, включая ИКТ в воспитательную работу, мы формируем у обучающихся:

- нравственные компетенции - готовность жить по традиционным нравственным законам;

- коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог, быть услышанными;

- информационные компетенции - владение информационными технологиями;

- автономизационные компетенции - способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

- социальные компетенции - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.