по другим предметам на период подготовки, поэтому требуются контроль и поддержка не только со стороны родителей, но и учителя, а иногда помощь и понимание администрации.
Олимпиадное движение на сегодняшний день стало еще более актуальным. После отмены льгот медалистам при поступлении в вузы, самым важным и основным показателем качества знаний учащихся является их победа и попадание в призеры на олимпиадах. Победа в олимпиаде дает им право на льготное поступление в вуз. Отсюда вытекает необходимость обучать учащихся программирова -нию и направлять их к участию в олимпиадах по информатике.
Литература
1. Аркадьев А.Г., Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М.: Дрофа, 2007.
2. Окулов С.М., Ашихмина Т.В., Бушмелева Н.А. Задачи по программированию. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
3. ЛапчикМ.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Опыт использования свободно-распространяемой
LMS MOODLE ДЛЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Савиных Игорь Вячеславович ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Рассматриваются возможности и опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для поддержки очного обучения студентов Института открытого образования и нформационных систем Марийского государственного университета на примере курса «Web-программирование».
С 2006 года в Институте открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета для поддержки очного обучения студентов по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» используется сервер дистанционного обучения [1] на базе свободно-распространяемой LMS (Learning Management System) Moodle [2].
Под термином «смешанное обучение» (blended learning) понимается сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением [3]. Для использования технологии смешанного обучения в учебном процессе в г. Йошкар-Оле и районных центрах Республики Марий Эл имеются все необходимые условия. Услуги широкополосного доступа в Интернет предоставляют: ОАО «ВолгаТелеком», ЗАО «Компания «ЭР-Телеком», операторы мобильной связи. Для изучения возможностей студентов по использованию технологии смешанного обучения проведено анкетирование студентов группы ИО-21, изучающих дисциплину «Web-программирование».
Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), распространяется по лицензии GNU GPL. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися, и подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения. Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский, и используется почти в 50 тысячах организаций более чем 200 стран мира. В России зарегистрировано 519 инсталляций системы. Система Moodle разработана на языке программирования PHP с использованием базы данных MySQL. Также могут использоваться и другие сервера баз данных - PostgreSQL, Microsoft SQL Server, Oracle. Moodle может работать под управлением следующих операционных систем: Unix, Linux, FreeBSD, Windows, Mac OS X.
Важнейшим достоинством системы является поддержка ряда международных стандартов и спецификаций, что обеспечивает возможность обмена ресурсами, тестами [4] и полными курсами с другими учебными организациями.
Система Moodle имеет большой набор функций и возможностей:
• Преподаватель имеет полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания.
• Могут использоваться различные форматы курсов: календарь, структура, сообщество (форум), SCORM.
• Курс может включать большой набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты.
174
ИТО Марий Эл -2010
• В рамках курса могут быть загружены файлы, доступ к которым смогут получить только уча -стники курса.
• Содержимое большинства текстовых областей (ресурсов, сообщений форумов и т. п.) легко редактируется с помощью встроенного WYSIWYG HTML редактора.
• Большинство элементов курса могут быть оцениваемыми.
• Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.
• Мощная система учета и отслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидеть полную картину как об участии в курсе целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса.
• Интеграция с почтой позволяет отправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии преподавателей и другую учебную информацию.
• Благодаря функции резервного копирования любой курс может быть сохранен в виде zip-архива и затем восстановлен на любом сервере с Moodle.
В настоящее время на сервере дистанционного обучения института размещены 65 курсов. Большая часть из них предназначена для студентов специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Одним из таких курсов является «Web-программирова-ние». Этот курс имеет формат типа «структура» и включает в себя:
• Новостной форум - где преподаватель размещает в виде тем важные новости, объявления, требования для получения зачета. Студентам в этом форуме разрешено только отвечать на сообщения преподавателя.
• Форум курса - где преподаватель и студенты обсуждают различные темы и вопросы курса. В данном форуме студенты могут создавать темы и отвечать на заданные вопросы.
• Материалы учебно-методического комплекса.
• Документы с текущей успеваемостью.
• Wiki-страницы для распределения тем индивидуальных заданий и совместной работы с документами.
• 8 модулей, соответствующих основным разделам курса.
Каждый модуль курса включает в себя:
• Список тем для изучения.
• Ссылки на открытые образовательные ресурсы, электронные учебники, видеокурсы, статьи.
• Задание на лабораторную работу.
• Тест.
• Опрос.
В дополнение к форумам и личным сообщениям в Moodle для консультаций по курсу используется видеосвязь в Skype.
Использование технологий смешанного обучения в курсе «Web-программирование» позволяет повысить эффективность учебного процесса и, в частности, решения следующих задач:
• Организации самостоятельной работы студентов.
• Контроля знаний студентов.
• Организации эффективной обратной связи.
• Обеспечения современными (актуальными) учебными и справочными материалами, в том числе и на иностранных языках.
• Организации взаимодействия студентов друг с другом и консультаций с преподавателем.
• Управления сроками выполнения различных учебных заданий.
=W0- Литература
1. Сервер дистанционного обучения Института открытого образования и информационных систем МарГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.vvoi.ru
2. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moodle.org
3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (введен в действие с 01.07.08). М.: Стандартинформ, 2007. 12 с.
4. Савиных, И.В. Форматы для обмена тестовыми заданиями: AIKEN и GIFT / И.В. Савиных, Е.А. Журавлева // Вестник Марийского государственного университета (о материалам VI Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл 2009»)) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2009. С. 99-100.
ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
Сафина Ляйсан Нургалиевна ([email protected])
МОУ «Параньгинская общеобразовательная средняя школа», РМЭ
Аннотация
В статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе школы как одно из направлений оптимизации воспитательного процесса.
Приоритетной целью воспитательной работы нашей школы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных - развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определенный ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнера учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе, как у подростка, так и у младших школьников.
Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствова -нию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель использовал в основном печатные материалы и технические средства обучения (ТСО), то сегодня он имеет возможность применять электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Например, при проведении внеклассных мероприятий, интеллектуально-познавательных программ, конкурсов различного уровня учителя используют готовые электронные образовательные ресурсы: «Уроки тетушки Совы», киножурнал «Хочу все знать». Совместно с учащимися создаются электронные образовательные ресурсы «Своя игра», «Здоровье -единственная драгоценность».
Таким образом, включая ИКТ в воспитательную работу, мы формируем у обучающихся:
- нравственные компетенции - готовность жить по традиционным нравственным законам;
- коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог, быть услышанными;
- информационные компетенции - владение информационными технологиями;
- автономизационные компетенции - способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;
- социальные компетенции - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.