А.В. Богомолов УДК 378.147:004
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Л.В. Иваненко
средняя школа №14, г. Павлодар
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
AmamaH Malaxa o^bimywbirni^ ^bi3Memmde ahçnapammbih; KOMnbwmeprnK техноnогинnapдuц naudanaHybma apHanadbi.
The present article is dedicated to the information computer technologies usage in the teaching activity.
Республика Казахстан, как и все развитые страны мира, реально встала на путь информатизации системы среднего образования - создание единого информационно-образовательного пространства.
Одним из первоочередных действий государства в этом направлении определен переход на более раннее обучение учащихся школ Казахстана, по овладению информационной культурой и основам компьютерной грамотности
Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает, что информатизация системы образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры.
Одной из целей и задач Концепции развития образования РК до 2015 года является интеграция в мировое образовательное пространство.
Цель среднего образования - формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, самообразовываться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.
В школе уже сегодня изучение предмета искусства с использованием информационных технологий призваны помочь детям глубоко осмыслить роль техники в их будущих
34
профессиях и в повседневной жизни. Научить ученика жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы
Развивающая цель направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, мотивации к обучению.
Практическая цель направлена на подготовку учащихся к реальной деятельности, составлению и выполнению презентаций, выполнение иллюстрированных рефератов.
Воспитательная цель предполагает соответствие содержания и восприятия предметов художественно-эстетического направления, современным требованиям воспитания подрастающего поколения, которые направлены на формирование у обучаемых гражданственности, мировоззрения, нравственности и высокой морали.
Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развития личности.
Компьютер естественно входит в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают на уроке, если применяются информационные технологии.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся до выполнения творческих проектов.
Древние греки считали, что технология (техно - мастерство + логос - учение) - это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации. Технологии - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. Термин «информация» происходит от латинского «информ» - разъяснение, изложение, осведомленность.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программных - технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности способностей
- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера.
35
- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению.
- усилению междисциплинных связей в обучении
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению.
- изменению форм и методов организации жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа - это современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения ИКТ, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.
ИКТ при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ИКТ значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Эффективность использования ИКТ определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ИКТ презентаций, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информация. Но даже сверхсовременные технологии не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т.е. методически неграмотно.
Степень применения ИКТ зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличия визуальных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ИКТ: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ИКТ используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ИКТ в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ИКТ на протяжении всего занятия или значительной его части.
Функции ИКТ в обучающем процессе многообразны. Первая из функций - коммуникативная, функция передача информации.
Вторая - управленческая предполагающая к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекция этих процессов.
36
Третья - хранение и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно - и видеотек, на сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Четвертая - научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ИКТ информации учащимися с исследовательской целью и поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.
ИКТ повышает продуктивность обучения только в том случае, если учитель хорошо себе представляет и понимает основы их применения.
К.Д.Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, принимали участие в акте запоминания.» Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить продуктивность урока.
37