Научная статья на тему 'Использование информационных компьютерных технологий в преподавательской деятельности'

Использование информационных компьютерных технологий в преподавательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолов А. В., Иваненко Л. В.

Аталған мақала оқытушылық қызметінде ақпараттық компьютерлік технологиялардың пайдалануына арналады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is dedicated to the information computer technologies usage in the teaching activity.

Текст научной работы на тему «Использование информационных компьютерных технологий в преподавательской деятельности»

А.В. Богомолов УДК 378.147:004

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Л.В. Иваненко

средняя школа №14, г. Павлодар

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

AmamaH Malaxa o^bimywbirni^ ^bi3Memmde ahçnapammbih; KOMnbwmeprnK техноnогинnapдuц naudanaHybma apHanadbi.

The present article is dedicated to the information computer technologies usage in the teaching activity.

Республика Казахстан, как и все развитые страны мира, реально встала на путь информатизации системы среднего образования - создание единого информационно-образовательного пространства.

Одним из первоочередных действий государства в этом направлении определен переход на более раннее обучение учащихся школ Казахстана, по овладению информационной культурой и основам компьютерной грамотности

Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает, что информатизация системы образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры.

Одной из целей и задач Концепции развития образования РК до 2015 года является интеграция в мировое образовательное пространство.

Цель среднего образования - формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, самообразовываться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.

В школе уже сегодня изучение предмета искусства с использованием информационных технологий призваны помочь детям глубоко осмыслить роль техники в их будущих

34

профессиях и в повседневной жизни. Научить ученика жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы

Развивающая цель направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, мотивации к обучению.

Практическая цель направлена на подготовку учащихся к реальной деятельности, составлению и выполнению презентаций, выполнение иллюстрированных рефератов.

Воспитательная цель предполагает соответствие содержания и восприятия предметов художественно-эстетического направления, современным требованиям воспитания подрастающего поколения, которые направлены на формирование у обучаемых гражданственности, мировоззрения, нравственности и высокой морали.

Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развития личности.

Компьютер естественно входит в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают на уроке, если применяются информационные технологии.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся до выполнения творческих проектов.

Древние греки считали, что технология (техно - мастерство + логос - учение) - это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации. Технологии - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. Термин «информация» происходит от латинского «информ» - разъяснение, изложение, осведомленность.

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программных - технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует:

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности способностей

- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера.

35

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению.

- усилению междисциплинных связей в обучении

- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению.

- изменению форм и методов организации жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа - это современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения ИКТ, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.

ИКТ при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ИКТ значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Эффективность использования ИКТ определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ИКТ презентаций, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информация. Но даже сверхсовременные технологии не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т.е. методически неграмотно.

Степень применения ИКТ зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличия визуальных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ИКТ: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ИКТ используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ИКТ в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ИКТ на протяжении всего занятия или значительной его части.

Функции ИКТ в обучающем процессе многообразны. Первая из функций - коммуникативная, функция передача информации.

Вторая - управленческая предполагающая к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекция этих процессов.

36

Третья - хранение и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно - и видеотек, на сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая - научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ИКТ информации учащимися с исследовательской целью и поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

ИКТ повышает продуктивность обучения только в том случае, если учитель хорошо себе представляет и понимает основы их применения.

К.Д.Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, принимали участие в акте запоминания.» Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить продуктивность урока.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.