Научная статья на тему 'Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного'

Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
информационные компьютерные технологии / использование ИКТ в школе / русский как иностранный / интерактивные методы обучения / РКИ в Азербайджане / information computer technologies / ICT use at school / Russian as a foreign language / interactive teaching methods / Russian as a foreign language in Azerbaijan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова Самира Рамиз Кызы

В фокусе внимания автора применение компьютерных инновационных технологий и методов на уроках русского языка как иностранного. В сочетании с традиционной методикой игровая инновационная технология может использоваться на уроках РКИ с целью мотивации, повышения интереса у учеников, повышения владения русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information computer technologies at the lessons of Russian as a foreign language

The author focuses on the application of computer-based innovative technologies and methods at the lessons of Russian as a foreign language. In combination with traditional methods, the game and innovative technology can be used at the lessons of Russian language as a foreign language with the purpose to motivate students, to increase their interest and Russian language proficiency.

Текст научной работы на тему «Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного»

maximize the individual abilities of each learner and to develop an integral personality ready to adapt to a rapidly changing world. Modern society, like modern education, requires a free, creatively developed personality, endowed with certain socially significant qualities. The article reveals the theoretical concepts of socially significant personality traits in the works of domestic teachers. The author characterizes the importance of developing these qualities among the younger generation, for whom the necessary skills and abilities of intercultural and interpersonal interaction in society and achieving a level of multicultural education is one of the important criteria for the quality of the modern education system. The author also highlights the organization of project activities in a multicultural educational environment as an integral part of educational work that will contribute to the formation of socially significant qualities in learners.

Keywords: multicultural environment; socially significant qualities; intercultural interaction; project activity; sociability; social initiative.

СамираАлиханова 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.015

Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного

В фокусе внимания автора - применение компьютерных инновационных технологий и методов на уроках русского языка как иностранного. В сочетании с традиционной методикой игровая инновационная технология может использоваться на уроках РКИ с целью мотивации, повышения интереса у учеников, повышения владения русским языком.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии; использование ИКТ в школе; русский как иностранный; интерактивные методы обучения; РКИ в Азербайджане.

Алиханова Самира Рамиз кызы,

лаборант по ИКТ и учитель русского как иностранного, Классическая гимназия № 160 (Баку, Республика Азербайджан), alixanova80@mail.ru

Известно, что русский язык является одним из наиболее распространенных языков в мире. Русский как иностранный традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

умений и знаний, необходимость сдачи экзаменов по предмету - все это делает предмет для многих трудным. Вот почему русский язык для большинства учащихся остается скучной школьной дисциплиной.

Поэтому задачей каждого русиста является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому ученику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка. Сегодня учитель - это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Инновационные технологии - игры и другие интерактивные методы - находятся на первом месте в изучении любого иностранного языка. Поэтому наряду с традиционными средствами обучения возникает необходимость использовать современные технологии. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. А использование ИКТ на уроках русского языка как иностранного позволяет учащимся в яркой интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме. Ежедневные теоретические занятия по русскому языку могут снизить интерес у учеников к изучению его как иностранного. Помимо теоретических знаний, ученик должен развивать и практические навыки, то есть хорошо говорить по-русски. Но этого очень сложно добиться вне языковой среды. В такой ситуации выручают игровые технологии. Инновационные технологии также способствуют формированию положительной мотивации и развитию познавательного интереса к изуче-

нию русского языка. Такой подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс активизирует процесс обучения, реализует идеи развивающего обучения, повышает темп урока, увеличивает объем самостоятельной работы учащихся. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. В нынешней системе образования главной компетенцией учителя становится его новая роль - роль проводника знаний, «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Чтобы сделать урок ярче и увлекательнее, каждый учитель может на своих уроках использовать ИКТ. Творческий подход учителей к подготовке и проведению таких уроков может многое изменить в положительном отношении к детям.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Например, показ презентаций в Power Point с образным визуальным рядом может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая ее смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

знаний. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания, тесты, видеоролики, анимации. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приемы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика. Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. При помощи ИКТ на уроках можно организовывать виртуальные экскурсии, можно отправляться в путешествие в мир сказок и грамматики, создавать логические игры, различные проекты.

Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.

Информационные технологии можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении. Проведение тестового контроля с помощью ИКТ на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости при взаимопроверке и самоконтроле выполненной работы. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее. А в качестве домашнего задания, когда учитель предлагает найти учебный материал в интернете и подготовить презента-

цию, при этом даже самый ленивый ученик включается в процесс обучения и становится активным.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Компьютер не заменяет живого учителя, он только дополняет его, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. Применение информационных технологий нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников. Помимо таких уроков, обязательно нужно мотивировать учеников не стесняться разговаривать и общаться с людьми на русском в реальном непрерывно меняющемся мире. Использование новых технологий на уроках русского как иностранного языка - это наиболее эффективное средство развития познавательной мотивации учащихся, которое предполагает активное сотрудничество учителя и ученика и учащихся друг с другом. Таким образом, обучение школьников с помощью новейших информационных технологий позволяет повысить мотивацию к обучению, способствует развитию их познавательной активности, значительно повышает интерес к учебе и уровень творческой самореализации, а также

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

дает хорошие результаты по формированию коммуникативных навыков по сравнению с традиционной методикой.

Samira Alikhanova,

ICT laboratory Assistant, Teacher of Russian as a foreign language. Classical Gymnasium No. 160 (Baku, Republic of Azerbaijan), alixanova80@mail. ru

Use of information computer technologies at the lessons of Russian as a foreign language

The author focuses on the application of computer-based innovative technologies and methods at the lessons of Russian as a foreign language. In combination with traditional methods, the game and innovative technology can be used at the lessons of Russian language as a foreign language with the purpose to motivate students, to increase their interest and Russian language proficiency.

Keywords: information computer technologies; ICT use at school; Russian as a foreign language; interactive teaching methods; Russian as a foreign language in Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.