Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в преподавании русского языка фонетические особенности качинского диалекта хакасского языка'

Использование инновационных технологий в преподавании русского языка фонетические особенности качинского диалекта хакасского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / УРОК / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ICT LESSON / TEACHER / STUDENT / CONVENTIONAL CLASSES / INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова М. А., Сеидова Р. С.

Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, поскольку главная задача этого предмета обеспечить речевое развитие учащихся. Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка важнейшая цель, стоящая перед учите-лем-словесником. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. При этом у учащихся в процессе обучения на интерактивной основе происходит развитие коммуникативных и лидерских качеств личности. Авторы приходят к выводу, что освоение и применение учителем на уроках инновационных технологий становится объективной необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The subject of the Russian language is unique in comparison to the other school subjects, because the main task of this discipline is to provide the language development of students. Teaching children carefully and skillfully, handling the word, being proud of beauty and uniqueness of the Russian language are the most important goals that face the teacher of the Russian language and literature. The learning process is carried out in continuous, active cooperation of all students. Students and teachers are equal subjects of the educationl process. Innovative technologies can be implemented at non-standard, unconventional lessons: workshops, lectures, sermon, excursion, games, protection of a project, discussion, conference, theatrical performance, masquerade and other forms. While the students participate in the learning process on an interactive basis, they develop their communication skills and leadership qualities. The authors of the paper come to the conclusion that in conditions of modern education the development and the use of teacher''s innovative technology become a necessity.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в преподавании русского языка фонетические особенности качинского диалекта хакасского языка»

Она придет, и будет, как всегда,

Земля полна весеннего огня,

И растворятся горе и беда,

Но это будет в мире без меня.

Но как тебя оставить умереть?...

Но не снести мне жизни, не стерпеть... [5, с. 93].

(Перевод А. Хусаинова) Современные читатели больше, чем его современники, знают о творчестве Рами Гарипова, лучше понимают его. Большинство произведений поэта увидели свет уже после смерти. В 1987 году, через 23 года после написания, башкирский народ смог прочитать поэму «Поклонение» (1937). Множество стихов, поэм, дневников, переводов увидели в свет на страницах газет и журналов, изданы отдельными книгами.

В конце ХХ века Рами Гарипов стал лауреатом Республиканской премии имени Салавата Юлаева, удостоился высокого звания народного поэта Республики Башкортостан, его образ воссоздан в кинофильмах и скульптурах. В его родном доме Ар-кауле и в республиканской гимназии № 1, которая носит его имя,

открыт музей, изданы книги о нем. Народный поэт Башкортостана Р. Бикбаев написал роман «Рами». Конец века можно смело назвать торжеством Рами Гарипова.

Настоящий поэт не только человек своего времени, он человек будущего. Многие стороны творчества Р. Гарипова, приобрели новое дыхание после его смерти. Стихи, впервые вышедшие в печати, отразили и современные проблемы времени. В этом и заключается смысл, сила и назначение творчества. В стихотворение «Ржаной хлеб» поэтический образ как бы подытоживает все сказанное:

Но на дорогах жизненных, быть может, Когда в немочь идти во мгле ночной, Стань снова сильным путнику поможет Мой стих - мой погоревший хлеб ржаной [6, с.77].

(Перевод Я. Серпина).

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14-14-02-602 «Фольклорно-этнографическая экспедиция по исследованию традиционной культуры свердловских башкир»

Библиографический список

1. Алибаев, З. Современная башкирская литература / З. Алибаев, Г. Набиуллина. - Уфа, 2013.

2. Алибаев, З. Современная башкирская поэзия // Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.); науч. ред. В.Р Аминева. - Барнаул, 2012.

3. История башкирской литературы ХХ века. - Уфа, 2003.

4. Антология башкирской поэзии. - Уфа, 2007.

5. Гарипов, Р. Песня подснежника. - Уфа, 1981.

6. Гарипов, Р.Моя антология. Переводы. - Уфа, 1990.

Bibliography

1. Alibaev, Z. Sovremennaya bashkirskaya literatura / Z. Alibaev, G. Nabiullina. - Ufa, 2013.

2. Alibaev, Z. Sovremennaya bashkirskaya poehziya // Nacionaljnihe literaturih respublik Povolzhjya (1980-2010 gg.); nauch. red. V.R. Amineva. - Barnaul, 2012.

3. Istoriya bashkirskoyj literaturih KhKh veka. - Ufa, 2003.

4. Antologiya bashkirskoyj poehzii. - Ufa, 2007.

5. Garipov, R. Pesnya podsnezhnika. - Ufa, 1981.

6. Garipov, R.Moya antologiya. Perevodih. - Ufa, 1990.

Статья поступила в редакцию 14.11.14

УДК 378

Bashirova M.A., Seyidova R.S. THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE. The subject of the Russian language is unique in comparison to the other school subjects, because the main task of this discipline is to provide the language development of students. Teaching children carefully and skillfully, handling the word, being proud of beauty and uniqueness of the Russian language are the most important goals that face the teacher of the Russian language and literature. The learning process is carried out in continuous, active cooperation of all students. Students and teachers are equal subjects of the educationl process. Innovative technologies can be implemented at non-standard, unconventional lessons: workshops, lectures, sermon, excursion, games, protection of a project, discussion, conference, theatrical performance, masquerade and other forms. While the students participate in the learning process on an interactive basis, they develop their communication skills and leadership qualities. The authors of the paper come to the conclusion that in conditions of modern education the development and the use of teacher's innovative technology become a necessity.

Key words: ICT lesson, teacher, student, conventional classes, innovative technology.

М.А. Баширова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. педагогики, теории и методики начального образования, филиал Дагестанского гос. педагогического университета г. Дербент; Р.С. Сеидова, канд. филол. наук, ст. преп. каф. педагогики, теории и методики начального образования, филиал Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, поскольку главная задача этого предмета - обеспечить речевое развитие учащихся. Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая цель, стоящая перед учителем-словесником. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. При этом у учащихся в процессе обучения на интерактивной основе происходит развитие коммуникативных и лидерских качеств личности. Авторы приходят к выводу, что освоение и применение учителем на уроках инновационных технологий становится объективной необходимостью.

Ключевые слова: ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные уроки, инновационные технологии.

Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов - это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного

образования. Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием задачи, для выполнения которых необходимо формулировать новые концептуальные идеи обучения,

которые органично объединяют элементы традиционные и инновационные. В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); 2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать) - процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках -повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Мы уверены, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников [1].

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационное обучение (от англ. innovation - нововведение) - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; формирование ключевых компетентностей учащихся. Задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; тщательный отбор материала и способов его подачи [2].

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология «Метод проектов»; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно можно применять на уроках следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; мозговая атака; групповая дискуссия; синквейн; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игры; лингвистические карты; лингвистические задачи; исследование текста; работа с тестами; задания поискового характера; нетрадиционные формы домашнего задания. Остановимся лишь на некоторых из них. 358

Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Для учителя эссе - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления [3].

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. В этой связи можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым». Другое действенное средство -это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Есть большое количество дидактических лингвистических игр: задания по типу «Исключи лишнее», «Узнай меня», «Виртуальное справочное бюро» и другие.

Последние годы довольно часто используется на уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения - сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии - это средство творческого выражения осмысленного материала.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа, лингвистическое исследование текста; подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям; рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям; художественное чтение; инсценировка художественного произведения; исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу); создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой (фото и видеосъемка); подготовка словарных диктантов; составление вопросника к зачету по теме; составление

конспекта, опорных таблиц; презентации (обзор героев произведения, биография писателя); письмо по памяти.

Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов - это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Однако, для эффективного и повсеместного использования этих технологий необходимо, что бы в процессе профессиональной подготовки будущие учителя

не только осваивали эти технологии в процессе обучения, но и активно участвовали в занятиях на основе инновационных технологий. Тем самым актуализируется проблема подготовки преподавателей для высшей школы, способных вести преподавание на основе инновационных технологий [4; 5; 6]. Только в этом случае, когда инновационные технологии будут использоваться на всех ступенях образования, можно добиться нового качества всей системы образования России.

Библиографический список

1. Вахрушев, А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 5.

2. Дубовицкая, Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика. - 2003. - № 10.

3. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне // Методист. - 2011. - № 10.

4. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).

5. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6.

6. Сорокопуд, Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3.

Bibliography

1. Vakhrushev, A.A. Kak gotovitj uchiteleyj k vvedeniyu FGOS // Nachaljnaya shkola plyus do i posle. - 2011. - № 5.

2. Dubovickaya, T.D. Kontekstih soderzhaniya obrazovaniya i ikh didakticheskaya interpretaciya // Pedagogika. - 2003. - № 10.

3. Gorbunova, S.V. Opiht podgotovki uchiteleyj k vvedeniyu FGOS osnovnogo obthego obrazovaniya na municipaljnom urovne // Metodist. -2011. - № 10.

4. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

5. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2012. - № 6.

6. Sorokopud, Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavateljskikh kadrov dlya vihssheyj shkolih // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2010. - № 3.

Статья поступила в редакцию 16.11.14

УДК 811.512.153

Beloglazov P.Ye, Kaskarakova Z.Ye., Kyzlasov A.S. PHONETIC PARTICULAR FEATURES OF THE KACHIN DIALECT OF THE KHAKASS LANGUAGE. In the article a research problem of phonetic condition of the modern Kachin dialect of the Khakass language is under consideration. The object of the article is the description of phonetic features of one of leading dialects of the modern Khakass language. A comparative analysis of sound correspondence in the area of consonants is performed. The teach of the authors study productive and unproductive, fixed alternations, dropping of consonants in a position between vowels or in combination of sonant consonants with formation of long sounds. The whole analysis if the phonetic features allows studying specific features of pronunciation of some sounds and other phonetic special quality of the Kachin dialect in the speech of the native speakers. In the area of vowels the circumstances of formation of long vowel sounds, a special mechanism of the labial harmony, the existence of a falling diphthong in the Old lyus parlance of the Kachin dialect and other phonetic occurrences are observed. Key words: Kachin dialect, phonetic structure, analysis, Khakass language.

П.Е. Белоглазое, канд. филол. наук, в.н.с. сектора языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, E-mail: [email protected]; З.Е. Каскаракоеа, канд. филол. наук, с.н.с. сектора языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, E-mail: [email protected]; А.С. Кызласое, канд. филол. наук, зав. сектором языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, E-mail: [email protected]

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧИНСКОГО ДИАЛЕКТА ХАКАССКОГО ЯЗЫКА*

В статье рассматривается проблема исследования фонетического состояния современного качинского диалекта хакасского языка, проводится сравнительный анализ звуковых соответствий в области согласных. Исследуются продуктивные и непродуктивные, застывшие чередования, выпадения согласных в положении между гласными или в сочетании с сонорными согласными с образованием долгих звуков, особенности произношения носителями качинского диалекта отдельных звуков и другие особенности фонетики. В области гласных прослеживаются условия образования долгих гласных звуков, особенности губной гармонии, наличие нисходящего дифтонга в староиюсском говоре качинского диалекта и другие фонетические явления.

Целью статьи является описание особенностей фонетики одного из ведущих диалектов современного хакасского языка.

Ключевые слова: качинский диалект, фонетическая структура, анализ, хакасский язык.

Цель данной работы - представить отличительные черты качинского диалекта современного хакасского языка с точки зрения фонетики.

Хакасский язык относится к тюркским языкам, восточно-хунн-ской их ветви и уйгурской группе, внутри которой он вместе с языками камасинским, чулымским, шорским, сары-уйгурским и северными диалектами алтайского языка составляет особую хакасскую подгруппу.

Генетически хакасский язык и языки, составляющие хакасскую подгруппу, были связаны с древнекиргизским языком. Одной из характерных фонетических черт современного хакасского языка (но не всех его диалектов) является наличие трех узких негубных гласных ы, ^ и, и согласных с/з в общетюркском соответствии й ~ з/с ~ д/т~ р (ср. азах 'нога' вм. айак ~ адак / атах ~ ура в других языках).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.