Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / современные информационно-коммуникационные технологии / индивидуализированный подход / professional education / modern information and communication technologies / individualized approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Юрьевна

Рост роли современных информационно-коммуникационных технологий во многих видах человеческой деятельности вполне естественно вызывает изменения в системе образования, направленные на переориентацию учебно-воспитательного процесса с репродуктивных механизмов мышления на поощрение творческой активности личности, которая будет развиваться на базе надлежащего информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The growing role of modern information and communication technologies in many types of human activity quite naturally causes changes in the education system aimed at reorienting the educational process from reproductive mechanisms of thinking to encouraging creative activity of the individual, which will develop on the basis of appropriate information support.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ»

Результаты контрольного тестирования, проведенного в мае 2023 года, той же группы студентов, что и в 2020 году, подтвердили успешность представленной работы по расширению логико-математической подготовки будущих педагогов начальной школы. 85% тестируемых смогли не только правильно решить предложенные логические задачи, но и выбрать рациональный прием решения, а так же способ оформления решения, доступный для младших школьников.

Выводы. Учитывая полученные положительные результаты исследования, можно утверждать, что расширение логико-математической подготовки будущих педагогов за счет включения в неё изучения раздела «Логические задачи» будет способствовать их успешной работе по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников.

Литература:

1. Евтыхова, Н.М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов Н.М. Евтыхова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 9. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95033.htm (дата обращения: 13.11.2023)

2. Елифантьева, С.С. Бифункциональные задачи как средство формирования логической грамотности будущих учителей начальных классов /С.С. Елифантьева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 82-84

3. Зембатова, Л.Т. Совершенствование математической составляющей системы подготовки будущих учителей начальных классов / Л.Т. Зембатова, К.Н. Кириченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№76-1. - С. 119-121

4. Кдырбаева, A.A. К вопросу о математической подготовке будущих учителей начальных классов / A.A. Кдырбаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2019. - №2 (42). - С. 55-62

5. Курин, А.Ю. Логический компонент в математической подготовке будущих учителей начальных классов / А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова // Гаудеамус. -2017,- №4. - С. 59-63

6. Лавлинскова, Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной сложности в начальной школе / Е.Ю. Лавлинскова. -М.: Панорама, 2006. - 105 с.

7. Математика и информатика. Часть 1: учебное пособие / под ред. А.Л. Чекина. - М.: МПГУ, 2019. - 236 с.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Изд-во «Питер», 1999. - 680 с.

9. Стойлова, Л.П. Математика: учеб. для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование» / Л.П. Стойлова. - 5-е изд., стер. -М.: Академия, 2015.-464 с.

10. ФГОС Начальное общее образование // ФГОС: [сайт]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 13.11.2023)

Педагогика

УДК 570

кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна

Еуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Рост роли современных информационно-коммуникационных технологий во многих видах человеческой деятельности вполне естественно вызывает изменения в системе образования, направленные на переориентацию учебно-воспитательного процесса с репродуктивных механизмов мышления на поощрение творческой активности личности, которая будет развиваться на базе надлежащего информационного обеспечения.

Ключевые слова: профессиональное образование, современные информационно-коммуникационные технологии, индивидуализированный подход.

Annotation. The growing rôle of modem information and communication technologies in many types of human activity quite naturally causes changes in the éducation system aimed at reorienting the educational process from reproductive mechanisms of thinking to encouraging creative activity of the individual, which will develop on the basis of appropriate information support.

Key words: professional éducation, modem information and communication technologies, individualized approach.

Введение. Первоисточниками всей человеческой культуры всегда были и остаются инновационные, эвристические моменты сознания. Поэтому важнейшей задачей современного образования должна быть выработка творческого отношения к действительности, ведь только тогда может стать творческой и деятельность человека. Особенно привлекательной видится тенденция развивать творческие потенции личности в условиях целенаправленного и целесообразного использования отдельных средств информационно-коммуникационных технологий в учебных заведениях.

Изложение основного материала статьи. В последнее время ученые, исследователи, педагоги-практики все активнее обсуждают проблемы, связанные с внедрением в систему образования современных информационных технологий и инновационный методик [4], а также определяют новые направления применения компьютерной техники, совершенствуют уже разработанные и создают новые учебные методики, формулируют рекомендации по внесению изменений в содержание и структуру учебно-воспитательного процесса, диктуемые новыми веяниями, вводят в обучение эффективные методические разработки, основанные на использовании, проверенных на практике программных средств и информационных ресурсов.

Из психологии известно, что все люди имеют неодинаковую склонность к учебной деятельности, к разного рода занятиям, и каждой личности может быть присущ своеобразный стиль деятельности, темп, условия и методы выполнения любой работы.

И.П. Павлов, разделяя людей по типу высшей корковой деятельности на «художников» и «мыслителей», отмечал, что люди, которым присущ художественный тип высшей корковой деятельности, схватывают действительность целиком, сполна, повсюду, без всяческого разъединения. Мыслители же измельчают ее, делают из нее какой-то временный скелет, а потом постепенно будто собирают ее части. «Мыслители» как тип высшей нервной деятельности - вовсе не идеал для гармоничной учебной деятельности. Особенно если целью педагога является воспитание творчески мыслящей личности, поскольку в процессе творческого мышления требуется способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы

соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новое в давно привычном.

Разделение людей на «мыслителей» и «художников» связывают с преимущественным участием левого или правого полушария в психической деятельности человека. Левое полушарие участвует в аналитическом мышлении, в котором преобладают язык и логика. Правое полушарие доминирует в восприятии, когда нужно объединить одновременно или последовательно воспринятые элементы в нечто целое. Правое полушарие головного мозга - сфера бессознательного, оно способно работать в любой обстановке: и когда левое работает и когда отдыхает, и во время сна. Хотя всегда у человека полноценно функционируют оба полушария, но одно из них доминирует относительно к тем или иным функциям, поэтому это следует учитывать педагогам [4].

Не менее важно в процессе обучения учитывать различия в типах ума у определенных категорий людей: есть умы, способные оперировать идеями (мыслители-теоретики), и умы, способные оперировать предметами (мыслители-практики). Выделяют также особую группу мыслителей абстрактного типа, умеющих оперировать не только конкретными жизненными фактами, но и символами, общими научными законами.

Преподаватели учебных заведений должны учитывать перечисленные различия и относиться с одинаковым уважением к мыслителям разного типа.

Известно, что люди также различаются по типу нервной деятельности, по соматической организации личности, по доминирующим типам самоуправления. Существуют морально-волевой, аморально-волевой, абулический (слабый) и импульсивный типы саморегуляции личности.

Разными могут быть ведущие модальности (виды чувствительности), волевые и эмоциональные свойства индивидов. Каждому присущ уникальный характер течения психических процессов, свойственна своеобразная апперцепция и неординарность в сенсорной организации.

Следует также учитывать, что у каждого человека в разном пропорциональном отношении развиты механизмы фиксирования в мозге зрительных, слуховых, двигательных и другого рода представлений. Поэтому педагоги в своей деятельности должны вооружаться теми стимулами, которые способны одновременно влиять на несколько органов чувств. Очень важно в процессе преподавания комбинировать задания, способствующие развитию у субъектов учебной деятельности образов разного рода и научат их в любых ситуациях правильно реагировать как мыслью, так и ощущениями, поступками.

Учебно-воспитательному влиянию по-разному подвергаются личности разных типов акцентуализации характера, которые характеризуются чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их сочетаний. Признается психологами также такая разновидность типологии человека, базирующаяся на нейрогуморальной основе и на особенностях реагирования симпатико-адреналовой системы на воздействия среды и проявляющаяся в определенных особенностях поведения.

Педагог непременно должен учитывать поведенческие различия индивидов, в частности, импульсивно-динамическую сторону их поведения. К людям, принадлежащим к типу крайне импульсивных характеров, нужно относиться снисходительно, и наоборот, крайне медлительных не следует подгонять. Энергичное противодействие педагогов естественным наклонностям личности может быть вредным и для учебно-воспитательного процесса, и для индивидуального психического развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальные особенности людей могут различаться также по степени их душевной уравновешенности, а также по характерным темпераментным проявлениям личности. Для проявления интереса к знаниям у инертных и флегматичных лиц нужно задействовать весьма действующие стимулы; в категории же меланхоличных или сентиментальных людей легко срабатывают эмоциональные и интеллектуальные механизмы с помощью традиционных приемов.

Педагог, пользуясь всеми доступными и допустимыми средствами, должен тактично, но постоянно, постепенно усложняя определенные испытания и практику ответов, добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента и затормаживать негативные его проявления.

На учебную деятельность человека влияет доминирующая направленность, внимательность, богатство памяти, уровень развития запоминания, воображения и фантазии, состояние личности, ее утомляемость и тому подобное.

Не менее важным аспектом учебно-воспитательного процесса является эмоциональный настрой коллектива, который должен создаваться и поддерживаться самим этим процессом, отношениями, которые складываются между тем, кто учит, и теми, кого учат, той манерой, в которой педагог проводит учебные занятия и т.д. [4].

Для выравнивания поведенческих и многих других особенностей субъектов учебной деятельности, для реализации индивидуализированного подхода к каждому из них педагогу могут оказаться нужными компьютеризированные средства, которые обеспечат эффективность дифференциации обучения, возможность учета временного фактора относительно каждого индивида персонально.

Творческого, эвристического характера мышления личность может приобретать при работе с разнообразной, многоплановой информацией, которую методически обоснованно подают педагоги в устной, письменной и электронной формах, активизируя при этом как можно больше сенсомоторных механизмов психики человека, что в свою очередь способствует постепенной выработке устойчивых навыков умелого применения полученных знаний в проблемных ситуациях. Компьютеризированные средства при этом становятся не только техническим орудием учебного процесса, но их использование формирует новый интеллектуальный фон, новую операционную обстановку, органично и естественно используемую человеком в ее развитии [3].

От средства, с помощью которого иллюстрировался, вводился учебный материал, компьютер переходит к рангу инструмента познания, инструмента построения знаний. Базы данных, крупноформатные электронные таблицы, семантические сети, экспертные системы, средства мультимедиа/гипермедиа, электронные пособия, задачники, репетиторы, обучающие программы, автоматизированные учебные курсы, учебные интегрированные среды, интеллектуальные учебные системы - все это инструменты, созданные для повышения качества обучения, для стимулирования и организации мыслительной деятельности субъектов обучения, для развития их критического, эмпирического и эвристического мышления, для повышения общекультурного, интеллектуального и творческого потенциала.

Инструментами познания являются разнообразные компьютерные средства, предназначенные для организации и облегчения процесса обучения. Это программно-технические средства, с помощью которых можно имитировать некоторые моменты процесса мышления и поддерживать, направлять, расширять мыслительные процессы и умственные способности пользователей. Они являются инструментами для построения знаний и для облегчения их приобретения и могут использоваться при изучении любого предмета [2].

Компьютер - это уникальное средство учебной деятельности, которое может быть с успехом использовано во время самых разнообразных по содержанию и организации занятий. Для того, чтобы такая компьютерная поддержка происходила наилучшим образом, необходимо в учебной деятельности использовать такие программные продукты, в которых

предусмотрена возможность работать с реальными объектами предметной отрасли, манипулировать ими. Операционная среда, которую получает пользователь с целью обеспечения помощи или для проведения экспериментов, должна быть организована в соответствии с допустимыми манипуляциями, которые разрешено выполнять с его объектами. Пользователь должен быть свободен делать с объектами все, что разрешено в данной предметной области.

В таком случае подобные регламентированные импровизации и эксперименты с объектами способствовали бы развитию у пользователей дивергентного, эвристического, творческого мышления; отработке исследовательских навыков, креативных механизмов интеллектуальной деятельности; воспитанию любознательной личности, решительности и смелости в действиях и мыслях, заинтересованности в продуктивных свершениях и идейных изобретениях.

Мультимедийное представление информации - многомодальное, то есть привлекает одновременно несколько органов чувств, поэтому оно обогащает опыт пользователей в проработке разнообразного эмпирического материала, способствует воспитанию склонности индивида к использованию различных кодов информации, развитию многогранной всесторонне развитой эмоциональной, эмпирической и интеллектуальной сторон личности.

Гипертекстовые средства помогают в воспитании систематичности и гибкости мышления, в развитии способностей к целостному восприятию материала, к созданию структурно совершенных конструкций мышления.

Использование электронных пособий, сетевых дидактических средств, превращая отношение субъекта обучения к символам, текстам, знаниям, за счет новых методов познания средствами виртуальной реальности воспитывает проницательность в поисках решений проблем, способность к переносу опыта на различные задачи, легкость преодоления «содержательного расстояния», новые навыки ориентации в пространственной, временной, коммуникативной сферах, позволяет оперировать своими знаниями и умениями и воспитывает потребность в обогащении сознания, компетенции ради того, чтобы свободно чувствовать себя в современном информационном пространстве.

Просмотр электронных архивов, баз данных, библиотек, энциклопедических изданий, учебной и справочной литературы, обмен мнениями с людьми разных профессий и взглядов средствами электронных сетей, помогает развить «боковое» мышление, расширить его диапазон и потенциал.

Использование современных компьютерных информационно-поисковых систем может помочь получить всесторонние знания, которые станут фундаментом для исследований, для генерирования идей. Работая с компьютером, не выходя из помещения, можно достичь наиболее допустимого (продуктивного) контакта с подсознанием.

Выводы. Безусловно, этап наиболее эффективного использования компьютера в образовательных учебных заведениях еще не наступил, но расширение рамок содержания образования за счет использования моделирующих, информационных, сетевых, экспериментальных, вычислительных мощностей современной информационной техники уже давно продуктивно влияет на реализацию образовательной цели и задач.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Казанский университет, 1988. -240 с.

2. Джонассен, Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии / Д.Х. Джонассен//Информатика и образование. - 1996. -№4. - С. 117-131

3. Ершов, А.П. Человек и машина / А.П. Ершов. -М.: Знание, 1985. - 32 с.

4. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов/ В.В. Богословский, A.A. Степанов, А.Д. Виноградова идр,- М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

аспирант, преподаватель Пономарева Юлия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛПНГВО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ

Аннотация. Сформированные ритмико-интонационные навыки являются важнейшим компонентом иноязычной коммуникативной компетенции. Владение ими подразумевает умение декодировать ритмико-интонационное оформление звучащей речи, интерпретировать экспрессивную окраску высказывания, интонационно оформлять собственную речь в соответствии с ситуацией общения. Одним из инструментов формирования искомых навыков служит лингво-театральный проект, как инструмент продуктивной технологии. Авторами предлагается технология работы над лингво-театральным проектом, подразумевающая цикл из пяти уроков, посвященных работе с аутентичными пьесами иноязычных драматургов, развитию и совершенствованию фонетических навыков ритмико-интонационного оформления иноязычной речи, формированию социокультурной компетенции. Представленная технология включает в себя пять этапов, на которых последовательно реализуются следующие шаги: актуализация знаний об иноязычной культуре; снятие лексических, грамматических и фонетических трудностей; формирование эталонов просодического оформления звучащей речи посредством работы с аутентичными видеофрагментами; отработка навыков ритмико-интонационного оформления на базе аутентичного текста; генеральная репетиция инсценировки фрагмента иноязычного драматического произведения; театрализация выбранного фрагмента.

Ключевые слова: фонетическая сторона речи; ритмико-интонационные навыки; обучение произношению; лингво-театральная педагогика; метод театрализации.

Annotation. The developed rhythmic and intonation skills are a crucial component of foreign language communicative competence. Proficiency in the rhythmic and intonation skills of the English language implies the ability to decode the rhythmic and intonational structure of spoken language, interpret the expressive coloring of speech, and intonationally shape one's own expressions according to the communication situation. In the context of a foreign language lesson in a general education school, more attention is given to the development of listening and pronunciation skills. A small amount of instructional time is allocated to working on rhythmic and intonation skills. Among the means of developing rhythmic and intonational skills, various exercises are most commonly used, allowing for a proper practice of language material but negatively impacting students' motivation to work on the phonetic aspects of speech. Language-oriented drama is best realized in the framework of a foreign language drama project. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.