ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
© Абилдаева А.Х.
Центральноазиатский технико-экономический колледж, Республика Казахстан, г. Алматы
Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гуманизация, мультимедийность.
Начало XXI века в Казахстане отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Казахстане отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реа-
лизовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся [1].
Накопив определенный опыт работы в колледже, я считаю, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между преподавателем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.
Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Задача современного преподавателя - «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»...».
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям учащегося. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в работу преподавателя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Актуальность данной темы связана с тем, что компьютеры все активнее вторгаются во все области образования, их умелое применение вызывает стойкий интерес у обучающихся к предмету, помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в учебной деятельности.
Таким образом, объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению специальных дисциплин с помощью ИКТ.
Предмет исследования - использование ИКТ при обучении учащихся специальным дисциплинам.
Исходя из всего сказанного, я ставлю перед собой следующие цели: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
Сущность понятия ИКТ
Образование формирующегося информационного общества призвано решать одну из главных проблем, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира, формированием нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, информационным реалиям окружающего мира.
Использование информационных технологий в учебном процессе, новых форм и методов обучения открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность процесса самообразования, дает возможность для поисковой, творческой деятельности, позволяет свободно ориентироваться в информационном поле.
Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ [3].
Современный учащийся уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность учащихся.
В этом я вижу актуальность темы.
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.
Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Эффективность использования ИКТ
Информатизация образования - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основная задача - эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства -действия - операции);
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
- коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Классификация ИТ
Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации:
- по способу представления информации (текст, графика, звук, данные, знания, объекты реального мира);
- виды ИТ (текстовые процессоры, графические процессоры, средства обработки звука, СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры, экспертные системы, средства мультимедиа).
С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» -ИКТ [3].
Установка личности на реализацию своих возможностей, на самоценность, самовыражение - насущные ориентации учебно-воспитательного процесса. В этом плане информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения так, чтобы обучающийся был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках.
Использование информационных технологий на уроках показало, что меняется отношение обучающихся к предмету, они не боятся проявлять инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне.
Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать обучающегося, не как объект, а как субъект обучения, преподавателя как «субъект учения», а компьютер «как средство обучения».
Сегодня преподаватель-предметник должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ. Этот урок должен быть наглядным, информативным, интерактивным, экономить время учащихся и преподавателя, позволять учащемуся работать в своем темпе, а преподавателю - работать дифференцированно, давать возможность оперативного контроля и оценки работы учащегося.
Для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе колледжа не нужны программные средства, требующие специальной длительной подготовки, можно использовать электронные ресурсы, ориентированные к широкому кругу потребителей. Главное, чтобы они могли помочь:
- преподавателям при подготовке и осуществлении занятий и систематизации методического материала;
- учащимся полноценно усваивать новый материал и овладевать новыми технологиями;
- организовать совместное участие преподавателей и учащихся в образовательном процессе.
Рассмотрим несколько основных направлений использования информационных технологий в изучении специальных дисциплин:
- использование мультимедиа-технологий как иллюстративного средства;
- использование компьютера как средства самообразования для педагогов и учащихся;
- проведение практикума с применением компьютерного моделирования.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду. Можно выделить два главных достоинства компьютера - интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания [2].
Видео и фотоматериалы способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе - понятий. Так, например, элементы анимации позволяют смоделировать на экране различные процессы и явления. Компьютерная лекция, разработанная предметником - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране. Такая лекция позволит учителю создавать наглядные и более информационно насыщенные уроки, комбинировать различные средства наглядности, максимально используя их достоинства.
Очень важно качество представления мультимедийного материала:
- неперегруженность «картинками»;
- логика подачи;
- обоснованность применения анимации;
- единство стиля.
Сейчас все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к глобальной сети. А, значит, разумное использование возможностей сети Интернет на уроках - это важный элемент в работе педагога. Он дает возможность учителю развивать:
- навыки работы с информацией;
- умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления;
- критическое мышление;
- навыки самообразования, то есть способствует становлению человека информационного общества.
Таким образом, компьютер выступает как комплексное средство обучения, формирования, развития адаптированной к современным условиям личности.
Умение находить и собирать информацию, проверять её достоверность, качественно её обрабатывать, легко ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет - это первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Вывод
Таким образом, использование информационных технологий на уроках необходимо и целесообразно, позволяет разнообразить и комбинировать средства воздействия наобучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Использование ИКТ в образовании радикально меняет существенную систему обучения. Организация учебного процесса становится индивидуализированной, позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.
В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Использование ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление и творческие способности, фор-
мирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.
Список литературы:
1. Инновационные технологии в образовании / Под ред. И.И. Абылга-зиева, И.В. Ильина / Сост. Д.И. Земцов. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 а
2. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технологии использования мультимедиа. -М., 2002.
3. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе / Л.А. Зайцева. - М., 2004.
4. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе / Е.В. Кузнецов. - М., 2003.
5. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2.htm.