Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий активизации гражданской позиции обучающихся (из опыта преподавания информатики в 11 классе)'

Использование информационно-коммуникационных технологий активизации гражданской позиции обучающихся (из опыта преподавания информатики в 11 классе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожанова Анна Михайловна, Крылова Татьяна Ивановна

Используя проектные технологии можно не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и научить ребят использовать один предмет для познания другого. Знания и умения, полученные на уроках информатики, не должны быть «вещью в себе», и чем раньше обучающиеся увидят их практическую пользу, тем лучше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий активизации гражданской позиции обучающихся (из опыта преподавания информатики в 11 классе)»

Использование информационно-коммуникационных технологий

АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В 11 КЛАССЕ)

Кожанова Анна Михайловна ([email protected]), Крылова Татьяна Ивановна ([email protected])

ГОУ «Политехнический лицей-интернат» г. Йошкар-Ола

Аннотация

Используя проектные технологии можно не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и научить ребят использовать один предмет для познания другого. Знания и умения, полученные на уроках информатики, не должны быть «вещью в себе», и чем раньше обучающиеся увидят их практическую пользу, тем лучше.

Уроки информатики - это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Реальность сегодняшнего дня такова, что живя в информационном обществе обучающиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Очевидно, что знания и умения, полученные на уроках информатики, не должны быть «вещью в себе», и чем раньше обучающиеся увидят, какую практическую пользу могут принести уроки информатики, тем лучше. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и за -дачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном «социо» пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществозна-ния и истории. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право», которому и посвящен наш урок. Урок демонстрирует, как полученные в курсе «Информатика и ИКТ» знания можно применять в реальной жизни и использовать один предмет для познания другого. Таким образом, у учащихся не возникает вопроса «А зачем все это надо?». Ребята понимают, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни. Использование такой педагогической технологии, как метод проектов позволяет решить эту задачу в полной мере.

Цель: использование информационно-коммуникационных технологий в активизации гражданской позиции обучающихся.

Задачи:

1) сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства;

2) развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

3) способствовать формированию четких жизненных позиций, таких, как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т. д.;

4) научить использовать дополнительную информацию из разных источников;

5) повторить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.

Подготовительный этап урока

На подготовительном этапе обучающимся была поставлена задача - создать:

- календарь по истории развития избирательного права;

- web-сайт «Памятка молодому избирателю»;

- агитационные материалы для избирательной компании кандидата в председатели лицейской думы;

- кроссворды.

На этом этапе все учащиеся класса распределились на творческие группы, и работа каждой группы строилась практически по одному алгоритму:

- распределение обязанностей в группе;

- сбор информации;

- обработка информации;

Теория и методика обучения информатике

29

- составление дизайн проекта;

- выбор программного обеспечения для реализации проекта.

Для реализации поставленных задач каждая группа могла выбрать оптимальное программное обеспечение.

Ход урока

Творческие группы, получив задание, подготовили свои программные продукты, которые были представлены на данном уроке.

(Выход каждой команды с подготовленной визиткой: название, девиз, эмблема.)

1 группа

Создание календаря по теме «История развития избирательного права»

Самое сложное в работе группы - сбор информации. При огромном количестве информации, имеющейся в книгах, учебниках, сети Интернет было трудно выбрать самое главное, те события, которые, по мнению учеников, наиболее полно иллюстрируют историю развития избирательного права. Дизайнеры команды занимались обработкой отобранных фотографий в графическом редакторе и оформлением титульной страницы. Создавать свой календарь ребята решили в среде табличного процессора Microsoft Offi^ Excel, так как данная программа позволяет комфортно работать с текстом и графикой, создавать гиперссылки. Полученный календарь представляет собой книгу Excel, где на первом Листе расположена временная шкала, на которой нанесены ключевые даты в истории развития избирательного права. Полная информация о них находится на разных листах книги, связанных между собой гиперссылками.

2 группа

Выпуск агитационных материалов кандидата в председатели лицейской думы

Период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы получить максимальную поддержку избирателей. Одна из форм предвыборной агитации - выпуск и распространение агитационных материалов. Именно этим предстояло заняться участникам группы. Для представления кандидата в председатели Лицейской Думы они решили создать различные виды публикаций (буклет, визитная карточка, календарь), используя программу Microsoft Office Publisher. В эту группу вошли, наверное, самые креативные и творческие воспитанники класса, поэтому они решили отказаться от готовых макетов и шаблонов, предлагаемых в программе. Работая над разработкой дизайна публикаций, ребята обрабатывали фотографии с помощью программы Adobe Photoshop, используя многочисленные возможности. Особенно им понравилась работа с фильтрами. При создании календаря очень пригодились знания векторного редактора CorelDraw.

3 группа

Создание web-сайта

Идея создать сайт «Памятка молодому избирателю» показалась ребятам интересной. Общеизвестно, что осознание необходимости участия в выборах не формируется сиюминутно. Через несколько лет старшеклассники станут участниками избирательного процесса. В созданном сайте ребята постарались собрать всю информацию, полезную будущим избирателям. Сайт создан с использованием языка разметки гипертекста HTML. Дизайн сайта это коллективное творчество всех участников группы. Особое внимание было уделено тенденциям избирательного права в Республике Марий Эл. Собирая материал, ребята обратились за помощью в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл, где получили исчерпывающую консультацию.

4 группа

Создание кроссвордов

Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространенная в мире игра со словами. Это способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки. Таким образом, кроссворды можно отнести к тренировочным дидактическим играм, цель которых систематизация и закрепление знаний. Создавать кроссворды можно с использованием различных программ, но ученики данной группы выбрали две - Microsoft Word и Microsoft Excel. В кроссвордах, созданных в среде табличного процессора, использовались возможности логической функции ЕСЛИ, примечания и условного форматирования. В процессе отгадывания правильность введенной в ячейку кроссворда буквы можно проверить по цвету, в который окрашивается ячейка. Если буква введена неправильно, цвет ячейки не изменяется. Создавая кроссворды в среде текстового процессора, ребята использовали возможности встроенного векторного редактора, повторили работу с таблицами, примечаниями, сносками. Подводя итог своей работы, подчеркнули достоинства и недостатки каждого способа.

Следует отметить, что такая групповая работа позволяет обучающимся пользоваться приобретенными знаниями, навыками для решения практических задач, создавать условия для развития интеллекта и творчества, с помощью компьютера, воспитывать трудолюбие, коммуникабельность и целенаправленность, формировать умения представлять свою работу, готовить тезисы выступления.

=10- Литература

1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 116-119.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный курс: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

4. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2007.

Использование информационно-коммуникационных технологий

В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Матюхина Оксана Анатольевна, Федорова Галина Николаевна ([email protected])

ФГОУ СПО СОГРТ «Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И. Малышева», г. Старый Оскол Белгородской области

Аннотация

Данная статья отражает основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании информатики. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием творческих способностей и творческого потенциала студентов.

В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной подготовки является преобразовательная, инновационная, творческая деятельность специалиста. Включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, ответственности. А это невозможно выполнить без обращения профессионального образования к личностно-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.

В образовательных учреждениях необходима комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность. Это система учебно-воспитательных мероприятий, основной задачей которых является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Чтобы подготовить специалиста, обладающего способностью творчески

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.