Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории'

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1694
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROJECT ACTIVITY / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быланова Светлана Васильевна

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF HISTORY

This article will focus on the use of information and communication technologies in teaching history.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Быланова Светлана Васильевна,

преподаватель истории ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, мультимедийные технологии.

XXI век - век глобальной информатизации, инновационного развития экономики, высоких компьютерных технологий, интенсивного развития средств коммуникации, век стремительных социальных и экономических изменений.

Образование - динамичный и непрерывный процесс. Основная его задача - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.

На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших студентов работодатель. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 70% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане "готовности работать". Студенты должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями.

Обучение - это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний - учебник ограничен в своих возможностях. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. Сейчас существенно помогает широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый.

При традиционном подходе к изучению истории основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет ответствен-

ность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную, безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету - все это заставляет преподавателя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на занятии ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать занятие более интересным и динамичным, "погрузить" студента в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы обучающихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках обучающихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать ребят в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по курсу истории.

Используя ИКТ в обучении, педагог ставит перед собой следующие цели:

- Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

- Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Опыт работы показывает, что наиболее удобными программами являются Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Power Point позволяет и преподавателю, и студенту стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Опыт работы с данной программой показал, что при подготовке проекта на тему "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию!" обучающиеся не только изучили статьи Конституции РФ, но и смогли представить в виде презентации свои работы, которые сопровождались схемами, иллюстрациями, музыкальным сопровождением (Гимн РФ), по понятным и близким им статьям Конституции РФ: экология, права и свободы человека и гражданина, история принятия Конституции РФ.

Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, которые вызывают интерес у обучающихся всех возрастов и разных уровней подготовки (знаний). Авторы мультимедийной программы "История России и ее соседей" не только дают большой исторический материал, но и иллюстрации, интерактивные тесты.

Интерактивный курс истории Кирилла и Мефодия содержит большое количество тренировочных тестов по всему программному материалу. И если у обучающихся возникают трудности, они всегда могут проконсультироваться, запросив справку или подсказку. Так же можно рекомендовать интерактивный комплекс "История России" В. Кадневского, который содержит не только тесты, но и кроссворды, игры. Таким образом, с помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый обучающийся может работать в удобном для него темпе, времени и месте.

Одно из самых распространенных электронных устройств, применяемых сейчас в образовательном процессе является интерактивная доска. С помощью такой доски преподаватель может продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы. Преподавателю истории можно рекомендовать интерактивное наглядное пособие "История России с древнейших времен до XIV века", которое содержит большое количество карт по изучаемому периоду и помогает при объяснении материала: достаточно найти в легенде нужные обозначения. Это пособие вызывает интерес и у обучающихся. Внедрение в учебный процесс интерактивной доски позволяет создать комфортную эмоциональную среду для усвоения материала. Новые технологии могут стать инструментом решения одной из главных проблем педагогики - создание у обучающихся потребности в знаниях и желания покорять новые вершины.

Применение информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам:

Повышение уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности занятия;

Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники, физики, литературы и др.

Возможность организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

А самое главное - у студентов меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Однако, преподавателю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты педагога, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить преподавателя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе - отвечать на "каверзные" вопросы активных студентов, и наоборот, пытаться "расшевелить", "подтянуть" самых слабых и пассивных. Параллельно работающий "автоматизированный обучающий конвейер" — это лишь еще один педагогический инструмент.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование.

Список литературы

1. Буланова - Топоркова М.В. "Педагогические технологии", М-Р-н-Д,

2004 г.

2. Кузнецов И.Н. "Настольная книга преподавателя", М., 2005 г.

3. Угринович Н. "Информатика и информационные технологии", М.,

2005 г.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN

THE TEACHING OF HISTORY

Bykanova Svetlana Vasilievna, History teacher The Kursk Automotechnical College E-mail: svetlana.bykanova@yandex.ru

Abstract: This article will focus on the use of information and communication technologies in teaching history.

Keywords: information and communication technologies, project activity, multimedia technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.