Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / STAGES OF VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачева Л.В.

В статье рассмотрены материалы использования информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования. На сегодняшний день система образования в России претерпевает серьезные изменения, в качестве основного направления изменений является увеличение самостоятельной работы студентов и соответственно для этого необходимо использовать инновационные технологии для обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the use of information and communication technologies in the system of additional education. To date, the education system in Russia is undergoing serious changes, as the main direction of change is the increase in the independent work of students and, accordingly, it is necessary to use innovative technologies to ensure a high level of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 004

Пугачева Л.В. студент 3 курса группы ЭФ-16 НГПУ им. К. Минина Россия, г. Н. Новгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены материалы использования информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования. На сегодняшний день система образования в России претерпевает серьезные изменения, в качестве основного направления изменений является увеличение самостоятельной работы студентов и соответственно для этого необходимо использовать инновационные технологии для обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, система образования, дополнительное профессиональное образование, этапы профессионального образования, образовательные программы.

Pugacheva L. V. student 3 courses of the EF-16 group NGPU im. KMinina, N.Novgorod

USE OF INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract: The article considers the use of information and communication technologies in the system of additional education. To date, the education system in Russia is undergoing serious changes, as the main direction of change is the increase in the independent work of students and, accordingly, it is necessary to use innovative technologies to ensure a high level of the educational process.

Keywords: education, the system of education, additional vocational education, stages of vocational education, educational programs.

В связи с тем, что система образования в России претерпевает серьезные изменения, а одним из основных пунктов является сокращение часов аудиторной нагрузки и увеличение самостоятельной работы студентов, необходимо использовать инновационные технологии для обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

В качестве первого этапа профессионального образования можно рассматривать получение качественного средне-специального и высшего образования. Однако затем специалисты в своей сфере, применяя полученные знания и компетенции, осознают нехватку дополнительных навыков и умений, которые позволили бы им продвигаться по служебной лестнице. Таким образом, они начинают искать способы обновления своих знаний и их расширения. Поэтому важно отметить, что для полноценной модернизации системы образования необходимо создать условия для

непрерывного интеллектуального и творческого развития обучающихся [4].

В результате роль дополнительного профессионального образования, осуществляемого посредством реализации дополнительных профессиональных программ, в числе которых и программы профессиональной переподготовки, значительно возрастает. Согласно новым требованиям к продолжительности реализации программ дополнительного профессионального образования, установленным приказом Министерства образования от 01.07.2013 года № 499, программа профессиональной переподготовки с выдачей диплома должна составлять от 250 часов (ФЗ от 29.12.2012 г. 273), а не от 500 часов, как было ранее (ФЗ от 10.07.1992 г. 3266-1). Таким образом, возрастает доступность получения дополнительной квалификации, как по времени, так и с финансовой точки зрения.

Однако уменьшение количества часов ставит перед преподавателями новую задачу: как при сокращении часов не потерять в качестве образования по программам дополнительного образования? Отчасти эту задачу позволяют решить современные информационно-коммуникативные технологии [2].

Кроме того, качество образовательного процесса во многом зависит от характера взаимодействия преподавателя и студентов [1]. Этим определяется уровень подготовки будущего специалиста, насколько он будет успешен в профессиональной деятельности. Отметим, что это взаимодействие происходит в рамках определенной педагогической парадигмы. В современном образовательном процессе наиболее распространенными являются три педагогические парадигмы: научно-технократическая, гуманистическая и эзотерическая [3; 5].

Научно-технократическая парадигма характеризуется наличием преподавателя (главный субъект), строящим свою технологию преподавания на 47 монологе, при этом студент выступает в качестве пассивного объекта, который соблюдает правила и точно воспроизводит знания. Другими отличительными чертами научно-технократической парадигмы являются жесткая дистанция между преподавателем и студентом, пресечение инициативы обучающихся, игнорирование внутренних условий развития личности, стремление к формальному разделению на способных и неспособных обучающихся.

В гуманистической парадигме преподаватель и обучающийся представляют собой две индивидуальности, которые могут взаимно развиваться на основе диалога и сотрудничества. Успехи студента оцениваются относительно его прежних достижений, а не только относительно успехов других обучающихся.

Эзотерическая парадигма, направленная на формирование человека, лишенного собственных мыслей и воли, в вузе встречается крайне редко, и характеризует, в первую очередь, деятельность сект. Однако если студент является приверженцем какой-либо секты, то учебный материал или даже

поведение преподавателя, не совпадающие с идеями этой сектой, могут вызвать у обучающегося непонимание, протест и даже агрессию.

Рассмотрим научно-технократическую (субъект-объектную) и гуманистическую (субъект-субъектную) парадигмы в рамках использования современных информационно-коммуникативных технологий.

Преподаватель при изложении нового материала может использовать визуализацию знаний: презентации Power Point, динамические таблицы и схемы, а также интернет-ресурсы, проектируя их на большой экран. Таким образом, можно преподнести больший объём информации за меньшее количество времени. Такой подход будет реализовывать научнотехнократическую парадигму, т. К. обратная связь со студентами сведена к минимуму.

Для закрепления изложенного материала можно использовать разнообразные обучающие программы, которые позволят студенту увидеть подход, отличающийся от преподавательского, а значит, будет реализована гуманистическая парадигма с последующим диалогом, который может осуществляться в социальных сетях. Однако возникает опасность уменьшения значимости личности преподавателя для студентов, поэтому нужно соблюдать хотя бы минимальную дистанцию, оставаться компетентным партнером, а для этого тщательно редактировать свою страницу в социальных сетях: размещать на странице только профессиональный или обучающий контент, избегая информацию личного характера. Такой процесс закрепления материала можно обозначить как гибкий, учитывающий настоящий уровень развития студента и ориентированный на его зону ближайшего развития.

Контроль и проверку усвоенных знаний можно осуществлять вне аудиторий, например, на основе системы Moodle. Такой способ одновременно и сохраняет ценное аудиторное время, и снижает эмоциональное и психологическое напряжение во время контрольных работ. Важно, что именно благоприятный психологический климат способствует стремлению к саморазвитию у обучающихся, что вновь свидетельствует о гуманистической парадигме.

Следует отметить, что увеличение самостоятельной работы студентов с различными источниками способствует многостороннему, глубокому усвоению знаний. Кроме того, при реализации программ дополнительного профессионального образования в роли обучающихся выступают чаще всего люди либо уже работающие, либо заканчивающие свое первое образование. В таком случае свободный график самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникативных технологий будет подходить им в наивысшей степени.

Использованные источники: 1. Гордеева, Т. А. Организационно-педагогические условия реализации когнитивно-компетентностного взаимодействия преподавателя

иностранного языка и студентов вуза [Текст] // Т.А. Гордеева. Известия

высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (22). С. 165-171.

2. Лунькова, Е.Ю. Информационно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в условиях заочного обучения [Электронный ресурс] // Е.Ю. Лунькова. Культура и образование. Сентябрь 2015. № 1. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/828 (Дата обращения: 07.02.2016).

3. Макарова, Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. [Текст] // Макарова Л.Н. - М., Тамбов, 2016. Ч. 1.

4. Ряховский, Д.И. Реализация программ дополнительного профессионального образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Д.И. Ряховский. Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (48). С. 367-372.

5. Старцев, М.В. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза [Текст] // М.В. Старцев, И.А. Шаршов. Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11 (045). С. 350-354.

УДК 004

Сатдаров Р.Р. студент 1 курса факультет «Аспирантуры и магистратуры» Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Россия, г. Самара

ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КОНТРОЛЯ РАБОТЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПЕЧАТАЮЩИХ УСТРОЙСТВ

Аннотация: В статье рассматривается применение и актуальность автоматизированных средств контроля печати. Обусловлено применение программных средств мониторинга печати, представлены выбранные программные средства, обеспечивающие контроль. Проанализированы результаты, полученные после применения данного направления.

Ключевые слова: SNMP, устройство, принтер, программа, MIB, рабочее место, программный модуль, программное обеспечение, сетевая система управления.

Satdarov R.R. Student

1st year, faculty of Postgraduate and master's degree

Volga region State University Of telecommunications and Informatics

Russia, Samara

SOFTWARE SYSTEM MONITORING CONTROL OPERATION OF THE MULTIFUNCTION AND PRINTING DEVICES

Abstract: The article discusses the use and relevance of automated means of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.