Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / ДЕФЕКТОЛОГ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / THE METHOD OF BIOLOGICAL FEEDBACK / THE SPEECH PATHOLOGIST / PERSON WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Садовой Никита Геннадиевич

В статье рассматриваются приоритетные тенденции применения будущими дефектологами информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи в профессиональной деятельности. Анализируется специфика использования информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи в профессиональной деятельности дефектолога. Перечислены основные каналы получения информации в ходе использования информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи. Исследуются информационно-коммуникативные технологии на основе метода биологически обратной связи с позиции комплексной и всесторонней профессиональной деятельности будущих дефектологов.The article discusses the priority trends in the use of information and communication technologies by future defectologists based on the biofeedback method in their professional activities. The article analyzes the specifics of using information and communication technologies based on the method of biofeedback in the professional activity of a defectologist. The main channels for obtaining information in the course of using information and communication technologies based on the biofeedback method are listed. Information and communication technologies based on the method of biofeedback are studied from the point of view of complex and comprehensive professional activity of future defectologists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Садовой Никита Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); специалист по учебно-методической работе Садовой Никита Геннадиевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются приоритетные тенденции применения будущими дефектологами информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи в профессиональной деятельности. Анализируется специфика использования информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи в профессиональной деятельности дефектолога. Перечислены основные каналы получения информации в ходе использования информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи. Исследуются информационно-коммуникативные технологии на основе метода биологически обратной связи с позиции комплексной и всесторонней профессиональной деятельности будущих дефектологов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, метод биологически обратной связи, дефектолог, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article discusses the priority trends in the use of information and communication technologies by future defectologists based on the biofeedback method in their professional activities. The article analyzes the specifics of using information and communication technologies based on the method of biofeedback in the professional activity of a defectologist. The main channels for obtaining information in the course of using information and communication technologies based on the biofeedback method are listed. Information and communication technologies based on the method of biofeedback are studied from the point of view of complex and comprehensive professional activity of future defectologists.

Keywords: professional activity, information and communication technology, the method of biological feedback, the speech pathologist, person with disabilities.

Введение. Будущим дефектологам в профессиональной деятельности предстоит работать с лицами имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Учитывая особенности лиц с ОВЗ, а также в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599) материально-техническое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной программы (АООП) для данной категории лиц должно соответствовать не только общеобразовательным, но и особым образовательным потребностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Также образовательная организация в зависимости от нужд обучающихся с ОВЗ определяет средства обучения, в том числе техническое, игровое, оздоровительное оборудование, инвентарь для реализации АООП [9]. В ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598) отмечается, что образовательная организация создает условия для реализации АООП, в том числе в ходе использования в образовательной деятельности современных образовательных информационно-коммуникативных технологий, которые должны обеспечить обучающимся с ОВЗ максимально возможные для них результаты освоения АООП [8].

Исследования в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на основе метода биологически обратной связи (БОС) в специальном (дефектологическом) образовании рассматривали И.З. Валитова, Т.С. Вартанова, О.Н. Вовк, И.А. Нигматуллина, А.А. Сметанкин, А.В. Трунцева и другие авторы [1, 2, 7, 9, 11].

Т.Б. Епифанцева, В.А. Липа отмечают, что с учетом специфики профессиональной педагогической деятельности коррекционного образования в реальной практике будущим дефектологам предстоит комплексно (междисциплинарно) рассматривать процесс взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, применять межведомственный подход к сопровождению и образованию лиц с ОВЗ. Будущему дефектологу необходимо будет сотрудничать с педагогами, медиками, психологами [4, 6]. Соответственно, спектр работы включает в себя учет не только учебно-воспитательных, но и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, чему и отвечают ИКТ на основе метода БОС.

Основные направления работы в профессиональной деятельности дефектолога характеризуются профилактикой различных нарушений и коррекционно-развивающей педагогической работой, что определяется целями и задачами специального (дефектологического) образования и функциональными возможностями ИКТ на основе метода БОС. Таким образом, разноплановость применения ИКТ на основе метода БОС дополняет и расширяет комплексный подход в работе педагога-дефектолога, а также отвечает целям и задачами специального (дефектологического) образования.

Цель статьи - проанализировать направления работы будущих дефектологов при использовании информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. И.А. Нигматуллина, И.З. Валитова, А.В. Трунцева отмечают, что ИКТ на основе метода БОС позволяют будущим дефектологам исследовать проблему эффективного целостного коррекционно-развивающего процесса в различных аспектах профессиональной деятельности. ИКТ на основе метода БОС объективно считывают и анализируют физиологические данные обучающихся с ОВЗ в процессе работы, что позволяет контролировать все этапы работы, по каждому направлению [7, 13].

Рассматриваемые нами ИКТ являются компьютерными комплексами с оборудованием на основе метода БОС, которые предназначены для коррекции и профилактики различных нарушений, а также развития психофизических функций. Выделим основные направления работы ИКТ на основе метода БОС. Развитие и

коррекция психофизиологического, а также психоэмоционального состояния, работа с альфа-бета ритмами головного мозга, коррекция функционального состояния опорно-двигательного аппарата, речевое развитие, оздоровление сердечно-сосудистой системы [1, 5].

Специфика данного оборудования отличается отсутствием прямого воздействия на физиологические показатели организма обучающегося с ОВЗ, что делает его безопасным в применении. Немедикаментозный характер применения ИКТ на основе метода БОС характеризуется обучающей (педагогической) направленностью.

На основе работ И.З. Валитовой, Т.С. Вартановой, О.Н. Вовк, И.А. Нигматуллиной, А.А. Сметанкина, А.В. Трунцевой перечислим ключевые каналы информации, по которым будет осуществляться дальнейшая работа будущего дефектолога в ходе использования ИКТ на основе метода БОС:

• БОС по электромиографии (ЭМГ). Используется в коррекционно-развивающем процессе при разнородных поражениях двигательных функций, мышечных волокон, нервных стволов. Также используется в логопедической работе.

• БОС по электрокардиографии (ЭКГ), дыханию и пульсу. Считывает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания, что хорошо подходит для логопедической работы и тренингов на релаксацию при психовегетативных нарушениях, таких как вегетососудистая дистония, функциональные нарушения ритма. Учавствует в активизации стрессоустойчивости.

• БОС по электроэнцефалографии (ЭЭГ). Позволяет осуществлять коррекцию параметров нейродинамики представленных динамическими показателями корковой биоэлектрической активностью мозговых зон, участвующих в патологическом процессе.

• БОС по температуре. Позволяет воздействовать на саморегуляцию, навык произвольного повышения периферической температуры тела. Данный показатель учувствует в профилактике и коррекции чрезмерного психоэмоционального, психофизиологического напряжения средствами регуляции периферической температуры. Используется в логопедической работе.

• БОС по кожно-гальванической реакции (КГР). Используется для измерения сопротивления кожи прохождению электрического тока. Физиологически КГР характеризует активность потовых желез, соответственно и активность симпатической нервной системы. А симпатическая активация, в свою очередь, отражает уровень эмоционального возбуждения. Таким образом, КГР-БОС применяется в дефектологической практике при коррекции нарушений речи, обусловленных эмоциональным дисбалансом, а также при расторможенности, повышенной тревожности [1, 2, 7, 9, 11].

Данные каналы можно использовать совестно или автономно, в зависимости от целей и задач коррекционно-развивающей и профилактической работы дефектолога. Используя комплексно несколько каналов появляются возможности для более качественного и объективного контроля формируемой психофизиологической функции, за счет более качественного и разностороннего контроля за показателями достижений обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, на основании выделенных нами ключевых каналов информации, а также исследований И.З. Валитовой, Т.С. Вартановой, О.Н. Вовк, Т.Б. Епифанцевой, И.А. Нигматуллиной, А.А. Сметанкина, А.В. Трунцевой, определим основные направления работы будущих дефектологов в профессиональной деятельности при использовании ИКТ на основе метода БОС [1, 2, 4, 7, 9, 11]:

1. Развитие познавательных (когнитивных) функций. Данное направление работы осуществляется с использованием ЭЭГ, в режиме работы с бета-ритмом. А.А. Сметанкин отмечает, что при работе на повышение бета-ритма обучающиеся с ОВЗ учатся переносить нагрузки и выполнять задания, требующие концентрацию внимания и сосредоточенности. Данная активность головного мозга благоприятствует формированию тонких когнитивных способностей мозга у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Особенность работы представляет собой естественное состояние мозговой активности, которое считывается оборудованием и представлено объективными количественными и качественными показателями [11].

2. Развитие речи, логопедическая работа. Данное направление работы осуществляется поэтапно, используя как отдельно, так и комплексно каналы подачи и приема информации ЭКГ, ЧСС, дыхания, температуры, ЭМГ. Анализируя работы И.А. Нигматуллиной, И.З. Валитовой, на первом этапе работы производится диагностика общего речевого развития. Потом формируется навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД), после осуществляется работа над основными компонентами речи, навыками скоординированности речевых функций, фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторонами речи [7].

На данном направлении работы осуществляется общее развитие речи, усвоение речевого стереотипа и речевых навыков, которые возможно использовать в реальной жизни. Обучающийся с ОВЗ с помощью ИКТ на основе метода БОС должен в конце курса владеть речью и языком, на допустимом уровне, а также использовать их в разнообразных коммуникативных ситуациях.

3. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данное направление работы осуществляется через обратную связь средствами канала ЭМГ.

Данное направление работы характеризуется работой с обучающимися, которые имеют опорно-двигательные нарушения различного генеза и описано в работах Т.С. Вартановой, А.А. Сметанкина. Занятия направленны на обеспечение формирования и коррекции ритмических двигательных навыков с попутным управлением ритма и амплитуды тренируемых мышц, а также на осуществление развития и коррекции сложно-координируемых движений на основе управления пространственно-временным рисунком движения, увеличение активности ослабленных гипоактивных мышечных групп или уменьшение активности гиперактивных мышц, на нормализацию скоординированности взаимоотношений мышц-антагонистов [1, 11].

4. Коррекция психоэмоционального состояния, формирование навыков саморегуляции (релаксации). В данном направлении работы задействованы ЭКГ, ЧСС, дыхание, температура, ЭМГ, а также ЭЭГ по альфа-ритму каналы информации.

Возможно работать с ЭЭГ на релаксацию и формирование навыков саморегуляции (тренинг по альфа-ритму). Работа по альфа-ритму представляет собой аутотренинг, который может являться профилактическим методом адаптации к стрессу или коррекции стрессовых состояний [3, 5].

Выводы. Информационно-коммуникативные технологии на основе метода биологически обратной связи применяются в различных сферах психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные технологии позволят будущим дефектологам комплексно

исследовать все аспекты коррекционно-развивающего процесса, рассмотреть его с разных ракурсов, более эффективно применить межведомственный подход. Наиболее приоритетны для будущих специалистов-дефектологов направления, которые они будут применять непосредственно в процессе профессиональной деятельности в качестве учителей-дефектологов. Данные направления работы, как и сама дефектологическая деятельность, находятся на стыке педагогики, психологии и реабилитации. Информационно-коммуникативные технологии на основе метода биологически обратной связи позволят будущим дефектологам решить задачи по разработке и реализации эффективных методов и средств обучения, воспитания, коррекции, компенсации, учебной и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи расширит и обогатит технический и методический инструментарий в процессе коррекционно-развивающей работы будущего дефектолога. Данные технологии охватывают коррекцию и развитие в психоэмоциональной, интеллектуальной, логопедической и опорно-двигательной сферах.

Литература:

1. Вартанова Т.С. Метод Биологически Обратной Связи: методологические основы / Т.С. Вартанова, А.А. Сметанкин // Биологически обратная связь. - 2012. - № 1. - С. 5-13.

2. Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. Учебно-методическое пособие для педагогов, логопедов, психологов, врачей, преподавателей по риторике (ораторскому искусству и технике речи) / О.Н. Вовк. - Санкт-Петербург: НПФ «Амалтея», 2010. - 89 с.

3. Долецкий А.Н. Нейрофизиологические механизмы адаптивного биоуправления и пути повышения его эффективности: автореф. дис. докт. мед. наук / А.Н. Долецкий. - Волгоград, 2012 - 44 с.

4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. - Растов н/Д.: Феникс, 2007. - 459 с.

5. Инновационная образовательная технология «БОС-здоровье». Создание образовательной здоровьеразвивающей среды / отв. ред. А.А. Сметанкин // Биологически обратная связь. - 2012. - № 1. -С. 39-49.

6. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. / В.А. Липа. - Донецк: Лебедь, 2002. - 327 с.

7. Нигматуллина И.А. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда / И.А. Нигматуллина, И.З. Валитова. - Казань: Отечество, 2015. - 62 с.

8. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - М.: Минобрнауки РФ, 2014. - 285 с.

9. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - М.: Минобрнауки РФ, 2014. - 83 с.

10. Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г.М. Романцев и др. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 68 с.

11. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ / А.А. Сметанкин. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. - 160 с.

12. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления / А.А. Сметанкин. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003. - 16 с.

13. Трунцева А.В. Опыт использования метода биологической обратной связи в коррекционной педагогике / А.В. Трунцева // Педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 37-47.

Педагогика

УДК 378.02

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ХОЛДИНГОМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности перспективного управления образовательным холдингом федерального университета. Выделены основные принципы, которые раскрывают сущность перспективного управления как подвида стратегического управления: полисубъектной направленности процесса управления, целостного видения объектов прогнозирования педагогической системы, развития субъектности, непрерывности и вариативности прогнозирования, ресурсного и программно-целевого подхода в управлении.Раскрыто содержание данных принципов.

Ключевые слова: образовательный холдинг, перспективное управление, принципы перспективного управления.

Annotation. The article discusses the features of prospective management of the educational holding of a federal university. The basic principles that reveal the essence of long-term management as a subspecies of strategic management are identified: the multisubjective orientation of the management process, a holistic vision of the objects of forecasting the pedagogical system, the development of subjectivity, continuity and variability of forecasting, the resource and program-oriented approach to management. The contents of these principles are disclosed. Keywords: educational holding, perspective management, principles of perspective management.

Введение. Современное образование Республики Крым находится на новом этапе развития и модернизации. Этому способствуют политические, социальные и экономические изменения в обществе. Объединение высших учебных заведений в федеральные вузы, создание на их основе образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.