Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ХОЛДИНГОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ХОЛДИНГОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL HOLDING / PERSPECTIVE MANAGEMENT / PRINCIPLES OF PERSPECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

В статье рассматриваются особенности перспективного управления образовательным холдингом федерального университета. Выделены основные принципы, которые раскрывают сущность перспективного управления как подвида стратегического управления: полисубъектной направленности процесса управления, целостного видения объектов прогнозирования педагогической системы, развития субъектности, непрерывности и вариативности прогнозирования, ресурсного и программно-целевого подхода в управлении.Раскрыто содержание данных принципов.The article discusses the features of prospective management of the educational holding of a federal university. The basic principles that reveal the essence of long-term management as a subspecies of strategic management are identified: the multisubjective orientation of the management process, a holistic vision of the objects of forecasting the pedagogical system, the development of subjectivity, continuity and variability of forecasting, the resource and program-oriented approach to management. The contents of these principles are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ХОЛДИНГОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

исследовать все аспекты коррекционно-развивающего процесса, рассмотреть его с разных ракурсов, более эффективно применить межведомственный подход. Наиболее приоритетны для будущих специалистов-дефектологов направления, которые они будут применять непосредственно в процессе профессиональной деятельности в качестве учителей-дефектологов. Данные направления работы, как и сама дефектологическая деятельность, находятся на стыке педагогики, психологии и реабилитации. Информационно-коммуникативные технологии на основе метода биологически обратной связи позволят будущим дефектологам решить задачи по разработке и реализации эффективных методов и средств обучения, воспитания, коррекции, компенсации, учебной и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на основе метода биологически обратной связи расширит и обогатит технический и методический инструментарий в процессе коррекционно-развивающей работы будущего дефектолога. Данные технологии охватывают коррекцию и развитие в психоэмоциональной, интеллектуальной, логопедической и опорно-двигательной сферах.

Литература:

1. Вартанова Т.С. Метод Биологически Обратной Связи: методологические основы / Т.С. Вартанова, А.А. Сметанкин // Биологически обратная связь. - 2012. - № 1. - С. 5-13.

2. Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. Учебно-методическое пособие для педагогов, логопедов, психологов, врачей, преподавателей по риторике (ораторскому искусству и технике речи) / О.Н. Вовк. - Санкт-Петербург: НПФ «Амалтея», 2010. - 89 с.

3. Долецкий А.Н. Нейрофизиологические механизмы адаптивного биоуправления и пути повышения его эффективности: автореф. дис. докт. мед. наук / А.Н. Долецкий. - Волгоград, 2012 - 44 с.

4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. - Растов н/Д.: Феникс, 2007. - 459 с.

5. Инновационная образовательная технология «БОС-здоровье». Создание образовательной здоровьеразвивающей среды / отв. ред. А.А. Сметанкин // Биологически обратная связь. - 2012. - № 1. -С. 39-49.

6. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. / В.А. Липа. - Донецк: Лебедь, 2002. - 327 с.

7. Нигматуллина И.А. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда / И.А. Нигматуллина, И.З. Валитова. - Казань: Отечество, 2015. - 62 с.

8. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - М.: Минобрнауки РФ, 2014. - 285 с.

9. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - М.: Минобрнауки РФ, 2014. - 83 с.

10. Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г.М. Романцев и др. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 68 с.

11. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ / А.А. Сметанкин. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. - 160 с.

12. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления / А.А. Сметанкин. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003. - 16 с.

13. Трунцева А.В. Опыт использования метода биологической обратной связи в коррекционной педагогике / А.В. Трунцева // Педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 37-47.

Педагогика

УДК 378.02

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ХОЛДИНГОМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности перспективного управления образовательным холдингом федерального университета. Выделены основные принципы, которые раскрывают сущность перспективного управления как подвида стратегического управления: полисубъектной направленности процесса управления, целостного видения объектов прогнозирования педагогической системы, развития субъектности, непрерывности и вариативности прогнозирования, ресурсного и программно-целевого подхода в управлении.Раскрыто содержание данных принципов.

Ключевые слова: образовательный холдинг, перспективное управление, принципы перспективного управления.

Annotation. The article discusses the features of prospective management of the educational holding of a federal university. The basic principles that reveal the essence of long-term management as a subspecies of strategic management are identified: the multisubjective orientation of the management process, a holistic vision of the objects of forecasting the pedagogical system, the development of subjectivity, continuity and variability of forecasting, the resource and program-oriented approach to management. The contents of these principles are disclosed. Keywords: educational holding, perspective management, principles of perspective management.

Введение. Современное образование Республики Крым находится на новом этапе развития и модернизации. Этому способствуют политические, социальные и экономические изменения в обществе. Объединение высших учебных заведений в федеральные вузы, создание на их основе образовательных

холдингов, изменение содержания образования и усложнение его функций, изменение условий научно-педагогической деятельности обусловили необходимость значительного перестроения в управленческой сфере. Данные изменения предусмотрены государственным приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций», реализация данного проекта рассчитана на 2018-2015 годы.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского включает в своем составе разноуровневые учебные заведения, в которых ведется подготовка специалистов от рабочих специальностей до докторантуры. По своей структуре КФУ имени В.И. Вернадского соответствует основным показателям образовательного холдинга. В данных условиях особое значение приобретает перспективное управление учебным заведением, которое связано с определением и реализацией приоритетных направлений развития вуза. Перспективное управление образовательным холдингом федерального университета основывается, прежде всего, на учете человеческого потенциала как основы вуза, направляет его деятельность на удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг в регионе, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в коллективе, которые соответствуют современным реалиям и потребностям окружения, позволяющие достигать поставленных целей и конкурентных преимуществ.

Основой определения принципов перспективного управления образовательным холдингом федерального университета являются теоретические положения стратегического управления (И. Ансофф, А. Виханский, С. Шершнев и др.), полисубъектной парадигмы управления (Т. Давыденко, П. Третьяков, Т. Шамова и др.), педагогической прогностики (И. Бестужев-Лада, А. Прокопенко, Д. Гвишиани, Б. Гершунский, Т. Рогова, М. Скаткин и др.).

Учеными выделены следующие принципы стратегического управления: единовластие; оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении; обоснование и осознание выбора целей и стратегий развития учебного заведения; зависимость целей отдельного учебного заведения от государственных тратегий образования; сочетание прав, обязанностей и ответственности; гуманизация образования; ориентация на качество образовательных услуг; единство научности и компетенции в управлении; информационная достаточность; правовая приорететность и законность; финансово-экономическая рациональность и деловая активность. Перспективное управление образовательной деятельностью университетского холдинга не может полностью базироваться на принципах стратегического управления потому, что в указанном перечне принципов не учтена субъективная позиция всех участников образовательного процесса, что противоречит сущности перспективного управления. В связи с этим считаем целесообразным, уточнив и дополнив принципы стратегического управления адаптировать их к перспективному управлению и выделить отдельные принципы, которые раскрывают сущность перспективного управления как подвида стратегического управления.

Целью данной статьи является определение и характеристика основных принципов перспективного управления образовательной системой университетского холдинга, как одной из подсистем его педагогической системы, непосредственно связанной с осуществлением образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Построение управленческой деятельности в соответствии с принципами перспективного управления позволяет выявить его особенности, обеспечивает корректировку управленческой деятельности, прогнозирование ее результатов и процесса достижения поставленных целей.

Обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям. Мы согласны с Г. Атаманчук о том, что принципы должны отражать характеристику устойчивых связей и отношений; рассмотрение управления как целостного явления; отражение специфики различных видов управления [3, с. 116].

Важным ориентиром в процессе определения принципов перспективного управления образовательным процессом университетского холдинга являются идеи Ю. Бабанского. Он утверждал, что на основе целостного подхода к моделированию образовательной деятельности необходимо опираться на принципы, которые выдвигают требования ко всем основным компонентам образовательной системы. Отсутствие принципа, который регулирует функционирование отдельных компонентов образовательной системы, делает этот перечень неполным [4, с. 49].

Мы используем следующие компоненты образовательной системы: цели образовательной деятельности, деятельность субъектов образовательной системы, развитие субъектов в процессе деятельности, взаимоотношения между субъектами, характер взаимодействия системы с внешней средой, ориентация управления на обеспечение интеграции всех компонентов в целостную систему. На основе анализа научной литературы в процессе конструивования были определены следующие принципы преспективного управления образовательным процессом в университетском холдинге: принцип полисубъектной направленности процесса управления, принцип целостного видения объектов прогнозирования педагогической системы, принцип развития субъектности, принцип непрерывности и вариативности прогнозирования, принцип ресурсного подхода в управлении, принцип программно-целевого подхода в управлении. Рассмотрим содержание данных принципов.

Принцип полусубъектной направленности определяет целевые установки в управлении образовательным процессом в университетском холдинге. Данный принцип предусматривает изменение парадигмы управленческого мышления и деятельности:

- уважение личности подчиненного, содействие его реализации;

- наличие у руководителей всех уровней (университетского холдинга, института, факультета, колледжа) умения привлекать к сотрудничеству подчиненных, взаимодействовать с ними на демократических и гуманистических началах;

- делегирование полномочий подчиненным для важных производственных проблем;

- готовность к диалогическому управленческому общению;

- использование поощрений в оценке и стимуляции творческой, инновационной деятельности;

- предоставление преимущества авторитета компетентности в противовес авторитета преданности;

- готовность к компромиссу ради достижений целей коллектива;

- гласность, открытость управленческих действий и решений;

- построение содержания взаимодействия руководителя и подчиненных на положительной эмоционально-психологической основе.

Реализация принципа полисубъектной направленности зависит от развития у каждого субьекта образовательного процесса личностного системного качества - полисубъектности, развития

сформированности межгруппового взаимодействия, расширения межсубъектных деловых связей, качественного улучшения управленческих решений, привлечения к управленческой деятельности преподавателей и студентов, творческого проявления своей индивидуальности, вовлечения в процесс творческой самореализации преподавателей и студентов на основе использования субъектного опыта как источника самореализации. Таким образом, перспективное управление основывается на взаимопонимании субъектов, разработке и реализации приемлемых для всех субъектов решений, координации усилий для формирования общих целей и разработки программы действий, учете различных альтернатив и выборе оптимального варианта функционирования и развития образовательного холдинга федерального университета. Принцип целостного видения объектов прогнозирования и комплексного подхода предполагает рассмотрение образовательного холдинга федерального университета как целостной динамической социально-педагогической системы.

Педагогическая система в целом представляет собой очень сложный и многоплановый объект прогнозирования, который состоит из многих взаимосвязанных компонентов, каждый из которых может служить самостоятельным объектом исследования. Учитывая это в процессе перспективного управления образовательным холдингом федерального университета, определении и реализации перспектив и стратегий его развития необходимо учитывать не только основные части педагогической системы, но и те связи и отношения, которые устанавливаются или разрушаются между этими частями.

Структура системы и то, какие компоненты являются системообразующими, определяют перспектиау развития ее связей и отношений. Образовательный холдинг федерального университета, как педагогическая система, может быть представлен: совокупностью системообразующих факторов (цели и результаты, миссия вуза), условий функционирования (социально-педагогические и временные), структурными (управляющая и управляемая системы, содержание, средства, формы и методы педагогической деятельности) и функциональными (педагогический анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование, коррекция) компонентами [1]. Каждый из этих компонентов может также быть объектом исследований в условиях перспективного управления вузом. Детализация указанных компонентов, например, содержание профессиональной подготовки или методы научно-методической деятельности, приводит к выявлению еще более конкретных объектов прогнозирования в процессе перспективного управления.

Указанные компоненты педагогической системы и иерархия объектов прогностических исследований отражают сложную внутреннюю организацию образовательного процесса, характер функционирования целостных динамических социально-педагогических систем и обуславливают принципиальную необходимость комплексного подхода к перспективному управлению компонентов педагогической системы. Этот подход предполагает достаточно четкую координацию отдельных перспективных исследований, их ориентацию на окончательные результаты, определяющие эффективность педагогической системы в целом.

Каждый компонент системы имеет свои свойства и характеристики, но в своем взаимодействии они образуют новую интегративную систему. Таким образом, образовательный холдинг федерального университета как педагогическая система является целостным объектом, который развивается, управляется и состоит из многих компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действия отдельных ее компонентов. Отличительным признаком университетского холдинга является его полифункциональность, то есть способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Следующий принцип, который регулирует процесс развития субъектов образовательного процесса университетского холдинга в условиях перспективного управления - принцип развития субъектности.Характеризуя данный принцип, мы опираемся на научные изыскания С. Рубинштейна и А. Леонтьева. Так, С. Рубинштейн рассматривал понятие «субъект» как системое качество, характеризующее активность человека, его способность к деятельности, самоопределению, развитию и самореализации. Эта активность проявляется в способности человека трансформировать окружающую действительность и изменять себя. Как отмечал С. Рубинштейн, субъект в своих действиях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается, он в них создается, творится и определяется [6, с. 94]. То есть, субъект, как инстанция личности, организует и обеспечивает целостность всей жизни и деятельности человека.

В современных педагогических исследованиях А. Брушлинского, С. Годника, В. Сластенина,

A. Петровского, С. Сергеева, А. Пехоты и др., главными сущностными характеристиками субъекта определены такие, как способность к целеполаганию, целедостижению, развитие «самости» индивида. Так,

B. Сластенин субъективностью считает сложное интегративное качество личности, которое отражает ее «активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к себе, деятельности, людям, миру и жизни вообще» [7, с. 265]. В работах К. Абульхановой-Славской были определены основные субъектные функции, такие как: целеполагание; проявление ответственности; формирование уровня потребностей; структурирование действий; согласование внешних требований и внутренних целей, потребностей и возможностей; разрешение противоречий в деятельности; оценивание действий и всей деятельности по собственным критериям; моделирование процесса и результатов деятельности; обеспечение целостности деятельности; обеспечение своевременности действий; саморазвитие субъекта; формирование личностной позиции по всем ситуациям, возникающим в деятельности [2]. Данные функции имеют большое значение в реализации перспективного управления в образовательном холдинге федерального университета.

Таким образом, субъектность составляет главную характеристику при исследовании человека в профессии, определяется как интегративное свойство личности, которое отражает отношение человека к себе как к деятелю. При этом данное свойство личности может меняться, формироваться и развиваться. Развитие субъектности участников образовательного процесса является важным условием эффективности процесса перспективного управления в университетском холдинге.

Принцип непрерывности и вариативности прогнозирования является особенно важным для перспективного управления. В научной литературе приводится классификация прогнозов, которые в основном характерны для прогнозирования в экономике, научно-технической сфере, демографии и др. Однако специфические образовательно-педагогические прогнозы и в частности прогнозы в процессе перспективного управления высшими учебными заведениями также не могут разрабатываться вне системы временных параметров. Именно прогнозный период позволяет сосредоточить внимание субъектов педагогической системы образовательного холдинга федерального университета на определенных перспективах.

Учитывая непрерывные изменения, происходящие во внутренней и внешней среде образовательного холдинга, постоянные трансформационные процессы в обществе, определение перспектив развития учебного заведения должно иметь непрерывный и систематический характер. Сложность такого прогнозирования обусловлено необходимостью интегрирования сведений о перспективах развития конкретного вуза и других объектов прогнозирования: социальных, политических, правовых, научно-технических и др. Только реализация такого комплексного подхода обеспечит достоверную, многоплановую прогностическую информацию для принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений.

Как отмечалось выше, перспективное управление не отражает четкой и детальной картины будущего, то есть прогностическое обоснование не гарантирует достижение поставленных целей и реализацию определенных стратегий, а является лишь важной предпосылкой для этого. Учитывая многофакторность и сложность педагогических систем как объектов прогнозирования, любые прогностические суждения должны быть вариативными. Это, в свою очередь, предусматривает определение альтернативных путей функционирования и развития образовательного холдинга федерального университета.Выбор оптимального варианта прогноза развития образовательной системы предполагает сравнение и оценку различных вариантов на основе определенных критериев. Основной критерий заключается в вопросе - приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей или будет получен другой результат.Принцип программно-целевого подхода в управлении образовательным холдингом федерального университета связан с определением перспектив, прогнозирования и требует предварительного четкого формулирования целей и средств их достижения. Именно поэтому перспективное управление основывается на реализации программно-целевого подхода, который углубляет системный и комплексный подходы.

Программно-целевой подход позволяет в процессе управления образовательным холдингом федерального вуза реализовать идею целостного видения перспектив развития всех структурных элементов педагогической системы, с учетом ее внутренней и внешней среды.

Основную роль в реализации программно-целевого подхода в процессе перспективного управления университетским холдингом играет комплексная целевая программа. В практике научного прогнозирования используются различные варианты таких программ.

Программно-целевой подход позволяет решить важные проблемы образовательного холдинга федерального вуза: обеспечивает связь между перспективным и оперативным управлением; сосредотачивает внимание субъектов педагогической системы на желаемых результатах; позволяет руководителям всех уровней определять основные сферы своей ответственности; стимулирует сотрудников к полисубъектному диалоговому взаимодействию; определяет критерии эффективной работы и объективного оценивания результатов; создает условия для реализации участниками образовательного процесса своих субъектных функций. Принцип ресурсного подхода в управлении образовательным холдингом федерального университета направлен на обеспечение соответствия, согласованности определенных стратегий и перспектив развития учебного заведения с имеющимися и необходимыми ресурсами.

Использование в работе образовательного холдинга федерального вуза комплексной целевой программы развития, выполнение выбранных стратегий и перспектив предусматривает наличие необходимых внешних и внутренних ресурсов. Для перспективного управления университетским холдингом ведущую роль играет опережающий ресурс, который в стратегическом аспекте определяется как потенциал и возможности внешней среды и самой педагогической системы, рассчитанные на длительную перспективу [5, с. 13]. Анализ научной литературы позволяет определить внешние и внутренние ресурсы развития образовательного холдинга федерального университета. К внешним ресурсам относятся: образовательная политика государства в области высшего образования; эффективное взаимодействие образовательного холдинга, власти, общества; готовность внешней среды участвовать в поддержке вуза; государственный, региональный и общественный заказ на кадры; взаимодействие образования, науки и производства; система подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров для вуза и др. Внутренние ресурсы образовательного холдинга федерального университета - это интеллектуальные, финансовые, материально-технические, информационные, кадровые, организационные и другие ресурсы. Процесс перспективного управления образовательным холдингом федерального университета, учитывая ресурсный подход в управлении, является таким, что, с одной стороны, требует привлечения внутренних и внешних ресурсов педагогической системы, с другой -направлен на перспективное развитие как внутренних, так и внешних ресурсов учебного заведения. Таким образом, использование ресурсного подхода в перспективном управлении образовательным холдингом заключается в выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для согласованной реализации внешних и внутренних ресурсов федерального университета, чтобы реализовать стратегии и перспективы его развития.

Выводы. Рассмотренные принципы отражают особенности перспективного управления, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделенные принципы органично объединены и образуют определенную концепцию процесса управления образовательным холдингом федерального университета.

Высокие результаты в управлении не могут достигаться автоматическим соблюдением указанных принципов. Их практическая реализация обусловлена личностными качествами руководителя, его опытом, мастерством, специальными знаниями; уровнем развития полисубъектности участников образовательного процесса; соответствием организации управленческой деятельности следующим требованиям: обеспечение гармонизации индивидуальных, групповых и общеуниверситетских интересов, обеспечение доступа к информационным ресурсам, создание условий для творческой самореализации субъектов образовательного холдинга федерального университета.

Литература:

1. Агапова Е.Н. О понятии прогностики и ее месте в системе научного познания / Е.Н. Агапова // Социалогия власти. - 2008. - № 5. - С. 165-172.

2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы, методологии, теории и исследование реальной личности: избр. психол. труды / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1999. - 218 с.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. - 3-е изд. стер. -М.: «Омега-Л», 2013. - 525 с.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методическая основа) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

5. Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы / В.М. Лизинский. - Харьков: Ранок, 2007. - 160 с.

6. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. - 1989. - №4. - С. 84-95.

7. Сластенин В.А. Субъективно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании / В.А. Сластенин. - М.: Издательский Дом Магистр-пресс, 2000. - 448 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Горшкова Марина Абдуловна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье рассматривается проектирование воспитательной системы высшей школы зарубежными педагогами и управленцами в сфере образования. Выделяются основные особенности, отличающие проектирование воспитательной системы вуза от школы, характеризуется студенческое воспитание в целом. Делается вывод о том, что основой проектирования воспитательной системы высшей школы за рубежом являются такие направления, как поликультуризм, тьюторская практика и внеучебная деятельность. Посредством первого реализовывается концепция взаимоуважения и толерантности всех субъектов образовательно воспитательного процесса; второе является своеобразной социально-педагогической поддержкой обучающихся; а третье направлено на взращивание самостоятельной, самодостаточной и самоорганизованной личности.

Ключевые слова: проектирование воспитательной системы, воспитание, высшая школа, зарубежный опыт, тьюторство, поликультуризм, внеурочная деятельность студентов.

Annotation. The article discusses the design of the educational system of higher education by foreign teachers and managers in the field of education. The main features that distinguish the design of the educational system of the university from the school are highlighted, student education in general is characterized. It is concluded that the basis for designing the educational system of higher education abroad is such areas as polyculture, tutoring practice and extracurricular activities. Through the first, the concept of mutual respect and tolerance of all subjects of the educational process is implemented; the second is a kind of social and educational support for students; and the third is aimed at nurturing an independent, self-sufficient and self-organized personality.

Keywords: designing the educational system, education, higher school, foreign experience, tutoring, polyculture, extracurricular activities of students.

Введение. Стремительное динамичное развитие социокультурного пространства как в отечественных, так и зарубежных условиях предусматривает непрерывную трансформацию всех структур, в том числе и института воспитания в рамках высшей школы. Российское высшее образование, трансформируясь, соответственно современным мировым тенденциям, стремится к абсолютной или частичной интеграции в европейскую и даже общемировую систему. Именно вопросы сущности и специфики воспитания, обеспечения воспитательной деятельности в рамках общей образовательной работы, анализ и рефлексия результатов такой деятельности - одни из наиболее актуальных и требующих постоянного исследования не только педагогической наукой, но и психологией, социологией. Именно в связи с этим возникает острая необходимость в обновлении знаний о практическом педагогическом проектировании воспитательных систем вуза, разработки качественно новых подходов и методов к реализации в современных социокультурных условиях. Для этого нам представляется необходимым обратить внимание на исследование зарубежного опыта проектирования воспитательных систем высшей школы, что позволит понять уровень и пути интеграции не только отечественной системы высшего образования, но и глобальной концепции воспитания студенческой молодежи.

На сегодняшний момент зарубежный опыт насчитывает множество различных воспитательных систем, имеющих не только социальный и педагогический аспекты теоретических моделей, но и философский. Именно в связи с этим воспитательные системы за рубежом направлена и на иррадиирование в сферу высшего образования, и в социокультурное пространство государства.

Исследованием вопросов проектирования воспитательной системы высшей школы за рубежом занимаются такие отечественные ученые, как А.Н. Джуринский, В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова, Н.А. Константинова, Г.И. Рогалева, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, И.М. Яковенко и другие.

Изложение основного материала статьи. В целом воспитательная система высшей школы - это комплекс взаимосвязанных, взаимодополняющих сегментов, создающих качественно новые условия для формирования, реализации и развития личности студента-выпускника как будущего профессионала в каком-либо направлении [2]. Проектирование такой системы представляет собой эффективный способ достижения педагогом воспитательных и образовательных целей, что может послужить движущей силой в развитии личностных и профессиональных способностей обучающегося, а также в какой-то мере определить его поведенческий и социальный потенциал, в том числе послужить профилактикой асоциальных проявлений в студенческой среде.

Иными словами, воспитательная система - это постоянно, непрерывно развивающаяся во времени и пространстве система взаимосвязи таких элементов, как цель воспитания, реализаторы совместной деятельности, субъекты воспитания, возникшие между субъектами отношения, управленческая и организаторская деятельность педагогов. Поскольку сама структура высшего образования кардинально отличается от школьного, их воспитательные системы также в значительной мере разнятся. Для исследования сущности и специфики зарубежного опыта в этой области необходимо определить перечень основных отличий вышеуказанных элементов. Итак, воспитательная система высшей школы отличается:

- целями воспитания, которые в вузе направлены не просто на взращивании целостной, самодостаточной личности, но и на всестороннее профессионально направленное развитие;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.