Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников'

Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боева Н.В.

В статье рассматривается актуальность активного использования ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников»

Боева Н.В.

Учитель высшей категории , МБОУ НОШ г. Покров

Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников.

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность активного использования ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности.

Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

- Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности ,как средства формирования УУД.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Содержание различных учебных предметов начальной школы дает возможность использования ИКТ компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании НОО «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике, использовать ИКТ компетентность для формирования УУД в рамках ФГОС НОО». Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам НОО и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин,

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.

Основой практического применения опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий. Многие модели мультимедиа-курсов использую на уроках :Программа 1С образование; «Библиотека наглядных пособий»: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки-медиа (Начальные классы). Все электронные учебники имеют методическое сопровождение.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

ИКТ - компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

ФГОС НОО -это совокупность требований ,которые обязательно должна выполнить каждая школа ,организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения ФГОС НОО -повышение качества образования.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ - компетентности ,как средства развития УУД на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно - начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентации младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять

Формированию у младшего школьника ИКТ- компетентности и способности к саморазвитию, т.е. универсальных учебных действий способствует портфолио. Основное предназначение его - демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия и является важным элементом деятельностного подхода к обучению.

Формированию ИКТ- компетентности способствует метод учебного проекта. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает:

• поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

• выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.

При каких условиях, используя ИКТ можно получить устойчивые положительные результаты.

Необходимы следующие условия:

• мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам обучения : интерес, новизна, доступность);

• кадровые условия (прохождения курсов по программе Intel «Обучение для будущего», по использованию Интернет — технологий, учебных электронных программ, информационных и педагогических технологий),

• материально-технические условия (свободный доступ в компьютерный класс, наличие компьютера, Интернета и множительной техники дома);

• научно-методические условия (свободный доступ в Интернет, наличие учебно-методического комплекса по предмету на электронных носителях);

• Обязательным условием получения устойчивых результатов является проведение диагностики образовательных и информационных компетенций.

Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.

Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.