Научная статья на тему 'Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)'

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)»

Изначально, правда, наученные горьким опытом, мы сузили масштабы проекта, решив ограничиться схемой одного микрорайона, в котором находится школа. Сейчас проведена подготовительная работа, отработана технология создания карты, подготовлено несколько черновых эскизов, ребятами ведется фотосъемка недостающих объектов. Остается свести все воедино и выложить на сайт. То есть здесь уже близок результат. Жаль только, что с Flash, видимо, в будущем году придется расстаться, потому что школы будут переходить на Linux.

Перспективу работы школ на свободно распространяемом программном обеспечении можно только привет -ствовать. В классе, где проводятся занятия кружка, компьютеры оснащены второй операционной системой Linux. Она показала хорошую стабильность и безопасность, отсутствие вирусов. Знакомясь с ней, ребята не ощутили какого-либо дискомфорта и быстро разобрались с основными принципами работы. Правда, основную часть рабочего времени они занимались с Windows-приложениями и к Linux обращались в ознакомительных целях, но, можно сказать, альтернативная система их заинтересовала.

Другое дело - взрослые. Учителя, администрация школы. Переход взрослого человека с одной операционной системы на другую будет чем-то сродни шоковой терапии. Не смертельно, но болезненно. Значит, следует практиковать постепенный переход в процессе освоения новой системы. Здесь возможно предложить несколько рекомендаций. Например, на время обучения установить виртуальную машину и на ней изучать основы Linuxa.

Но работа с виртуальной машиной имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы - не отключая основной системы удобно изучать и работать с другими операционными системами, которых можно установить столько, сколько позволят ресурсы вашего компьютера.

Минусы - требуются весьма мощные аппаратные ресурсы. Если на вашем компьютере недостаточно оперативной памяти, то работа с виртуальной машиной будет напоминать изощренную средневековую пытку. Причем в роли и жертвы, и палача будут и компьютер, и пользователь одновременно.

Если в школе достаточно компьютеров - целый класс выделить под Linux. Но пока школы вряд ли могут позволить себе подобную роскошь, кроме тех, что уже работают на Linux, да и бесплатную Windows еще можно использовать до начала будущего года. Поэтому, чтобы сделать переход на свободно распространяемое программное обеспечение более гладким, бесконфликтным, а работу в новой системе комфортной и привычной, то нужно заранее готовиться к этому, учиться, работая в полнофункциональной среде Linux.

Сделать это несложно. Если в школе недостаточно компьютеров - устанавливать на одной машине по две системы. Размеры современных винчестеров это позволяют. Делается это так: физический диск компьютера делится на три логических диска - C, D и E. Например, 160 гигабайт жесткого диска дробится на три части: две по 50 гигабайт и одна - 60. C и D-диски отводятся под Windows, а на логическом диске Е ставится Linux. Процесс его установки мало чем отличается от установки Windows и особых затруднений не вызывает. Зато теперь, при загрузке компьютера, пользователю предлагается выбрать на специальном экране загрузчика: в какой операционной системе он желает работать, Windows или Linux? После выбора начинается загрузка той системы, которая была указана. А чтобы перейти из одной системы в другую, достаточно перезагрузить компьютер. Следует добавить, что, как правило, из Linux можно видеть разделы Windows и работать с ее файлами как со своими собственными, а вот из Windows с Linux-файлами этого делать пока нельзя.

Так или иначе, переход с Windows на Linux в системе образования, видимо, дело решенное, и чем мягче он пройдет, тем будет лучше для всех.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми

с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Ф.Н.Гарипова

МОУ «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Параньгинского района Республики Марий Эл

Вооружившись интерактивными мультимедийными системами, сама система образования может перепрыгнуть стадию своего развития, на несколько ступеней вперед. И наша основная задача, на сегодняшний день - подготовить наших учащихся к этому прыжку.

Александр Бард

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного

возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение активности в лобной и средней долях мозга. То есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Проблема усугубляется тем, что у ребенка плохо развито так называемое мозолистое тело, чем и снижено межполушарное взаимодействие, что приводит к неконтролируемости работы левого и правого полушария. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»).

К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьша -ется или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Распространенность СДВГ.

Данные исследований:

Германии - 18% США - 13% Китае - 13%.

Чехословакии - 12% Италии - 10% Великобритании - 3%

В России исследования проводились среди детей младшего школьного возраста и исследователи получили цифры - 15-28%, то есть каждый третий приходящий в школу ребенок страдает этим недугом.

Данная проблема остро встала и перед учителями нашего района. Они жаловались на неусидчивость детей, на их чрезмерную подвижность, что сильно влияло на качество знаний учащихся. В рамках открытой педагогической мастерской мы изучили и исследовали эту проблему. Результатом этой работы стала разработанная нами дополнительная образовательная программа «Коррекция гиперактивности у детей школьного возраста». Данная программа была подробно изучена, одобрена и рекомендована к реализации в образовательном процессе научно-методическим советом ГОУДПО(ПК)С «Марийским институтом образования».

В основу программы вложены:

1. Комплекс методик для диагностики детей с СДВГ.

2. Коррекционные занятия на 2 года.

3. Работа с родителями.

4. Практические рекомендации родителям.

5. Рекомендации учителям.

6. Примеры психо-коррекционных игр.

7. Примеры коррекционных видов деятельности при работе с детьми СДВГ.

«Обучение - самая грандиозная, самая интересная и веселая игра в жизни.

Все дети рождаются на свет с твердой уверенностью в этом и они будут продолжать так думать, пока мы не убедим их, что обучение - на самом деле очень тяжелая и неприятная работа.

Некоторые дети так и не усвоят этот горький урок, они будут идти по жизни, свято веря, что обучение -действительно замечательная игра и более того только в нее и стоит играть.

Для таких людей мы придумали имя.

Мы называем их гениями».

Гленн Доман «Научи ребенка читать».

По утверждению Александра Барда: «Появление новых медиатехнологий означает возникновение нового мира».

С введения массового компьютера появилась опасность виртуальной зависимости, игры способствуют формированию агрессии, формируется комплекс превосходства, все нипочем, защитные механизмы у детей снимаются, особенно это характерно для детей с СДВГ. Существует много компьютерных игр познавательного, развивающего, обучающего и развлекательного характера, но возможности компьютера этим не ограничены. Его можно использовать и как средство коррекции негативных моделей поведения таких детей. Под контролем взрослого человека дети в виртуальном мире, попадая в негативную ситуацию, выстраивают модели позитивного поведения, преобразовывая ситуацию. После игры выводим полученную оптимальную модель эмоционального поведения из виртуального мира в реальный, отрабатывая полученные навыки. Актуальность данной работы в связи виртуального мира и реального, используя компьютер как средство для формирования позитивных форм взаимодействия.

«Взрослый» компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним - это является внешним стимулом. В случае с компьютером мечта сбывается, у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем поможет ребенку справиться с проблемами психологического характера.

В.М. Розин в статье «Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека» обращается к проблеме реальности в контексте проблем информатизации. Он утверждает, что существует множество видов реальностей и одно «существование». Новизна виртуальных систем состоит в том, что человек может активно воздействовать на происходящие в них события, выбирать линию поведения. Виртуальная реальность, по мнению В.М. Розина, представляет собой реальность события «здесь и сейчас». Н.А. Носов в своих трудах подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, который в дальнейшем может быть использован в реальной жизни.

Целью нашей работы является разработка системы использования компьютера как средства введения ребен -ка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса ее в реальный мир.

«Самого большего успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность». Джозев Шу-гарман.

Мы должны использовать возможности этих технологий в нашей коррекционной работе. Ведь не секрет, что именно среди детей СДВГ большой процент так называемых детей ИНДИГО и буквально одаренных детей. Сумеем ли мы сохранить гениальность наших детей, зависит во многом от нашего желания, умений и опыта.

В течение ряда лет нами были апробированы ряд мультимедийных программ и их влияние на психологическое состояние детей, на развитие у них концентрации внимания и укрепление памяти.

По результатам исследования у 34% исследуемых учащихся заметно улучшилось произвольное внимание, что дало толчок укреплению памяти и снижению показателей отвлекаемости на уроках. Матери (66%) отмечают, что их дети меньше вступали в конфликты во время игр, и стали менее агрессивны. Все это облегчает положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант коррекционной работы развития ребенка становится наиболее приемлемым как для учителей и воспитателей, так прежде всего для самих родителей.

Мы использовали некоторые наиболее удачные, на наше усмотрение, детские мультимедийные программы, в таком богатом выборе представленные в наших магазинах.

Структура разработки.

Курс рассчитан на 2 года обучения по 15 специальным развивающим занятиям в каждом учебном году. Основной формой организации учебного процесса является занятие. Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.

В занятия включаются:

1. Релаксационные упражнения.

2. Упражнения с китайскими оздоровительными музыкальными шарами.

3. Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие.

4. Психологические практикумы, игры с элементами тренинга.

5. Упражнения для активизации мышц глаза по Жданову.

6. Компьютерная игра как способ самокоррекции и взаимокоррекция (играем вдвоем в свою игру).

Содержание программы можно интегрировать в общий образовательный процесс, прежде всего в такие его

разделы, как изобразительная и музыкальная деятельность, а также формирование навыков позитивного мышления и конструктивного поведения. Кроме того, компьютерные задания создают условия для развития воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук ребенка.

Отметим те компьютерные программы, с которыми работали в течение ряда лет.

1. Практическая психология «Развиваем воображение и внимание».

ООО «Мультимедиа-технологии-М» 2003 г.

2. Конструктор мульфильмов «Незнайка на Луне», «Мульти-пульти».

ЗАО Медиа Хауз - 2002 г.

3. Серия «Несерьезные уроки», «Учимся считать».

ЗАО «Новый диск» компании СошреШа

4. Серия «Нодди и его друзья», «Скоро в школу».

Фирмы «Руссобит-М».

5. Серия «Тим и Тома», «На южном полюсе».

ЗАО «Новый диск».

6. Серия «Обучение с приключением».

Фирмы «Руссобит-М» 2004 г.

7. Серия «Гарфилд. Основы грамматики и письма».

Фирмы «Руссобит-М».

8. «Маленький искатель в кукольном театре».

ЗАО «Новый диск» 2004 г.

Данные мультимедийные программы использовались при коррекционной работе с детьми различного возраста.

Самым первым по времени апробации и наиболее «продуктивным» относительно положительного результата хочется отметить мультимедийную программу «Развиваем воображение и внимание» из серии «Практическая психология».

Для того чтобы провести время перед экраном компьютера не только с удовольствием, но и с максимальной пользой, при просмотре картинок детям предлагается попытка выполнять задания не только в уме. Например, решив задачки из раздела «Иллюзия восприятия глубины» или «Иллюзия восприятия размера», или « Соотношение фигуры и фона», повторить рисунок, сделанный на экране, также и на листе бумаги. Пытаясь же разобраться в решении головоломок из раздела «Невозможные фигуры», попробовать воссоздать эти фигуры самим - из карандашей, спичек, бумаги и.т.д.

Таким образом, у ребенка появляется возможность не только лучше запомнить тот или иной психологический эффект или иллюзию, но и научиться воспроизводить его своими руками, а возможно, даже и нарисовать что-нибудь свое, новое. При этом у ребенка заметно улучшается состояние, он заметно успокаивается, улучша -ется длительность концентрации внимания, что по известной цепочке ведет и к улучшению произвольной памяти, усидчивости.

Большой интерес у детей вызывают занятия с конструктором мультфильмов «Незнайка на Луне», «Мульти-пульти». Дети успокаиваются, приобретают уверенность в себе, жажда творчества «заглушает» импульсивность и компенсирует «дефицит внимания». Полученные результаты работы становятся гордостью не только самого ребенка, но и их родителей.

Не буду сейчас останавливаться конкретно на каждой игре, но скажу одно - при умелом использовании компьютерных технологий мы сможем сделать прорыв в решении проблемы подростковой агрессии, нетерпи-

мости, алкогольной и наркозависимости, если нам пока не удастся искоренить их, то, по крайней мере, удастся уменьшить их влияние на молодые души.

Может кто-то спросит: «Стоит ли тратить столько сил и заниматься с детьми, которые с рождения агрессивны и неуправляемы, и выйдет ли толк с этих усилий? Смогут ли они стать полноценными членами нашего общества «нормальных»? Что это за напасть такая СДВГ, чтобы школа всерьез занималась этой проблемой?»

Давайте не будем равнодушны к бедам этих детей, и тогда наше общество обретет еще ряд гениальных, незаурядных личностей, которые помогут нам искоренить негативные проявления личности в нем. Станет меньше несчастных семей, заброшенных детей, неудачников, махнувших на жизнь и утопивших свои беды в бутылке или на игле. Нам необходимо найти общий язык с такими сложными в общении, но такими талантливыми по-сути людьми, которым когда-то никто не сумел или не захотел помочь. И сможем мы это сделать, используя современные информационные средства и технологии.

Томас Армстронг, автор книги «Миф о ребенке, страдающем синдромом дефицита внимания», провел анализ многих известных личностей, страдавших в свое время этим недугом и вот что записал в своих трудах:

«ЕСЛИ ВАМ СООБЩИЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК СТРАДАЕТ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ПОСМОТРИТЕ, С КОГО ОН БЕРЕТ ПРИМЕР!

ОРВИЛЛ РАЙТ, один из двух братьев, первыми поднявшихся в воздух, был отчислен из школы за плохое поведение.

ЛЮДВИГ БЕТХОВЕН был груб, обладал плохими манерами и страдал приступами дикой ярости.

ПАПУ ИОАННА XXIII отправляли из школы домой с запиской, что он постоянно приходит на занятия неподготовленным; он не передавал родителям эти записки.

ЛУИ АРМСТРОНГ, величайший джазовый певец и трубач, был помещен в специальную организацию для малолетних правонарушителей.

У ПОЛЯ СЕЗАННА был отвратительный характер, когда ему перечили, он мог запросто затопать ногами в истерическом припадке.

Поэта УИЛЬЯМА ВОРДСВОРТА в восьмилетнем возрасте описывали как «упрямого, капризного и трудновоспитуемого мальчика».

САРУ БЕРНАР выгоняли из школы трижды.

УИЛЛ РОДЖЕРС считался в школе неисправимым и убегал из дома.

АРТУРО ТОСКАНИНИ был в детстве упрямым и непослушным; стоило ему решить, что он чего-то не будет делать,- и ничто не могло заставить его изменить решение».

Электронные образовательные ресурсы в современной школе

Т. Григорьева (grigorevatat@rambler.ru )

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»

За последние годы в образовательных учреждениях произошли большие изменения. Школы оснащаются современной компьютерной техникой. В нашей школе 2 компьютерных класса, электронная учительская, в 10 кабинетах по одному компьютеру. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Учителя (96%) прошли курсы «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все чаще учителя и ученики стали использовать ЭОР, которые стали технологической основой процесса управления. Что же представляют собой ЭОР как образовательный программный продукт? Чтобы ответить на этот вопрос в 2007-2008 уч. гг. администрацией школы было закуплено 60 ЭОР, выпущенных фирмой «1С», 15 ЭОР - компанией «Новый диск» и успешно используемых учителями и обучающимися не только на уроках, но и во внеклассной работе, при подготовке к ЕГЭ, для всестороннего развития личности. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся.

Использование ЭОР на уроках целесообразно:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.