Научная статья на тему 'Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии'

Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
272
63
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТФИЛЬМ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТСТУДИЯ / АНИМАЦИЯ / ФОТОАППАРАТ / АУДИОТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Данилова Евгения Владимировна

Целью статьи является раскрытие возможности использования информационнокоммуникативных технологий в гетерогенной дошкольной образовательной организации через организацию работы мультипликационной студии. Анимация чудесная воспитательная сила, которая приходит к человеку очень рано, первой знакомит его со всеми существующими видами искусства и доставляет истинную радость. Не только дети, но и многие взрослые любят мульфильмы. Анимация всегда воспринимается как волшебство: персонажи движутся, говорят, поют, беседуют со зрителем. Задача анимации (в пер с лат. «анимация» одушевление) оживить изображение, вложить душу с помощью речи, музыки и движения. Такое одушевление сказочных персонажей дает возможность детям и взрослым побывать в сказке, стать участником невероятных приключений и фантастических историй[1, с.3]. Как правило, оживающие в мультфильмах персонажи помогают понять жизненные ситуации, учат доброте и находчивости. Данная форма работы с детьми способствует решению следующих задач: пробудить интерес дошкольников к процессу создания мультфильмов, познакомить с элементами создания цифрового видео, с типами и видами анимации, способствовать овладению детьми элементарными приемами работы с цифровой фото и видео техникой, познакомить с элементарными приемами видеосъемки в различных внешних условиях, формировать представления об основах работы со словом, цветом, линией, объемом, звуком, движением, актуализировать умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки, конструкторами, природными материалами, формировать и закреплять представления о безопасной работе с фото, видео техникой, электрическими приборами, развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки, развивать фантазию и воображение (придумывание историй, сказок для сценария мультфильма, разработка и создание персонажей, декораций), стимулировать и поддерживать готовность к самостоятельной творческой работе и к работе в коллективе над общим проектом, развивать мелкую моторику рук. «Анимация» значит с латинского «одушевление». Ее задача вложить душу, т.е. оживить изображение, слово и музыку с помощью движения. Такое одушевление дает возможность каждому ребенку побывать в волшебной сказке, стать участником невероятных приключений и фантастических историй. Оживающие в мультфильмах рисунки и куклы учат доброте и находчивости, помогают понять жизненные ситуации. На занятиях в студии дети проходят практически все творческие этапы создания мультфильма: создание персонажей, анимация, актерское мастерство, драматургия, озвучивание и режиссура. Погружаясь в мир фантазий и образов, ребенок создает собственную сказочную среду, где оживает каждая деталь, созданная своими руками. Мультипликация выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям дошкольного возраста. Прежде всего социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам не достает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях). Вторая функция гедонистическая. Особенности изображения, единство содержания и формы получают определенный отклик у детей. Третью функцию можно определить как воспитательную. Воспринимая мультипликационные фильмы, ребенок учиться анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты: даже сам того не замечая, он попадает под воздействие искусства. И, наконец, четвертая побуждающая к деятельности (эвристическая) фукция. Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка развивают его 556 воображение, фантазию, подталкивая к возникновению определенной деятельности [2, с.28]. На занятиях в мультстудии дети проходят практически все творческие этапы создания мультфильма: от разработки идеи мультфильма к созданию образов персонажей, к драматургии выбранного сюжета, к режиссуре и, наконец, к выполнению всех процедур анимации. Мы используем метод покадровой съемки фаз движения рисованных или объемных объектов. Погружаясь в мир фантазий и образов, ребенок создает собственную сказочную среду, где оживает каждая деталь, созданная его руками. Анимация, как процесс освоения новых технологий, формирует компетенции, необходимые для комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического мира. Существует несколько вариантов использования анимационных технологий в образовательном процессе: это создание анимационного фильма вместе с детьми; создание учебного анимационного фильма с детьми и создание учебного фильма с элементами анимации с целью активизации детей на образовательных занятиях. Первый и второй вариант создание анимационного фильма вместе с детьми трудоемкий процесс, но и самый предпочтительный для формирования их познавательной и творческой активности. Занятия мультстудии «Пчелка» организуются в форме познавательно-исследовательских проектов. В сотрудничестве со взрослым и друг с другом дети проходят практически все исследовательские и творческие этапы создания мультфильмов: обсуждение идеи, выбор и согласование общей темы; коллективное придумывание истории, составление сценария, раскадровка; распределение ролей, придумывание образа персонажей; изготовление персонажей; изготовление декораций и фонов; установка оборудования; съемка; монтаж, компьютерная обработка; озвучивание персонажей по ролям; презентация мультфильма. Первое знакомство детей с оборудованием начали с изучения правил техники безопасности. Основное оборудование нашей мультстудии включает в себя: фотоаппарат, видеокамеру, аудиотехнику, телевизор, штатиф, принтер, ноутбук с программным обеспечением, проектор, экран для проектора, микрофон, диктофон. Ребята с интересом научились использовать штатив с регулировкой по высоте, наклоном, поворотом; изучили комплектацию фотоаппарата и видеокамеры, познакомились со световым оборудованием, постановкой света и техникой безопасности при работе с осветительными приборами, использовали для фотосъемки. Для того, чтобы закрепить наши знания и появившийся опыт мы посетили нашу районную телестудию «53 регион», где нам показали профессиональную работу специалисты. Как правило, работа создается всей группой ребят, но и индивидуальные интересы так же учитываются. Например, при создании мультфильма «Улыбка»» пятилетняя Даша создала свинку Пепу и себя, и стала разыгрывать свою историю. Мы засняли ее, и получился мультик про встречу Даши и Пепы. Даше очень понравилась эта работа, она рассказала ребятам в группе, как можно снимать мультфильмы. У шестилетнего Андрея история для мультфильма появилась иначе его прадедушка был участником войны, много рассказывал о подвиге солдат. Тема победы над врагами захватила 557 Андрея и дома вместе с родителями он подготовил проект «Герой нашей семьи». В детском саду прошла выставка рисунков «Здесь раньше была война» и в изостудии дети изготовили экспозицию «Бои за Чудово». Андрей предложил использовать их для съемки в мультфильме. К этой работе подключились почти все мальчики в студии. Мультик Максима основан на событиях реальной жизни собака Дружок из мультфильма «Зимняя сказка» оказалась на улице, так как ее прогнали из дома цыгане. С больной ногой она скиталась по лесу, пока не встретила в лесу зверей, с которыми подружилась и стала вместе зимовать. Созданные шедевры мы записываем на DVD диск и каждый «новоиспеченный» режиссер может забрать его с собой, чтобы радовать своих родных и близких. Свои достижения дети фиксируют в паспорте участника мультстудии при условии, что ребенок справился с задачей, добился своей цели в проекте. Лучшие работы принимают участие в конкурсах и фестивалях анимационного кино. Дети приобрели знания и практические умения по созданию мультфильмов и видеороликов, создали собственные сценарии, персонажей, декорации, научились анализировать звуки и создавать их подручными средствами, настраивать технику, необходимую для съемки, сочинять сказки.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Данилова Евгения Владимировна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии»

Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии

Данилова Евгения Владимировна

МАДОУ "Детский сад № 7 "Светлячок" , г.Чудово Новгородской области

Ключевые слова:

информационно-коммуникативные технологии, мультфильм, дошкольное образование, мультстудия, анимация, дошкольное образование, фотоаппарат, аудиотехника.

Целью статьи является раскрытие возможности использования информационно-коммуникативных технологий в гетерогенной дошкольной образовательной организации через организацию работы мультипликационной студии.

Анимация - чудесная воспитательная сила, которая приходит к человеку очень рано, первой знакомит его со всеми существующими видами искусства и доставляет истинную радость. Не только дети, но и многие взрослые любят мульфильмы. Анимация всегда воспринимается как волшебство: персонажи движутся, говорят, поют, беседуют со зрителем. Задача анимации (в пер с лат. «анимация» - одушевление) - оживить изображение, вложить душу с помощью речи, музыки и движения. Такое одушевление сказочных персонажей дает возможность детям и взрослым побывать в сказке, стать участником невероятных приключений и фантастических историй[1, с.3] . Как правило, оживающие в мультфильмах персонажи помогают понять жизненные ситуации, учат доброте и находчивости. Данная форма работы с детьми способствует решению следующих задач: пробудить интерес дошкольников к процессу создания мультфильмов, познакомить с элементами создания цифрового видео, с типами и видами анимации, способствовать овладению детьми элементарными приемами работы с цифровой фото и видео техникой, познакомить с элементарными приемами видеосъемки в различных внешних условиях, формировать представления об основах работы со словом, цветом, линией, объемом, звуком, движением, актуализировать умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки, конструкторами, природными материалами, формировать и закреплять представления о безопасной работе с фото, видео техникой, электрическими приборами, развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки, развивать фантазию и воображение (придумывание историй, сказок для сценария мультфильма, разработка и создание персонажей, декораций), стимулировать и поддерживать готовность к самостоятельной творческой работе и к работе в коллективе над общим проектом, развивать мелкую моторику рук.

«Анимация» значит с латинского «одушевление». Ее задача - вложить душу, т.е. оживить изображение, слово и музыку с помощью движения. Такое одушевление дает возможность каждому ребенку побывать в волшебной сказке, стать участником невероятных приключений и фантастических историй. Оживающие в мультфильмах рисунки и куклы учат доброте и находчивости, помогают понять жизненные ситуации. На занятиях в студии дети проходят практически все творческие этапы создания мультфильма: создание персонажей, анимация, актерское мастерство, драматургия, озвучивание и режиссура. Погружаясь в мир фантазий и образов, ребенок создает собственную сказочную среду, где оживает каждая деталь, созданная своими руками. Мультипликация выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям дошкольного возраста. Прежде всего социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам не достает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях). Вторая функция -гедонистическая. Особенности изображения, единство содержания и формы получают определенный отклик у детей. Третью функцию можно определить как воспитательную. Воспринимая мультипликационные фильмы, ребенок учиться анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты: даже сам того не замечая, он попадает под воздействие искусства. И , наконец, четвертая - побуждающая к деятельности (эвристическая) фукция. Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка развивают его

воображение, фантазию, подталкивая к возникновению определенной деятельности [2, с.28].

На занятиях в мультстудии дети проходят практически все творческие этапы создания мультфильма: от разработки идеи мультфильма к созданию образов персонажей, к драматургии выбранного сюжета, к режиссуре и, наконец, к выполнению всех процедур анимации. Мы используем метод покадровой съемки фаз движения рисованных или объемных объектов. Погружаясь в мир фантазий и образов, ребенок создает собственную сказочную среду, где оживает каждая деталь, созданная его руками. Анимация, как процесс освоения новых технологий, формирует компетенции, необходимые для комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического мира.

Существует несколько вариантов использования анимационных технологий в образовательном процессе: это создание анимационного фильма вместе с детьми; создание учебного анимационного фильма с детьми и создание учебного фильма с элементами анимации с целью активизации детей на образовательных занятиях. Первый и второй вариант - создание анимационного фильма вместе с детьми - трудоемкий процесс, но и самый предпочтительный для формирования их познавательной и творческой активности.

Занятия мультстудии «Пчелка» организуются в форме познавательно-исследовательских проектов. В сотрудничестве со взрослым и друг с другом дети проходят практически все исследовательские и творческие этапы создания мультфильмов:

- обсуждение идеи, выбор и согласование общей темы;

- коллективное придумывание истории, составление сценария, раскадровка;

- распределение ролей, придумывание образа персонажей;

- изготовление персонажей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изготовление декораций и фонов;

- установка оборудования;

- съемка;

- монтаж, компьютерная обработка;

- озвучивание персонажей по ролям;

- презентация мультфильма.

Первое знакомство детей с оборудованием начали с изучения правил техники безопасности. Основное оборудование нашей мультстудии включает в себя: фотоаппарат, видеокамеру, аудиотехнику, телевизор, штатиф, принтер, ноутбук с программным обеспечением, проектор, экран для проектора, микрофон, диктофон. Ребята с интересом научились использовать штатив с регулировкой по высоте, наклоном, поворотом; изучили комплектацию фотоаппарата и видеокамеры, познакомились со световым оборудованием, постановкой света и техникой безопасности при работе с осветительными приборами, использовали для фотосъемки. Для того, чтобы закрепить наши знания и появившийся опыт мы посетили нашу районную телестудию «53 регион», где нам показали профессиональную работу специалисты.

Как правило, работа создается всей группой ребят, но и индивидуальные интересы так же учитываются. Например, при создании мультфильма «Улыбка»» пятилетняя Даша создала свинку Пепу и себя, и стала разыгрывать свою историю. Мы засняли ее, и получился мультик про встречу Даши и Пепы. Даше очень понравилась эта работа, она рассказала ребятам в группе, как можно снимать мультфильмы.

У шестилетнего Андрея история для мультфильма появилась иначе - его прадедушка был участником войны, много рассказывал о подвиге солдат. Тема победы над врагами захватила

Андрея и дома вместе с родителями он подготовил проект «Герой нашей семьи». В детском саду прошла выставка рисунков «Здесь раньше была война» и в изостудии дети изготовили экспозицию «Бои за Чудово». Андрей предложил использовать их для съемки в мультфильме. К этой работе подключились почти все мальчики в студии.

Мультик Максима основан на событиях реальной жизни - собака Дружок из мультфильма «Зимняя сказка» оказалась на улице, так как ее прогнали из дома цыгане. С больной ногой она скиталась по лесу, пока не встретила в лесу зверей, с которыми подружилась и стала вместе зимовать.

Созданные шедевры мы записываем на DVD диск и каждый «новоиспеченный» режиссер может забрать его с собой, чтобы радовать своих родных и близких. Свои достижения дети фиксируют в паспорте участника мультстудии при условии, что ребенок справился с задачей, добился своей цели в проекте. Лучшие работы принимают участие в конкурсах и фестивалях анимационного кино.

Дети приобрели знания и практические умения по созданию мультфильмов и видеороликов, создали собственные сценарии, персонажей, декорации, научились анализировать звуки и создавать их подручными средствами, настраивать технику, необходимую для съемки, сочинять сказки.

Список литературы:

1.Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Нагибина, М.И. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. Учебное пособие для начального мультимедийного образования. - ЯРОСЛАВЛЬ, «Перспектива», 2011