Научная статья на тему 'Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира'

Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / GAME / LIFE SAFETY / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / LESSON / WORLD AROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокина Ирина Геннадьевна

В статье характеризуется понятие «безопасность жизнедеятельности» и определяется актуальность формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников. Автором описаны обучающие возможности игры, основные виды игр и игровых заданий, которые целесообразно применять на уроках окружающего мира, а также осбонована привлекательность игровых форм обучения для детей младшего школьного для формирования основ безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.The article describes the concept of "life safety" and determines the relevance of forming the basics of life safety in elementary school students. The author describes the educational capabilities of the game, the main types of games and game tasks that are appropriate to apply at the lessons of the world, and also the attractiveness of the game forms of education for primary school children to form the basics of life safety at the lessons of the world is rounded off.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Кокина И.Г. Email: Kokina688@scientifictext.ru

Кокина Ирина Геннадьевна - студент, кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье характеризуется понятие «безопасность жизнедеятельности» и определяется актуальность формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников. Автором описаны обучающие возможности игры, основные виды игр и игровых заданий, которые целесообразно применять на уроках окружающего мира, а также осбонована привлекательность игровых форм обучения для детей младшего школьного для формирования основ безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: игра, безопасность жизнедеятельности, младшие школьники, урок, окружающий мир.

USE OF GAME LEARNING FORMS AS A CONDITION OF FORMING THE BASIS OF LIFE SAFETY AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN AT THE WORLD LESSONS Kokina I.G.

Kokina Irina Gennadievna - Student, DEPARTMENT PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION, KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV, ABAKAN

Abstract: the article describes the concept of "life safety" and determines the relevance of forming the basics of life safety in elementary school students. The author describes the educational capabilities of the game, the main types of games and game tasks that are appropriate to apply at the lessons of the world, and also the attractiveness of the game forms of education for primary school children to form the basics of life safety at the lessons of the world is rounded off.

Keywords: game, life safety, elementary school students, lesson, world around.

УДК 331.225.3

Безопасность - важная характеристика и критерий функционирования, стабильности и развития любой системы. Проблема безопасности жизнедеятельности является значимой в психолого-педагогической науке. Различные авторы в зависимости от своих позиций и целей по-разному трактуют сущность данного понятия. Б.Г. Кудряшов в своем словаре по основам безопасности жизнедеятельности понятие «безопасность жизнедеятельности» определяет как «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам» [2].

На процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у учащихся большое влияние оказывает образовательная организация, потому что именно в ней учащийся проводит большое количество времени, общаясь со сверстниками и получая знания. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и

правилах поведения в них. Безопасность - это не просто совокупность полученных знаний, а уметь правильно и точно вести себя в опасных для жизни ситуациях [1, с. 2].

Работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности целесообразно осуществлять в игровой деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что с поступлением в школу учебная деятельность начинает выходить на первый план, не стоит недооценивать влияния игры на младших школьников.

Игра, как метод обучения, является основным источником передачи опыта старшего поколения младшему поколению. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для раскрытия темы и раздела учебного предмета; как элемент обширной технологии; в качестве урока или части урока; как технологии внеклассной работы.

Педагогическая игра ставит своей целью получения результата, при осуществлении деятельности учебно-познавательной направленности/ Игровая форма занятий создается на уроках посредством использования на занятиях: игровых приемов и ситуаций побудительного плана; стимулирующих факторов игровой деятельности; воспитание ответственности у ребенка как личности.

Обучающая игра представляет возможность детям в воображаемой ситуации проигрывать сюжеты, связанные с правилами поведения, основы которых были заложены еще в дошкольном возрасте. Решение комплексных игровых задач способствует усвоению учебного материала с различных позиций моделируемой деятельности, позволяет ребёнку не только уточнять и закреплять полученные знания, но и эмоционально переживать знакомые явления и жизненные ситуации.

Среди основным игровых форм обучения для формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира можно выделить:

- игры - тесты («В стране дорожных знаков»);

- игры - с классификационными характеристиками узнавания, определения и вычленения действий в определенных ситуациях («Незнакомец», «Один дома», «Опасные места на пешеходном переходе»).

Достаточно эффективна с практической точки ее применения на занятиях, коллективная игра соревновательного характера, которая в свою очередь направлена на получение информации и использование ее при ответах на вопросы игрового поля. Примерами игр - соревнований являются: «Крестики-нолики»; «Поле чудес»; «Что? Где? Когда?». Другим направлением в проведении игр является имитация, которая рассматривается как процесс, который предусматривает проигрывание ситуации, где требуются формирования практических навыков и конкретных действий. Младшим школьникам в рекомендательной форме предлагается «Скорая помощь», в рамках оказания которой формируются знания и умения ПМП при различных видах повреждений.

Игры разрабатываются с учетом поставленных целей и интересов учащихся. Привлекательность игр для детей младшего школьного возраста основана на мотивационном факторе по созданию условия: формирования самостоятельности; формирования настойчивости; повышения уровня мыслительной активности; расширяет возможности появления чувства удовлетворенности; воспитание успеха; повышение интереса [4].

Дополнительно педагогическим условием является фактор использования на уроках «Окружающего мира» игровых ситуаций на различных этапах занятия. Именно участие учащихся начальных классов в игре в значительной мере повышает мотивационный фактор у детей относительно:

- развития привычки быть сосредоточенным на уроке;

- развития внимания;

- развития потребности в постоянном пополнении полученных знаний [3].

Таким образом, игровые формы обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира непосредственно представлены средствами мотивационного фактора по активизации деятельности учащихся на занятиях. В процессе игры именно педагог берет на себя инициативу как источника по передаче информации ученику с соблюдением здоровой психологической обстановки.

Список литературы /References

1. Жукова А.В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе / А.В. Жукова // Молодой ученый, 2013. № 11. С. 590-592.

2. Костенко ¿^.Использование игр на уроках окружающего мира: Серия дидактических игр: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Костенко. Москва: АРКТИ, 2011. 130 с.

3. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар, 1996.

4. Плешаков A.A. Преподавание предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебно-методическое пособие / А.А. Плешаков. Москва: Сентябрь, 2011. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.