Научная статья на тему 'Использование игрового метода в обучении конфликтному взаимодействию единоборцев'

Использование игрового метода в обучении конфликтному взаимодействию единоборцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игровой метод / конфликт / конфликтное взаимодействие / единоборства / тактика / game / game method / conflict / conflict interaction / martial arts / tactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Владимирович Пужаев

Рассматриваются понятия игры и игрового метода применительно к единоборствам, а также дано определение игрового конфликта и выделены стадии его развития. Проанализированы и изложены результаты опроса и педагогического наблюдения за построением учебно-тренировочного процесса ведущих тренеров по спортивной борьбе. Целью опроса было установить, какие педагогические задачи при использовании игрового метода ставят тренеры в области единоборств, целью педагогического наблюдения было установить, как часто в процессе тренировки используется игровой метод. В результате исследований было выявлено, что тренеры более высокой категории в 3,2 раза чаще используют игровой метод в тренировке, особенно при совершенствовании умений применять тактические и технические действия в условиях конфликта интересов противоборствующих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the game method in teaching conflict interaction of martial artists

The article discusses the concepts of the game and the game method in relation to martial arts, and also defines the game conflict and highlights the stages of its development. The results of the survey and pedagogical observation of the construction of the educational and training process of the leading wrestling coaches are analyzed and presented. The purpose of the survey was to establish what pedagogical tasks when using the game method are set by trainers in the field of martial arts, the purpose of pedagogical observation was to establish how often the game method is used during training. As a result of the research, it was revealed that coaches of a higher category are 3.2 times more likely to use the game method in training, especially when improving the skills to apply tactical and technical actions in conditions of a conflict of interests of the opposing sides.

Текст научной работы на тему «Использование игрового метода в обучении конфликтному взаимодействию единоборцев»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-119-122 NIION: 2018-0077-1/23-294 MOSURED: 77/27-024-2023-01-493

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Использование игрового метода в обучении конфликтному взаимодействию единоборцев

Владимир Владимирович Пужаев

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, puzhaev07@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются понятия игры и игрового метода применительно к единоборствам, а также дано определение игрового конфликта и выделены стадии его развития. Проанализированы и изложены результаты опроса и педагогического наблюдения за построением учебно-тренировочного процесса ведущих тренеров по спортивной борьбе. Целью опроса было установить, какие педагогические задачи при использовании игрового метода ставят тренеры в области единоборств, целью педагогического наблюдения было установить, как часто в процессе тренировки используется игровой метод. В результате исследований было выявлено, что тренеры более высокой категории в 3,2 раза чаще используют игровой метод в тренировке, особенно при совершенствовании умений применять тактические и технические действия в условиях конфликта интересов противоборствующих сторон.

Ключевые слова: игра, игровой метод, конфликт, конфликтное взаимодействие, единоборства, тактика

Для цитирования: Пужаев В. В. Использование игрового метода в обучении конфликтному взаимодействию единоборцев // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 119-122. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-119-122.

Original article

The use of the game method in teaching conflict interaction of martial

artists

Vladimir V. Puzhaev

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

puzhaev07@rambler.ru

Abstract. The article discusses the concepts of the game and the game method in relation to martial arts, and also defines the game conflict and highlights the stages of its development. The results of the survey and pedagogical observation of the construction of the educational and training process of the leading wrestling coaches are analyzed and presented. The purpose of the survey was to establish what pedagogical tasks when using the game method are set by trainers in the field of martial arts, the purpose of pedagogical observation was to establish how often the game method is used during training. As a result of the research, it was revealed that coaches of a higher category are 3.2 times more likely to use the game method in training, especially when improving the skills to apply tactical and technical actions in conditions of a conflict of interests of the opposing sides.

Keywords: game, game method, conflict, conflict interaction, martial arts, tactics

For citation: Puzhaev V V. The use of the game method in teaching conflict interaction of martial artists // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):119-122. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-119-122.

Актуальность. В настоящее время перед специалистами и учеными в области спорта остро встает проблема более детального изучения эффективных способов и форм подготовки спортсменов. Тренерский штаб команд, зачастую, для достижений более высоких результатов своих подопечных идет наиболее простым путем, увеличивая объем и интенсивность нагрузки.

Чрезмерные нагрузки приводят к переутомлению организма и к высокой вероятности получения травмы, в результате чего многие спортсмены завершают свою спортивную карьеру в достаточно юном возрасте, так и не достигнув высоких спортивных показателей. Наиболее целесообразно не увеличивать нагрузки на спортсмена во время тренировок, а пересмотреть методику

© Пужаев В. В., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

119

тренировочного процесса, в частности, за счет использования игрового метода при совершенствовании ранее разученных технических действий. Использование данного метода никогда не вызывало у специалистов в области единоборств и самих спортсменов негативной реакции, но одновременно данный вопрос раскрыт недостаточно полно. По отношению к единоборствам в учебных пособиях и книгах вопрос применения игрового метода в процессе подготовки спортсменов-единоборцев либо полностью отсутствует, либо представлен в плане общих рекомендаций, также недостаточно полно охарактеризованы способы его применения [5]. Понимание тренерами и спортсменами содержания и особенности применения игрового метода в тренировке, сущности возникновения игрового конфликта и стадий его развития, позволило бы существенно повысить эффективность тактической подготовки единоборцев к соревнованиям.

Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими и тактическими действиями и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактическая подготовленность единоборца является важнейшей частью общей спортивной подготовленности, обеспечивающей успешность выступления как на конкретном соревновании, так и в серии соревнований (например, отборочных) [4].

Цель исследования - характеризовать конфликтное взаимодействие, возникающее в процессе спортивной игры и определить стадии его развития при использовании игрового метода в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.

Методы исследования - аналитический обзор научно-методической литературы по вопросам теории и методики физического воспитания и спорта; анализ и обобщение опыта ведущих тренеров по спортивной борьбе, опрос.

Ход исследования.

Игровой метод - метод физического воспитания, обучения и совершенствования, основанный на выполнении двигательных действий в процессе игры, которые реализуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры) и определяют цель и характер деятельности.

С его помощью решаются самые различные задачи:

а) развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

б) воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности;

в) формирование тактического мышления;

г) закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.

Достоинства игрового метода:

- высокий уровень мотивации;

- свободный характер деятельности;

- комплексный характер воздействия [8].

Игра - это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на вос-

создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [1, с. 49].

Игры, используемые в процессе занятий физической культурой, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 основные группы: подвижные и спортивные.

Подвижными являются игры, содержание которых составляют различные виды бега, прыжков, акробатики и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является наличие спортивного конфликта между отдельными участниками и целыми группами. Взаимоотношения и поведение участников подвижной игры регулируются условными правилами и непрофессиональным судейством.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению определенной цели игры.

Подвижные игры в учебно-воспитательном процессе используются и как средства обучения и тренировки, и как основная составляющая игрового метода в профессиональной подготовке и при занятиях спортом. Данные игры в рамках игрового метода являются эффективным средством комплексного развития физических качеств, т. к. любая игра, по сути, не может обеспечить выборочной направленности на совершенствование одного конкретного качества. Например, игры с различными перетягиваниями, которые имеют направленность на совершенствование силовых качеств, требуют от участников проявления выносливости и ловкости. Поэтому при осуществлении целенаправленной специальной физической подготовки необходимо проводить построение и подбор игр с преимущественной направленностью на развитие конкретного физического качества [3].

Спортивные игры - это высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных общими правилами, которые определяют состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного уровня и масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников значительного физического напряжения и большой силы воли [6].

Проанализировав результаты опроса 47 тренеров различной квалификации, работающих с разными возрастными группами спортсменов было выявлено, что 51,5 % из них используют игровой метод в подготовительной части тренировки в качестве разминоч-ных заданий, направленных на совершенствование физических качеств. 29,2 % опрошенных специалистов используют игровой метод не только для совершенствования физических качеств спортсменов, но и для совершенствования технического мастерства

своих подопечных. И только 19,3 % опрошенных используют данный метод целенаправленно для тактической подготовки применения технических действий в условиях противоборствующих сторон, активно используя подвижные игры.

В результате анализа и обобщения опыта построения учебно-тренировочного процесса ведущих тренеров по спортивной борьбе, было выявлено, что специалисты высшей категории и имеющие звание ЗТР (заслуженный тренер России) в 3,2 раза чаще используют игровой метод во время тренировки. Особенно при совершенствовании умения применять тактико-технические действия в условиях конфликтных ситуаций возникающих во время соревновательной схватки. Таким образом, спортсмены не только повышали свой уровень тактической и технической подготовки, но и не испытывали психологической нагрузки, а наоборот во время подвижных игр проявляют задор и интерес, что позволяет намного легче переносить физические нагрузки.

Главной составляющей игрового метода является наличие конфликта между участниками игры. Спортивный конфликт представляет собой взаимодействие двух и более противоборствующих сторон, задачей каждой из которых является обладание преимуществом над противником, для спорта характерно ограниченное правилами протекание конфликта. Спортивный конфликт - отрицательное взаимодействие в условной обстановке противоборствующих сторон (спортсменов, команд), стремящихся к достижению превосходства над противником посредством установления лучшего результата или места в соревнованиях [7]. Объектами конфликта в единоборствах являются субъекты (противники) конфликта (схватка борцов, бой боксеров и т. д.).

Конфликтное взаимодействие в единоборствах возникает, когда противник не позволяет осуществить активность в отношении себя. Успешность воздействия на противника позволяет разрешить конфликт и получиться результат [2]. В единоборствах спортсмену нужно сначала воздействовать на противника для того, чтобы он не имел возможности защищаться в создавшейся ситуации, и появилась возможность осуществить тактико-технического действие, позволяющее заработать преимущество в поединке.

При вступлении в конфликтные отношения каждый участник обладает определенным потенциалом. Субъектный потенциал - это совокупность тактико-технических средств и возможностей противодействия противнику. Субъектный потенциал - величина относительная и определяется по отношению к противнику, участвующему в конфликте. Межсубъектное взаимодействие участников конфликта направлено на уменьшение тактико-технических средств и возможностей противника и снижения их до уровня, позволяющего противостоящей стороне одержать победу в поединке [7].

Объективная конфликтная ситуация в играх создается преднамеренно и определяется заранее установленными правилами. Для возникновения игровой кон-

фликтной ситуации участники игры должны осознать эту ситуацию как игровую и принять решение в ней участвовать. Принятие игрового конфликта означает, что игрок собирается разрешить конфликт с помощью только разрешенных правилами игры средств, действуя таким образом, чтобы получить максимум желаемого.

Игровые действия подразделяются:

- стратегические действия;

- тактические действия.

Стратегические действия направлены на уменьшение средств и возможностей противника занять лидирующую позицию в процессе разрешения конфликта, тактические действия направлены на уменьшение средств и возможностей проведению конкретного тактико-технического действия. Разрешение конфликта заканчивается применением комплекса тактико-технических действий направленных на получение результата. На основе вышеизложенного можно выделить стадии развития игрового конфликта (рис.1).

( • выбор стратегии поведения 1

( • осуществление стратегического взаимодействия 1

( • выбор тактических действий 1

( • осуществление тактического взаимодействия 1

( • осуществление тактико-технического взаимодействия 1

( • разрешение конфликтного взаимодействия 1 Рис.1. Стадии развития игрового конфликта

Вывод. Таким образом, игровой метод обучения представляет собой совершенствование практических навыков проведения технических действий в процессе их использования в разрешении игрового конфликта, который возникает во время подвижной игры. Конфликтное поведение осуществляется посредством игровых тактических действий, направленных на получение преимущества в сложившейся ситуации. Осуществляя тактические действия, игроки воздействуют друг на друга таким образом, чтобы увеличить свои шансы на победу.

Библиографический список

1. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

2. Малков, О. Б., Основные компоненты тактики поединка в спортивных единоборствах / О. Б. Малков, В. В. Гожин. М. : Теория и практика физической культуры, 2009. № 2. С. 3-6.

3. Пужаев, В. В. Подвижные игры в физической подготовке сотрудников полиции : учебное пособие / В. В. Пужаев, А. А. Сысоев, В. Л. Дементьев. М. : Знание-М, 2021. 44 с.

4. Пужаев, В. В. Совершенствование тактики применения технических действий в дзюдо / В. В. Пужаев, К. П. Калашников, В. Л. Дементьев. Курск : ООО ТОП+, 2019. 56 с.

СКИЕ НАУКИ 121

5. Рапопорт, О. А. Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Рапопорт Олег Аркадьевич. Новокузнецк, 2005. 162 с.

6. Рыбакова, Е. В. Подвижные игры в тренировке волейболистов : учебно-методическое пособие / Е. В. Рыбакова, С. Н. Голомысова. Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2016. 40 с.

7. Тащиян, А. А. Тактика греко-римской борьбы: теория конфликтной деятельности / А. А. Тащиян, А. Г. Кочубей // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 3 (46). С. 25-30.

8. Четайкина, О. В. Использование технологии игровой деятельности на занятиях по лыжной подготовке со студентами высших учебных заведений / О. В. Че-тайкина, К. В. Извеков. М. : Современные наукоемкие технологии, 2016. № 3-2. С. 420-423.

Bibliographic list

1. Leontiev, A. N. Psychological foundations of preschool play // Psychological science and education. 1996. Volume 1. No. 3.

2. Malkov, O. B., The main components of the tactics of a duel in martial arts / O. B. Malkov, V V. Gozhin.

M. : Theory and practice of physical culture, 2009. No. 2. PP. 3-6.

3. Puzhaev, V. V. Outdoor games in the physical training of police officers : textbook / V. V. Puzhaev, A. A. Sysoev, V. L. Dementiev. M. : Znanie-M, 2021. 44 p.

4. Puzhaev, V. V. Improving the tactics of applying technical actions in judo / V. V. Puzhaev, K. P. Kalashnikov, V. L. Dementiev. Kursk : LLC TOP+, 2019. 56 p.

5. Rapoport, O. A. Integration of physical and psychological training of sambo wrestlers at the stage of initial sports specialization : dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / Rapoport Oleg Arkadyevich. Novokuznetsk, 2005. 162 p.

6. Rybakova, E. V Outdoor games in volleyball players' training: an educational and methodical manual / E. V. Rybakova, S. N. Golomysova. Yoshkar-Ola : Volga State Technological University, 2016. 40 p.

7. Tashiyan, A. A. Tactics of the Greco-Roman struggle: theory of conflict activity / A. A. Tashiyan, A. G. Kochubey // Jurist-Pravoved. 2011. No. 3 (46). PP. 25-30.

8. Chetaikina, O. V The use of technology of game activity in ski training classes with students of higher educational institutions / O. V. Chetaikina, K. V. Izvekov. M. : Modern science-intensive technologies, 2016. No. 3-2. PP. 420-423.

Дополнительная информация об авторе В. В. Пужаев - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса России.

Additional information about the author V. V. Puzhaev - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Master of Sports of international class of Russia.

Статья поступила в редакцию 15.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 15.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная психология организованной преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.