Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МОТОРНАЯ СФЕРА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табитуева Л.Д.

В статье раскрывается проблема развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте. Представлено понятия «мелкая моторика», обозначены недостатки в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Обозначены возможные пути развития мелкой моторики посредством игр с песком и водой, охарактеризованы их потенциальные возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Табитуева Л.Д.

воспитатель МБДОУ Детский сад №153 (Россия, г. Иркутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается проблема развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте. Представлено понятия «мелкая моторика», обозначены недостатки в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Обозначены возможные пути развития мелкой моторики посредством игр с песком и водой, охарактеризованы их потенциальные возможности.

Ключевые слова: моторная сфера, мелкая моторика, дошкольный возраст, игровая деятельность, игры с песком и водой.

Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Одной из актуальных проблем, которая часто рассматривается в рамках психолого-педагогических исследований, является проблема развития мелкой моторики у детей, поскольку дошкольный возраст выступает в качестве подготовительного периода к школе и развитие мелкой моторики имеет важное значение в плане дальнейшего овладения ребенком письмом.

Младший дошкольный возраст является периодом активного формирования моторной сферы и от развития моторных функций зависит развитие высших психических функций, таких, как мышление, память, внимание, речь и т.д.

Современные условия жизни детей таковы, что они все меньше выполняют мелкие движения кистью: дети мало дома рисуют, мало играют с конструкторами, мозаикой, мало лепят из пластилина и все больше играют в компьютерные игры, смотрят мультипликационные фильмы. Недостаточное развитие мелкой моторики оказывает негативное влияние на процесс общего развития ребенка и затрудняет подготовку к школе.

Анализ проблемы исследования был начат нами с анализа самого понятия «мелкая моторика». Исследователи отмечают, что незрелость в развитии моторных функций оказывает влияние на формирование значимых навыков и успешность учебной деятельности.

По определению Б.А. Ашмарина мелкая моторика представляет собой двигательные качества, тесным образом связанные с психическими процессами [1].

По мнению С.Р. Прищепы, мелкая моторика выступает как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [4]. Мелкая моторика является частью моторной сферы в целом наряду с крупной моторикой.

М.М. Кольцова отмечает, что развитие мелкой моторики в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней [2].

Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей в этом возрасте является предметная деятельность. Дети активно взаимодействуют с разными предметами, исследуют их выполнения разные движения с ними. С одной стороны, предметная деятельность создает благоприятные предпосылки для развития мелкой моторики. С другой стороны качества развития мелкой моторики зависят от того, какие виды движений преобладают у ребенка, с какими предметами он взаимодействует и насколько разнообразными являются эти движения.

Исследователи отмечают, что в младшем дошкольном возрасте дети учатся менять напряжение мускулатуры на расслабление, у них формируется хватка, для которой используется изгиб между большим и указательным пальцами, движения становятся более органичными.

В младшем дошкольном возрасте дети в процессе рисования уже пробуют изображать разные линии, черточки, но они не имеют еще регулировать силу нажима, им трудно правильно держать карандаш. Мелкие мышцы руки у них развиты недостаточно, несовершенна координация движений. В тоже время, развитие мелкой моторики у младших дошкольников также имеет индивидуальные различия, у некоторых детей может наблюдаться опережающее развитие моторных функций, у других детей, наоборот, отставание в развитии мелкой моторики.

Исследователями выделяются группы детей в зависимости от состояния моторики. В частности, Т.А. Ткаченко выделяет три таких группы. К первой группе она относит детей, у которых наблюдается нарушение темпа, ритма, тонуса, при этом активность и внимание не нарушены и недочеты мелкой моторики быстро корректируются. Во вторую группу автор включает детей, у которых проявляется недостаточное развитие ловкости, быстроты, точности, замедленный темп. Третья группа включает детей с сильной мышечной заторможенностью. Четвертая группа включает в себя детей, для которых характерна моторная возбудимость, изобилие бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Недостатки развития мелкой моторики обуславливают необходимость поиска наиболее эффективных средств для преодоления этих недостатков и развития мелкой моторики [5].

Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для использования таких средств, как игры с песком и водой. Традиционно исследователи отмечают огромное значение игровой деятельности, как средства обучения и развития детей дошкольного возраста.

По мнению Р.Р. Нугаевой, игра является естественной универсальной формой детской активности и поэтому в дошкольном возрасте является ведущим методом обучения. Традиционно игры с песком и водой используются в более старшем возрасте и часто для организации познавательно-исследовательской деятельности, а также для расслабления детей, то есть в психологическом аспекте

[3].

В тоже время, игры с песком и водой обладают, на наш взгляд, большим потенциалом для развития мелкой моторики, поскольку, играя с песком и водой, дети попадают в условия, когда естественным образом под влиянием материала излишнее напряжение руки снимается. Свойства песка и воды связаны с тем, что ребенок может придавать разную форму песку, особенно мокрому песку, позволяет разнообразить содержание создаваемых ребенком фигур и соответственно обогащать содержание игр.

С помощью песка и с помощью воды можно упражнять детей в разных видах движения обогащая их двигательный опыт, и, способствуя тем самым развитию мелкой моторики. Немаловажным аспектом является то, что игры с песком и водой являются очень интересными для детей, они с удовольствием в них играют и это повышает устойчивость внимания у детей, делает их более организованными, способствует развитию регулятивных функций.

Использование игр с песком и водой в процессе развития мелкой моторики подразумевает создание определенной системы работы, подчиняющейся закономерностям развития ребенка и основным дидактическим принципам.

Игры с песком и водой должны проводиться систематически, соответственно, для педагога важно иметь план данных игр, в котором игры будут расположены по мере усложнения с постепенным разнообразием видов движений, увеличением количества движений в данных играх.

Игры с песком и водой характеризуются тем, что ребенок выполняет определенные игровые действия, которые заложены в игре. Эти игровые действия предполагают взаимодействие ребенка непосредственно с материалом игры, то

есть с песком и водой, которая может осуществляться без дополнительных предметов, когда, например, мы просим ребенка рисовать на песке или на водной глади определенные линии пальчиками рук, или, когда мы просим ребенка выполнять какие-либо действия с дополнительным предметом.

Например, это такие действия, как зачерпывание воды леечкой или выкапывание в песке лопаткой определенного отверстия и т.д. Игры, которые связаны с непосредственным контактом руки ребенка с материалом, то есть с песком и водой, относятся к первому этапу работы. Это связано с тем, что непосредственный контакт ребенка с песком и водой, прежде всего, обогащает его тактильный опыт, улучшает зрительно-моторную координацию, способствует формированию положительного отношения к данному виду деятельности.

Безусловно, с учетом возраста детей важное значение имеет сюжетное содержание игры. Игра должна быть интересна ребенку, поэтому сюжет, вокруг которого строится игра, будет выступать в качестве дополнительного фактора, повышающего интерес и внимание ребенка к игре.

Игры с песком и водой различаются по своим возможностям для развития мелкой моторики. Вода является более податливым материалом, и игры с водой требуют меньше напряжения мышц руки и прикладывания усилий. Игры с песком, в частности, с мокрым песком, требуют больших усилий, большей силы нажима, например, пальцем на песок, и соответственно, создают другие возможности для развития мелкой моторики. Мы считаем целесообразным осуществлять в рамках игр с песком и водой интеграцию основного содержания игры и подготовительных упражнений. Наличие подготовительных упражнений, таких, как пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук, самомассаж, позволит повысить эффективность игр с песком и водой для развития мелкой моторики.

Второй этап игр - это игры, в которых взаимодействие ребенка с песком и водой осуществляется через использование разнообразных материалов, когда ребенок использует дополнительные предметы.

В играх с песком дети осваивают плавные, рисующие движения, вкручивающие движения, хватательные движения и другие виды движений. Игры с водой выступают как хорошее средство для расслабления, развития контроля над тонусом мышц, когда, например, мы просим ребенка погружать в воду легкий пластмассовый шарик, который не тонет и удерживать его под водой, не давая ему всплыть. Выполняя данные движения, мы учим ребенка чувствовать свою руку, развивать координацию движений.

Третий этап развития мелкой моторики в играх с песком и водой - это игры, которые выполняются при участии обеих рук. Движения двумя руками одновременно играют важную роль в развитии межполушарного взаимодействия, развитии общей координации движений, зрительно-моторной координации.

Выделенные нами этапы являются условными, и их содержание, продолжительность, зависят от уровня развития мелкой моторики конкретного ребенка, от динамики развития мелкой моторики.

Таким образом, анализ проблемы развития мелкой моторики детей младше дошкольного возраста показывает, что игры с песком и водой создают оптимальные условия для мелкой моторики посредством снижения излишнего напряжения рук, разнообразия видов движений, создания интересного игрового содержания, повышающего устойчивость внимания у детей и создающего положительный эмоциональный фон в игре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2010. - 189 с.

2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М., 2007. - 144 с.

3. Нугаева, Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника [Текст] / Р. Р. Нугаева // Молодой ученый. - 2013. -№7. - С. 401-404.

4. Прищепа, С. Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Р. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. -С.60 - 64

5. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2007. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.