Научная статья на тему 'Использование и распределение средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе вуза'

Использование и распределение средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бриллиантова О.О.

Данная статья посвящена необходимости внедрения средств и методов физической культуры в студенческую жизнедеятельность, как элемента здорового образа жизни в целях укрепления здоровья и повышения качества профессиональной подготовки. В статье рассмотрены основные двигательные средства, которые используются в учебно-воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование и распределение средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© Бриллиантова О.О.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Данная статья посвящена необходимости внедрения средств и методов физической культуры в студенческую жизнедеятельность, как элемента здорового образа жизни в целях укрепления здоровья и повышения качества профессиональной подготовки. В статье рассмотрены основные двигательные средства, которые используются в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: физическая культура, студент, двигательные средства, здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Социально-экономическое обновление общества, наряду с положительными эффектами, «обрушили» на современного человека, в том числе и на студентов, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, продолжительная работа за компьютером, заучивание огромного материала перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. Особенно в сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности.

Говоря о старшекурсниках, следует отметить, что большинство студентов в силу сложной экономической ситуации вынуждено работать. В результате этого негативные последствия интенсификации учебного процесса обостряются в еще большей степени. Для успешного обучения студенты должны за счет дополнительного волевого напряжения мобилизовать резервы своего организма, т.к. на занятия они приходят уже в значительной мере сниженном функциональном состоянии. Учащиеся сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями. Все эти составляющие образа жизни современного студента, как правило, реализуются в условиях гиподинамии и гипокинезии, то есть снижения мышечной деятельности и двигательной активности, и как следствие этого многие выпускники вузов завершают свое профессиональное обучение, отягощенные целым «букетом» кардио-респираторных, желудочно-кишечных, невротических и других заболеваний. Это в свою очередь не позволяет им полностью реализовать свой творческий потенциал в дальнейшей профессиональной деятельности.

* Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

Приоритетная направленность в ликвидации негативных последствий социально-экономических издержек общества, а также нерационального, нездорового образа жизни студенчества принадлежит физической культуре. Она призвана обеспечивать студентам высокую работоспособность, возможность эффективно трудиться без психофизических перегрузок, творчески реализовывать профессиональный потенциал [1].

Физическая культура - это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества [2].

Проблема здоровья напрямую связана с образом жизни студентов. Как свидетельствуют результаты исследования уровня здоровья студентов Кубанского государственного университета, количество студентов с различными отклонениями физического развития неуклонно повышается, при относительно невысоком уровне образованности, самостоятельной активности, ответственности учащейся молодежи.

Образовательный процесс в вузе характеризуется стремлением к усовершенствованию учебных занятий, творческому поиску и внедрению авторских программ и новых педагогических технологий, однако, можно отметить отсутствие контроля и учета изменений в состоянии здоровья студентов. Это еще одна важная проблема, связанная с ухудшением здоровья студентов, вызвана информационной перегрузкой и неблагоприятным воздействием гиподинамии из-за недостатка времени, а в большинстве случаев, из-за нежелания найти время на занятия физическими упражнениями и спортом.

В процессе изучения специфики характера учебно-трудовой деятельности студенческой молодежи нами было выявлено и классифицировано три основных группы факторов риска, воздействующих на их здоровье и профессиональную работоспособность.

К первой группе были отнесены гигиенические факторы, т.е. несоблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к местам проведения учебных занятий.

Ко второй группе относятся социально-психологические факторы, характеризующие отношения студентов: внутри учебной группы, на курсе, в вузе в целом. Сюда же входит и отсутствие элементарных знаний и умений по профилактике стрессовых состояний, по релаксации, по аутогенной тренировке.

Третья группа неблагоприятных факторов физкультурно-соматического плана возникает вследствие неправильно организованного индивидуального стиля жизнедеятельности: отсутствие оптимального двигательного режима, не использование средств физической культуры в режиме учебного дня, малое пребывание на свежем отдыхе, пренебрежение средствами активного отдыха.

Комплексное воздействие данных факторов отражается на снижении работоспособности и повышении заболеваемости. Согласно проведенному анкетному опросу двухсот студентов экономического факультета КубГУ за 2013-2014 учебный год были получены следующие результаты: не болело -43 %; пропустили по причине болезни одну неделю - 33 %; две недели -14 %; месяц - 10 % респондентов, т.е. около 60 % студентов пропускают учебные занятия по болезни.

Таким образом, анализ специфики студенческой жизнедеятельности диктует необходимость повседневного внедрения средств и методов физической культуры как элемента здорового образа жизни в целях укрепления здоровья и повышения качества профессиональной подготовки.

В повседневной жизни и профессиональной подготовке студентов физические упражнения и их системы выполняют двояко значимую роль. С одной стороны, они направлены на поддержание психофизических и мор-фофункциональных кондиций, сохранение и укрепление здоровья учащейся молодёжи, а с другой - на улучшение подготовки студентов к дальнейшей профессионально-трудовой деятельности.

Основная ориентация специальных двигательных средств (физических упражнений) направлена на психику и интеллектуальные качества личности; на энергетику мышечной деятельности; на двигательный компонент (физические качества).

В качестве основных двигательных средств в учебно-воспитательном процессе вуза используются: физические упражнения циклического характера, скоростно-силовые упражнения, упражнения игровой направленности. Все указанные группы упражнений, помимо ранее обозначенных задач, призваны создать интерес у студентов к физической культуре и здоровому образу жизни. Рассмотрим каждую из групп более подробно.

Физические упражнения циклического (повторяющегося) характера: ходьба, бег, плавание, оказывают непосредственное влияние на кардио-рес-пираторную систему, на механизм энергообразования, на управление произвольными движениями и на центральную нервную систему. Длительные, равномерные нагрузки вызывают физическое утомление, формируют способность переносить неприятное ощущение усталости, повышают психологическую устойчивость к воздействию окружающей среды, погодных условий, тренируют общую и специальную выносливость. Кроме этого, выполнение циклических упражнений с высокой скоростью повышает возбудимость и при постоянном повторении улучшает устойчивость к стрессам. Однако, эмоциональный эффект и качество исполнения упражнения во многом зависят от объема и интенсивности тренировочной нагрузки, в связи с чем необходимо учитывать величину и характер физиологических сдвигов в организме студентов. Наиболее полезными для оздоровительного и развивающего эффекта систем и органов молодых людей студенческого возраста

(не спортсменов) является диапазон от 130 до 170 ударов в минуту, при котором происходит максимальное наполнение крови кислородом и ее очищение от продуктов метаболизма. Общий объем выполнения упражнений на данной ЧСС - 50-60 % от продолжительности всего занятия. Максимальное время проведения одного занятия 90 минут. При повышении пульса выше указанной верхней границы необходим отдых до снижения ЧСС в пределах 120-130 ударов в минуту. Сидеть и лежать в процессе отдыха не рекомендуется. Нагрузки с использованием физических упражнений циклического характера обеспечивают, так называемый «кумулятивный» эффект оздоровления занимающегося, регистрируемый в конкретных показателях благополучия его интеллектуальной сферы, психики, биологического состояния.

Упражнения силового и скоростно-силового характера активно используются в процессе физического воспитания и подготовке к будущей профессиональной деятельности студентов. Силовые упражнения дозируют и обеспечивают их точную направленность в соответствии с общепринятым подходом, учитывающим число перемещений отягощения и скорость движений: предельное отягощение - 1 повторение; околопредельное - 2-3; большое - 10-12; среднее - свыше 12; малое - до 25; очень малое - свыше 25 повторений. Для удобства данные упражнения подразделяют на собственно-силовые, связанные с перемещением предельных отягощений и скоростно-силовые, в случае перемещения малых отягощений, но с высокой скоростью. Как правило, собственно-силовые упражнения практикуются в секциях по атлетической гимнастике, на общих же занятиях физической культурой используют упражнения с весом собственного тела: подтягивания, отжимания, прыжки в длину и высоту. Акцент на занятиях со студентами следует делать на скоростно-силовые упражнения. Хорошим способом для их развития является круговая тренировка. Для ее проведения определяется 6-8 видов физических упражнений, каждое из которых выполняется поочередно, с небольшой паузой между ними. Занимающиеся выполняют весь комплекс упражнений 2-3 раза, затем переходят к заключительной части занятия - упражнениям на расслабление и на гибкость.

В качестве примера в круговой тренировке можно использовать следующие упражнения: прыжки со скакалкой; отжимания от пола; выпрыгивания из полного приседа на двух ногах; сидя на полу, руки сзади в упоре, скрестные движения ногами; стоя лицом к партнеру сопротивление в парах -ладонь в ладонь и др.

Продолжительность выполнения упражнений и отдых между ними -2 минуты. Необходимо чередовать упражнения силовой направленности с упражнениями на гибкость и ловкость во избежание появления тонической напряженности, уменьшения амплитуды движений, также надо избегать длительных статических поз, чрезмерных напряжений и положений. Выполнение упражнений силовой и скоростно-силовой направленности требу-

ет продолжительного отдыха, т.к. они осуществляются в условиях значительной мышечной напряженности, концентрации внимания, волевых усилий.

Упражнения игровой направленности подразумевают использование в учебно-воспитательном процессе подвижных и спортивных игр. Их правильная дозировка создает благоприятные условия для развития профессионально значимых качеств будущих специалистов: концентрации внимания, четкого восприятия объектов, корректировки имеющихся представлений и понятий, творческого воображения, коммуникабельности и т.п. В процессе физического воспитания со студентами рекомендуется использовать подвижные и спортивные игры, направленные на следующие целевые ориентации: на развитие познавательных способностей - игры, создающие проблемные ситуации и обучающие способам их решения; на развитие двигательных способностей - игры с элементами сложно-координационных движений, на развитие скоростной выносливости, быстроты. Упражнения игрового характера занимают в каждом занятии не более 40 % общего времени. Для развития самостоятельности и навыков общения студентам предлагаются задания на составление собственных упражнений и игр с последующим их проведением в учебной группе.

Таким образом, использование и распределение средств физической культуры в годичном цикле работы со студенческой молодежью наиболее целесообразно и эффективно при их комплексном подборе, включающем физические упражнения циклического, скоростно-силового и игрового направлений.

Список литературы:

1. Бриллиантова О.О. Ликвидация негативных последствий нерационального образа жизни студенчества // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. - Нижневартовск, 2013. - С. 136-138.

2. Саноян Г.Г. Физкультура активной жизни / Г.Г. Саноян - М.: ООО «АвиаТТэкс», 2009 - С. 116.

О МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

© Лада С.С.

Сибирское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск

В статье приводится исследовательский материал о сформированно-сти мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности студентов-спортсменов высокой квалификации училища олимпийского резерва и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.