Научная статья на тему 'О мотивационных тенденциях в «Я-концепции» личности студентов училища олимпийского резерва'

О мотивационных тенденциях в «Я-концепции» личности студентов училища олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"Я-КОНЦЕПЦИЯ" ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО И НЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лада С.С.

В статье приводится исследовательский материал о сформированности мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности студентов-спортсменов высокой квалификации училища олимпийского резерва и студентов средних профессиональных учреждений не физкультурно-спортивного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лада С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мотивационных тенденциях в «Я-концепции» личности студентов училища олимпийского резерва»

ет продолжительного отдыха, т.к. они осуществляются в условиях значительной мышечной напряженности, концентрации внимания, волевых усилий.

Упражнения игровой направленности подразумевают использование в учебно-воспитательном процессе подвижных и спортивных игр. Их правильная дозировка создает благоприятные условия для развития профессионально значимых качеств будущих специалистов: концентрации внимания, четкого восприятия объектов, корректировки имеющихся представлений и понятий, творческого воображения, коммуникабельности и т.п. В процессе физического воспитания со студентами рекомендуется использовать подвижные и спортивные игры, направленные на следующие целевые ориентации: на развитие познавательных способностей - игры, создающие проблемные ситуации и обучающие способам их решения; на развитие двигательных способностей - игры с элементами сложно-координационных движений, на развитие скоростной выносливости, быстроты. Упражнения игрового характера занимают в каждом занятии не более 40 % общего времени. Для развития самостоятельности и навыков общения студентам предлагаются задания на составление собственных упражнений и игр с последующим их проведением в учебной группе.

Таким образом, использование и распределение средств физической культуры в годичном цикле работы со студенческой молодежью наиболее целесообразно и эффективно при их комплексном подборе, включающем физические упражнения циклического, скоростно-силового и игрового направлений.

Список литературы:

1. Бриллиантова О.О. Ликвидация негативных последствий нерационального образа жизни студенчества // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. - Нижневартовск, 2013. - С. 136-138.

2. Саноян Г.Г. Физкультура активной жизни / Г.Г. Саноян - М.: ООО «АвиаТТэкс», 2009 - С. 116.

О МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

© Лада С.С.

Сибирское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск

В статье приводится исследовательский материал о сформированно-сти мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности студентов-спортсменов высокой квалификации училища олимпийского резерва и

студентов средних профессиональных учреждений не физкультурно-спортивного профиля.

Ключевые слова «Я-концепция» личности, студенты, спортсмены высокой квалификации, мотивационные тенденции, профессиональные учреждения физкультурного и не физкультурного профиля.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3) среди приоритетов в области образования выделяется необходимость гуманизации и усиления воспитательной функции образования; в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» отмечается, что реформирование российского образования инициирует возрождение образовательных учреждений как культурных центров, одной из функций которых является духовно-нравственное воспитание личности.

В Типовом положении об училищах олимпийского резерва указывается, что училище олимпийского резерва - это учреждение среднего профессионального образования, деятельность которого направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение круглогодичной специализированной подготовки спортсменов высокой квалификации, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта;

б) подготовка педагогов физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием [2].

Из этого следует, что студенты училища олимпийского резерва - это не только спортсмены высокой квалификации, составляющие резерв сборных команд России по олимпийским видам спорта, но и будущие педагоги физ-культурно-спортивного профиля.

Для выявления сформированности структуры мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности студентов училища олимпийского резерва был проведен опрос студентов-спортсменов высокой квалификации Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Сибирское государственное училище олимпийского резерва» (юноши п = 55, девушки п = 58) и студентов-не спортсменов бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский автотранспортный колледж» (юноши п = 34, девушки п = 26) и бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский музыкально-педагогический колледж» (юноши п = 21, девушки п = 32).

В данном исследовании применялась методика С.М. Петровой «Диагностика мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности» [3].

Уточним, что «Я-концепция» понимается как устойчивая система обобщенного представления личности о себе, как образ собственного «Я», который определяет ее отношение к самой себе и другим людям. Другими сло-

вами, «Я-концепция» включает в себя всю совокупность знаний и представлений человека о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Анализ результатов исследования структуры сформированности моти-вационных тенденций в «Я-концепции» личности юношей-студентов учреждений среднего профессионального образования выявил, что студенты училища олимпийского резерва, по сравнению со своими сверстниками, студентами автотранспортного и музыкально-педагогического колледжей, более ориентированы на индивидуализацию и демонстрацию своей личности, на труд, развитие, достижение поставленных целей, на познании нового, на оптимистическое восприятие окружающего мира, самоактуализацию и самоопределение.

Мотивационная тенденция на материальное благополучие, коммуникацию, избегания неудач и опасностей свойственна и тому, и другому контингенту юношей. Наряду с этим мы обнаружили, что у юношей-не спортсменов более выражено стремление к упрощенным способам существования и беззаботной жизни. К изложенному выше добавим, что юноши, спортсмены и не спортсмены, имеют относительно равные, но и вместе с тем самые низкие показатели сформированности альтруистической, нравственной и нормативной мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности.

С нашей точки зрения, это может указывать на то, что более 40 % юношей-студентов средних профессиональных образовательных учреждений не стремятся соблюдать морально-нравственные нормы и правила поведения в обществе, жить в обществе по справедливости и совести; более 80 % опрошенных не готовы бескорыстно помогать людям; почти 90 % юношей-студентов ориентированы на финансовое и материальное благополучие.

Анализ результатов исследования структуры сформированности мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности девушек-студенток средних профессиональных образовательных учреждений разного профиля показал, что девушки-спортсменки, по сравнению со своими сверстницами девушками-не спортсменками, более ориентированы на индивидуализацию и демонстрацию своей личности, своих личных достижений, оптимизм и веру в хорошее, на активную борьбу и преодоление трудностей, на уважение и признание своей личности в обществе, на труд и преодоление трудностей. У девушек-неспортсменок в большей степени, чем у девушек-спортсменок, проявляется ориентация на упрощенные способы существования, на «легкую» и «беззаботную» жизнь.

В исследовании как у спортсменок, так и у не спортсменок выявлены примерно равные процентные показатели сформированности коммуникативной, познавательной, нравственной и нормативной видов мотивацион-ных тенденций, тенденций избегания неудач и опасностей, тенденций на материальное благополучие.

Мы полагаем, что это может свидетельствовать о том, что почти 40 % девушек, студенток учреждений среднего профессионального образования, не ориентированы на соблюдение установленный морально-нравственных норм и правил поведения в социуме, жить по совести и справедливости среди людей.

Также бышо установлено, что девушки, спортсменки и не спортсменки, имеют примерно равные, но и самые низкие процентные показатели сфор-мированности альтруистической мотивационной тенденции. Это может свидетельствовать о том, что примерно 80 % опрошенных девушек не стремятся действовать на пользу другим людям, не считаясь со своими личными интересами; более 90 % девушек ориентированы на финансовое и материальное благополучие.

Мотивационная тенденция избегания неудач и опасностей очень велика и выфажена почти у 80 % студентов, юношей и девушек, указанных образовательных учреждений. Мы предположили, что на ее возникновение могут влиять множество факторов, в частности: болезненно затянувшиеся социально-экономические реформы российского общества, в том числе, реформа общего и профессионального образования.

Что же касается студентов училища олимпийского резерва, то, по нашему мнению, это может быть вызвано многолетней и систематической ответственностью спортсменов высокой квалификации за результаты своей деятельности перед тренером, коллективом, собой, а также ситуацией соперничества и конкуренции, характерных для учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Наряду с вышеизложенным, необходимо отметить и тот факт, что такие виды мотивационнык тенденций как нормативная, нравственная и альтруистическая слабо сформированы у большинства юношей и девушек, представителей средних профессиональных образовательных учреждений разного профиля, участвовавших в данном исследовании. По нашему мнению, это свидетельствует о неразвитости внутренней потребности у современной молодежи жить по совести, соблюдать нормы социальной справедливости, морали, нравственности, бескорыстно помогать людям.

Список литературы:

1. Мусакаева Г.М. Формирование нравственной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.М. Мусакаева. - Челябинск, 2013. - 175 с.

2. Типовое положение об училище олимпийского резерва (утв. приказом Госкомспорта РФ от 05.03.2004. № 194) [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс Минспорта РФ. - http: // www.minsport.gov.ru.

3. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малык групп: учеб. пособ. для вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.