Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРОНОТОПА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРОНОТОПА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ТЕКСТ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильев Вячеслав Александрович

В статье анализируются естественнонаучные понятия пространство и время, их единство, выражающееся в термине хронотоп, и использование его в социальном исследовании. Раскрывается разработка М. Бахтиным художественного хронотопа применительно к гуманитарному познанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CHRONOTOPE IN SOCIAL AND HUMANITARIAN COGNITION

The article analyzes the natural science concepts of space and time, their unity, expressed in the term chronotope and its use in social research. M. Bakhtin's development of the artistic chronotope in relation to humanitarian cognition is revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРОНОТОПА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ»

УДК 165.1

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51552

В.А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета*

Использование хронотопа в социально-гуманитарном познании

В статье анализируются естественнонаучные понятия пространство и время, их единство, выражающееся в термине хронотоп, и использование его в социальном исследовании. Раскрывается разработка М. Бахтиным художественного хронотопа применительно к гуманитарному познанию.

Ключевые слова: хронотоп, пространство, время, текст, познание.

V.A. VASILIEV Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophical Science of the Moscow State Linguistic University

The use of chronotope in social and humanitarian cognition

The article analyzes the natural science concepts of space and time, their unity, expressed in the term chronotope and its use in social research. M. Bakhtin's development of the artistic chronotope in relation to humanitarian cognition is revealed.

Keywords: chronotope, space, time, text, cognition.

Сегодня не только в естественных, но и в социально-гуманитарных науках активно используется термин хронотоп (от греч. chronos - время и topos - место). Считается, что его

* Васильев Вячеслав Александрович, e-mail: prof.Vasiliev@ro.ru

ввел в научный оборот физиолог А.А. Ухтомский, выступая с докладом «О временно-пространственном комплексе, или хронотопе» (1925 г.)1. Однако следует отметить, что данные парные категории применялись еще античными философами. Так, например, Аристотель считал, что предметы занимают определенное место, т.е. имеют пространственную характеристику; время же есть мера движения, изменений. В период классической науки И. Ньютон выдвинул теорию об абсолютности пространства и времени. Пространство - место для перемещения тел. Время - чистая длительность от сотворения мира. Неклассическая наука поставила данное положение под сомнение. Физик А. Эйнштейн обосновал теорию относительности, которая утверждает объективную неразрывность движения, пространства и времени. На вопрос журналистов «В чем отличие Вашей теории от теории Ньютона?» Эйнштейн ответил: «Если бы мысленно убрать все тела, то исчезли бы пространство и время». Специальная теория относительности органически связала пространство, движение, время в единое целое.

С точки зрения современной философии пространство и время, во-первых, являются атрибутами природного и социального бытия во всем многообразии его проявления, а во-вторых, это формы созерцания, восприятия предметов. Немецкий философ И. Кант обратил внимание на их второе значение в нашем познавательном процессе. Вещи воздействуют на наши органы чувств, вызывают различные ощущения, которые упорядочиваются посредством пространственно-временных форм чувственности. В нашем сознании представлена не сама вещь, а ее субъективное конструирование. Если над физическими формами пространства и времени человек не властен, то их восприятие индивидуально-личностное. Переживание времени имеет разную длительность, несопоставимую с объективным временем. Так, боль, кажется, длится долго, радость - быстротечна. Пространственная характеристика тоже может носить субъективное восприятие. Для одного человека небольшая квартира приносит удовлетворение, а для другого особняк что-то маловат.

Во второй половине XIX в. естественнонаучное понимание пространственно-временной цельности расширяло сферу

1 См.: Ухтомский А.А. О хронотопе // Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002, с. 67-71.

своего применения. Это вызвано было тем, что утверждались социология и культурология, психология и лингвистика и другие самостоятельные дисциплины. Особенности их предмета исследования, в отличие от природных процессов, связаны с общественными отношениями, с деятельностью людей, их интересами, идеалами, что требовало иных, в отличие от механики, методов и категорий познания. Пространственно-временная координация стала наполняться новым содержанием, в научный оборот вносятся понятия «социальное пространство», «социальное время». Любое общество занимает в географической среде определенное пространство, границы которого во временном интервале могут сужаться, расширяться. Складываются империи на огромных территориях, подминая под себя другие общественные системы. На определенном этапе своего функционирования империи разрушаются, на их месте возникают иные социальные образования и т.п. Так, в период царизма российская территория увеличивала свои границы, в нее включались народы, проживавшие в ином географическом пространстве. Распад СССР в 90-е гг. значительно сузил пространственную характеристику страны.

В социальное пространство вплетено время. Оно выступает внутренней длительностью общественной жизни людей. Социальное время - это история народов и человечества, время расцвета и заката наций, культур. В отличие от космического времени, с которым имеет дело естествознание, социальное время противоречиво: включает ускорение и замедление, прогресс и регресс, застой и цикличность. Революция ускоряет социальные преобразования, современная глобализация усиливает экономические и коммуникативные связи, культурный обмен между государствами. Социальные процессы повторяются, имеют особенные и общие законы функционирования и развития. Общество постоянно воспроизводит средства существования и труда, хозяйственную деятельность, производство товаров, их распределение, обмен и потребление.

Пространственно-временная социальная связка стала использоваться в культурно-исторических моделях общественного развития (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Понятие «единое человечество», считал Данилевский, слишком абстрактно. Следует говорить об обособленных социальных образованиях, которые он назвал культурно-историческими типами: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, ин-

дийский, иранский, еврейский и др. Россия со славянством в скором времени сформирует свой специфический социальный образ. Каждый культурно-исторический тип самобытен в силу пространственно-географической и исторически-временной ограниченности, национальных особенностей, религии, языка, традиций, бытовых условий и т.п. Как живой биологический организм культурный тип существует в определенном замкнутом пространстве в течение отведенного ему времени: культура зарождается, функционирует, достигает зрелости и отмирает. Каждому культурно-историческому типу присущи единые законы развития: родство языка; политическая независимость; непередаваемость цивилизации; многообразие

1

составных элементов; краткость периодов существования .

Концепция Данилевского выстраивается на реальном существовании множества самобытных культур, что в методологическом отношении приводит к их абсолютизации и отрицанию единства человеческой истории. В отличие от модели Данилевского, марксистское учение выделяет из всего многообразия социальных культурных факторов нечто присущее им общее - материальный процесс жизнедеятельности людей. Материальное производство выступает как естественная закономерность функционирования и смены общественно-экономических формаций. В них временные и пространственные культурно-исторические интервалы (прошлое, настоящее, будущее) проникают друг в друга. Это временная прерывность непрерывности осуществляется в конкретном историческом пространстве. Тем самым человеческая реальность описывается, с одной стороны, как конкретно-историческая, а с другой - как единая человеческая история, целостная взаимосвязь разных народов, культур.

Пространственно-временную социальную динамику использует П. Сорокин при обосновании мобильной стратификации. Дифференциация в обществе охватывает большие группы людей (страты), отличающиеся друг от друга уровнем дохода, образования, власти. Все данные показатели имеют количественно-временную характеристику. Пространственное расположение страт, их динамика изменений определяется возможностью перехода из одной социальной ячейки в другую. Так, при увеличении или сокращении дохода человек

1 См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому. М., 2010, с. 115-137.

поднимается вверх или опускается в нижнюю страту. Он живет в нескольких социальных пространствах и временных измерениях. Группы людей могут одновременно находиться в разных стратах по уровню дохода, и в одной страте - по уровню образования.

Возможность использования пространства и времени в гуманитарном познании проанализировал немецкий просветитель, поэт, литературный критик периода Нового времени Г. Э. Лессинг. Он обращается к исследованию искусства на примере живописи и поэзии. Они, с одной стороны, имеют предметную общность (объективную и субъективную реальность), а с другой - предполагают различия средств отображения. Так, живописец располагает свои знаки-краски на полотне друг подле друга. Поэтому зритель достигает ясного представления о какой-либо картине, рассматривая порознь ее части и связывая их в единство. Тем самым живопись в своих подражаниях действительности употребляет тела и краски, взятые в пространстве. Предметом изображения для поэзии являются членораздельные звуки, совершающиеся последовательно во времени. То, что наш глаз при восприятии живописи охватывает сразу, то поэтическое произведение должно показывать нам медленно, по частям, ибо для слуха прослушанное слово уже исчезает, если только не сохранится в памяти. «Итак, - делает вывод Лессинг, - остается незыблемым следующее положение: временная последовательность - область поэта, пространство - область живописца»1.

В методологическом отношении позиция Лессинга опиралась на классическую науку, которая была популярна в период его деятельности. Поэтому создавались соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности. Будучи в свой период продуктивными, они закреплялись традицией и продолжали существовать даже тогда, когда утратили свое реалистически адекватное значение в последующем развитии. Необходим был иной исторический период, связанный с оформлением неклассической науки. Поэтому не случайно «только недавно началась - и у нас и за рубежом - серьезная работа

1 Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957, с. 210.

по изучению форм времени и пространства в искусстве и

1

литературе» .

Российский философ, культуролог М.М. Бахтин обратился к обоснованию особенностей гуманитарного познания, предметом которого выступает индивидуальное «выразительное и говорящее бытие»2. Он обращает внимание на то, что понимание другой личности требует диалога, свободного откровения, открытости. Это единство межличностных связей выражает художественный хронотоп, который Бахтин переносит главным образом на одну из форм искусства - литературу. «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда - в литературоведение - почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры)» .

Бахтин использует художественный хронотоп на примере анализа литературных сочинений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Рабле и других авторов. Творцами своих произведений при помощи языка выделяется «живая мысль», переживаемая в данный момент, и «отчужденная мысль», зафиксированная в тексте. За текстом стоит общепринятая система языка знаков, выраженная в литературе в вербально-словесной форме. Текст становится первичной данностью, непосредственной действительностью мысли и переживаний. В произведении содержатся авторские мировоззренческие позиции, значения, смыслы, ценности. Из их понимания исходит гуманитарное познание. Если естественные науки интересуют объективно существующие предметы, то для гума-

1 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Собр. соч. В 7 т. М., 2012, т. 3, с. 342.

2 Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. М., 1997, т. 5, с. 8.

3 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе, с. 341.

нитария предметом исследования выступает текст. Он может содержать религиозную и философскую, этическую и эстетическую смысловую информацию.

Литературный текст - своеобразная «застывшая» речь из совокупности слов, предложений, которая фантастическим образом «оживает», когда осуществляется взаимодействие автора, его героя или героев и читателя. Все действующие лица весьма активны, относительно самостоятельны друг от друга. Мировоззренческая, социально-ценностная позиция автора находит отражение в поступках героев повествования. Их действия, подчиненные общей сюжетной линии, могут вступать в противоречие с авторским замыслом. Известно, что Л.Н. Толстой, начав повествование романа «Война и мир», не предполагал кончины князя Андрея Болконского, но логика событий, в которых приходилось участвовать герою, привела его к подобному итогу.

Художественный хронотоп позволяет автору находиться внутри произведения или вне его содержания, вести рассказ от себя или от своего героя, начать повествование с начала событий или с их середины, а то и с финала действия. Свободное хронотопическое движение, тем не менее, подчинено общей сюжетной линии, которая в свою очередь во многом определяется конкретной социальной ситуацией, эпохой, культурой. Текст независимо от автора может содержать скрытые или еще только возникающие в обществе проблемы, которые более ярко дают о себе знать в более позднее время. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин).

Художественный текст может отличаться такой особенностью, как недосказанность, многозначность смыслов, эзоповским приемом изложения материала. Символичность языка содержит в себе возможность различных интерпретаций, пониманий, что предполагает активность читателя. Он не механически прочитывает произведение, а творчески в него вживается, стараясь проникнуть в духовный мир участников действий, что требует диалогичности гуманитарного мышления. В диалоге осуществляется живая связь вступивших в обсуждение субъектов, обладающих культурой, ценностями, убеждениями. Чем сложнее в мировоззренческом отношении текст, тем труднее проникнуть в сущность авторского замысла. Порой роман требует неоднократного прочтения; с возрастом работа над ним вызывает разные впечатления,

эмоции, размышления. Подобная эволюция взглядов связана с изменяющейся шкалой ценностей, переоценкой поступков действующих лиц. И при этом не нарушается объективный ход времени в изображении событий. Читатель может не заметить того, что хотел выразить автор и в то же время увидеть в произведении качественно иную драматургию. Так, А.П. Чехов считал свою пьесу «Вишневый сад» комедией. К.С. Станиславский, прочитав рукопись, прослезился и воскликнул: «Какая трагедия!».

Художественный хронотоп, отмечает Бахтин, создает возможность прочувствовать события, сюжетные линии произведения. Приметы времени раскрываются в пространстве, а само пространство осмысливается и изменяется временем. Проследим развитие художественного хронотопа в повествовании Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно». Крестьянин Пахом имел небольшой надел земли, но хотелось ему его расширить. Накопил он деньжат и поехал в дальние края. День-два ехал, но приехал. Землицы видимо-невидимо, глазом не охватить. Видит Пахом - у кибитки сидит человек. Подошел к нему и спрашивает: «Мил человек, как бы мне землицы купить?». «Клади свои деньжата в мою шапку,- отвечают ему. - Как только солнце станет всходить - отмеряй земли, сколько пожелаешь. Только уговор: до захода солнца ты должен быть у моей шапки». Обрадовался мужик: сколько же землицы он отмерить может за целый день. Только брызнуло из-за горизонта солнце - пошел мужик отмерять себе землицы. Идет с охоткой, радость его охватывает: уж больно земля-то хороша, плугом еще не тронутая, урожаи будут великие. Солнце все ярче, а мужику становится все жарче. Много прошагал, даже кибитки не видать. Возвращаться пора, солнце закатываться за горизонт собирается, идти мужику становится все тяжелее, ноги устали, еле передвигаются, сердце молотом стучит. Отдохнуть хочется, а нельзя - не поспеешь дойти до заката. Собрался Пахом с силами и ускорил шаг, а солнце не ждет, быстрее его укатывается к горизонту. Побежал мужик из последних сил. Вот и кибитка и человек сидит около нее, смеется и что-то кричит ему. Еле-еле дополз Пахом до шапки - и солнце красное закатилось в его глазах. Огромное поле, отмеренное крестьянином, в один

миг превратилось в небольшой земляной надел, который и стал его собственностью1.

Если объективное время необратимо и одномерно, то с помощью художественного хронотопа осуществляется авторская «игра» временем. Оно разрывается, сжимается и растягивается, его закономерное течение прерывается, событие настоящего переносится в будущее как возможность ожидаемого. Пространственные координаты расширяются и вдруг резко сужаются. Читатель проникает в духовное состояние героя, интересуется его желаниями, целями. Он сопоставляют их со своими индивидуально-субъективными ценностями и может осуждать героя, не соглашаясь с его поведением, или сопереживать, мысленно поддержать, оправдать поступки. Словесно передаваемое Толстым духовное состояние героя произведения (Пахома) «отличается резкой внутренней диалогичностью, причем оно диалогизовано как в предмете, так и в кругозоре читателя. Это две линии диалогизации»2.

Бахтин, как отмечалось ранее, в первую очередь занимался возможностями использования хронотопа при исследовании литературного текста. «Если понимать текст широко - как всякий связный знаковый комплекс, - отмечает Бахтин, -то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства). Мысли о мыслях, переживания пере-

3

живаний, слова о словах, тексты о текстах» .

В отношении искусства текстовый хронотоп можно трактовать значительно шире, не ограничивая его применение только в литературе. Сущность искусства, если следовать определению, данному Л. Н. Толстым, состоит в том, что один человек с помощью красок, слова, музыки и других видов деятельности выражает свое мировосприятие, миропонимание, а

4 _ ^

другие воспринимают творение и сопереживат . В такой специфической форме познания реальности наряду с вербальным выражением мысли, зафиксированным словом, речью (живой или отчужденной в тексте) выделяется невербальное

1 См.: ТолстойЛ.Н. Много ли человеку земли нужно. // Собр. соч. В 12 т. М., 1958, т. 10, с. 50-62.

2 Бахтин М.М. Индивидуально-стилистические единства романа: автор, рассказчик, герой // Собр. соч. В 7 т., т. 3, с. 37.

3 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Собр. соч. В 7 т, т. 3, с. 306.

4 См.: Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955, с. 357.

мышление. К нему относится, например, наглядно-образное художественное восприятие: музыка, живопись, скульптура, танец и т. п. В невербальной форме также прослеживается художественный хронотоп, присутствует своеобразный текст, в котором взаимодействуют и автор, и его произведение, и тот, кто это произведение воспроизводит в своем духовном мире. Так, живопись разворачивает свой сюжет не только в пространстве, как отмечал Лессинг, но и во времени. Пейзаж, или натюрморт, не говоря о портрете, несут в себе пространственные и временные приметы природы, социальной жизни, бытовые условия, особенности культуры. Сюжет картины А. Иванова «Явление Христа народу» связан с событиями, описанными в Евангелии. Явление Христа изображается как исторически временное действие в конкретном пространственном регионе во время крещения людей в реке Иордан. В художественно живописующем тексте присутствуют автор, его действующие лица и те, кто воспринимает полотно и находит в себе душевный отклик, свои ассоциации, переживания.

Язык музыки также наполняется художественным хронотопом, несущим смысловую информацию. Свои чувства, размышления относительно переживаемых жизненных событий композитор передает звуковым текстом. Музыка обращается к внутреннему миру человека, вызывает в нем идеи и представления о тех социальных явлениях, которые автор хочет передать слушателям. Так, седьмая симфония Д. Шостаковича (Ленинградская) переносит нас в драматические времена нашего государства. В чувственных образах оживают время и пространственное поле (события на фронте и в тылу) героической борьбы советского народа. Авторская музыкальная композиция проникала в духовный мир людей, вселяла мужество, веру в победу над фашизмом.

Идеи Бахтина относительно художественного хронотопа, знаковой (вербальной и невербальной) природы текста, его структурности и диалогичности сегодня находят продолжение в парадигме гипертекста. С одной стороны, гипертекст придерживается традиционного понимания текста, а с другой -значительно его обновляет. Целостная структура произведения расчленяется на отдельные фрагменты, подтексты, в него вносятся пояснительные сноски, биографический материал и т.п. Ломается привычная линейная последовательность изложения материала, в нем отсутствуют фиксированные в обычном тексте начало и окончание. Текст становится открытой,

мозаичной системой. Подобная раздробленность позволяет начать чтение с любого даже незначительного эпизода. Активная позиция индивидуального восприятия произведения характеризует гипертекст как незавершенный, многовариантный, со многими субъективно окрашенными смыслами, ценностями, источником множества истолкований.

Хронотоп стал активно применяться не только к литературным произведениям, различным видам искусства, но и к анализу общества и природы. Он приобретает особое социально-познавательное информационное значение в компьютерных системах, в виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.