Научная статья на тему 'Использование химического эксперимента прикладной направленности в курсе неорганической химии средней школы'

Использование химического эксперимента прикладной направленности в курсе неорганической химии средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ / НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ПРЕПАРАТЫ БЫТОВОЙ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Наталья Анатольевна

Рассматриваются вопросы усиления прикладной направленности школьного курса химии путем использования химического эксперимента. Предложены опыты, где объектами исследования выступают препараты бытовой химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование химического эксперимента прикладной направленности в курсе неорганической химии средней школы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х

компетенция - это не какая-то способность, не какой-то отдельный навык студента, а целостное формирование, которое показывает то, насколько выпускник вуза на «выходе из вуза» знает, что такое управленческое решение, его структуру и механизм его принятия, умеет использовать данный механизм в практической деятельности и способен реализовывать принятые управленческие решения. Как отмечал А.В. Карпов, «функция принятия решения наиболее специфична в деятельности руководителя и в наибольшей мере отражает ее своеобразие..., центральное звено всей деятельности руководителя» [2, c. 126]. Таким образом, можно утверждать, что важнейшей профессиональной компетенцией выпускника любого отечественного вуза должна быть сформированная у них подготовленность к принятию управленческих решений.

Список использованной литературы:

1. Гончарова Н.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. - № 5.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. - 584 с.

3. Киселев А.А. Менеджмент и управление: диалектическая взаимосвязь понятий в отечественной науке управления // Наука и мир. 2016, №4(32). Т.2. -124 с.

4. Киселев А.А. Реализация стандартов ФГОС 3+ по менеджменту и их влияние на качество подготовки студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 апреля 2016 г, г. Ижевск). / в 3 ч. Ч.2. -Стерлитамак: АМИ, 2016. - 192 с.

5. Киселев А.А. Формирование подготовленности к принятию самостоятельных решений у студентов отечественных вузов как педагогическая задача // Наука, образование, общество. 2016, №1 (7). - 303 с.

6. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск: Белорусская наука. 1998. - 319 с.

© Киселев А.А., 2016

УДК 372.854

Макарова Наталья Анатольевна

канд.пед.наук., доцент ОмГПУ г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КУРСЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассматриваются вопросы усиления прикладной направленности школьного курса химии путем использования химического эксперимента. Предложены опыты, где объектами исследования выступают препараты бытовой химии.

Ключевые слова

школьный химический эксперимент, прикладная направленность школьного курса химии, неорганическая

химия, препараты бытовой химии

Химия как учебный предмет призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов и совместно с другими естественнонаучными дисциплинами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Важно, чтобы умения, приобретенные на уроках, находили применение в повседневной жизни. Только в этом случае они будут интересны и понятны учащимся. А это в свою очередь будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету, внутренней мотивации учения. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы школьники все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Каждому учителю не раз приходилось убеждаться в том, что для многих учеников знания, полученные на уроках, так и остаются чем-то мифическим, непригодным для использования на практике, являются формальным знанием, не затрагивающим их. Психологами и физиологами давно установлено, что перегрузка, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала школьников определяется даже не столько числом учебных часов, сколько психологическим настроем, интересом ребят к изучаемому предмету.

Согласно концепции Л.Б. Ительсона, для того, чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен «видеть» («чувствовать») их полезность. Современных школьников уже не убеждают уверения в том, что им это нужно «для общего развития» или что они «просто обязаны» учиться. Особенно неубедительно звучат такие слова для подростков.

В этих условиях вывод о необходимости усиления внимания к прикладному аспекту в преподавании химии кажется более чем своевременным. И одним из способов решения рассматриваемой нами проблемы является усиление прикладной направленности школьного химического эксперимента путем включения объектов исследования, встречающихся в повседневной жизни. В курсе неорганической химии такими объектами могут быть препараты бытовой химии [2].

В связи с этим возникла идея переработать часть практических занятий, лабораторных опытов, предусмотренных программой курса химии 8-9 класса и включить новые, посвятив их изучению средств бытовой химии, широко применяемых в повседневной жизни. Приведем тематику некоторых предложенных нами опытов в соответствии с программой Н.Н. Гара [1]. 8 класс: «Обнаружение щелочи в чистящих средствах для удаления жировых загрязнений», «Определение реакции среды в растворе мыла», «Обнаружение кислот в чистящих средствах для удаления известкового налета и ржавчины», «Обнаружение окислителей в стиральном порошке и отбеливателях». 9 класс: «Обнаружение фосфатов в стиральном порошке», «Обнаружение карбонатов в чистящих средствах».

Для каждого опыта нами разработаны инструктивные карты, которые включают:

• краткие теоретические сведения по теме работы (материал, содержащий сведения практической значимости, имеющий межпредметные связи с другими дисциплинами), мотивирующие учащихся на выполнение работы;

• цель работы, задания;

• при необходимости ссылки на учебную литературу;

• вопросы (это могут быть вопросы-подсказки, вопросы для обсуждения);

• экспериментальную часть (список необходимого оборудования и реактивов, необходимых для осуществления эксперимента, инструкцию к проведению опытов);

• указания по оформлению результатов работ.

Проводя такие работы, учащиеся понимают, что, изучая химию, можно избежать многих отрицательных последствий, связанных с применением тех или иных веществ.

Использование в образовательном процессе химического эксперимента прикладного характера дает возможность создавать на уроке проблемные ситуации, способствует развитию учебной мотивации, расширяет возможности индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся.

Список использованной литературы:

1. Гара Н.Н. Рабочие программы. Химия. 8-9 классы. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е. Фельдмана Ф.Г. ФГОС. М.: Просвещение, 2013. - 48 с.

2. Комзалова Т.А. Химия в быту. Смоленск: Русич, 1996. - 560 с.

© Макарова Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.