Научная статья на тему 'Химическая символика как средство организации творческой деятельности обучающихся'

Химическая символика как средство организации творческой деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / ТВОРЧЕСКАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Н.А.

Рассмотрена методика изучения и применения химической символики как средства организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химическая символика как средство организации творческой деятельности обучающихся»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 372.854

Н.А. Макарова

к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет

г. Омск, Российская Федерация

ХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Рассмотрена методика изучения и применения химической символики как средства организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения химии.

Ключевые слова

Школьный химический язык, химическая символика, творческая символическая

деятельность в обучении химии

Школьный химический язык вносит существенный вклад в реализацию развивающей функции обучения. Особенно велика его роль в развитии мышления учащихся и формировании их творческой деятельности, так как все операции с химическим языком являются умственными (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование и др.). Наиболее специфической частью языка химии является его символика. Химическая символика - это система условных знаков науки, которые обобщенно, условно обозначают объекты, явления, закономерности химии обзорно раскрывают их существенные признаки, связи, отношения, дают им качественную и количественную характеристики [1, C. 146].

Анализ педагогического опыта показал, что в практике обучения идет смещение акцента на грамматическую сторону обучения химическому языку в ущерб семантической и функционально-операциональной, его репродуктивное использование. Недостаточное внимание уделяется формированию умений применять символику в поисково-познавательном, эвристическом аспекте, в проблемном подходе к обучению. Поэтому в своем исследовании мы предприняли попытку совершенствования методики изучения и применения химической символики как средства организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения химии.

Творческая символическая деятельность может быть определена как высший уровень учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит оперирование химической символикой, а результатом является интеллектуальное развитие учащегося [3, C. 9-10].

Нами была разработана методика, позволяющая организовать творческую символическую деятельность учащихся, которая способствует развитию творческих способностей: способность сворачивать мыслительные операции;

гибкость мышления; способность формулировать проблему; способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

Ведущим способом организации творческой символической деятельности нами выбрано выполнение учащимися специально разработанных заданий при использовании индивидуальных и групповых форм организации.

Для организации творческой символической деятельности необходимо использовать творческие задания, которые включают ряд признаков: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Для развития творческой символической деятельности мы взяли за основу следующие типы заданий, в основе которой лежит классификация Д. Толлингеровой [2, С. 3-4]: решение проблемных ситуаций; постановка вопросов и формулировка заданий; решение задач на основании собственных размышлений. В данную группу заданий входят такие, которые предполагают самостоятельность при решении. Работа с использованием специальных заданий организовывалась следующим способом. 1этап. На первых уроках изучения темы «Неметаллы», учащимся предлагались задания для домашнего выполнения.

2 этап. Далее предлагалось специальное задание для выполнения всем классом на уроке при помощи учителя.

3 этап. На последующих уроках предлагались задания для выполнения в классе, по группам.

4 этап. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам в классе.

Методика была апробирована в курсе химии 9 класса (программа О.С Габриеляна) на базе школы № 48 г. Омска. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном повышении доли обучающихся, справившихся с творческими заданиями, требующими оперирования химической символикой.

Список использованной литературы:

1. Пак М.С. Дидактика химии. - М.: Владос, 2004. - 315 с.

2. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей.

- М.: Прага, 1994. - 48 с.

3. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников//Автореферат: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

- Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.

© Макарова Н.А., 2016

УДК 378.16

Н.Е. Отекина,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассмотрено использование электронного учебного пособия в дистанционном образовании.

Ключевые слова Электронное учебное издание, дистанционное образование.

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет [1].

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую [5]. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.