МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 372.854
Н.А. Макарова
к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация
ХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
Рассмотрена методика изучения и применения химической символики как средства организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения химии.
Ключевые слова
Школьный химический язык, химическая символика, творческая символическая
деятельность в обучении химии
Школьный химический язык вносит существенный вклад в реализацию развивающей функции обучения. Особенно велика его роль в развитии мышления учащихся и формировании их творческой деятельности, так как все операции с химическим языком являются умственными (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование и др.). Наиболее специфической частью языка химии является его символика. Химическая символика - это система условных знаков науки, которые обобщенно, условно обозначают объекты, явления, закономерности химии обзорно раскрывают их существенные признаки, связи, отношения, дают им качественную и количественную характеристики [1, C. 146].
Анализ педагогического опыта показал, что в практике обучения идет смещение акцента на грамматическую сторону обучения химическому языку в ущерб семантической и функционально-операциональной, его репродуктивное использование. Недостаточное внимание уделяется формированию умений применять символику в поисково-познавательном, эвристическом аспекте, в проблемном подходе к обучению. Поэтому в своем исследовании мы предприняли попытку совершенствования методики изучения и применения химической символики как средства организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения химии.
Творческая символическая деятельность может быть определена как высший уровень учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит оперирование химической символикой, а результатом является интеллектуальное развитие учащегося [3, C. 9-10].
Нами была разработана методика, позволяющая организовать творческую символическую деятельность учащихся, которая способствует развитию творческих способностей: способность сворачивать мыслительные операции;
гибкость мышления; способность формулировать проблему; способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
Ведущим способом организации творческой символической деятельности нами выбрано выполнение учащимися специально разработанных заданий при использовании индивидуальных и групповых форм организации.
Для организации творческой символической деятельности необходимо использовать творческие задания, которые включают ряд признаков: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Для развития творческой символической деятельности мы взяли за основу следующие типы заданий, в основе которой лежит классификация Д. Толлингеровой [2, С. 3-4]: решение проблемных ситуаций; постановка вопросов и формулировка заданий; решение задач на основании собственных размышлений. В данную группу заданий входят такие, которые предполагают самостоятельность при решении. Работа с использованием специальных заданий организовывалась следующим способом. 1этап. На первых уроках изучения темы «Неметаллы», учащимся предлагались задания для домашнего выполнения.
2 этап. Далее предлагалось специальное задание для выполнения всем классом на уроке при помощи учителя.
3 этап. На последующих уроках предлагались задания для выполнения в классе, по группам.
4 этап. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам в классе.
Методика была апробирована в курсе химии 9 класса (программа О.С Габриеляна) на базе школы № 48 г. Омска. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном повышении доли обучающихся, справившихся с творческими заданиями, требующими оперирования химической символикой.
Список использованной литературы:
1. Пак М.С. Дидактика химии. - М.: Владос, 2004. - 315 с.
2. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей.
- М.: Прага, 1994. - 48 с.
3. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников//Автореферат: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
- Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.
© Макарова Н.А., 2016
УДК 378.16
Н.Е. Отекина,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассмотрено использование электронного учебного пособия в дистанционном образовании.
Ключевые слова Электронное учебное издание, дистанционное образование.
Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет [1].
Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую [5]. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые