Научная статья на тему 'Формирование у студентов вузов подготовленности к принятию управленческих решений как профессиональной компетенции'

Формирование у студентов вузов подготовленности к принятию управленческих решений как профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Александрович

В настоящее время особенно в образовании много говорится о необходимости формирования у студентов профессиональных компетенций. При этом исследователи по-разному трактуют сущность понятия компетенции, что приводит к проблемам в подготовке в вузах профессиональных управленческих кадров. Следовательно, нужно уточнить понимание сущности и содержания профессиональных компетенций, определяющих профессионализм управленцев, выражающуюся в их подготовленности к принятию управленческих решений. Ведь любой выпускник вуза по различным направлениям деятельности должен быть готов к управленческой деятельности как руководитель производственных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов вузов подготовленности к принятию управленческих решений как профессиональной компетенции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Киселев Александр Александрович

канд. пед. наук, профессор ЯГТУ, г. Ярославль, РФ Е-mail: aakiselev56@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация

В настоящее время особенно в образовании много говорится о необходимости формирования у студентов профессиональных компетенций. При этом исследователи по-разному трактуют сущность понятия компетенции, что приводит к проблемам в подготовке в вузах профессиональных управленческих кадров. Следовательно, нужно уточнить понимание сущности и содержания профессиональных компетенций, определяющих профессионализм управленцев, выражающуюся в их подготовленности к принятию управленческих решений. Ведь любой выпускник вуза по различным направлениям деятельности должен быть готов к управленческой деятельности как руководитель производственных коллективов.

Ключевые слова

Профессиональная компетенция, управленческие кадры, профессионализм, подготовленность к принятию

управленческих решений.

В настоящее время в рамках компетентностного подхода в отечественном высшем образовании, в первую очередь, в Федеральных образовательных стандартах говорится о необходимости формирования профессиональных компетенций. Однако четкого понимания понятия профессиональных компетенций у исследователей нет. К примеру, Н.Л. Гончарова определяет компетенцию как комплексную структуру, состоящую из разнообразных элементов, как какое-то свойство выпускника вуза [1, с. 23]. Но не понятно, о каком свойстве выпускника вуза идет речь. По мнению И.И. Рыдановой, под компетенцией необходимо понимать «совокупность полномочий, прав, обязанностей, как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо и т. д. [6, с. 16]. Но как формировать у выпускника вуза «совокупность полномочий, прав, обязанностей», не совсем понятно. Мы считаем, что говоря о профессиональных компетенциях выпускников вузов, нужно уходить от дилеммы «личные качества или внешние обстоятельства» и переходить к поведенческим действиям выпускников вузов в различных важных для организации практических ситуациях в их будущей профессиональной деятельности. При этом профессиональная компетенция, по нашему мнению, должна описывать не то, какими качествами должен обладать выпускник вуза, а то, что он должен знать и уметь делать в различных ключевых ситуациях конкретной профессиональной деятельности. Однако, например, в ФГОС-3+ по направлению подготовки «Менеджмент» для организационно-управленческой деятельности под профессиональными компетенциями даются довольно расплывчатые понятия профессиональных компетенций: владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти, стратегического анализа, поэтапного контроля реализации бизнес-планов, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, координировать деятельность исполнителей, документального оформления решений в управлении; владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; умение применять основные методы финансового менеджмента; способностью анализировать взаимосвязи и т. д. [4, c. 50-51]. При этом нужно исходить из того, что при обучении студентов в вузах не только по менеджменту [3, с. 33-35], но и по другим направлениям подготовки нужно формировать управленческую компетенцию, которую можно охарактеризовать как подготовленность к принятию управленческих решений [5, с. 74-83]. Ведь, например, даже выпускник медицинского вуза в перспективе будет главврачом, начальником отделения и др. И ему придется выполнять управленческие функции, принимая управленческие решения. В данном случае

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х

компетенция - это не какая-то способность, не какой-то отдельный навык студента, а целостное формирование, которое показывает то, насколько выпускник вуза на «выходе из вуза» знает, что такое управленческое решение, его структуру и механизм его принятия, умеет использовать данный механизм в практической деятельности и способен реализовывать принятые управленческие решения. Как отмечал А.В. Карпов, «функция принятия решения наиболее специфична в деятельности руководителя и в наибольшей мере отражает ее своеобразие..., центральное звено всей деятельности руководителя» [2, c. 126]. Таким образом, можно утверждать, что важнейшей профессиональной компетенцией выпускника любого отечественного вуза должна быть сформированная у них подготовленность к принятию управленческих решений.

Список использованной литературы:

1. Гончарова Н.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. - № 5.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. - 584 с.

3. Киселев А.А. Менеджмент и управление: диалектическая взаимосвязь понятий в отечественной науке управления // Наука и мир. 2016, №4(32). Т.2. -124 с.

4. Киселев А.А. Реализация стандартов ФГОС 3+ по менеджменту и их влияние на качество подготовки студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 апреля 2016 г, г. Ижевск). / в 3 ч. Ч.2. -Стерлитамак: АМИ, 2016. - 192 с.

5. Киселев А.А. Формирование подготовленности к принятию самостоятельных решений у студентов отечественных вузов как педагогическая задача // Наука, образование, общество. 2016, №1 (7). - 303 с.

6. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск: Белорусская наука. 1998. - 319 с.

© Киселев А.А., 2016

УДК 372.854

Макарова Наталья Анатольевна

канд.пед.наук., доцент ОмГПУ г. Омск, РФ E-mail: makar_na@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КУРСЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассматриваются вопросы усиления прикладной направленности школьного курса химии путем использования химического эксперимента. Предложены опыты, где объектами исследования выступают препараты бытовой химии.

Ключевые слова

школьный химический эксперимент, прикладная направленность школьного курса химии, неорганическая

химия, препараты бытовой химии

Химия как учебный предмет призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов и совместно с другими естественнонаучными дисциплинами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.