Научная статья на тему 'Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе'

Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куваева Лолита Владимировна

В статье изучаются возможности гипертекста в освоении учебных курсов. Показано, что гипертекстовый принцип структурирования и представления текстовой информации даёт возможность реализовать интерактивную и индивидуализированную стратегию обучения, что является очень важным в связи с общими тенденциями гуманизации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе»

ШКуваева Л. В.

«Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПЕРТЕКСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

Л.В. Куваева

USE OF HYPERTEXTUAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Kuvaeva L.V.

The article studies the opportunities of hypertext in the mastering of training courses. The author shows that hypertextual principle of structuring and accordance of textual information gives the opportunity to realize interactive and ascertained strategy of training, which is very important in connection with basic tendencies of humanization in education.

В статье изучаются возможности гипертекста в освоении учебных курсов. Показано, что гипертекстовый принцип структурирования и представления текстовой информации даёт возможность реализовать интерактивную и индивидуализированную стратегию обучения, что является очень важным в связи с общими тенденциями гуманизации в образовании.

УДК 68,4(2)39

Активные исследования в области гипертекстовых технологий начались относительно недавно, всего каких-нибудь пятна-дцать-двадцать лет назад. Термин "гипертекст" (далее ГТ), появился в середине 60-х годов прошлого столетия, а в нашей стране о нём заговорили лишь в конце 80-х. Однако "прародителем" данной системы считают В. Буша, который еще в 1945 определил основные принципы его работы, согласно которым система должна была обеспечить:

1) возможность структурирования информации в соответствии с личными взглядами на систему;

2) формирование и хранение информационных массивов разнородной информации на рабочем месте;

3) быстрый просмотр хранимой информации при передвижении по ранее созданным следам (т.е. связям).

В процессе проводимого исследования мы познакомились с рядом публикаций, сделанных российскими учёными по созданию и применению ГТ в 90-е годы, такими как: М.М. Субботин, 1994; А.Г. Безуглый, Н.Н. Калинин и др., 1994; Ю.Хартунг и Е. Брейдо, 1996; В.П. Морозов, ЕЮ. Хру-сталёв, В.П. Тихомиров, 1997; Т.А. Гаврило-ва, 1998; М. Визель, 1999; Г.Е. Кедрова, A.M. Егоров, О.В. Дедова, О.И. Руденко-Моргун, 1999 и др.

Определения, данные ГТ в разные годы разными исследователями ГТ-техно-логии, рассматривают его с разных точек зрения, выделяют характерные черты и т.д.

53/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

Наиболее полную и развёрнутую характеристику ГТ, с нашей точки зрения, дал М.М. Субботин:

- гипертекст - это особая форма организации, представления и освоения текстового материала (текстовый материал может усваиваться с учётом множества взаимосвязей, имеющихся между его элементами);

- гипертекст - это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами;

- гипертекст - это текст с нелинейной структурой. Элементами этой структуры являются обычные линейные тексты или фрагменты текста. Нелинейность означает, что после прочтения каждого из них текст как бы ветвится: читателю предлагается для дальнейшего прочтения на выбор несколько возможных продолжений (1).

Наметившийся в последнее время процесс «гуманитаризации» в развитии и использовании информационных технологий вызвал интерес преподавателей к ГТ технологии как к средству обучения. Следует отметить, что преподавателей, прежде всего «привлекает» то, что гипертекстовая обработка делает учебный материал по-настоящему обучающим, поскольку реализует интерактивную и индивидуализированную стратегию обучения. Именно гипертекстовые принципы структурирования и представления информации обеспечивают интерактивность.

Как средство поддержки овладения предметной и языковой составляющими коммуникативной компетенции. ГТ существенно меняет формы организации и представления знаний. ГТ позволяет преподавателю традиционные задачи (например, работу с текстом) решить по-новому, предоставляя возможность расположить учебный материал в том виде, в котором, по его мнению, эффективнее достигаются цели обучения. Редактируя свой «электронный учебник», преподаватель сам может легко вно-

сить в него изменения и дополнения. Гипертекст позволяет с помощью клавиатуры или мыши сразу получить на экране определения или пояснения слов или словосочетаний, выделенных в тексте подсветкой, ссылки на литературные источники и рекомендации по дальнейшему чтению. Заметим, что при установлении переходов автор гипертекста имеет право опираться на различные основания, исходя из собственного понимания содержания текста и задач, стоящих перед данным ГТ (в нашем случае ГТ является средством поддержки процесса формирования предметной компетенции как составляющей коммуникативной компетенции на иностранном языке).

Особого внимания, исходя из целей и задач нашего исследования, заслуживает выделение Субботиным (1. С.64) учебных курсов в качестве основы создания гипертекста, которые с самого начала представляют материал по предмету как совокупность когнитивных единиц, а не последовательное изложение. Учебный курс, представленный в форме ГТ, даёт возможность осваивать предмет или отдельную тему в целом как единую систему связей между образующими его когнитивными элементами.

Поиски путей решения по созданию ГТ в конкретной учебной среде, которой является аспект обучения учащихся иностранному языку, вызвали необходимость анализировать уже имеющиеся модели ГТ, применяемые в других областях.

Одну из таких моделей предложили Морозов, Тихомиров и Хрусталёв (2). Разработав модель для конкретной области науки, авторы выделяют общую схему последовательности основных этапов процесса создания ГТ:

- исходный список главных тем (в нашем варианте - это разделы дисциплины, лежащей в основе процесса обучения языку);

- формирование библиографического списка первоисточников (текстотека учебно-научных текстов по данной учебной дисциплине);

Куваева Л. В.

«Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам...»

- обработка отобранных первоисточников (выделение лексико-семанти-ческих единиц, нуждающихся в подробной семантизации, и лексико-грамматических, представляющих интерес для укрепления и развития лингвистической базы обучения);

- составление тезауруса (структурная схема дисциплины, часть терминов, т.е. большая часть лексической базы, обеспечивающей профессиональную языковую компетенцию);

- сборка и формирование ГТ.

Опыт, приобретённый в непосредственном процессе создания ГТ, позволил авторам сформулировать интересное определение, назвав ГТ «новым типом информационных моделей, который является нелинейным текстом, совмещающим положительные свойства энциклопедии, монографии и тезауруса» (2. С. 56). Авторы подчёркивают, что ГТ не может быть отождествлён ни с одним из существующих методов систематизации информации, т.к. обладает качеством и текста, и фонда.

Интересны выводы, сделанные С.В. Панюковой о том, что практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условно можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие. Энциклопедические содержат большой объём информации по определённой тематике. Информационные носят более целенаправленный характер. Подобные продукты обычно используют в реальном учебном процессе в качестве хорошо иллюстрированного дополнительного справочного пособия. Обучающие могут быть использованы в процессе обучения любой дисциплине. К ним относятся мультимедиа-книги и гипермедиа-книги. Экзаменующие состоят из трёх компонентов: банк вопросов, модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки ответов (3).

При грамотном, научно обоснованном создании гипертекстовой поддержки мы обеспечиваем действительную эффективность применения НИТО в овладении иностранным языком (ИЯ) в процессе самостоя-

тельной работы как части общего процесса обучения. Таким образом, мы находим подтверждение, что ГТ как компьютерная технология обучения занимает прочное место в общем образовательном процессе и может рассматриваться в качестве предметно-ориентированного программного учебного средства в процессе обучения ИЯ.

Для конструирования знаний и овладения учебной ситуацией, ГТ представляет собой уникальную возможность. С помощью ГТ обучаемый сам определяет содержание и важность информации. Принцип ГТ делает возможным форму исследовательского обучения. В исследовательском обучении обучаемый сам конструирует важные для себя знания. Процесс чтения через гипертекстуальный принцип - это не просто процесс приема информации. Пользователь становится "активным" читателем через принятие на себя функций получателя документов, составителя материалов и их упорядочивания, и, исходя из индивидуальной точки зрения, он как бы входит в роль автора.

ГТ даёт возможность осваивать предмет или аспект учебного курса как единую систему связей между образующими его когнитивными элементами. Он обладает теми существенными функциональными особенностями, которые дают возможность преподавателю эффективно организовать работу с текстом по специальности учащегося, уделяя внимание самостоятельной работе. К таким особенностям относятся:

- возможность сочетать внутренние связи содержания учебного текстового материала и техническую среду их материализации;

- предоставление учащемуся самостоятельного выбора нескольких «путей» прочтения эксплицированной преподавателем текстовой информации за счёт её нелинейной организации;

- способность содержать информационный фонд сведений по определённой тематике с учётом их взаимосвязей для многоцелевого использования в учебном процессе

(4).

Таким образом, гипертекстовые системы позволят выдавать пользователю (чи-

53/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

тателю) информацию в наиболее эффективной форме с учетом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя.

Специфика интернетовского ГТ может быть выражена в понятии интертекстуальности, введенном в 1967 году Ю. Кристевой. Признаки интертекстуальности - цитат-ность, децентрированность, безграничность, деперсонализация автора - все они являются неотъемлемыми характеристиками текстов сети (5). Очевидно, что цитатный подход заложен в саму основу языка html. Ссылки есть не что иное, как указатели на смежные тексты, высказывания, источники и т.п. Также не вызывает сомнения, что ГТ децен-трирован по своей природе - стержневая идея рассеивается в бесконечности кросс-референтных ссылок. Если смысл линейного текста - это результат иерархического упорядочения отдельных его смысловых фрагментов в соответствии с центральной идеей, то в ГТ эта иерархия исчезает. ГТ позволяет обучаемым получить наиболее полную информацию о системе языка, т.к. в нем представлены все типы связи, присущие данной системе. Работа на уровне гиперссылок и субтекстов позволяет проследить различные случаи повтора, перефразирования и других типов лексического воспроизведения ключевых слов гипертекста. Помимо этого, формируется умение прогнозирования развития мысли в тексте. Кроме того, в процессе работы с ГТ происходит обучение основным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, письму и говорению, хотя использование этих видов речевой деятельно-

сти отличается от привычных форм работы с подобным материалом. Структура гипертекста, а именно наличие в нем аудио- и видеофрагментов, имеет особую важность при обучении иностранному языку.

В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что гипертекстовый принцип структурирования и представления текстовой и медиа-информации даёт возможность реализовать интерактивную и индивидуализированную стратегию обучения, что, в свою очередь, делает учебный материал действительно обучающим, а процесс обучения более эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации. - М., 1994.

2. Морозов, Тихомиров, Хрусталёв, Гипертекст в экономике // Информационное технологическое моделирование. - М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Панюкова С.В. Теоретические основы разработки и использования информационных и коммуникационных в личностно ориентированном обучении: Дис... д-ра пед. наук. - М.,

1998. - 390 с. - С. 88.

4. Эпштейн В.Л. Гипертекст и гипертекстовые системы /Рос. акад. наук, Ин-т проблем упр. - М, 1998.

5. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис... канд. филос. наук. - М.,

1999. - С. 17.

Об авторе

Куваева Лолита Владимировна, соискатель Ставропольского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.