Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМАРКЕТИНГА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМАРКЕТИНГА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМАРКЕТИНГ / ЦИФРОВЫЕ / СЕЛЬСКОЕ / ПРОИЗВОДСТВО / КАРТЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / ДАННЫЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРЕНДЫ / GEOMARKETING / DIGITAL / AGRICULTURE / PRODUCTION / MAPS / OPPORTUNITIES / DATA / EFFICIENCY / COMPETITIVENESS / TRENDS

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чуба А.Ю.

Рассматривается применение геомаркетинга в сельском хозяйстве. Автор обсуждает преимущества использования геоданных и цифровых карт в производстве сельскохозяйственных продуктов, а также в продвижении их на рынке. Они приводят примеры использования геомаркетинга в различных сферах сельского хозяйства, таких как растениеводство, животноводство и рыбоводство. В статье рассматриваются различные методы геомаркетинга, такие как GIS-технологии, спутниковые снимки и картирование урожаев. Они объясняют, как этот подход позволяет фермерам получать более точную информацию о своих полях, что в свою очередь приводит к повышению производительности и эффективности. Автор также рассматривает роль геомаркетинга в продвижении сельскохозяйственной продукции на рынке. Они подчеркивают, что геомаркетинг позволяет фермерам узнать о покупательской способности и потребностях рынка в определенных продуктах. Это помогает фермерам принимать более интеллектуальные решения при планировании продаж и установлении цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GEOMARKETING IN THE PRODUCTION AND SALE OF AGRICULTURAL PRODUCTS

The application of geomarketing in agriculture is considered. The authors discuss the benefits of using geodata and digital maps in the production of agricultural products, as well as in promoting them on the market. They give examples of the use of geomarketing in various areas of agriculture, such as crop production, animal husbandry and fish farming. The article discusses various geomarketing methods such as GIS technologies, satellite imagery and crop mapping. They explain how this approach allows farmers to get more accurate information about their fields, which in turn leads to increased productivity and efficiency. The authors also discuss the role of geomarketing in promoting agricultural products on the market. They emphasize that geomarketing allows farmers to learn about the purchasing power and market needs of certain products. This, in turn, helps farmers make smarter decisions when planning sales and setting prices.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМАРКЕТИНГА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Статья поступила 05.04.2023 г

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМАРКЕТИНГА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

^А.Ю. Чуба,

кандидат технических наук, доцент кафедры лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики,

ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья"

Ключевые слова: геомаркетинг, цифровые, сельское, производство, карты, возможности, данные, эффективность, конкурентоспособность, тренды

Key words: geomarketing, digital, agriculture, production, maps, opportunities, data, efficiency, competitiveness, trends

Внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство позволяет фермерам в режиме реального времени получать информацию о своих полевых условиях, тем самым действовать на опережение. Искусственный интеллект предлагает прогностическую информацию для прогнозирования данных о погоде, урожайности и цен, тем самым помогая фермерам принимать обоснованные решения [1]. Чат-боты делают фермерам предложения и дают рекомендации. Алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения автоматизируют распознавание аномалий и болезней растений и домашнего скота [2]. Это позволяет своевременно обнаруживать и корректировать действия, если это необходимо. Широко используя геоинформационные технологии, роботизированные машины механизмы, дроны, в процессе цифрови-зации сельского хозяйства наметились тренды precision agriculture и precision livestock farming [3]. Внедрение новых информационных технологий, в том числе цифровизации, в сельское хозяйство, позволяет оптимизировать деятельность всех занятых в отрасли, обеспечивает рост продуктивности полей и ферм, а также снижает затраты на производство единицы продукции, делая аграрную сферу высококонкурентной на рынке. Развитие технологий позволило товаропроизводителям получать информацию о клиентах и рынке в режиме реального времени благодаря использованию геоданных и геоинформационных систем. Разрабатывать более точные маркетинговые стратегии и оптимизировать продажи, учитывать особенности каждо-

го региона и нацелиться на определенные целевые аудитории [4] - это особенно важно для сельскохозяйственных предприятий, которые используют крайне ресурсоемкие технологии производства и продажи.

Основная цель исследования - разъяснение сути геомаркетинга и связанных с ним концепций, его применение и определение данных, которые можно использовать для принятия бизнес-решений, оптимизации географического местоположения бизнеса, а также о том, как данные могут использоваться в управлении бизнесом.

Материалы и методы исследований. Методы и материалы, используемые в данном исследовании, включали метод сравнительного анализа рыночных факторов, SWOT-анализ и методы геомаркетинга. Это позволяет сравнивать различные подходы к анализу данных, оценивать их преимущества и недостатки, выявлять лучшие практики и разрабатывать рекомендации для оптимизации процесса. В этом исследовании рассматриваются факторы, влияющие на эффективное применение программных продуктов и инструментов.

Результаты исследований. Геомаркетинг - это подход, который активно используется в различных отраслях, включая сельское хозяйство. Он базируется на использовании геоданных и цифровых карт, что позволяет фермерам получать более точную информацию о своих полях, производстве и продажах. Одним из основных плюсов геомаркетинга является возможность получения более точной информации о состоянии почвы и климатических условиях, что позволяет фермерам

принимать умные решения в отношении использования всех ресурсов. У сельскохозяйственного производства есть отставание в цифровой трансформации в отличие от других отраслей народного хозяйства. Аграрный

GIS-технологии, спутниковые снимки и картирование урожаев - все это помогает владельцам сельскохозяйственных угодий увеличивать урожайность и серьезно сокращать затраты на работу земли. Кроме того, геомаркетинг может использоваться и в сфере животноводства. Цифровые карты позволяют фермерам получить более полную информацию о пастбищах и кормовых ресурсах, что может способствовать повышению производительности животноводства [6]. Геомаркетинг также может использоваться для анализа определенных участков земли в целях обнаружения угрозы здоровью или эпидемий животных.

Кроме того, геомаркетинг может помочь владельцам сельхозугодий лучше понимать потребности рынка и принимать обоснованные решения в отношении продаж и ценообразования [7]. Фермеры, использующие геомаркетинг, могут более точно определить, какие продукты напрямую востребованы рынком, и какие ожидания есть у потребителей.

В целом, геомаркетинг в сельском хозяйстве играет все более важную роль, помогая фермерам улучшать свой бизнес и стать более продуктивными и конкурентоспособными на рынке. Это актуально как для крупных агропромышленных компаний,так и для мелких фермерских хозяйств, которые все чаще привлекают инновационные технологии в свою

сектор более консервативен в вопросах использования цифровых инструментов. В 2021 году затраты на приобретение программного обеспечения, его адаптацию и доработку составили 0,9 млрд рублей (табл. 1) [5].

работу. Итак, геомаркетинг - это не просто попытка применить современные технологии в сельском хозяйстве, это огромный прорыв, который уже начинает демонстрировать свою эффективность и приносить конкретную пользу индустрии. Он позволяет компенсировать невысокий уровень цифровых навыков сельского населения (рис. 1). Поэтому владельцы фермерских хозяйств и агропромышленные компании должны признать значение этого подхода и учиться использовать его на протяжении всей сезонной работы.

Первым инструментом, который стоит упомянуть, является ArcGIS (табл. 2). Это универсальная платформа, которая позволяет не только проводить анализ данных, но и строить карты и моделировать процессы. С помощью ArcGIS можно оценить показатели рынка, провести анализ конкурентов и определить потенциальную аудиторию. Кроме того, эта программа позволяет создавать более точные и понятные карты для более эффективной передачи данных, она имеет хорошие потенциальные возможности для использования в рыночной и производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. В таблице проведено сравнение основных инструментов геомаркетинга по возможностям использования, основным проблемам пользования и затратам.

Затраты организаций на покупку, аренду прог

Показатели 2020 2021

все виды экономической деятельности сельское хозяйство все виды экономической деятельности сельское хозяйство

приобретение программного обеспечения, его адаптация и доработка, млрд руб. 339,1 1 475,8 0,9

в том числе российского 106,7 0,7 159,8 0,5

аренда программного обеспечения, млрд руб. 31,5 0,1 47,9 0,4

в том числе российского 11,2 0,1 17,5 0,3

удельный вес затрат на российское программное обеспечение в общем объеме затрат на покупку и аренду программного обеспечения, проценты 31,8 68,6 33,8 65,3

Таблица 1 эаммного обеспечения

<U i

9- Е

tj <u

et JJ

I ^

г со

§t>

5 £

l'i

S О о s с; с

5г з

я

s <и

г г.

I S-

-сельской местности

Рис. 1. Цифровые навыки населения в 2021 году (в процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) [5]

Таблица 2

Анализ возможности использования в деятельности сельскохозяйственных предприятий программных продуктов геомаркетинга

Программа Возможности Распространенные проблемы Возможности использования в деятельности сельскохозяйственных предприятий Затраты на покупку и обслуживание

ArcGIS проводить анализ данных, строить карты и моделировать процессы, можно оценить показатели рынка, провести анализ конкурентов и определить потенциальную аудиторию ошибки при обработке данных. Это может быть связано как с техническими проблемами (например, неправильно настроенными настройками сервера), так и с ошибками в самих данных (например, неточно указанными адресами или координатами) для анализа данных почвы и грунта, обработки данных о поверхности земли, контроля за водными ресурсами и других процессов, которые могут повлиять на производственную деятельность предполагает покупку подписки на год со стоимостью от 500 до 2 500 долларов, в зависимости от числа пользователей и используемых возможностей

CARTO проводить анализ точек интереса и анализировать данные по маршрутам клиентов, возможность строить дэшборды и деливери репорты создание объявлений, определение места и времени их показа, таргетинг сложность визуализации и анализа данных для организации более эффективной логистики доставки сельскохозяйственной продукции, а также для исследования географического расположения рынков сбыта или поиске новых рынков предлагает гибкую систему подписок с ежемесячными или ежегодными платежами. Стоимость CARTO начинается от 1 500 долларов за год

Google Ads создание объяв-лений,определение места и времени их показа, таргетинг неточные результаты. Google Ads может отображать не самые точные результаты для некоторых регионов для создания рекламных кампаний для повышения продаж сельскохозяйственной продукции или для привлечения новых клиентов из разных регионов имеют свои собственные модели оплаты за использование

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Окончание таблицы 2

Программа Возможности Распространенные проблемы Возможности использования в деятельности сельскохозяйственных предприятий Затраты на покупку и обслуживание

Tableau инструменты визуализации данных ограничения в функциональности. Не поддерживает некоторые сложные операции с геопространственными данными для визуализации данных о социально-экономической ситуации территории, где расположено предприятие для принятия решений о планировании производства и реализации продукции имеют свои собственные модели оплаты за использование

Существует большое количество инструментов геомаркетинга, которые могут быть менее популярными, но эффективными при работе в этой области. Вот несколько из них:

1. Geoblink - инновационная платформа для геомаркетинга, которая помогает компаниям принимать основанные на местоположении решения на основе данных. Она предоставляет полезные инсайты о местоположении исходной информации, что в свою очередь позволяет быстро настроить рекламу и улучшить результаты продаж.

2. Postcode Anywhere - онлайн-сервис, который предоставляет данные о местоположении. Он позволяет проводить поиск по названию улицы, городу или почтовому индексу и предоставляет геокодированные данные, которые могут быть использованы для проведения анализа рынка или таргетирования рекламы.

3. Geofli - инструмент, позволяющий изменить веб-сайт в соответствии с местоположением пользователя. Он использует геолокацию для определения местоположения пользователя и показывает ему специфический контент, который может заинтересовать его больше всего.

4. Neustar Localeze - база данных местных бизнесов, быстро и эффективно находящая нужную информацию о компаниях. Она содержит информацию о местоположении, отзывы клиентов, контактные данные и другую полезную информацию.

5. BeaconSage - это решение для тех, кто хочет использовать биконы в маркетинге. Он помогает организациям трекинговать местоположение пользователей с помощью бико-нов и использовать эту информацию для таргетирования рекламы, проведения анализа поведения клиентов и оптимизации продаж.

Все перечисленные выше проблемы неизбежны при работе с инструментами геомар-

кетинга. Однако, с помощью правильной экспертизы и понимания этих проблем мы можем эффективно использовать эти инструменты для решения бизнес-задач. Вместе с тем, помимо прямых затрат на покупку и обслуживание инструментов, нужно учитывать затраты на их использование. Например, некоторые инструменты могут потребовать формирования профессиональной команды для работы с ними, что, в свою очередь, требует дополнительных затрат на обучение сотрудников. В то же время, использование более дорогих инструментов может привести к большему количеству и качеству данных, а в последствии и к более успешным кампаниям маркетинга и увеличению прибыли. Затраты на покупку и обслуживание геомаркетинговых инструментов должны быть правильно вычислены и оценены с учетом особенностей каждой конкретной компании и ее задач. Все инструменты представляют свои уникальные возможности и преимущества, и только их анализ и сравнение позволяют сделать правильный выбор, который лучше всего подходит для конкретной ситуации (табл. 3).

Использование инструментов и программ дает возможность проводить детальный анализ, определять потенциальную аудиторию и выбирать более эффективную стратегию рекламы и маркетинга. Подход к пространственному маркетингу должен начинаться с понимания пространственного поведения потребителей. Было предложено несколько подходов к пониманию перемещений людей, связанных с процессом выбора места покупки. Экономические подходы основаны на неоклассической модели и теории потребления и по-прежнему актуальны в работе многих специалистов и, в частности, в многочисленных маркетинговых исследованиях, проводимых до открытия новой точки продаж.

Таблица 3

SWOT-анализ применения инструментов геомаркетинга в сельском хозяйстве

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны) Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

- геомаркетинг позволяет оптимизировать бизнес-процессы в сельском хозяйстве, улучшает понимание рынка и повышает эффективность производства; - использование геоданных и геоинформационных систем ведет к улучшению качества принимаемых решений и сокращению издержек; - геомаркетинговые инструменты позволяют проводить таргетированную маркетинговую политику, увеличивать узнаваемость бренда и повышать лояльность клиентов - недостаточное количество квалифицированных специалистов, умеющих работать с геомаркетинговыми инструментами; - высокая стоимость оборудования и программных средств для использования геомаркетинга; - сельскохозяйственные предприятия могут быть слабо заинтересованы в использовании геомаркетинга, в связи с традиционным подходом к бизнесу и отсутствием маркетинговой направленности - расширение клиентской базы за счет использования геомаркетинговых инструментов и улучшения качества продукции; - увеличение конкурентоспособности предприятия благодаря применению новых технологий и инструментов; - возможности ускорения процесса принятия управленческих решений и оптимизации бизнес-процессов - необходимость инвестиций в новые технологии и оборудование; - опасность потери конкурентоспособности, если сельскохозяйственные предприятия не используют геомаркетинговые инструменты; - сложности и риски при внедрении новых технологий и оборудования из-за возможных сбоев в работе или неправильного использования

Другие более сложные и многообещающие маркетинговые подходы направлены на моделирование пространственного поведения потребителей. В ходе исследований модели, описывающие пространственное поведение потребителей, значительно обогатились за счет введения новых переменных и новых алгоритмов оценки. Эти разработки значительно улучшили понимание пространственного поведения потребителей. Хотя некоторые из этих моделей дали обнадеживающие результаты, их применение ограничено несколькими секторами деятельности и конкретными пространственными конфигурациями.

Мобильность потребителей значительно возросла за последние несколько лет. Люди перемещаются чаще, быстрее и по все более сложным путям. Эта вновь обретенная потребительская мобильность требует создания новых стратегий. Фактически мобильность стала существенной переменной при приспособлении коммерческой территории. Парадоксально, но изучению пространственного поведения потребителей посвящено относительно небольшое количество публикаций в научных маркетинговых обзорах [2]. Основные работы были сосредоточены больше на моделировании, чем на поведении, и то, что должно было произойти, произошло. Многие из этих моделей поведения, которые используются для розничной торговли, больше не соответствуют новым тенденциям в выборе потребительских магазинов. Поэтому важно пересмотреть определенное количество фундаментальных элементов, прежде чем разра-

батывать новые грани потребительской мобильности.

Современные технологии стали важным инструментом для продвижения продукции сельского хозяйства, а геолокация и карты -крайне эффективным способом. Геомаркетинг стал очень популярным в последнее время, и многие фермеры уже используют геолокационные данные и карты для определения лучших стратегий продаж [8]. Один из способов использования геолокации - это определение географических ограничений продаж. Лояльность потребителей стала ключевым показателем успеха в бизнесе. Она определяет долгосрочные отношения между клиентом и производителем, что позволяет снизить затраты на маркетинг и привлечение новых покупателей. В последнее время все больше и больше производителей фермерской продукции обращаются к мессенджерам для продвижения своих товаров. Это становится возможным благодаря геомаркетингу. С каждым годом все больше фермеров по всему миру начинают использовать мессенджеры и социальные сети для продвижения и реализации своей продукции.

Геомаркетинг представляет собой использование данных о местоположении для проведения маркетинговых кампаний. Он помогает оптимизировать и таргетировать рекламу в определенных географических местах, что делает ее более эффективной и прибыльной. Если говорить о продвижении фермерской продукции в мессенджерах, геомаркетинг может помочь определить местоположение кли-

ентов и показывать им рекламу ближайшего к ним производителя. Это может быть особенно полезным для малых фермеров и производителей, которые часто не имеют возможности конкурировать с крупными компаниями на рынке. Кроме того, геомаркетинг может помочь в определении наиболее популярных мест в городе, где покупатели предпочитают покупать свежие продукты от местных производителей. Это может помочь производителям оптимизировать свой бизнес и увеличить продажи. Привлечение внимания потребителей фермерских продуктов в мессенджерах также может быть связано с использованием геотаргетинга. С помощью геотаргетинга предлагаются услуги и товары в соответствии с физическим местоположением клиентов. Однако, определение лояльности потребителей к фермерской продукции имеет свои особенности. Она зависит от ряда факторов, таких как качество продукции, цена, оригинальность, удобство приобретения и т.д. Фермеры могут отправлять специальные предложения и скидки клиентам, которые находятся на определенном расстоянии от магазина или фермера, что может быть особенно привлекательным для тех, кто ищет свежие продукты из местного производства. Социальные сети стали золотой жилой для продвижения товаров и услуг, в том числе и фермерской продукции. ВКонтакте и Одноклассники - две крупнейшие социальные сети в России, которые могут использоваться для продвижения сельскохозяйственных продуктов.

Использование геомаркетинга становится все более популярным среди сельскохозяйственных предприятий в разных странах мира. Он позволяет оптимизировать и улучшить бизнес-процессы, связанные с производством и реализацией продукции сельского хозяйства, а также повысить уровень прибыли. Методология исследования показала, что геомаркетинговые инструменты способствуют проведению таргетированной маркетинговой политики, выявлению потенциальных клиентов и сокращению времени на поиски новых покупателей. Они также помогают улучшить распределение ресурсов, обеспечивая экономию времени и денежных средств на рекламу в неподходящих для этого местах. Применение геоданных и геоинформационных систем предоставляет возможность точнее оценивать потенциал рынков, выявлять особенности спроса и создавать индивидуальный подход к каждому из регионов. Благодаря этому можно разрабатывать и внедрять но-

вые стратегии реализации продукции и повышать свою конкурентоспособность на рынке.

Один из главных выводов, который сделан в ходе исследования, состоит в том, что использование геомаркетинга позволяет предупредить возможные риски при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции. Также инструменты геомаркетинга могут помочь в создании эффективной системы управления запасами и сократить риски, связанные с избыточным запасом или нехваткой товара. Вместе с тем, несмотря на все преимущества и потенциал, геомаркетинг все еще не полностью используется в сельском хозяйстве. Многие предприятия не ознакомлены со всеми возможностями, которые он предлагает. Кроме того, уровень цифровой грамотности пока остается недостаточным в некоторых сельскохозяйственных районах. Таким образом, использование геомаркетинга в сельском хозяйстве может улучшить эффективность производства и реализации продукции, помочь снизить издержки, повысить конкурентоспособность и увеличить прибыль.

Библиографический список

1. Зубарева, Ю. В. Цифровая трансформация АПК как элемент устойчивого развития региона / Ю. В. Зубарева. - Текст: непосредственный // International Agricultural Journal. -2021. - Т. 64. - № 5.

2. Дорн, Г. А. Основы цифровых технологий реализации продукции АПК / Г. А. Дорн, О. В. Кирилова. - Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2020. - Текст : непосредственный.

3. Чуба, А. Ю. Особенности цифровизации животноводческих ферм мелкотоварных производств. - Текст : непосредственный // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровизации. Сборник трудов международной научно-практической конференции. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2022. - С. 92-100.

4. Кирилова, О. В. Интегрирование систем растениеводства и животноводства для решения экологических проблем / О. В. Кирилова. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. -2021. - № 5-6. - С. 20-24.

5. Индикаторы цифровой экономики : 2022 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский [и др.]; НИУ Высшая школа экономики. - Москва : НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с. - Текст : непосредственный.

6. Ермакова, А. М. Инвестиционный проект как элемент развития муниципального района / А. М. Ермакова. - Текст : непосредственный // International Agricultural Journal. - 2022. - Т. 65. - № 4.

7. Кирилова, О. В. Особенности эффективного использования ГИС-технологий в цифровой экономике сельского хозяйства / О. В. Кирилова. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. -2018. - № 7-8. - С. 11-13.

8. Зубарева, Ю. В. Аграрный бизнес по-новому: проект «Школа фермера» в Тюменской области / Ю. В. Зубарева. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство.

- 2022. - № 5 (142). - С. 493-497.

References

1. Zubareva, YU. V. Cifrovaya transformaciya APK kak element ustojchivogo razvitiya regiona / YU. V. Zubareva. - Tekst: neposredstvennyj // International Agricultural Journal. - 2021. - T. 64.

- № 5.

2. Dorn, G. A. Osnovy cifrovyh tekhnologij realizacii produkcii APK / G. A. Dorn, O. V. Kiri-lova. - Tyumen' : GAU Severnogo Zaural'ya, 2020. - Tekst : neposredstvennyj.

3. CHuba, A. YU. Osobennosti cifrovizacii zhi-votnovodcheskih ferm melkotovarnyh proiz-vodstv. - Tekst : neposredstvennyj // Razvitie

Контактная информация:

Чуба Александр Юрьевич

доцент кафедры лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики, ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья", 625003 г. Тюмень, ул. Республики, 7 E-mail: chubaaly@gausz.ru

agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah cifrovizacii. Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2022. - S. 92-100.

4. Kirilova, O. V. Integrirovanie sistem raste-nievodstva i zhivotnovodstva dlya resheniya eko-logicheskih problem / O. V. Kirilova. - Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya po-litika Rossii. - 2021. - № 5-6. - S. 20-24.

5. Indikatory cifrovoj ekonomiki : 2022 : statis-ticheskij sbornik / G. I. Abdrahmanova, S. A. Va-sil'kovskij, K. O. Vishnevskij [i dr.]; NIU Vysshaya shkola ekonomiki. - Moskva : NIU VSHE, 2023. - 332 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Ermakova, A. M. Investicionnyj proekt kak element razvitiya municipal'nogo rajona / A. M. Ermakova. - Tekst : neposredstvennyj // International Agricultural Journal. - 2022. - T. 65. - № 4.

7. Kirilova, O. V. Osobennosti effektivnogo ispol'zovaniya GIS-tekhnologij v cifrovoj eko-nomike sel'skogo hozyajstva / O. V. Kirilova. -Tekst : neposredstvennyj // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2018. - № 7-8. - S. 11-13.

8. Zubareva, YU. V. Agrarnyj biznes po-novomu: proekt «SHkola fermera» v Tyumenskoj oblasti / YU. V. Zubareva. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika i predprinimatel'stvo. -2022. - № 5 (142). - S. 493-497.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contact Information:

Chuba Alexander Yurievich

Associate Professor of the Department of Forestry, Woodworking and Applied Mechanics, Northern Trans-Ural State Agricultural University, 625003, the city of Tyumen, Republic street, the house 7

E-mail: chubaaly@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.