DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_53 УДК 349.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ USE OF GENETIC DATA WHEN APPLYING FOR A JOB
АДРИАНОВСКАЯ Татьяна Леонидовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: mesmai@mail.ru;
ADRIANOVSKAYA Tatiana Leonidovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: mesmai@mail.ru
Краткая аннотация: В статье проводится анализ законодательства и практики по применению генетических данных работника при приеме на работу и обоснованности отказа в приеме на основании этих данных. Автор считает, что генетическая паспортизация населения ставит новые вопросы этического характера в трудовых правоотношениях, что потребует их правового урегулирования и адаптации правовой системы России. Автор обращает внимание на риски, связанные со сбором, обработкой и использованием генетических данных работников. Среди положительных факторов указывается возможность предотвращения рисков на отдельных видах работ.
Abstract: The article analyzes the legislation and practice on the use of the employee's genetic data when hiring and the validity of refusal to accept based on these data. The author believes that the genetic certification of the population raises new ethical issues in labor relations, which will require their legal regulation and adaptation of the Russian legal system. The author draws attention to the risks associated with the collection, processing and use of workers' genetic data. Among the positive factors, the possibility of preventing risks in certain types of work is indicated.
Ключевые слова: дискриминация, генетика, информация, отказ в приеме на работу, генетический паспорт, трудовое законодательство.
Keywords: discrimination, genetics, information, denial of employment, genetic passport, labor legislation.
Для цитирования: Адриановская Т.Л. Использование генетических данных при приеме на работу // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_53.
For citation: Adrianovskaya T.L. Use of genetic data when applying for a job // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_53.
Статья поступила в редакцию: 26.05.2023
В ТК РФ установлены гарантии работнику при его приеме на работу (ст. 64 ТК РФ). Необоснованный отказ в приеме на работу запрещен.
Необоснованным и дискриминационным считается отказ, основанный на личных или физических особенностях кандидата, либо отказ, связываемый с убеждениями политического, либо религиозного характера. Отказ также будет необоснованным и дискриминационным, если он основан и на других признаках, которые никак не могут влиять на выполнение трудовой функции. Пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства как дискриминационные признаки, указываются в ст. 64 ТК РФ.
При отказе от заключения трудового договора вопрос о законности отказа, о наличии дискриминации решается судом, рассматривающим дело. Варианты отказов в приеме на работу весьма разнообразны. Такие отказы могут быть законными и незаконными, обоснованными и необоснованными.
Судебная практика свидетельствует, что доказать факт наличия дискриминации при приеме на работу достаточно сложно, так как бремя доказывания лежит на работнике, который весьма ограничен в выборе средств доказывания.
Верховный Суд РФ провел обобщение практики по спорам, которые связаны с приемом на работу [1]. Отказы, которые не связаны с деловыми качествами работника, были признаны недопустимыми.
Так, ярким примером незаконного отказа в приеме на работу может служить дело, которое рассмотрел суд по иску Б. к ООО «Пре-торъ». Данная организация отказала ей в приеме на работу, так как она использует собаку-проводника, а корпоративная этика организации прямо запрещает присутствие в офисе животных [2].
В настоящее время вопрос об использовании результатов генетических тестов в трудовых отношениях активно обсуждается учеными.
Негативную генетическую информацию работодатель может использовать как основание для отказа в приеме на отдельные виды работ, например, относящиеся к категории вредных и (или) опасных. Отказ получают лица, подверженные риску развития заболевания [3, с.98-110].
Резолюция Европейского парламента (1989 г.) об этико-правовых проблемах генетических исследований осудила отбор персонала по генетическому признаку. В ней заявлено, что кандидаты должны иметь право отказаться от таких испытаний, без негативных для них последствий. Поскольку работодатель делает свой выбор в пользу тех кандидатов, согласившихся на генетический анализ, было указано, что необходимо принять более решительные меры и запретить любой геномный анализ в рамках трудовых отношений [4, p 71].
Использование генетического тестирования позволяет работодателям избежать ответственности в случае развития у работника определенных заболеваний, к которым у него имеется генетическая предрасположенность. Работодатели имеют прямую финансовую заинтересо-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)
ванность в генетической информации о работниках, поскольку они должны оплачивать их медицинское обслуживание.
Например, современные методики позволяют выявлять генетически детерминированных людей, имеющих повышенную восприимчивость к вредным факторам химической и нефтехимической промышленности. Если у человека есть маркер в геноме, ему следует избегать определенных занятий, чтобы не допустить развития профессионального заболевания. Возникает этический момент. Подобную информацию должен иметь исключительно пациент. Если данной информацией располагает работодатель, может возникнуть дискриминация по генетическому принципу. Вероятность заболеть у такого работника велика, и работодатель будет обязан выплачивать работнику компенсацию.Например, одна и та же доза одного и того же кадмия для человека с одним генотипом будет безвредна, а с другим грозит тяжелой аллергией и необратимым поражением печени.
Имея данные о предрасположенности работника к тому или иному виду заболевания, работодатель сможет избежать расходов.
Работодатели требуют предъявление генетических данных, чтобы на основе этих данных принять решение о приеме на работу или отказе в приеме на работу. Имеются научные исследования, предполагающие сбор генетических данных для совершенствования эффективности подбора кадров и повышения, таким образом, производительности труда.
В России вопрос сбора и использования генетической информации считается актуальным. В Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности. и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу [5], указано на необходимость формирования в стране генетического профиля населения. Для реализации поставленной задачи предполагается проведение генетической паспортизации. Реализация этого плана ставит новые вопросы этического характера в трудовых правоотношениях, что потребует их правового урегулирования.
Ожидается, что к 2025 году появятся генетические паспорта, выдаваемые гражданам. Данные паспорта будут оформлены с применением методов молекулярной биологии и генетики. В генетических паспортах будет информация об индивидуальной последовательности нуклео-тидов в структуре ДНК. Эта информация относится к категории уникальной. Юристы активно поднимаются вопросы о структурировании генетической информации, включаемой в единую базу данных, а также включаемой в генетический паспорт [6, с.14-19].
Проблема генетизации различных сфер жизнедеятельности человека на современном этапе требует широкого обсуждения всех аспектов правовых и биоэтических вопросов, которые возникают, а не только модернизации технологий получения и хранения биоматериала для генетического скрининга [7, с.84-90].
В связи с достижениями науки и техники требуется адаптировать к ним правовую систему России. Среди всех массы генетической информации потребуется выявление тех категорий генетических данных, которые могут быть потенциально неблагоприятными или даже опасными для здоровья, которые могут повлиять на способность работника выполнять определенные виды работ, потребуется выявлять подверженность организма конкретного работника негативным воздействиям, связанным с работой.
Для данных работников предлагается применять принцип «разумного приспособления» условий труда. При этом можно применять по аналогии запрещение дискриминации в сфере труда по признаку инвалидности [8. С.610-615].
Среди ученых юристов нет единства мнений по вопросу учета генетических данных при приеме на работу. Некоторые ученые считают возможным и необходимым учет генома при приеме на работу. Скорее всего, потребуется модернизировать систему подбора кадров и внести изменения в правовое регулирование трудовых правоотношений. Во всех случаях законодатель должен будет учитывать возможность использования технологий, связанных с анализом генома человека. При условии анализа генетического соответствия человека занимаемой должности и выполняемой работе можно будет максимально эффективно применить его профессиональные навыки, что снизит риск дезадаптации к работе [9, с. 99-109].
Действующее трудовое законодательство содержит императивное требование учитывать исключительно деловые качества работника при приеме на работу и не допускать дискриминации, которая запрещена (ст.64 ТК РФ).
Сегодня в трудовом законодательстве нет требования для предоставления данных генетического паспорта работодателю. Если у работодателя будет доступ к данной информации, он безусловно ею воспользуется. А отказывать в приеме на работу будет по другим законным основаниям. Мы сталкивается с вопросом приоритета. Что важнее для общества, работника и работодателя: вопросы безопасности или вопросы свободы труда.
На наш взгляд, опыт использования генетических данных в системе найма следует, в первую очередь, распространить на подбор специалистов для работы на вредных и опасных работах, на работах в ночное время.
Во-первых, такая работа предполагает наличие у человека достаточно высоких адаптационных возможностей организма, позволяющих ему адаптироваться к выполнению трудовой функции
Во-вторых, такая работа может в короткие сроки привести к снижению работоспособности и к развитию заболеваний. Имеются генетические маркеры, которые могут определить возможность работника работать на определенных местах, выполнять определенные виды труда. Правильная и своевременная оценка таких маркеров позволит избежать многих негативных моментов выполнения трудовой функции.
Государственные судебно-медицинские учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения России, в настоящее время являются основными государственными учреждениями по производству специальных исследований. Ряд ученых утверждают, что если геномная информация станет доступной другим структурам, то лиц, добровольно сдавших анализы, могут начать, например, ограничивать при трудоустройстве, узнав по геному предрасположенность к тому или иному заболеванию [10].
Важное значение для трудового права приобретают возможные риски, которые будут связаны со сбором, обработкой и дальнейшим использованием генетических данных работников.
При приеме на работу нет препятствий и недопустимо строить отказ на предположениях, связанных с возможностью развития заболеваний, препятствующих в будущем выполнению работы. С другой стороны, трудовое законодательство имеет опыт правового регулирования отказа в приеме на некоторые виды работ беременным женщинам (ст.252 ТК РФ).
Отказ в приеме на отдельные виды работ на основе генетических данных можно рассматривать как обеспечение охраны здоровья на отдельных видах работ, а не как дискриминацию.
Запрет дискриминации на основе генетических данных установлен в Конвенция о правах человека и биомедицине 1997 года (статья 11) [11] связи с применением достижений биологии и медицины. Конвенция определяет, что дискриминации человека в любой форме на основании его генетического наследия запрещена. Россия эту конвенцию не ратифицировала. Но Россия связана на международном уровне значительным числом других международных договоров, касающихся прав человека, которые содержат запрет дискриминации в сфере труда, а перечень критериев дискриминации является открытым [12, с.72-84].
В трудовом законодательстве установлен общий запрет на трудовую дискриминацию, основанный на Конституции РФ, международных договорах, ратифицированных Россией. Дискриминация запрещается по любым признакам, не связанным с деловыми качествами работника.
Если болезнь не проявилась, генетические данные не могут влиять на качество выполняемой работы, они не относятся к деловым качествам работника или к требованиям, предъявляемым к работе. Сегодня работодатель в России не может принимать решения о приеме на работу, заработной плате, продвижении по службе или увольнении сотрудников на основании их генетических данных. Изменение ситуации возможно только с изменением трудового законодательства.
Генетические данные отдельно взятого работника касаются не только его, но и других субъектов трудового права. Следует упомянуть генетических родственников работника. Генетическая информация не только связывает их друг с другом, но и требует одинакового применения законодательства. Невозможно отказать в приеме на работу одному из родственников, если другого взяли на аналогичную работу, это будет нарушать принцип равенства.
Несомненным плюсом генных данных является возможность предотвращения рисков на отдельных видах работ: например, острого инфаркта у водителей, обморока у крановщика и др., что может создать угрозу жизни и здоровью не только работнику, но и другим лицам.
Библиогра фия:
1. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2022. № 6.
2. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 10.10.2019 по делу № 33-34949/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Рассолов И.М., Чубукова С.Г. Внутриотраслевые принципы обработки генетической информации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 98 - 110.
4. Les donneés génétiques: Commission nationale de l'informatique et des libertés (CNIL). 2018. - 153 p.
5. Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 // СЗ РФ. 2019. № 11. Ст. 1106.
6. Попова О.В. Генетический паспорт человека и возможности его получения гражданами России // Право и государство: теория и практика. 2019. №7(175). С. 14-19.
7. Информированное согласие на получение и использование клеточного материала человека: нормативно-правовое и этическое регулирование / Д.В. Стамбольский [и др.] // Российский кардиологический журнал. 2018. № 12. С. 84-90.
8. Жаворонков Р.Н. Разумное приспособление как средство определения пределов обязанности работодателя создавать специальные условия труда для инвалидов // Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения / под общ. ред. К.Н. Гусова. М., 2013. С. 610 - 615
9. Рузанова В.Д., Беляков В.И. Особенности формирования и реализации программ профессионального отбора с использованием генетических технологий анализа адаптационного потенциала человека // Правовое государство: теория и практика. 2020. №2 (60). С. 99-109.
10. Панова А.А., Соколов А.Ф. Всеобщая геномная регистрация: pro et contra // Энциклопедия судебной экспертизы: научно-практический журнал. URL: http://www.proexpertizu.ru/general questions/616/ (дата обращения: 28.03.2023).
11. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине ETS N 164 (Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.) // СПС «Гарант».
12. Лютов Н.Л. Запрет генетической дискриминации и защита генетических персональных данных: перспективы модификации норм трудового права // Журнал российского права. 2021. № 10. С. 72 - 84.
References:
1. Review of the practice of consideration by courts of cases on disputes related to the conclusion of an employment contract (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 27.04.2022) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2022. No. 6.
2. Appellate ruling of the Krasnodar Regional Court of 10.10.2019 in case No. 33-34949/2019 // SPS "ConsultantPlus".
3. Rassolov I.M., Chubukova S.G. Intraindustrial principles of processing genetic information // Actual problems of Russian law. 2019. No. 5. pp. 98 - 110.
4. Les donnés génétiques: Commission nationale de l'informatique et des libertés (CNIL). 2018. - 153 p.
5. On the Fundamentals of the State policy of the Russian Federation in the field of chemical and biological safety for the period up to 2025 and beyond: Decree of the President of the Russian Federation No. 97 dated 11.03.2019 // SZ RF. 2019. No. 11. St. 1106.
6. Popova O.V. The genetic passport of a person and the possibility of obtaining it by citizens of Russia // Law and state: theory and practice. 2019. No. 7(175). pp. 1419.
7. Informed consent to the receipt and use of human cellular material: regulatory and ethical regulation / D.V. Stambolsky [et al.] // Russian Journal of Cardiology. 2018. No. 12. pp. 84-90.
8. Zhavoronkov R.N. Reasonable adaptation as a means of determining the limits of the employer's obligation to create special working conditions for the disabled // Ways of implementing the decent work and decent social security program in Russia. Andreevsky readings / under the general editorship of K.N. Gusov. M., 2013. pp. 610 - 615
9. Ruzanova V.D., Belyakov V.I. Features of the formation and implementation of professional selection programs using genetic technologies for analyzing human adaptive potential // The rule of law: theory and practice. 2020. No.2 (60). pp. 99-109.
10. Panova A.A., Sokolov A.F. Universal genomic registration: pro et contra // Encyclopedia of Forensic Examination: a scientific and practical journal. URL: http://www.proexpertizu.ru/general_questions/616 / (accessed: 03/28/2023).
11. Convention on the Protection of Human Rights and Human Dignity in connection with the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Bio-Medicine ETS N 164 (Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on November 19, 1996) // SPS "Garant".
12. Lyutov N.L. Prohibition of genetic discrimination and protection of genetic personal data: prospects for modification of labor law norms // Journal of Russian Law. 2021. No. 10. pp. 72-84.