Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ"'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЫШЕЧНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СПЕЦИФИКА / ПРОГРАММА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЫХАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОСУДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ / ADAPTIVE / FUNCTIONAL / DISORDERS / MUSCLE EFFECTS / INDIVIDUALIZATION / SPECIFICITY / PROGRAM / SECURITY / BREATHING / DEVELOPMENT / VESSELS / COMPETENCE / INVIGORATION / INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пудякова Наталья Михайловна, Клочкова Мария Евгеньевна

В статье отражено перспективное направление развития инновационных технологий адаптивной физической культуры, средствами и методами атлетической гимнастики, как одно из основных направлений учебной дисциплины физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELEMENTS OF ATHLETIC GYMNASTICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE DISCIPLINE “HEALTH PHYSICAL CULTURE FOR PEOPLE WITH HIA”

The article reflects the promising direction of development of innovative technologies adaptive physical education by means and methods of athletic gymnastics as one of the main directions of the academic discipline of physical culture.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ"»

УДК 796.4:378.172-056.24

Н. М. Пудякова, М. Е. Клочкова

Использование элементов атлетической гимнастики в учебном процессе по дисциплине «Оздоровительная физическая культура для лиц с ОВЗ»

В статье отражено перспективное направление развития инновационных технологий адаптивной физической культуры, средствами и методами атлетической гимнастики, как одно из основных направлений учебной дисциплины физическая культура.

Ключевые слова: адаптивная, функциональные нарушения, мышечное воздействие, индивидуализация, специфика, программа, безопасность, дыхание, развитие, сосуды, компетенции, оздоровление, внедрение.

Natalia M. Pudyakova, Maria E. Klochkova

The use of elements of athletic gymnastics in the educational process on the discipline "Health physical culture for people with HIA"

The article reflects the promising direction of development of innovative technologies adaptive physical education by means and methods of athletic gymnastics as one of the main directions of the academic discipline of physical culture.

Keywords: adaptive, functional, disorders, muscle effects, individualization, specificity, program, security, breathing, development, vessels, competence, invigoration, introduction.

Инновационные образовательные технологии являются индикаторами общей стратегии развития страны в целом. На волне выполнения поставленных задач перед высшей школой, Санкт-петербургский институт культуры, реализуя государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС 3+) по дисциплине «Физическая культура и спорт», в учебном процессе со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для решения образовательных задач использует инновационные технологии адаптивной физической культуры.

Имея специфическую направленность, оздоровительная физическая культура, представленная на кафедре физического воспитания нашего вуза атлетической гимнастикой, способствует максимально возможному увеличению жизнеспособности студентов, овладению навыками самостоятельного использования средств и методов физической культуры, улучшению самочувствия и способности к профессиональной деятельности1.

Section 4. educational and methodological support system for quality...

Эта дисциплина способствует противодействию и преобразованию «собственной данности»2, в данном случае - ограниченных физических возможностей и общей социализации студентов.

Существует ошибочное мнение, что атлетической гимнастикой занимаются только здоровые люди поскольку, используемые упражнения, которые связаны со значительными мышечными напряжениями, не безопасны для тех, у кого имеются физиологические ограничения. Однако, это далеко не так. Братья Вей-дер Б. и Вейдер Д., в своей работе «Классический бодибилдинг. Современный подход» отмечают, «занятия с отягощениями улучшают здоровье по следующим направлениям:

• Уменьшают опасность преждевременной смерти;

• Уменьшают опасность умереть от болезней сердца;

• Уменьшают опасность развитие диабета;

• Уменьшают опасность развития повышенного кровяного давления;

• Способствуют снижению кровяного давления у лиц, которые уже страдают повышенным кровяным давлением;

• Уменьшают опасность развития рака толстой кишки;

• Избавляют от депрессивных состояний и чувства беспокойства;

• Помогают контролировать вес тела;

• Помогают строить и сохранять здоровые кости, мускулы и суставы;

• Способствуют душевному спокойствию»3.

Несмотря на вышесказанное столь авторитетными авторами, что атлетическая гимнастика является эффективным средством укрепления здоровья и средством профилактики заболеваний, рекомендуется соблюдать осторожность в подходе к режиму и структуре занятий силовой направленности.

Исключительность воздействия занятий атлетической гимнастикой заключается в том, что воздействие силового характера может быть как на ограниченные группы мышц, так и на крупные мышечные группы. Такие упражнения легко дозировать. Именно такая специфика позволяет более целенаправленно воздействовать на проблемные зоны или функциональные нарушения организма студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Воздействия силовой направленности опосредованно позволяют укреплять все звенья опорно-двигательного аппарата. Благодаря таким нагрузкам, укрепляется мышечный корсет, и создаются комфортные условия для деятельности внутренних органов. При прогрессировании заболеваний опорно-двигательного аппарата или для их предупреждения необходимо, чтобы силовые упражнения «решали следующие задачи: формирование навыков правильной осанки, разгрузка позвоночника, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, исправление имеющихся дефектов, улучшение функции органов внешнего дыхания»4.

Задача формирования навыков правильной осанки выполняется посредством многократного выполнения и контроля правильного положения тела. Правильно принятое исходное положение (лежа, сидя, стоя) занимаясь на тренажерах, важное составляющее эффективности и безопасности занятий, особенно для начинающих заниматься атлетической гимнастикой студентов. Чтобы

Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания... избежать различного рода травм на занятиях, или не запланированного воздействия на мышечно-связочную систему, необходимо соблюдать правила выполнения и учета индивидуальных способностей каждого студента упражнений на тренажерах и со снарядами. «Строгое соблюдение техники безопасности, это важнейшее правило силовой тренировки»5.

Задача разгрузки позвоночника, решается путем освобождения от веса собственного тела и выполняется из исходного положения, где система позвоночного столба наиболее расслаблена (лежа, упор на коленях, смешанные висы). Из таких исходных положений тела выполняются упражнения с отягощениями, которые для студентов с заболеваниями позвоночника (остеохондрозы, сколиозы 2 и 3 степеней), выполнять из исходного положения, стоя противопоказано. Кроме этого, при выполнении упражнений, противопоказаны резкие, размашистые движения и движения с согнутой спиной. При этом, положение позвоночного столба должно быть строго вертикальным для того, чтобы исключить вероятность смещения позвоночных дисков. Очень эффективны занятия на наклонной скамье, так как положение лежа способствует выпрямлению позвоночника, большему укреплению мышц плечевого и тазового пояса, без естественного веса тела.

Для решения задачи развития силовой выносливости мышц используются развивающее или тонизирующее силовое воздействие6. Силовые качества, такие как статическая, быстрая (взрывная - категорически запрещаются людям, имеющим серьезные заболевания сердца и сосудов), медленная (жимовая) и все производные от видов силовой выносливости могут развиваться избирательно в зависимости от необходимости оздоровительного процесса.

Для создания мышечного корсета, который способствует наиболее безопасному режиму работы позвоночника, при выполнении силовых упражнений используются специальные тренажеры, которые предназначены для работы мышц:

• плечевого пояса (дельтовидные, трапецевидные);

• туловища (пресс - прямые, косые мышцы, для спины - длинные тяжи, широчайшие и мышцы лопатки, для мышц груди - средние, верхние, нижние отделы).

Развитие силовой выносливости мышц достигается с повышенным внешним сопротивлением (гантели, диски, штанга, тренажеры). С обязательным условием систематического увеличения времени периода сокращения мышц, и темпом силовых движений7. Упражнения силовой направленности рекомендуется выполнять после упражнений на растягивание тех же мышечных групп. Так же, наиболее результативно, сочетание динамических и статических упражнений. Именно, разнообразное сочетание таких движений является одним из ведущих средств решения задачи развития силовой выносливости у студентов, в соответствии с их индивидуальными особенностями. Кроме этого, используется корригирующее воздействие, которое осуществляются с помощью двух типов упражнений; симметричных и асимметричных. Такого рода упражнения (назначаемы врачом ЛФК) проводятся и контролируются преподавателем-инструктором лечебной физкультуры.

Section 4. educational and methodological support system for quality...

Занятия атлетической гимнастикой предполагают особое воздействие не только на опорно-двигательный аппарат, но и на кровеносную систему. Например, при динамической нагрузке, занимаясь на силовых тренажерах, с гантелями или другими отягощениями и выполняя отягощения, которые составляют не более 30-35% от максимальной нагрузки (для каждого типа заболевания индивидуально), мышцы напрягаются и расслабляются, попеременно сжимают и отпускают сосуды. При этом, сокращение мышц вызывает постепенно нарастающий расход энергии и уменьшение содержания энергоаккумулирующих веществ (АТФ). Такая работа для сосудов считается наиболее комфортной.

При статической нагрузке, используемой в атлетической гимнастике, движения связаны с проявлением максимальной силы и статического напряжения, при этом в напряженных мышцах идет активный расход энергии и накопление продуктов распада, (например, молочной кислоты). Кровоток в этих мышцах нарушается, поэтому появляется необходимость для сердца с огромным усилием проталкивать кровь через сдавленные сосуды. При выполнении медленных цикличных движений (с высокой силовой нагрузкой) происходит скачек давления. Такого рода максимальные нагрузки, противопоказаны для студентов с нарушениями сердечно-сосудистой системы. Соблюдая основные принципы силовой тренировки: «разминки, повторения серии, постепенности в увеличения нагрузки, объема нагрузки, приоритета во времени для отдельных мышц, принцип изоляции и апатического напряжения, который известен под названием изометрических напряжений»8.

Обязательным условием при выполнении силовых упражнений, является выполнение двигательных заданий, без значительных задержек в каких-либо позах, с оптимальным весом и без задержки дыхания. Сочетание мышечного усилия с правильным дыханием облегчает выполнение силовых упражнений и углубляет функцию дыхания, для этого существует несколько циклов правильного дыхания:

• Вначале каждого повторения упражнения, нужно глубоко вдохнуть;

• Максимальная фаза движения происходит на выдохе;

• В верхней точке сделать вдох;

• Повторение завершается на выдохе9.

Необходимо обратить внимание на то, что при разведении рук в стороны и разгибании туловища в пояснице, то есть в случаях, когда грудная клетка расширяется, следует производить вдох, а затем — выдох. Дышать следует естественно (через нос), соотнося темп дыхания с характером движений. Из-за того, что дыхание является дестабилизирующим фактором, которое может способствовать снижению силовых показателей, положение тела при выполнении упражнений должно быть максимально устойчивым и соответствующим направлению силового напряжения10, которое условно определяется по количеству повторений движения в каждом подходе.

Нельзя не отметить, говоря о силовом воздействии и способах соответствующего дыхания при выполнении такого рода упражнений, что особое место в процессе занятий со студентами с ослабленным здоровьем, занимают аэробные упражнения.

Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания...

Известно, что в современной атлетической гимнастике, параллельно силовым тренировкам (для накачивания мышечной массы), не рекомендуется заниматься аэробными упражнениями из-за того, что развитие кардиореспира-торной деятельности, происходит в ущерб прогрессу накачивания мышечной массы. Однако в оздоровительных целях, именно сочетание таких упражнений с использованием специальных тренажеров, позволяет достичь большей результативности.

Использование современных технических средств, в процессе занятий аэробной направленности (кардио-тренажеров с обратной связью), позволяет получать информацию о структуре движений и о параметрах внешнего воздействия. Что способствует выполнению поставленных задач, в зависимости от каждого конкретного заболевания занимающегося.

Во время аэробных занятий происходит повышение МПК (максимальное поглощение кислорода), с этим связан повышенный энергооборот, посредством чего укрепляется иммунная система, активизируется жировой обмен, мышцы начинают потреблять больше кислорода и сердечно-сосудистая система (сердце, легкие и кровеносные сосуды) работает интенсивнее.

При использовании на занятиях малой аэробной мощности, где потребление кислорода ниже 50% от МПК и в лучшем случае средней мощности, которая может поддерживаться в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться упражнения в течение длительного периода времени. Эффект от такого рода физического воздействия, проявляется лишь в том случае, когда аэробные занятия выполняются с достаточной возможной, для каждого занимающегося, интенсивностью и достаточно часто (не менее 20 минут три раза в неделю).

Физиологическая нагрузка, вызываемая такими занятиями, способствует развитию общей выносливости, особенно у студентов с ослабленным здоровьем. Выносливость развивается когда, в процессе выполнения студентами упражнений малой и средней аэробной мощности они преодолевают физическую усталость (в индивидуально-допустимых пределах). «При этом организм приспосабливается к наступающим сдвигам в деятельности организма, что внешне выражается в улучшении выносливости. При выполнении упражнений с целью развития выносливости, нагрузка на организм определяется по следующим основным параметрам:

• интенсивности выполнения упражнений;

• продолжительности упражнений;

• числу повторений упражнений;

• продолжительности интервалов отдыха;

• характеру отдыха (пассивный, активный)»11.

Для достижения оздоровительного эффекта занятий, как силовой, так и аэробной направленности разрабатываются индивидуальные программы адаптивной физической культуры, составленные на основе медицинских показателей, психологических и личностных особенностей каждого студента. В этих программах отражается не только оптимальный двигательный режим, который позволяет безопасно воздействовать на организм занимающихся и планомерно распределять режим нагрузок, но и является средствами коррекции и контроля.

Section 4. educational and methodological support system for quality... Путем учета и анализа совокупности ряда показателей, выявляются функциональные сдвиги в организме студентов, корректируются средства и методы физического воздействия на различные мышечные группы и вносятся изменения в индивидуальные программы (по необходимости). Такие программы являются одним из основополагающих компонентов занятий со студентами.

Следует отметить, что задача обучения студентов различным методам самоконтроля физического состояния, так же является одной из приоритетных. Оценка реакции пульса на нагрузку, проводимая методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, является самым простым и распространенным способом для самоконтроля деятельности сердечно-сосудистой системы.

Кроме реакции сердечно-сосудистой системы на аэробную и силовую нагрузку, важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на такие упражнения. Один из способов контроля динамики нервно-мышечной системы занимающихся, это измерение динамометром мышечного усилия.

Непосредственное воздействие оказывается и на гуморальные механизмы, выравнивая функцию движения. Это особенно важно, так как «движение является важнейшим естественно биологическим раздражителем, стимулятором»12 процесса развития и общего оздоровления организма.

В результате освоения оздоровительных программ адаптивной физической культуры, средствами атлетической гимнастики, студенты с ограниченными физическими возможностями, приобретают компетенции, которые позволяют им вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей соответствующих будущей профессиональной деятельности и современному этапу развития общества.

Примечания

1 Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н. А. Митина., Т. Т. Нуржанов. // Молодой ученый. 2013. №1. С. 345-349.

2 Коган М. С. Философия культуры / М. С. Коган. СПб., 1996. С. 416.

3 Вейдер Б., Вейдер Д. Классический бодибилдинг. Современный подход. Система Вейдеров / Б. Вейдер, М. Вейдер. М.: Эксмо, 2005. С. 46-47.

4 Ефимова-Комарова Л. Б., Учебно-методические материалы по курсу физическая культура / Л. Б. Ефимова-Комарова. СПб.: изд-во СЗАГС, 2002. С. 19-20.

5 Ковальский И. Силовые упражнения для женщин / И. Ковальский. СПб.: изд-во «Вектор», 2010. С. 25.

6 Ефимова-Комарова Л. Б., Учебно-методические материалы по курсу физическая культура / Л. Б. Ефимова-Комарова. СПб.: изд-во СЗАГС, 2002. С. 18-19.

7 Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. / под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М.: Медицина, 1995. С. 400.

8 Ефимова-Комарова Л. Б., Сидоренко А. С., Сидоренко В. С., Анциферов А. Н. Практическое пособие для силовой подготовки студентов: Силовая подготовка. - СПб УАП, 2015. - С. 25-26.

9 SPORTWIKI. Научная энциклопедия бодибилдинга и фитнеса [Электронный ресурс]. URL: http://sportwiki.to/ (дата обращения 29.02.2018).

10TwentyEighty [Электронный ресурс]. URL: http://forum.com/index.php?threads /1871/ (дата обращения 22.02.2018).

Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания... "Журавлев М. Ю. Эффективность использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы [Электронный ресурс]. URL:http://www.b¡bl¡ofond.ru/v¡ew.aspx?¡d=561670 (дата обращения 21.02.2018).

"Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. / под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М.: Медицина, 1995. С. 400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.