Научная статья на тему 'Нетрадиционные средства силовой подготовки как часть учебного процесса в нефизкультурном вузе'

Нетрадиционные средства силовой подготовки как часть учебного процесса в нефизкультурном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
484
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENTS / СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА / FORCE TRAINING / НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / NON TRADITIONAL EXERCISES / МЫШЦЫ / MUSCLES / КОМПЛЕКС / COMPLEX / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL EDUCATION / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ANTHROPOMETRIC DATA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Паишев С. А.

Нетрадиционные средства силовой подготовки студентов нефизкультурных вузов нечасто применяются в качестве альтернативы к широкоиспользуемым комплексам упражнений, применяемым в обучении. Хотя недостаточное финансирование даже коммерческих вузов заставляет искать альтернативу применяемым в обучении тренажерным залам. Использование в обучении нетрадиционных силовых упражнений призвано компенсировать их слабое оснащение и показать новые пути физического развития студентов в условиях гиподинамии и гипокинезии современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Паишев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONTRADITIONAL MEANS OF FORCE PREPARATIONS AS A PART OF STUDYING PROCESS AT NON PHYSICAL INSTITUTES

Non traditional means of force preparation at non physical institutions are often used as an alternative to the popular exercises. Finance is not enough even at commercial institutions so we have to search the alternative to the gyms. The usage of non traditional force exercises compensated its weak equipping and show the new ways of students physical development in the conditions of hypo dynamics and hypo kinesis of modern society.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные средства силовой подготовки как часть учебного процесса в нефизкультурном вузе»

»

"i

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ IIМЕДИКО-БИОЛОГИЧЕ С КИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЖЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.

№8 (3/2008)

УДК 796.01: 378

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Ассистент кафедры физического воспитания С.А. Паишев Набережночелнинского филиала Института Экономики Управления и права Набережные Челны

NONTRADITIONAL MEANS OF FORCE PREPARATIONS AS A PART OF STUDYING PROCESS AT NON PHYSICAL INSTITUTES

S.A. Paishev, Assistant of the physical culture department Naberezhnochelninsky Branch of Institute Economy Management and Laws Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: студент, силовая тренировка, нетрадиционные упражнения, мышцы, комплекс, физическое развитие, антропометрические данные.

Аннотация. Нетрадиционные средства силовой подготовки студентов нефизкультурных вузов нечасто применяются в качестве альтернативы к широкоиспользуемым комплексам упражнений, применяемым в обучении. Хотя недостаточное финансирование даже коммерческих вузов заставляет искать альтернативу применяемым в обучении тренажерным залам. Использование в обучении нетрадиционных силовых упражнений призвано компенсировать их слабое оснащение и показать новые пути физического развития студентов в условиях гиподинамии и гипокинезии современного общества.

Key words: students, force training, non traditional exercises, muscles, complex, physical education, anthropometric data.

Summary: Non traditional means of force preparation at non physical institutions are often used as an alternative to the popular exercises. Finance is not enough even at commercial institutions so we have to search the alternative to the gyms. The usage of non traditional force exercises compensated its weak equipping and show the new ways of students physical development in the conditions of hypo dynamics and hypo kinesis of modern society.

Неполная мобилизация средств физической культуры, в том числе и атлетической гимнастики, является одной из причин падения уровня физической подготовленности студентов. Хотя данный возраст чрезвычайно благоприятен для направленного развития силовых способностей организма.

Работы крупнейших отечественных ученых показывают необходимость среди других методов укрепления здоровья обращать внимание на формирование оптимального состояния скелетной мускулатуры. ( М.Р. Могендович, 1971; И.А. Аршавский, 1982; Н.И. Арчинин, 1988).

Энергетика человека, его обмен веществ, представлены двумя системами - аэробной (кислородной) и анаэробной (бескислородной), то есть методика физического воспитания должна включать физические упражнения, развивающие и совершенствующие эти две системы. Преобладание в современных методиках физического воспитания студентов динамических упражнений аэробного характера не способствует в полной мере тренировке и совершенствованию более древней генетически энергетической системы анаэробного характера.

Анаэробный синтез богатых энергией фосфатных соединений является биохимической основой таких двигательных качеств как: быстрота, скоростно-силовые и собственно - силовые качества (Я.М. Коц, 1986; Л.Г. Харитонова, 1991).

Необходимость совершенствования методики физического воспитания студентов в условиях гипокинезии и гиподинамии, приводящих к снижению функционального состояния организма, в том числе и мышечной системы, видится весьма актуальной для достижения гармоничного физического развития, как одного из показателей здоровья человека. Поэтому предвзятое отношение к таким средствам физической

культуры, как силовые упражнения, сужает возможности воздействия их на гармоничное развитие организма человека.

Анализ данных научно-методической литературы, а именно личный опыт тренировок Брукса Кубика (Brooks Kubik) и многолетний опыт работы в тренажерном зале позволили нам выявить широкое применение в обучении узконаправленных тренажеров, ограничивающих упражнения до односуставных. Применение данных тренажеров обусловлено простотой в обучении и относительной доступности для неподготовленных занимающихся, но не означает своей эффективности.

Анализ литературных источников и собственных наблюдений позволяет выявить следующие недостатки в развитии мускулатуры современной молодежи: слабое мышечное развитие, слабое развитие отдельных мышечных групп или частей тела, переразвитие отдельных мышечных групп или частей тела, слабость костного аппарата.

Цель исследования. Выявление динамики физического развития студентов и оптимизация тренировочного процесса занятий атлетической гимнастикой со студентами 19-20 лет.

Для решения поставленной цели нами был проведены анкетирование, и педагогический эксперимент в период с сентября 2006 года по май 2007года. В исследовании принимали участие студенты 19-20 лет НЧФ ИЭУиП, занимающиеся в тренажерном зале спортивно-оздоровительного клуба «Полет» г. Набережные Челны в рамках занятий физической культурой. В экспериментальную группу входили студенты, которые посещали занятия по атлетической гимнастике два раза в неделю (23 человека). Комплекс выполняемых упражнений. 1.«Дыхательные приседания» (американский термин) (4х20). 2. Перенос тяжелых гантелей на расстояние до 25-30 метров («прогулка фермера»). 3. Вис на перекладине диаметром 5 сантиметров с грузом в 15 килограммов на время (до 1 мин). 4. Накручивание веревки с подвешенным на нее грузом 5

килограммов на короткий черенок диаметром 5 см (по 3-4 раза не касаясь грузом пола, встав на гимнастическую скамью). 5. Жим штанги лежа на горизонтальной скамье (5х5). 6. Подтягивание на перекладине с отягощением (5х5). 6. Становая тяга (5х5). 7. Жим бочки с водой или мешка с песком над головой (5х5). 8. Подъем ног на перекладине (4х20-25). 9. Подъем штанги на бицепс (4х5).

При этом контрольная группа (25 человек) выполняла стандартный комплекс упражнений по атлетической гимнастике в рамках занятий по физической культуре, предусмотренных рабочим планом кафедры физического воспитания. Имеющийся рабочий план включает в себя комплекс упражнений, основанный на теории тренировок Джо Вейдера (Joe Weider) для начинающих заниматься бодибилдингом.

На занятиях нами использовались упражнения, которые вовлекали в работу одновременно или последовательно не одну, а несколько мышц или мышечных групп. Это особенность упражнений с «комплексным» воздействием на различные мышцы, помимо развития силы и увеличения объема мускулатуры, способствуют также повышению мышечной координации. Также, в качестве ознакомления, использовались такие упражнения как частичная становая тяга, тяга сумо, локауты (частичные жимы с большим весом), жим гантелей лежа на горизонтальной скамье, тяга Зерхера.

Гипотезой исследования явилось предположение, что дополнительная нагрузка на мышцы предплечий, трапецевидные и мышцы-стабилизаторы, удерживающие туловище, окажет положительное влияние на результативность силовых занятий студентов.

Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анализ научно-методической литературы, антропометрия и тестирование.

Результаты исследования

Таблица 1

Таблица прироста показателей физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп

Контрольные нормативы Экспериментальная группа Контрольная группа

Сент. 2007 г. Май 2008 .г Прирост Сент. 2007 г. Май 2008 г. Прирост

Рост (см) 181,2 181,4 0.2 178,6 178,7 0,1

Вес (кг) 64,3 68,8 4,5 60,3 62,7 2,4

ОГК (см) 91,4 95,1 3,7 85,6 87,9 2,3

Жим лежа (кг) 47,6 57,4 9,8 46,2 49,8 3,6

Приседание со штангой (кг) 56,2 65,5 9,3 55,8 62,4 6,6

Подтягивание (кол-во раз) 9,0 11,3 2,3 9,2 10,1 1,1

Становая тяга (кг) 67,2 77,2 10,0 66,4 72,3 5,9

Динамометрия правой (кг) 38,9 46,6 7,7 39,2 42,4 3,2

Динамометрия левой (кг) 32,4 43,8 11,4 32,8 39,4 6,6

Результаты антропометрии

Таблица 2

Окружность (см) Экспериментальная группа Контрольная группа

Сент. 2007 Май 2008 г. Прирост Сент. 2007 Май 2008 . Прирост

Шея 35,7 37,3 1,6 35,5 36,5 1,0

Бедро 46,1 52,0 5,9 45,9 50,4 4,5

Ягодицы 87,1 94,9 7,8 87,3 92,6 5,3

Бицепс 28,4 30,9 2,5 28,8 30,5 1,7

Грудь 90,0 95,1 5,1 90,2 94,8 4,6

Предплечье 27,4 28,0 0,6 27,5 27,9 0,4

Результаты анонимного анкетирования. Юноши экспериментальной группы (16чел.) отметили значительное увеличение силы, незначительное увеличение (6чел.) и не заметили увеличения силы (1 чел.). Контрольная группа - соответственно (10 чел.), (8 чел.) и (3 чел.). Увеличение мышечного тонуса «ощущение бодрости, легкости в теле» экспериментальная группа отметила вся (23 чел.), контрольная группа (17 чел.), незначительное (4 чел.). Объем мышц (субъективно) увеличился: «ощутимо» - у экспериментальной группы (17 чел.), у контрольной группы (8 чел.); «незаметно»: экспериментальная группа (6 чел.), контрольная группа (10 чел.) и «не возрос» - контрольная группа (3 чел.). Понравился ли курс силовой подготовки, в экспериментальной группе все ответили «да», в контрольной группе - (17 чел.), «не совсем» - в контрольной группе (4 чел.). Продолжать тренировки «для себя» выразили желание в экспериментальной группе 11 человек, в контрольной группе - 3 человека.

Выводы. Физическое развитие современных студентов при средних и высоких показателях длины тела характеризуется в значительной мере низкими функциональными характеристиками развития мускулатуры.

Сравнительный анализ физического развития и двигательных качеств студентов основной и контрольной групп свидетельствует об эффективности предложенной методики, степень воздействия которой зависела от исходных показателей - наибольшие положительные сдвиги наблюдались у физически ослабленных лиц. Полностью оценить эффективность данной методики не позволяет время, отведенное рабочей программой вуза.

Данная методика может быть дополнена другими, не менее интересными силовыми упражнениями, использовавшимися во время силовых занятий атлетами начала прошлого века.

В сравнительном педагогическом эксперименте выявлена эффективность разработанной нами методики с оздоровительной направленностью, с использованием вспомогательных снарядов. Отмечено ее положительное влияние на мышечную систему, физическую подготовленность, работоспособность, состав и вес тела. Анализ результатов выявил повышение силы, силовой выносливости и скоростно-силовой выносливости. Данная методика может быть внедрена в качестве дополнения к рабочей программе в нефизкультурных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.