Научная статья на тему 'Особенности занятий юношей со свободными отягощениями в условиях тренажерного зала'

Особенности занятий юношей со свободными отягощениями в условиях тренажерного зала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
оптимальный вес / информация / упражнения / жим / тяга. / optimal weight / information / exercises / bench press / thrust.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловских Илья Сергеевич

Статья посвящена вопросу изучения особенностей занятий юношей со свободными отягощениями в условиях тренажерного зала. Рассматривается проблема подготовки студентов в условиях тренажерного зала. На основании полученных данных, выяснилось, что гантели и штанга более эффективны в развитии поддерживающих мышц вокруг основных. Упражнения со свободными отягощениями больше напоминают естественные движения, нежели тренажер. Гантели и штанги более универсальны, значительно дешевле тренажеров и занимают меньшую площадь. Кроме того, упражнения со свободным весом помогают улучшить координацию движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козловских Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES LESSONS BOYS FREE WEIGHTS IN GYM CONDITIONS

The article is devoted to the study of the characteristics of young men with free weights in the gym. The problem of training students in the gym. Based on the data obtained, it was found that dumbbells and barbell are more effective in the development of supporting muscles around the core. Exercises with free weights are more like natural movements than a simulator. Dumbbells and barbells are more versatile, much cheaper than simulators and occupy a smaller area. In addition, exercises with free weight help to improve coordination.

Текст научной работы на тему «Особенности занятий юношей со свободными отягощениями в условиях тренажерного зала»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3î27),2©19 / PHYSICAL TRAINING AND SPORT

41

учебных заведений. - 3-е изд-е, испр. и доп. - М.: Гума- нит. -изд. центр «Владос», 2004. - С. 624.

4. Муравов И. В. Физическая культура и активное долголетие / И. В. Муравов. - М., 1979. - С. 396.

5. Гончарова С.А. Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении

здоровья [Электронный ресурс]

https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/fizichieska iakulturaisportvprofilaktikiezabolievaniiiukrieplieniiz dorovia

Козловских Илья Сергеевич

преподаватель кафедры Физическая культура Уральский государственный экономический университет

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ЮНОШЕЙ СО СВОБОДНЫМИ ОТЯГОЩЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ

ТРЕНАЖЕРНОГО ЗАЛА

Kozlovskih Ilya Sergeevich

teacher of the Department of Physical culture Ural state University of Economics

FEATURES LESSONS BOYS FREE WEIGHTS IN GYM CONDITIONS

Аннотация

Статья посвящена вопросу изучения особенностей занятий юношей со свободными отягощениями в условиях тренажерного зала. Рассматривается проблема подготовки студентов в условиях тренажерного зала. На основании полученных данных, выяснилось, что гантели и штанга более эффективны в развитии поддерживающих мышц вокруг основных. Упражнения со свободными отягощениями больше напоминают естественные движения, нежели тренажер. Гантели и штанги более универсальны, значительно дешевле тренажеров и занимают меньшую площадь. Кроме того, упражнения со свободным весом помогают улучшить координацию движений.

Abstract

The article is devoted to the study of the characteristics of young men with free weights in the gym. The problem of training students in the gym. Based on the data obtained, it was found that dumbbells and barbell are more effective in the development of supporting muscles around the core. Exercises with free weights are more like natural movements than a simulator. Dumbbells and barbells are more versatile, much cheaper than simulators and occupy a smaller area. In addition, exercises with free weight help to improve coordination.

Ключевые слова: оптимальный вес, информация, упражнения, жим, тяга.

Keywords: optimal weight, information, exercises, bench press, thrust.

В последние годы значительно улучшилось качество тренажерных устройств, предназначенных для решения задач атлетической тренировки. Современные тренажерные устройства обладают собственным компьютерным интеллектом, который хранит всю тренировочную информацию, включая величину нагрузки, с которой атлет тренировался в прошлый раз. В соответствии с разработанной программой тренировки компьютер тренажерного устройства выставляет оптимальный вес, исключая методические ошибки. Понятно, что эффективность таких устройств достигает фантастических высот. В связи с этим многие современные специалисты рекомендуют упражнения на тренажерах, нежели со свободными отягощениями. Большинство рекомендаций для начинающих атлетов связаны именно с использованием тренажерных устройств. Однако, что делать атлету, который тренируется в залах, не оснащенных оборудованием? Более того, ряд специалистов считают, что упражнения со штангой и гантелями эффективнее, чем на самых современных тренажерных устройствах. К ним в частности относятся следующие атлеты мира второй поло-

вины XX века: Арнольд Шварценегер, Лу Фери-ньо, Майкл Кристиан, и др. Большое количество разноречивых мнений приводит к тому, что современные начинающие атлеты затрудняются в подборе средств силовой тренировки, в том числе в выборе вида сопротивления. Это и определило актуальность настоящего исследования [1, 2].

В связи с недостаточно разработанностью проблемы поиска оптимальных видов отягощений в тренировочном процессе начинающих атлетов, мы сформулировали цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику использования свободных отягощений у юношей в условиях тренажерного зала.

Для проведения исследования нами был организован формирующий эксперимент, в нем приняли участие юноши 18—19 лет, систематически занимающихся атлетической гимнастикой не более 2—3 месяцев. Всего в экспериментальной работе было задействовано 16 человек.

Эксперимент начался 1 ноября и закончился 1 марта. Для получения предварительных данных перед началом эксперимента мы провели обследование обеих групп.

42

PHYSICAL TRAINING AND SPORT / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГПА1»#Щ27)),2(

Оно включало в себя тестирование двигательных способностей и измерение антропометрических данных (обхваты).

Тестирование двигательных способностей включало в себя 6 контрольных упражнений: 3 — со свободными отягощениями, 3 — на тренажерных устройствах. Контрольные упражнения со свободными весами были следующие: жим штанги лежа на горизонтальной скамье, приседание со штангой на плечах, а также упражнения с весом собственного тела — подтягивание на перекладине (кол-во раз).

Указанные упражнения позволяют выявить силовые показатели наиболее крупных мышечных групп на теле человека.

Сила основных мышечных групп, кроме того, определялась контрольными упражнениями с помощью тренажерных устройств: жим ногами лежа в тренажере, тяга вертикального блока к подбородку сидя (вес отягощения составлял 75 % от массы тела спортсмена), жим сидя в тренажере (вес отягощения составлял 75 % от массы тела спортсмена).

Основным отличием методики занятий экспериментальной группы от контрольной явилась: в экспериментальной группе были предусмотрены упражнение базового и изолированного воздействия со свободными отягощениями, т. е. со штангами и гантелями. Последовательность их отбора и стиля выполнения были разработаны нами. В контрольной группе использовались упражнения базового и изолированного воздействия, выполняемые с помощью специальных тренажерных или блочных устройств. Тренировочная программа контрольной группы базировалась на рекомендациях Б. Олдриджа (США).

В заключительной части формирующей эксперимента было организовано итоговое обследование обеих групп. Результаты итогового обследования были подвергнуты математической обработке и специальному анализу. Определялась достоверность различий по 1 — критерию Стью-дента. Достоверными считались различия на 5-процентном уровне значимости.

Результаты исследования и их обсуждение. Тренировочная программа занимающихся в экспериментальной группе включала следующие

упражнения.

1. Жим штанги лежа на горизонтальной скамье.

2. Приседание со штангой на плечах.

3. Становая тяга штанги.

4. Жим гантелей сидя.

5. Сгибание рук со штангой стоя.

6. Французский жим со штангой лежа.

7. Тяга гантели стоя в наклоне.

По окончании эксперимента было проведено итоговое обследование. Определялось достоверность различий между результатами, полученными в контрольной и экспериментальной группах. Доверительными считались различие на пяти процентном уровне значимости. Результаты сравнительного анализа прироста показателей итогового обследования атлетов контрольной и экспериментальной группы приведены в таблице 1.

По сравнение исходных и конечных показателей тестирования испытуемых контрольных и экспериментальных групп, обнаружено количественное увеличение результатов в обеих группах. Так при сравнении конечных показателей статистические достоверные различия обнаружены в следующих упражнениях:

1. Жим штанги лежа на горизонтальной скамье — показатель силы мышц больших грудных, дельтовидных и трехглавых плеча.

2. Приседания со штангой на плечах — показатель силы мышц четырехглавых, ягодичных и двуглавых.

3. Подтягивание на перекладине — показатель силы мышц широчайших, трапециевидных, ромбовидных и двуглавых плеча.

4. Жим ногами лежа в тренажере — показатель силы мышц ягодичных, четырехглавых и двуглавых.

5. Жим сидя в тренажере — показатель силы мышц грудных, дельтовидных и трехглавых плеча.

Во всех указанных упражнениях достоверность различий определялась на пяти процентном уровне (Р < 0,05).

В упражнений тяга вертикального блока к подбородку сидя — показатель силы мышц широчайших, трапециевидных, ромбовидных и двуглавых плеча.

Таблица 1

■ Результаты сравнительного анализа показателей прироста мышечной силы в экспериментальной и контрольной группах

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t p

x О m x О m

Жим штанги лежа на горизонтальной скамье, кг 95 5,2б 1,8б 87,5 5,9б 2,11 2,7 <0,05

Приседание со штангой на плечах, кг 125 7,02 2,49 117 7,89 2,8 2,13 <0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 12 1,4 0,5 10 1,75 0,б5 2,53 <0,05

Жим ногами лежа в тренажере, кг 140 8,77 3,11 130 8,77 3,11 2,27 <0,05

Тяга вертикального блока к подбородку сидя, кол-во раз 9 1,05 0,37 7 0,7 0,25 1,7 >0,05

Жим сидя в тренажере, кол-во раз 15 2,11 0,75 13 1,75 0,б2 2,85 <0,05

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3î27),2©19 / PHYSICAL TRAINING AND SPORT

Внутри самой же экспериментальной группы достоверных различий не обнаружено, хотя и установлена тенденция к приросту результатов у занимающихся. Отсутствие достоверных сдвигов по указанным показателям мы объясняем тем, что данное упражнение практически не уступает в эффективности упражнениям со свободными отягощениями и с весом собственного тела поэтому прирост результатов оказался значительным.

На основании проведенного математического анализа данных итогового обследования, можно констатировать, что методика занятий в экспериментальной группе по сравнению с методикой занятий, предусмотренной в контрольной группе оказалось более эффективной. Об этом свидетельствует достоверные данные прироста силовых показателей основных мышечных групп: больших грудных, дельтовидных, трехглавых плеча, четырехглавых, ягодичных, двуглавых, широчайших, трапециевидных, ромбовидных, двуглавых плеча.

Заключение. На основании данных научных литературных источников, выяснилось, что гантели и штанга более эффективны в развитии поддерживающих мышц вокруг основных. Упражнения со свободными отягощениями больше напоминают естественные движения, нежели тренажер. Гантели и штанги более универсальны, значительно дешевле тренажеров и занимают меньшую площадь. Кроме того, упражнения со свободным весом помогают улучшить координацию движений, т. к. работа со свободными отягощениями требует удерживать равновесие, заботится о правильном положении тела и уделять

43

должное внимание выполнению обеих фаз преодолевающей и уступающей.

На основании проведенного математического анализа данных итогового обследования, можно констатировать, что методика занятий в экспериментальной группе по сравнению с методикой занятий, предусмотренной в контрольной группе оказалось более эффективной. Об этом свидетельствует достоверные данные прироста силовых показателей основных мышечных групп: больших грудных, дельтовидных, трехглавых плеча, четырехглавых, ягодичных, двуглавых, широчайших, трапециевидных, ромбовидных, двуглавых плеча.

Ведущими особенностями юношами в свободных отягощений в условиях тренажерного зала является следующим: подавляющее количество упражнений тренировочного комплекса должны носить базовый характер, т. е. воздействовать одновременно на несколько мышечных групп; наиболее сложные упражнения (жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, становая тяга) должны выполняться не чаще одного раза в недельном микроцикле, остальные упражнения не чаще двух раз в недельном микроцикле. На отдельном тренировочном занятии необходимо в начале комплекса ставить упражнения для крупных мышечных групп и только потом для малых.

Список литературы

1. Вуль Ф. Б. Как твои ноги / Ф. Б. Вульф // Сила и красота. 1994. № 12. С. 56-61.

2. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. Олимпийская литература, 1997. 583 с.

УДК 796:005.334/336

Пашкова ТА.

старший преподаватель кафедры «Физического воспитания» ФГБО ВО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

Россия, г. Пенза

Турлыбекова О. Г.

старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и юридических дисциплин» ОУ ВО «Южно -Уральский институт управления и экономики»,

Россия г. Челябинск

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ.

Pashkova T.A.

Senior Lecturer of the Department "Physical Education" FSBE IN Penza State University of Architecture and Construction,

Russia, Penza

Turlybekova O. G.

Senior Lecturer, Department of Humanities and Legal Disciplines OU VO "South Ural Institute of Management and Economics"

Russia, Chelyabinsk

BENEFITS AND MINUSES OF SPORTING.

Аннотация:

в данной статье рассмотрен вопрос о положительных и отрицательных сторонах занятий спортом человеком, вне зависимости от его физического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.