Научная статья на тему 'Теория и методика оздоровительной физической культуры'

Теория и методика оздоровительной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2904
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ИНТЕНСИВНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАГРУЗОК / ОРГАНИЗМ / ПРОФИЛАКТИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко А.А., Бровиков Д.В.

В статье рассматриваются теория и методики оздоровительной физической культуры. Раскрывается суть каждой из представленной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косяченко А.А., Бровиков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и методика оздоровительной физической культуры»

ровым функциям в частности, круглогодичные и многолетние занятия, варианты планирования и целый ряд других факторов.

Общие и специфические принципы тесно связаны между собой. Знание и умелое использование их в тренировке - залог успешной подготовки волейболистов.

В процессе становления навыков игры, как в фокусе, находят свое отражение закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств, специфика игры в волейбол, задачи, средства, методы и принципы тренировки.

В образовании навыка выделяют три относительно четко выраженные стадии, соответствующие определенным этапам педагогического процесса обучения приемам игры и тактическим действиям: стадию образования первоначального умения на этапе овладения основой техники изучаемого приема; стадию уточнения системы движений на этапе детального овладения техникой приема; фазу упрочения и совершенствования навыка на этапе совершенствования технического и тактического мастерства.

Список литературы:

1. Барбара Л.В., Фергюсон Б.Ж. Волейбол. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: «Изд-во Астрель», 2004.

2. Васильев Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена. - ФиС, 2004.

3. Железняк Ю.Д. Кунянский В.А. Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005.

4. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. - ФиС, 2001.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Косяченко А.А.*, Бровиков Д.В.4

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

В статье рассматриваются теория и методики оздоровительной физической культуры. Раскрывается суть каждой из представленной методики.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура; физические упражнения; оздоровительная тренировка; интенсивность и длительность нагрузок; организм; профилактико-оздоровительный эффект.

* Студент кафедры Экономики.

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания и БЖД.

Оздоровительная тренировка применяется в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры - повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил:

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот,

давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:

- увеличение частоты занятий;

- увеличение продолжительности занятий;

- увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упражнений.

- увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;

- постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;

- увеличение сложности и амплитуды движений;

- правильное построение занятий.

2. Разнообразие применяемых средств.

В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).

3. Систематичность занятий.

Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим.

Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки, - вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до самой глубокой старости.

Двигательная активность варьируется у разных лиц и у одного и того же лица в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.

Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки связывают с применением упражнений умеренной интенсивности. В связи с этим получили широкое распространение рекомендации к использованию с оздоровительной целью циклических упражнений (бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах и др.) [2].

Одни из часто применяемых систем оздоровительной физической культуры, такие как:

1. Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При занятиях аэробными упражнениями выделяют четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заминку, силовую нагрузку.

Разминка направлена на то, чтобы, во-первых, размять и разогреть мышцы спины и конечностей, а во-вторых, вызвать некоторое учащение темпа сердечных сокращений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.

Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе, занимаясь основными видами аэробики, нужного оздоровительного эффекта достигают при занятиях продолжительностью не менее 20 мин в день 4 раза в неделю. Оптимальная продолжительность занятий 30 мин в день 3-4 раза в неделю.

Заминка занимает минимум 5 мин. В течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.

Силовая нагрузка, включающая упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 мин. В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги:

- укрепляется костная система;

- уменьшается подверженность депрессии, ипохондрии;

- улучшается пищеварение;

- замедляются процессы старения;

- повышается физическая и интеллектуальная работоспособность;

- снижается риск сердечных заболеваний;

- улучшается сон.

2. Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются обще-

развивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз).

Комплекс ритмической гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание - простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны).

Основная часть занятия обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка [1].

Заключительная часть занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.

Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой - музыка.

Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятиях в неделю продолжительностью 30-45 мин. Основным и главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся.

3. Шейпинг - это система физических упражнений для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Его суть в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики - музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечнососудистую систему; из атлетической гимнастики - возможность влиять на локальные мышечные группы.

При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект.

Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая решает и задачи разминки для второй части. После этого занимающиеся переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнений ритмической гимнастики в партере. Для демонстрации упражнений и самоконтроля широко используются видеомагнитофоны, зеркала. По мере тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий [4].

4. Калланетика - это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Калланетика напоминает йогу. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.

Программа предусматривает выполнение физических упражнений интенсивно в течение 1 ч два раза в неделю.

Комплекс упражнений состоит из четырех частей:

1. разминка (6 упражнений);

2. красивый живот (4 упражнения); стройные ноги (4 упражнения); ягодицы и бедра (5 упражнений);

3. растягивание мышц (6 упражнений);

4. «Танец живота» (3 упражнения); укрепление ног (2 упражнения).

При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного

напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, качания с акцентом на растягивание мышц.

5. Гидроаэробика - это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, силовые упражнения.

Использование гидроаэробики способствует решению следующих задач: улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем; развитие физических качеств (выносливости, гибкости, силы); коррекция телосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека.

Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.

Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз больше энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений.

Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера.

Кроме оздоровительной направленности гидроаэробика служит средством реабилитации после травм.

6. Дыхательная гимнастика - это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, следующие:

- дыхание должно быть ритмичным, равномерным;

- дыхание должно быть глубоким;

- дышать желательно через нос, хотя при беге или других физических нагрузках большой интенсивности можно дышать одновременно через нос и полуоткрытый рот;

- ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполняемых физических упражнений;

- темп дыхания зависит от степени подготовленности занимающегося и от темпа, в котором выполняются физические упражнения (бег, ходьба и др.);

- ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходными дыхательными упражнениями;

- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за своей осанкой: голову держать прямо, плечи развести назад, подтянуть живот;

- чем больше возраст занимающегося физическими упражнениями, тем больше следует избегать длительных задержек дыхания и на-туживания [5].

Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода.

Дыхательные упражнения имеют три главных назначения.

1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

Основой дыхательных движений является правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождения их от воздуха, обедненного кислородом, при выдохе. Этим обеспечивается: а) равномерное участие в дыхании всех долей легких, что позволяет избежать застойных явлений в отдельных их частях; б) волнообразность дыхания, оказывающая благотворное влияние на внутренние органы своим массирующим воздействием. При полном и равномерном использовании всех долей легких удается избежать некоторых заболеваний, а также преждевременного наступления старческой предрасположенности к атрофии бездействующих частей легочной ткани.

Список литературы:

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1986.

2. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья / С. А. Душа-нин, Л.Я. Иващенко, Е.А. Пирогов. - Киев: Здоровье, 1985. - 32 с.

3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.

4. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Коф-мана; авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. - М.: ФиС, 1998. - 496 с.

5. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Ж.К. Холодова, B.C. Кузнецова. - М., 2000. - 480 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

© Крюкова Г.В.*, Зиновьева Л.В.*, Парфисенко Н.А.*

Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алма-Ата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются вопросы методики и технологии, проблемы организации занятий со студентами специальной медицинской группы.

Ключевые слова здоровье студентов, мотивация к занятиям, дневники самоконтроля индивидуальная физическая нагрузка.

Ориентация высшей школы на европейские ценности образования в соответствии с принятием Болонского соглашения актуализирует необходимость обоснования механизмов повышения эффективности и качества физической культуры студентов на базе взаимодействия новых направлений ее развития с традиционно устоявшимися.

Проблема физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться актуальной. Число таких студентов продолжает стремительно увеличиваться от года к году.

Цель исследования: выявить у студентов наряду с основными заболеваниями характерные сопутствующие патологические нарушения и с учетом выявленных диагнозов определить для студентов оздоровительный двигательный режим занятий.

Практическое применение средств физического воспитания требует от преподавателя знаний: 1 - характера имеющегося у больного студента патологического процесса, его стадии; 2 - индивидуальных особенностей течения болезней или травмы; 3 - психологических особенностей студентов.

* Доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин.

* Старший преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин. " Старший преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.