Шифр специальности: 14.02.03 УДК 614.2
Kamaev1I.A., Levanov2 V.M., Zagrabyan3 L.S.
THE USE OF EHEALTH IN THE TEACHING OF PUBLIC HEALTH AND HEALTH CARE FOR STUDENTS
1-3GBOU VPO “Nizhny Novgorod State Medical Academy" Russian Ministry of Health, Department of Public Health and Health care, Minin and Pozharsky sq, 10/1, Nizhny Novgorod, Russia, 603005, NizhGMA , department of public health and health care
The aim was to explore the possibility of electronic technologies in teaching medical students to theoretical disciplines - in particular, public health and health care. Was tasked to explore the possibility of using a wide range of technologies - e-mail, video conferencing, WEB- service, CD- and FTP- tech - and methods to improve the quality and efficiency of the educational process. Presents the possibility of their use for elective courses, coordination of research students. Promising areas of ICT is the organization of an exchange student video lecture, posting on the WEB- site additional educational materials.
Keywords: e-health, tele-education, information and communications technology, public health and health care
Камаев1И.А., Леванов2 В.М., Заграбян3 Л.Ш.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТУДЕНТАМ
1-3ГБОУВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, 603005, г.
Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д.10/1
Целью работы было изучение возможностей применения электронных технологий при преподавании студентам теоретических медицинских дисциплин - в частности, общественного здоровья и здравоохранения. Были поставлены задачи исследовать возможности использования широкого спектра технологий - электронной почты, видеоконференцсвязи, WEB-сервиса, СБ- и БТР-технологий - и методов для повышения качества и эффективности педагогического процесса. Представлены возможности их использования для проведения элективных курсов, координации научно-исследовательской работы студентов. Перспективными направлениями применения ИКТ является организация межвузовского обмена видеолекциями, размещение на WEB-сайтах дополнительных учебных материалов.
—-------д^СФС^з--------—
■ 284 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Ключевые слова: электронное здравоохранение, дистанционное образование, информационно-телекоммуникационные технологии, общественное здоровье и здравоохранение
Введение
Применение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании получило развитие преимущественно в сфере последипломного образования. В ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России создан Центр дистанционного обучения (ДО), который активно осуществляет соответствующую деятельность.
В то же время, ИКТ в широком смысле слова, как и технологии ДО в более узком, не только возможны, но и це-лесесообразны, перспективны в преддипломной подготовке студентов, особенно по теоретическим дисциплинам, к которым относится общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ).
Материалы и методы
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения в течение 15 лет занимается теоретическими и практическими аспектами развития телемедицины, электронного здравоохранения (ЭЗ). Защищены две диссертации, издана монография и 7 учебных пособий, опубликовано более 50 статей, реализованы и реализуются совместные с московскими и нижегородскими учебными, научными и научно-производственными организациями проекты в области мобильной и домашней телемедицины.
Периодически проводятся учебные курсы по основам телемедицины и ЭЗ, в настоящее время разработана рабочая программа элективного курса.
Результаты и обсуждение
Есть немало аспектов, свидетельствующих в пользу применения ИКТ на
преддипломном этане вузовского образования. Во-первых, в условиях непрерывно возрастающих объёмов управленческой информации с высокой долей вероятности можно предположить, что ещё до окончания медицинской академии часть документов, на которых основывается преподавание, могут обновиться. Только ДО в сочетании с блок-модуль-ной системой построения учебных курсов позволяют если не решить, то смягчить эту проблему.
Во-вторых, для того, чтобы успешно применять возможности ИКТ в последипломном образовании, врач должен иметь опыт и определённые навыки их использования, которые он должен приобрести в стенах вуза.
В-третьих, выпускник вуза, особенно получивший работу в отдалённом районе, может быть вскоре назначен на административную должность, и ему потребуется соответствующая методическая поддержка.
В-четвёртых, ДО предоставляет возможность расширить рамки программы курсов, ограниченной бюджетом учебных часов, включить в неё дополнительные темы и разделы для самостоятельного изучения студентами, изложенные в виде текстов и электронных презентаций.
Широкое внедрение ДО в доди-пломном обучении имеет определённые ограничения, связанные не столько с техническими, сколько с организационными, и в решающей степени - с мотивационными аспектами. Действительно, достаточно трудно обеспечить контроль качества усвоения знаний при переводе в
—---------д^СФС^з------------—
~285 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
систему ДО основных вопросов программы курсов, учитывая психологические особенности современной молодёжной аудитории, недостаточную мотивацию к освоению материала у части студентов. Нельзя не учитывать и психологические отличия очного обучения и ДО: эмоциональную атмосферу в аудитории, возможность непосредственного общения, эффект от коллективной работы над новым материалом, визуальный контроль внимания студентов на лекции и т.д.
Однако, эти сложности в значительной степени снижаются, когда речь идёт о научно-исследовательской работе студентов (НИРС), участии в работе студенческих научных кружков и обществ. Не секрет, что бюджет свободного времени современного студента крайне ограничен, что порой ограничивает возможность его участия в НИРС либо сопряжено с затратами времени после основной учебной программы, включая не только время занятий в кружке, но и затраты на дорогу, которые в условиях современного мегаполиса могут быть весьма существенными.
Учитывая исходную мотивированность студента на получение знаний и навыков по добровольно и в той или иной мере осознанно выбранной им для НИРС дисциплине, основная трудность внедрения ДО, связанная с усвоением материала, в значительной мере снижается. Напротив, обсуждение между преподавателем и студентом разделов
НИРС, связанных с подготовкой рефератов, статей, докладов существенно возрастает при использовании даже обычной электронной почты.
То же ещё в большей мере относится к проведению элективных курсов.
Накопленный опыт показывает, что для преподавания ОЗЗ студентам возможно и целесообразно использование всех доступных ИКТ: электронной почты, видеоконференцсвязи, WEB-сервиса, СБ- и БТР-технологий.
В частности, эффективной формой работы является размещение материалов на сайте медицинской академии, включая:
- организационно-техническую часть: расписание занятий, тематику;
- содержательную часть - собственно учебные материалы, методические разработки;
- ссылки на новые официальные документы в действующих редакциях;
- ссылки на статьи, материалы конференций, включая дискуссионные материалы.
Выводы:
1. Использование технологий ДО при преподавании общественного здоровья и здравоохранения базируется на комплексном использовании ИКТ.
2. Перспективными направлениями применения ИКТ является организация межвузовского обмена видеолекциями, размещение на WEB-сайтах дополнительных учебных материалов.
3. Применение ИКТ особенно эффективно при организации научной работы студентов и проведении элективных курсов.
—---------д^СФС^З-------------—
■ 286 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).