информационное пространство
стовый и графический материал, выполненный с помощью ИКТ, представлен на более высоком качественном уровне, как в плане оформления документации, так и в плане конструкторско-тех-нологической проработки.
Применение программных продуктов САПР позволяет более эффективно решать поставленные задачи, повышая качество обучения и уровень подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. В. Киммель, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»
Для многих не секрет, что информатизация общества при всех своих достоинствах предполагает и изменения в образовательной деятельности. Сравнительно недавно педагоги ставили перед собой четкую цель: обучить конкретному предмету, дать структурированные знания по тому или иному дисциплинарному курсу. Сегодня цели и задачи педагогической деятельности претерпели значительные изменения. Так, педагог стал не столько учителем, сколько наставником и консультантом, который учит прежде всего работе с информацией. Именно поэтому внедрение средств ИКТ в обучение не просто инновационное решение, а мера необходимости, установленная стандартами образования.
Для уроков информатики ФГОС четко определяет формирование компетенций, связанных с ИКТ. Основная из них — ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
На меня как преподавателя информатики и ИКТ в Беловском педагогическом колледже для специальностей «дошкольное образование» и «педагогика дополнительного образования» возложена большая ответственность по ИКТ-подготовке будущих специалистов, которая включает в себя использование различных технологий для проведения занятий. На каждом этапе урока можно применять множество средств ИКТ, например, для формирования новых знаний — презентации и видеоуроки, для контроля — интерактивные тесты, для исследовательской деятельности — проекты, созданные
с помощью различных программных средств. Но сегодня я хочу рассказать о таком виде ИКТ, как электронное издание учебного назначения.
По мнению В. М. Гордиевских, учебное электронное издание — это электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и степени обучения. Содержание учебного электронного издания может соответствовать полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и т. д.) [1, с. 6]. Также можно снабдить ЭИУН интерактивными элементами, оснастить гиперссылками на изученный материал и другими средствами мультимедиа, от изображений и анимаций до видеоуроков.
При разработке ЭИУН можно выделить следующие этапы:
1. Определение целей и задач проекта.
2. Разработка структуры ЭИУН.
3. Сбор информации и распределение ее по разделам и темам.
4. Программирование или сборка материалов в ЭИУН.
5. Тестирование.
6. Разработка методического пособия для пользователей.
Для сборки ЭИУН существует множество специальных программ, рассмотрим две из них. Утилита Htm2chm преобразовывает HTML-страницы в CHM-файлы. При конвертации документов происходит значительное сжатие объема информации, что позволяет экономить место на диске. Данная утилита проста в использовании, для создания ЭИУН с ее помощью требуется всего лишь
- информационное пространство
перенести всю информацию в HTML-файлы и разместить их в папках соответствующих разделов. Затем создать оглавление, которое будет выполнять навигационную функцию и, наконец, скомпилировать электронное издание.
Пример программы с более широкими возможностями — Multimedia Builder. Данная программа предназначена для создания оболочек с мультимедийным содержанием. Программа дает возможность выбрать индивидуальное оформление и структурировать данные так, как пожелает создатель проекта. В отличие от первой программы, Multimedia Builder требует от разработчика навыков программирования и моделирования, а также умения творчески подходить к делу. В качестве основных объектов при создании ЭИУН используются кнопки, надписи и HTML-страницы. Стоит отметить, что создание проекта предполагает наличие некой папки, в которой будут храниться все данные, объекты, мультимедиа, файлы и прочие включенные в проект элементы.
Использование ЭИУН на уроках ИКТ значительно упрощает его подготовку. Раздаточный материал, карточки, дополнительные задания, контроль — все это можно уместить в одном приложении. Помимо этого, студенты могут даже без конспекта лекции освежить свои знания, т. к. в ЭИУН включены лекции и дополнительный материал по уже изученным темам, и тем, которые будут изучены позднее.
Внедрение электронных изданий позволяет:
1) обеспечить студентов и преподавателей необходимым учебным материалом;
2) улучшить качество образования за счет применения дополнительных средств и методов подачи информации;
3) повысить профессиональную подготовку преподавателей;
4) расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, т. к. с помощью ЭИУН можно организовать дистанционное обучение;
5) организовать индивидуальный подход к обучению каждого студента;
6) обеспечить контроль и самоконтроль обучающихся;
7) обеспечить визуальную демонстрацию учебной информации.
На первых уроках стоит использовать ЭИУН только для проведения отдельных этапов занятия, данный метод поможет постепенно перейти от обычного урока к уроку с использованием ЭИУН. Начать можно с контроля. Интерактивные тесты не только сразу показывают результат усвоения знаний, но и формируют навыки работы с ЭИУН.
Теоретические задания в виде конспектирования, составления плана, опорной схемы, анализа материала включают в себя использование лекционной части ЭИУН.
От теоретического материала можно перейти к практическим работам, которые встроены в электронное издание. Задания, которые содержатся в практических работах, не просто формируют навыки работы с определенными программами, а составлены с учетом возможности их применения в будущей педагогической деятельности. Так, например, студентам специальности «дошкольное образование» предложено не создание базы данных определенного среднестатистического предприятия, а создание базы данных «Детский сад», которая в дальнейшем при определенных корректировках может стать отличным подспорьем в организации педагогической деятельности будущих воспитателей. Практические работы, встроенные в ЭИУН, формируют у студентов множество полезных навыков. Редактирование документов в определенном стиле научит работе с текстовыми редакторами и процессорами. Подготовка наглядных материалов служит для освоения программ, направленных на редактирование изображений, анимаций и даже 3d-графики. Работа по созданию презентаций направлена на формирование навыков работы с мультимедиа и учит грамотно структурировать и преподносить информацию. Это, конечно, еще не все, но уже достаточно для того, чтобы будущие специалисты сформировали у себя знания, умения и практический опыт, которые помогут им использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
ЭИУН обладает отличной наглядностью и даже в одном проекте можно легко варьировать его содержание при наличии электронных версий лекций и практических работ.
Таким образом, ЭИУН отлично вписываются в педагогическую деятельность при грамотном подходе к их внедрению, но не являются самостоятельным продуктом. ЭИУН показывают свою полезность при грамотном внедрении в сочетании с другими педагогическими методами и приемами на различных этапах урока информатики и ИКТ.
1. Гордиевских В. М. Требования к исходным материалам для разработки электронных изданий учебного назначения / В. М. Гордиевских, А. В. Коуров, А. Г Кириллов. — Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-т, 2009. — 64 с.
2. Изергин Н. Д. Создание и использование информационных средств обучения / Н. Д. Изергин, А. А. Кудряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин. — Коломна, 2005. — 160 с.