Научная статья на тему 'Методология применения новых информационных технологий для повышения эффективности труда учителя на основе «Концепции проектной методики как педагогической технологии нового образования»'

Методология применения новых информационных технологий для повышения эффективности труда учителя на основе «Концепции проектной методики как педагогической технологии нового образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / DESIGN TECHNIQUES / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGING / MS PROJECT / ВИДЕО УРОК / VIDEO LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клевцова Ю.С., Зарудный Д.И.

В статье предложена методология применения новых информационных технологий для повышения эффективности труда учителя на основе «Концепции проектной методики как педагогической технологии нового образования». Показаны возможности использования компьютерных технологий управления проектами MS Project на примерах создания видео файлов: видео уроков, презентаций, демонстрационных слайдов для лекций с применением Camtasia Studio программы, предназначенной для захвата изображений с экрана монитора и создания на их основе видео файлов, видео уроков, презентаций. Приведены результаты апробации предлагаемой методологии в старших классах образовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клевцова Ю.С., Зарудный Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the methods of implementing new information technologies to improve the efficiency of a teachers work on the basis of the Concept of project methodology as a new generation of educational technology. It also elaborates on the possibilities of the use of computer technology project management MS Project through the creation of video files: video tutorials, presentations, demonstration slides for lectures using Camtasia Studio a program designed to capture images from the screen and to create the basis of video files, video lessons presentations. The results of testing the proposed methodology in upper secondary schools are presented.

Текст научной работы на тему «Методология применения новых информационных технологий для повышения эффективности труда учителя на основе «Концепции проектной методики как педагогической технологии нового образования»»

МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ «КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Н Ю.С. Клевцова, Д.И. Зарудный

Аннотация. В статье предложена методология применения новых информационных технологий для повышения эффективности труда учителя на основе «Концепции проектной методики как педагогической технологии нового образования». Показаны возможности использования компьютерных технологий управления проектами - MS Project на примерах создания видео файлов: видео уроков, презентаций, демонстрационных слайдов для лекций с применением Camtasia Studio - программы, предназначенной для захвата изображений с экрана монитора и создания на их основе видео файлов, видео уроков, презентаций. Приведены результаты апробации предлагаемой методологии в старших классах образовательных школ.

Ключевые слова: информационные технологии в учебном процессе, проектная методика, управление проектами, MS Project, видео урок.

Summary. The article deals with the methods of implementing new information technologies to improve the efficiency of a teacher's work on the basis of the "Concept of project methodology as a new generation of educational technology". It also elaborates on the possibilities of the use of computer technology project management - MS Project through the creation of video files: video tutorials, presentations, demonstration slides for lectures using Camtasia Studio - a program designed to capture images from the screen and to create the basis of video files, video lessons presentations. The results of testing the proposed methodology in upper secondary schools are presented.

Keywords: information technologies in educational process, design techniques, project managing, MS project, a video lesson.

67

Актуальность задачи

В современном образовании происходит трансформация целей и задач: с задачи «усвоения знаний» акцент все больше переносится на формирование «компетентности», проис-

1 / 2013-

ходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Другой значимой задачей является овладение

Преподаватель

68

учащимися современными технологиями управления проектами, поскольку использование проектного метода в решении экономических, технологических и других задач стало уже общепринятым. Освоение данной темы значительно повысит квалификационный уровень учащихся, даст им необходимые знания и мощный инструментарий, сделает их востребованными и конкурентоспособными на рынке труда в условиях как современной инновационной экономики России, так и мировой экономики в целом.

Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» призвана помочь преподавателям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. Данная программа предусматривает освоение преподавателями проектно-исследовательской методики, работу учителей с мультимедиа- и интернет-ре сур сами, разработку ими собственных проектов с широким использованием информационных технологий, создание от лица учащихся презентаций, публикаций и веб-страниц, как представлений результатов самостоятельных учебный исследований. Таким образом, MS Projec и ее апробация призвана оптимизировать труд преподавателя и помочь ему в реализации поставленных обществом задач.

Методология управления

проектами с использованием Microsoft Project

Цель. Познакомить учащихся с основными понятиями теории управления проектами, научить планиро-

вать и создавать проекты с помощью актуальных компьютерных технологий, дать навыки реальной работы с проектами в среде пакета MS Project.

Основы планирования включают теоретические основы управления проектами, основные понятия теории управления проектами, определение термина «проект», использование MS Project в управлении проектами, особенности составления плана проекта в MS Project, определение составляющих проектного плана, выявление основных принципов планирования, характеристику базовых понятий теории управления проектами, основных принципов планирования в среде MS Project.

Планирование проекта с использованием MS Project включает решение следующих подзадач: определение состава работ; ввод названий задач; создание подзадач; преобразование задач в подзадачи; ввод длительности задачи; длительность суммарной задачи; создание вехи; преобразование задачи в веху; суммарная задача проекта; установление связей между задачами; типы связей и их свойства; ограничения и крайние сроки; свойства ограничений и крайних сроков; ввод повторяющихся задач.

Создание видеоуроков с использованием программы Camtasia Studio

Цель. Дать учащимся основные знания, умения и навыки, необходимые для эффективного создания видеоуроков и других видеоматериалов в Camtasia Studio с использованием пакета MS Project для решения задач, связанных с планированием этапов проектирования и реализации.

Camtasia Studio - программа, предназначенная для захвата изображений

Преподаватель ^

1 / 2013

с экрана монитора и создания на их основе видео файлов: видео уроков, презентаций, демонстрационных слайдов для лекций и т.п. Программа Camtasia Studio предназначена для преподавателей школ, вузов, других учебных заведений, студентов и учащихся.

При создании видео уроков с использованием программы Camtasia Studio изучаются следующие воз-мож ности:

• основные элементы интерфейса и приемы работы с ними;

• способы записи видеоклипов, как с экрана монитора, так и с использованием веб-камеры;

• возможности записи звуковых клипов; процедуры формирования и редактирования проекта;

• применения масштабирования изображения, выделения указателя мыши, использования выносок;

• способы добавления субтитров, тестов и опросов к видео урокам; процедура записи видео файлов видео уроков. Приводятся результаты разработанного видео урока.

Нами рассмотрены и предложены решения следующих задач:

1. Описание теоретических основ медиаобразования, основных понятий и определений мультимедийной технологии.

2. Методология создания видеофайлов с использованием инструментального средства Camtasia Studio и ее апробация.

Разработанная методология поможет преподавателям в короткие сроки создать видеоуроки в Camtasia Studio. Показаны способы записи видеоклипов, в частности, запись действий с экрана и запись презентаций Power Point. Рассмотрена процедура формирования и редактирования проекта. Показаны воз-

можности применения различных эффектов, в частности, выделения указателя мыши и использования выносок. Описана процедура записи видео уроков. Даны методические рекомендации по созданию видео урока.

Главными преимуществами видео-файлов являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение видео файлов дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов видео-файлы обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе. Не подлежит сомнению, что во многих случаях преимущества видео файлов неоспоримы.

3. Методические рекомендации и их применение по управлению проектом при использовании программы MS Project.

Разработана методика управления межшкольным проектом с использованием MS Project, включающая следующие этапы: планирование проекта, реализация и отслеживание состояния проекта. Решены основные задачи по планированию проекта: определены цели проекта и технологические стадии; составлен список задач и спрогнозирована их длительность; заданы вехи; установлены связи между задачами; составлен список назначен-

69

1 / 2013

Преподаватель ^

70

ных на задачи ресурсов; задан бюджет проекта; утвержден базовый план;

Методика создания видео файлов апробирована в 8 классе средней школы № 902 по предмету «Информатика и информационно- коммуникационные технологии».

4. Создано наглядное пособие к уроку по теме «Электронная таблица. Типы данных».

5. Разработан алгоритм управления межшкольным проектом по созданию видео уроков с использованием MS Project.

6. Экспериментально показано, что использование видеоуроков способствует повышению эффективности обучения. Сформулированы дидактические возможности и назначения видеоурока.

Таким образом, в век информатизации общества использование медиа обучающих материалов является одним из способов интеграции компьютера в процесс обучения и решения общественно значимых задач.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» (Teach to the Future). -URL: http://inot.rsuh.ru/print.html?id=90456

2. Журин А.А. Интеграция медиаобразова-ния. - М.: Педагогическое образование, 2005.

3. Фатеева И.А. Медиаобразование: Теоретические основы и опыт реализации. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.

4. Федоров А.В. Медиаобразование в школах. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003.

5. Федунец Н.И., Ярощук И.В. Применение мультимедийных технологий в образовании: Учебное пособие. - М.: А-Приор, 2011.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2010.

7. Шутенко А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. - М.: Педагогический поиск, 2010.

8. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании. - М.: Педагогика, 2008.

9. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у школьников. -М.: Просвещение, 2007.

10. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2009.

11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Аcademia, 2009.

12. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб.: СПбГУКиТ, 2010.

13. Кисляков П.А. Аудивизуальные технологии обучения: учебно-методическое пособие. - Шуя: Изд-во ШПГУ, 2009.

14. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. - М.: Владос, 2007.

15. Проблемы информатизации высшей школы - М.: Народное образование, 2009.

16. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе. - М.: Педагогический поиск, 2007.

17. Гультяев А.К. Microsoft Project. Управление проектами. - М.: Корона принт, 2007.

18. Королев Д.В. Эффективное управление проектами. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2008.

19. Товб А.С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - М.: Олимп-бизнес,

2009.

20. Культин Н.Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

21. Толокнов А.В. Camtasia Studio7. Подробное руководство. - М.: Screen-camera,

2010. ■

Преподаватель

ЕК

1 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.