О ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В. И. Сапожников
ON PROJECTING EDUCATIONAL ELECTRONIC PUBLICATIONS
Sapozhnikov V. I.
The peculiarities of projecting educational electronic publications on the basis o up-to-date information and computer technologies have been considered. The projected electronic didactic complex in the discipline "Communication Systems" has been briefly described.
Key words: electronic editions of the training purpose, classification, projection, didactic requirements.
Рассмотрены особенности проектирования электронных изданий учебного назначения на основе современных информационных и коммуникационных технологий. Кратко описан разработанный электронный дидактический комплекс по дисциплине «Системы связи».
Ключевые слова: электронные издания учебного назначения, классификация, проектирование, дидактические требования.
УДК 378.016:004
1. Актуальность и постановка задачи
Информатизация образования настоятельно требует создания новых средств обучения. В первую очередь к ним следует отнести электронные издания учебного назначения (ЭИУН). Исследование проблемы создания и применения ЭИУН весьма актуально.
Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Их диапазон простирается от чрезмерного превознесения таких технологий до их полного отрицания. Различие мнений вызвано тем, что каждый из высказывающихся имеет ограниченный субъективный опыт в этой сравнительно новой области. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме.
Целесообразно определить основные преимущества электронных изданий учебного назначения:
— создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучающемуся выбирать удобные для него место и время работы с электронным средством обучения, а также темп учебного процесса;
— более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
— возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
— возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;
— возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
— возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений и т. д.
Электронные издания учебного назначения не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. Развитие технологий мультимедиа, компьютерной графики и тренажерных систем, а также методов и алгоритмов компрессии цифровых данных дали толчок к созданию методики обучения путем «погружения» в виртуальную реальность, имитирующую среду профессиональной деятельности. Появление класса компьютерных сетевых тренажеров стимулировало развитие методики многоролевого тренажа в формах деловых игр и соревнований.
Поэтому возникла необходимость в неотложном решении проблемы существенного повышения качества подготовки специалистов на всех уровнях - от додипломного до последипломного, на кардинально новой научно-педагогической основе: внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, создания электронных изданий учебного назначения (1, 6, 8).
Таким образом, в связи с необходимостью повышения качества подготовки современных специалистов высшей школы, актуальным на сегодняшний день является исследование, направленное на совершенствование проектирования электронных изданий учебного назначения на основе учёта определённых особенностей.
2. Решение задачи
Содержание всех учебных изданий в комплексе отражает необходимый и достаточный уровень знаний и навыков, которыми должен овладеть выпускник вуза, получивший высшее профессиональное образование по выбранному направлению или специальности.
Содержание электронных изданий учебного назначения должно быть адекватно Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и современным технологиям обучения, должно учитывать необходимость активного использования ИКТ в учебном процессе.
Основной целью функционирования системы высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями в необходимых отраслях науки и техники.
Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
На основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования разрабатываются квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов.
На основании этих требований формируются учебные планы, программы, методики проведения различных занятий по всем дисциплинам, изучаемым в вузе, содержатся возможности использования электронных изданий учебного назначения.
Разработка и практическое применение электронных изданий в системе высшего профессионального образования способствует более полному соответствию уровня подготовленности обучающихся требованиям государственного стандарта.
В основу классификации электронных изданий учебного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.
Исходя из описанных в современной литературе и в общероссийских стандартах критериев, электронные издания учебного назначения следует различать:
• по функциональному признаку, определяющему значение и место издания в учебном процессе;
• по структуре;
• по организации текста;
• по характеру представляемой информации;
• по форме изложения;
• по целевому назначению;
• по ряду других критериев.
Подробное и развёрнутое описание
предложенной системы классификации приведено в работе (2).
Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, выполнить не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора (2).
Обратим внимание на требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения.
К традиционным дидактическим требованиям относятся: требование научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности, самостоятельности и активизации деятельности, систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Кроме традиционных дидактических требований к электронным изданиям учебного назначения предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных коммуникационных технологий, а именно:
1. адаптивности;
2. интерактивности обучения;
3. реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации;
4. развития интеллектуального потенциала обучающегося;
5. системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала;
6. обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения (1, 3, 5, 6, 7).
Создание электронных изданий учебного назначения - процесс кропотливый и трудоемкий. Не существует универсальной технологии создания электронных изданий учебного назначения. Каждый разработчик применяет собственную технологию. Ее разбиение на этапы может учитывать как компонентный состав электронных изданий учебного назначения, так и общие подходы к проектированию и разработке.
Условно в последовательности создания электронных изданий учебного назначения можно выделить несколько стадий:
- формирование творческого коллектива, отвечающего за создание электронного издания учебного назначения;
- планирование структуры и дизайна электронного издания учебного назначения;
- формулирование требований, предъявляемых к электронному учебному изданию;
- выбор технологических средств воплощения электронного учебного издания;
- работы по реализации электронного учебного издания;
- отладка и тестирование издания;
- государственная регистрация программы для ЭВМ;
- получение грифа, сертификация электронного учебного издания;
- включение издания в систему информационного обеспечения учебного заведения.
Общепризнана необходимость привлечения к работе над изданием следующих специалистов:
• автора учебных и методических ма-
териалов;
• программиста;
• специалиста по компьютерной гра-
фике;
• специалиста по мультимедиа;
• дизайнера пользовательского интер-
фейса;
• режиссёра и др.
В общей сложности, по мнению различных исследователей в состав творческого коллектива может входить от 3 до 11 специалистов и более.
Планирование структуры и дизайна издания - важнейшая стадия в работе по проектированию. В этот период проводится подготовка исходных материалов. Здесь важнейшая задача методиста - довести до преподавателя-специалиста в предметной области те специфические требования, которые он предъявляет к учебному материалу. Такие требования оформляются в виде методических указаний, которые должны быть обсуждены на кафедре и на научно-методическом совете вуза.
Отправной точкой в подготовке исходных материалов является регламентация их объема.
Электронное издание может являться дополнением к фундаментальным печатным учебникам и учебным пособиям, наряду с ними входя в состав «кейса» (набора) учебно-методических материалов для обучающихся (9).
Возможность совместного использования различных форм представления информации существенно повышает степень её восприятия. При этом каждая форма имеет свои достоинства и недостатки.
Электронное учебное издание может создаваться как самостоятельное комплексное учебное средство. В этом случае в нем должно излагаться основное содержание учебного материала дисциплины (курса), должны освещаться все вопросы, которые будут вынесены на зачет или экзамен. Объ-
ем материала в таком издании может превышать объем печатного аналога за счет введения тестов для самоконтроля, поясняющих примеров, разбора решений типовых задач, наличия необходимой нормативно-справочной базы и др.
При разработке электронного учебного издания целесообразно предусмотреть:
• наличие специальных средств для мотивации обучающихся и поддержания их внимания и интереса;
• ранжирование степеней трудности и сложности материала;
• наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
• наличие итоговых обобщающих схем;
• сопровождение теоретических описаний практическими примерами;
• описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
• доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучающихся;
• простоту навигации по учебному материалу;
• сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
• справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
• возможность отмены обучающимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.
В электронном учебном издании для высшего профессионального образования целесообразно формирование специального архива проектных задач. Исходные данные и оптимальные решения каждой задачи хранят её в архиве в виде, допускающем различные формы представления результатов.
Сценарий электронного издания рекомендуется разрабатывать с учетом возможности создания соревновательных ситуаций для активизации познавательной деятельности.
Внутренняя обратная связь электронного учебного издания должна быть не в виде заранее подготовленных подсказок, разъяснений, а в виде такой информации об изучаемых объектах или процессах (преимущественно в наглядной графической форме), которая побуждала бы обучающегося к размышлению и рефлексии.
Рекомендуется, чтобы внешняя обратная связь электронного учебного издания давала преподавателю возможность получать объективную количественную оценку учебной деятельности каждого обучаемого и статистику по учебной работе всей группы. Преподаватель должен иметь возможность анализировать не только итоговую оценку, но и путь, по которому продвигался обучаемый в ходе решения учебной задачи. Такой анализ позволит оказывать более дифференцированную помощь при проведении индивидуальных консультаций в ходе высшей профессиональной подготовки.
При использовании электронного учебного издания количество анализируемых вариантов проекта резко увеличивается и вместе с тем увеличивается объем накопленных знаний об объекте или процессе при неизменном времени обучения (3, 5).
Проведя обобщение, отметим, что основной содержательной частью электронного издания учебного назначения, будут элементы, включающие:
• титульный лист (экран);
• аннотацию;
• обращение (представление) автора-разработчика (авторов) курса (с фотографией или с видеофрагментом);
• учебную программу (цели, задачи, содержание, тематический план);
• учебные тексты (структурированные, построенные с учетом требований эргономики, педагогики);
• иллюстративные материалы (изобразительные, логико-структурные, разработанные сценарии для мультимедиа-фрагментов);
• список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по всем темам, включенным в содержание издания;
• словарь терминов и понятий (глоссарий) по отдельным темам и ко всему курсу в целом;
• хрестоматийные и дополнительные материалы (перечень книг, изданий, статей, нормативных актов, указов, постановлений, если они имеются);
• методические рекомендации по изучению курса с использованием данного издания и организации самостоятельной работы обучающихся;
• инструкцию педагогам и обучающимся по работе с изданием, контекстно-зависимую систему помощи.
Обучение, основанное на применении информационных коммуникационных технологий, в значительной степени базируется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и представления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней).
Дидактический потенциал раскрывается не только в том, что электронные издания учебного назначения, в том числе и опубликованные в сети Интернет, являются источником образовательной информации, но и в том, что они выступают как средства, инструменты для её поиска, переработки, представления (7, 10).
3. Практическая реализация
Для практического проектирования электронных средств учебного назначения на основе современных информационных коммуникационных технологий разработан электронный дидактический комплекс по дисциплине «Системы связи» в 2009 году специалистами Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) имени маршала авиации В. А. Судца. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Российской Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) № 2010611549 от 25 февраля 2010 г. Данное электронное издание учебного назначения применяется в образовательном процессе подготовки военных авиационных инженеров и позволяет интенсифицировать обучение военных инженеров. Обобщённая схема алго-
ритма работы дидактического комплекса представлена на рисунке 1. Программа контроля знаний выполнена в виде отдельной подпрограммы и на приведённой схеме алгоритма не показана.
До разработки электронного дидактического комплекса вышло в свет учебное пособие: Сапожников В. И., Сапожников В. В., Захаренко Г. И., Савченко К. Ю., Федосеев В. Е. Системы связи: учебное пособие. -Ставрополь: Изд-во СВВАИУ (ВИ) им. маршала авиации В. А. Судца, 2007. - 232 с. (Гриф УМО). Электронный дидактический комплекс стал составной частью учебно-методического обеспечения структуры подготовки военных авиационных инженеров по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».
Выводы
Современные электронные издания учебного назначения обладают целым рядом преимуществ и выполняют функции инструментария, используемого для решения
ЛИТЕРАТУРА
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
2. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можае-ва Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. — Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2003. URL: http: // www.ido. tsu.ru.
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. — 187 с. URL: http: // www.ido.rudn.ru.
4. Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. Учитель и ученик. — СПб.: КОРОНА принт, 2002. — 400 с.
5. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. — М.: Изд-во МЭИ, 2003.
6. Изергин Н. Д., Кудряшов А. А., Руднев А. Ю., Тегин В. А. Разработка электронных учебных изданий: учебно-практическое пособие. — Коломна, 2005. — 159 с.
определенных педагогических задач, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения. Именно эти преимущества должны быть максимально реализованы при создании очередного электронного издания.
Актуальным на сегодняшний день являются исследования, направленные на совершенствование проектирования электронных изданий учебного назначения.
Одним из основных требований, предъявляемых к электронным изданиям учебного назначения в процессе проектирования, на наш взгляд, является соответствие учебного материала содержанию государственного образовательного стандарта по соответствующей учебной дисциплине.
Не существует универсальной технологии создания электронных изданий учебного назначения. Электронный учебник - новый жанр учебной литературы и он не может и не должен заменять книгу.
7. Краснова Г. А., Соловов А. В., Беляев М. И. Технологии создания электронных обучающих средств. - М.: МГИУ, 2002. - 304 с.
8. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. -Орел: ОрелГТУ, 2000. - 145 с.
9. Попова М. В., Сапожников В. И., Сапожников А. В. Информационные, коммуникационные технологии: учебник. — М.: РПА «АПР», 2009 - 296 с.
10. Технология создания электронных средств обучения // Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006. URL: http: // www. ido. rudn. ru.
Об авторе
Сапожников Василий Иванович, ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», кандидат военных наук, доцент кафедры прикладной информатики. Сфера научных интересов - автоматизация образовательного процесса; применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке современных специалистов. stisvi@ rambler.ru