ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «PLICKERS» КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
Мосина Маргарита Александровна
д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Маркова Елена Романовна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
THE USE OF PLICKERS TO ASSESS STUDENTS' LEXICAL SKILLS
Margarita Mosina, Ph.D.
Professor, Department of the Methodology of Teaching Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Elena Markova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: исследование посвящено описанию возможностей использования электронного приложения «Plickers» в процессе контроля сформированности иноязычных лексических навыков обучающихся 9-го класса. Раскрыты этапы формирования иноязычных лексических навыков, объекты и средства контроля их сформированности, описаны возможности электронного приложения «Plickers» как одного из современных средств контроля сформированности иноязычных лексических навыков. Показаны результаты интеграции электронного приложения в обучение учащихся 9-го класса.
Ключевые слова: контроль, иноязычный лексический навык, современные образовательные технологии, электронное приложение Plickers.
Abstract: the study is devoted to describing the possibilities of using Plickers web application in the process of assessing the development of foreign-language lexical skills of students in the 9-th form. The stages of the development of foreign-language lexical skills, the objects and the means of assessing their development are described. The possibilities of Plickers web application as one of the modern assessment tools are identified. The result of its integration is discussed.
© Мосина М.А., Маркова Е.Р., 2020
Key words: assessment, lexical skills, modern educational technologies, web-application Plickers.
Из-за новых требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами основной школы к результатам освоения общеобразовательной программы, современный подход педагога к оцениванию и контролю образовательных результатов учащихся подвергся значительным изменениям. Сегодня суть оценивания и контроля должна состоять не просто в выявлении недостатков и их констатации, а в становлении механизма, который смог бы обеспечить непрерывность процесса совершенствования качества образования и создать платформу для конструктивной связи между учителем и учеником. Оценивание стоит воспринимать как отправную точку для развития самооценивания и самообразования ребенка [1].
Однако в реальности преподаватели часто сталкиваются с проблемой организации самой процедуры оценивания и контроля, которые бы соответствовали тому, что требуется во ФГОС. В частности, значимой проблемой является контроль степени сформированности иноязычных лексических навыков обучающихся, который занимает большое количество времени. Главной причиной этого можно считать неумение педагогов применять времясберегающие технологии или недостаточное их использование. Решением в данной проблемы могут послужить различные интерактивные сервисы оценивания результатов учащихся на уроке, повышающие эффективность данного процесса.
Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании иноязычных лексических навыков, поэтому для начала при организации данного процесса необходимо выяснить, в чем же заключается сущность иноязычного лексического навыка [7, с. 80]. Будем придерживаться определения, данного Е.И. Пассовым: «Лексический навык - это систематизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [6, c. 81].
Рассмотрим основные этапы работы над лексикой. К ним относятся: ознакомление с новым материалом, включая семантизацию (введение), первичное закрепление (тренировка) и применение. На первом этапе происходит усвоение значения нового слова. Главная задача этого этапа состоит в том, чтобы довести до сознания учеников значение слова или фразеологического сочетания, показать особенности его употребления в речи [5, с. 53]. На этапе тренировки используются разнообразные упражнения, связанные с усвоением значений, формы и употребления слов. На этапе применения лексического навыка принято использовать следующую систему упражнений: подготовительные упражнения (языковые и условно-речевые),
речевые и контролирующие. Подготовительные упражнения обеспечивают условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления. После этого учащимся предлагаются упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор [2, с. 126].
Весь этот процесс должен сопровождаться контролем, который не забирал бы много времени на уроке. В педагогической и методической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: входной (предварительный), текущий, тематический рубежный итоговый. Текущий контроль - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической проверке. Он осуществляется по ходу усвоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. Особенность этого вида контроля состоит в том, что он позволяет видеть процесс становления умений и навыков и соответственно вносить коррективы в работу учителя. Наиболее важной здесь является обучающая функция [3].
Овладение лексической стороной является средством развития речевых умений, поэтому лексический навык не относится к объектам итогового контроля. Лексический навык совершается автоматически, значит, он автоматизированный компонент речи, т.е. он измеряется через свои составляющие - операции. Способность выполнять отдельные операции и действия, обеспечивающие наличие всех качеств, присущих навыку, становится объектом текущего контроля.
Контроль сформированности продуктивного лексического навыка предусматривает проверку выполнения таких операционных действий:
• вызов лексической единицы из памяти;
• сочетание ее с другими;
• включение слова в более широкий контекст;
• решение предложенной коммуникативной задачи.
В зависимости от того, к какому виду контроля мы прибегаем, выбираются те или иные средства контроля. Когда речь идет о проверке знаний лексики, чаще всего подразумеваются письменные средства контроля. Отечественными и зарубежными авторами неоднократно отмечалось, что универсальным средством контроля сформированности лексических (и не только) навыков является тестирование, которое представляет форму обратной связи, как для учащихся, так и для учителей. Оно помогает проверить знание конкретного изученного материала, выявить проблемы в его усвоении. Тестирование можно рассматривать как часть «переработки» словарного запаса в целом. На самом деле единственная разница между многочисленными упражнениями на тренировку вокабуляра и тестами состоит в том, что за последнее учащийся получает оценку [12, с. 74].
Говоря о тестировании, стоит отметить, что проведение письменных тестов постепенно уходит на второй план, уступая место интерактивным тестам. Они максимально просты в своем конструировании, мотивируют учащихся на изучение языка и требуют лишь использования компьютера или
смартфона и подключения к Интернету, что есть в подавляющем большинстве школ сегодня. Программы и сервисы, с помощью которых можно создать интерактивные тесты, включают: «My Test», «Hot Potatoes», «Kahoot!», «Quizziz», «Quizlet Live» и др. [4].
Одним из таких сервисов является и электронное приложение «Plickers» -ресурс для проведения опросов в интерактивном формате. Это приложение позволяет учителям мгновенно собирать данные без необходимости использования учениками каких-либо устройств или бумаги и карандаша. «Plickers» информирует учителя об уровне сформированности того или иного тестируемого аспекта, собирая и обрабатывая ответы обучающихся [10]. Рассмотрим плюсы и минусы данного электронного приложения с точки зрения различных критериев.
Простота использования. «Plickers» бесплатен и очень прост в использовании для обучающихся: им просто нужно повернуть определенным образом карточку для ответа. Это уникальная карточка, которая присваивается каждому студенту. Каждая сторона помечена буквами A, B, C и D. Учащиеся используют ее, чтобы ответить на вопрос, который отображается на экране. Они поворачивают карточку, пока она не совпадет с желаемым ответом. Например, ученику нужно будет повернуть карточку по часовой стрелке на 90 градусов, чтобы дать ответ C (рис. 1). Для преподавателей настройка занимает немного времени: нужно зарегистрироваться на сайте, настроить свой класс, установить приложение на свой смартфон и распечатать карточки для сбора ответов. Во время самого тестирования учителю лишь требуется просканировать ответы с помощью камеры на смартфоне. Затем программа сама собирает ответы и отображает их на доске в режиме реального времени. Вопросы теста могут быть загружены ранее или по мере необходимости.
Рис. 1. Карточка Plickers
Доступность. «Plickers» является доступным для учащихся всех возрастов. Студенты с ограниченными возможностями также могут беспрепятственно использовать этот инструмент. Карточки для ответа могут быть распечатаны с большими шрифтами для младших школьников и в большом количестве для больших классов или аудиторий. Однако данный инструмент не подойдет преподавателям, которые не имеют доступа к электронным устройствам и гаджетам или Интернету в своих классах. Сам же
сайт «Plickers» со всеми инструкциями по использованию предназначен для носителей английского языка. Кроме того, в бесплатной версии сайта пользователю не будут доступен весь спектр возможностей. Например, возможность добавлять больше 5 вопросов в сете, а также количество самих сетов ограничены [8].
Влияние на обучение. Данное приложение помогает обучающимся оставаться вовлеченными во время тестирования. Они могут участвовать в тестировании как анонимно, не боясь ошибиться (если их ответы видны только учителю), так и сравнить свои результаты с результатами своих одноклассников, отображаемыми в виде гистограммы (рис. 2). Преподаватели могут получить мгновенную обратную связь, чтобы определить те или иные пробелы в усвоении материала [9].
grammar check 3 73% _ . total: 33
24
3 2 И 4 А В С D
Anna Brian Cecia Darius
С С с D
Eric Felicia Gerardo налу
с D С С
Ingrid Jack Klaus Lucy
D с С в
Manuel Nalasha Oliver j^eler
Рис. 2. Гистограмма с ответами
«Plickers» можно применять на уроках английского языка при решении широкого ряда дидактических задач и отработке различных навыков учащихся (грамматическое тестирование, тестирование на полное / частичное понимание прочитанной / прослушанной информации, при подведении итогов урока и т.д.). Что касается оценивания именно иноязычных лексических навыков обучающихся, то «Plickers» позволяет создавать тесты и включать отмеченные выше виды тестовых заданий с четырьмя вариантами ответа, а также ответы вида True / False.
Во время прохождения производственной практики нам удалось апробировать «Plickers» в двух группах учащихся 9-х классов: первая группа уровня PET (B1 по Европейской шкале), вторая - FCE (B2). Апробация происходила на базе АНО ДО «Языковой центр "Британия"» в 2019/20 учебном году. Общее число участников опытного обучения составило 13 человек. Так как результаты были схожи в обеих группах учащихся, расскажем лишь про одну из них.
В первой группе задания, которые были предложены для контроля с помощью приложения «Plickers», строились на материалах УМК Think 2 Unit 5 и были связаны с лексикой по теме «Music». Цель данных заданий -проконтролировать уже имеющиеся у учащихся навыки по теме, прежде чем приступать к презентации новых лексических единиц. Задания имели формат
теста «Fillinthegaps» [11]. После выполнения теста учащимися был получен следующий отчет. В нем можно было увидеть как результат каждого учащегося в отдельности (рис. 3), так и процент правильности выполнения по каждому отдельному вопросу (рис. 4).
Music Vocabulary -бо%
Played Wednesday 04 December 2019 6:18 PM
STUDENT OVERVIEW
Andrew Ann Foxie
A-Z HIGH-LOW
Abs.
Lall
Lena
Mark
Abs. Nick Abs. Simon Abs. Slava
Sophie
f-M'l
Рис. 3. Результаты учащихся
Рис. 4. Процент правильности выполнения
Так, данный отчет дал понять, что в первой группе уровня PET учащимся этот материал знаком в среднем лишь на 60 % и что особое внимание стоит уделить словам «band», «charts», «single» и их сочетаемости с другими лексическими единицами.
После ознакомления со своими результатами и анализа заданий учащимся обеих групп было предложено пройти опрос и поделиться своими впечатлениями о работе с электронным приложением «Plickers». Анализ опросов дал основания полагать, что опыт интеграции «Plickers» в учебный процесс данных групп получился вполне успешным. Учащиеся положительно отозвались о большинстве аспектов работы с электронным приложением.
Итак, электронное приложение «Plickers» является одним из современных средств контроля сформированности иноязычных лексических навыков обучающихся и имеет большой потенциал применения как нестандартный и оптимальный способ тестирования знаний учащихся на уроках английского языка, как при итоговом, так и при текущем контроле, а также для получения быстрой обратной связи. Описав возможности данного приложения и апробировав их на практике, нам удалось выяснить, что учащиеся находят работу с данным приложением вполне продуктивной и мотивирующей, а у преподавателя благодаря ему появляется возможность эффективно провести тестирование, проанализировать результаты
218
и определить направление дальнейшей работы по формированию иноязычных лексических навыков.
Перспективы исследования усматриваются в применении электронного приложения «Plickers» на практике в младших и старших классах, при контроле сформированности иноязычных лексических навыков обучающихся, для совершенствования данных навыков на уроке английского языка, организации групповых форм работы, а также получения быстрой обратной связи от обучающихся. Разработка новых материалов с помощью данного приложения, их дальнейшая апробация и анализ полученных результатов помогут закрепить сделанные выводы, внести необходимые изменения и, таким образом, повысить эффективность образовательного процесса.
Список литературы
1. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 11.04.20).
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Григорьева Е.Я. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. -2014. - № 6. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21709672 (дата обращения: 12.04.20).
4. Заикина М.Н., Романова Е.П. Интерактивные методы при проведении лексических тестов на занятиях иностранного языка [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/interaktivnye-metody-pri-provedenii-leksicheskih-testov-na-zanyatiyah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 12.04.20).
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2011. - 248 с.
6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
8. Юхно Т.И. Сервис Plickers как инструмент формирующего оценивания образовательных результатов на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Наука через призму времени. - 2017. - № 8. - URL: http://naupri.ru/journal/350 (дата обращения: 15.04.20).
9. ELT Planning: Great Formative Assessment Tools [Электронный ресурс]. -URL: https://eltplanning.com/2016/01/25/great-formative-assessment-tools/ (дата обращения: 14.04.20).
10. Plickers: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://get.plickers.com/ (дата обращения: 11.04.20).
11. Puchta H., Stranks J., Lewis-Jones P. Think Level 2 Student's Book. -Cambridge: University Press, 2015. - Р. 48-49.
12. Read J. Assessing Vocabulary. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 279 p.