Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СУДЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СУДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / ELECTRONIC DOCUMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / PROOF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Наталья Николаевна, Юлбердина Лира Радиковна

На современном этапе развития информационных технологии в системе ведения арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства актуально обращение к вопросам оптимального использования созданных технических возможностей. В статье рассматриваются некоторые аспекты использования электронного документооборота в суде, а также проблемы определения легитимности электронных документов, проверки достоверности и допустимости таких доказательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using electronic paperwork and electronic document as evidence in court

At the present stage of development of information technologies in the system of arbitration, civil and criminal proceedings, it is important to address the issues of optimal use of the created technical capabilities. The article discusses some aspects of the use of electronic document management in court, as well as the problem of determining the legitimacy of electronic documents, verification of the reliability and admissibility of such evidence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СУДЕ»

Уголовный процесс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СУДЕ

БОЙКО Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: amulet-str@yandex.ru;

ЮЛБЕРДИНА Лира Радиковна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: amulet-str@yandex.ru

Краткая аннотация. На современном этапе развития информационных технологий в системе ведения арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства актуально обращение к вопросам оптимального использования созданных технических возможностей. В статье рассматриваются некоторые аспекты использования электронного документооборота в суде, а также проблемы определения легитимности электронных документов, проверки достоверности и допустимости таких доказательств.

Abstract. At the present stage of development of information technologies in the system of arbitration, civil and criminal proceedings, it is important to address the issues of optimal use of the created technical capabilities. The article discusses some aspects of the use of electronic document management in court, as well as the problem of determining the legitimacy of electronic documents, verification of the reliability and admissibility of such evidence.

Ключевые слова: электронный документооборот, электронный документ, информационные технологии, доказательство.

Keywords: electronic document management, electronic document, information technology, proof.

Эффективная уголовная политика в современных государствах в современном информационном обществе - это открытая и понятная населению деятельность органов правосудия и правопорядка. Современные информационные технологии позволяют сделать доступными для граждан любые законодательные и правоприменительные решения. Активно использовать эти технологии - значит доверять своим гражданам и заслуживать доверия с их стороны [8, с. 100].

В современной практике деловых отношений все большее применение находит использование и обмен электронными документами. Эта тенденция в определенной степени нашла отражение в российском процессуальном законодательстве (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) [3], ч. 5 ст. 3, ч.6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), ч.4 ст. 2, ч. 6 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) [5]. Одной из проблем при этом является реорганизация самого делопроизводства, с тем, чтобы существующие технические средства не оставались не востребованными, а максимально разгружали судью от технической работы [6, с. 58]. Здесь речь должна идти о развитии такого важного направления, как электронный документооборот.

Полагаем, что повышение транспарентности судопроизводства ставится в прямую зависимость от развития информационных технологий, где на судью и его аппарат ложится дополнительная нагрузка по размещению информации, а также риск ее распространения среди посторонних лиц в других целях. Одним из важных элементов применения современных электронных технологий в суде является электронный документооборот.

Выделяют два подхода к определению понятия электронного документооборота - в широком и узком смысле [4, с. 105]. В широком смысле - это любой обмен компьютерными данными между различными субъектами в электронном виде; в узком под электронным документооборотом понимается переда-

ча по каналам телекоммуникационной связи автоматически сформированных и структурированных в соответствии с согласованными стандартами сообщений.

Электронный документооборот в суде - это деятельность суда и его аппарата, а также участников процесса по работе с движением документов, их обработке, направленная на оптимизацию таких процессуальных действий, как: обращение в суд (например, в рамках уголовного судопроизводства обращение в суд может быть подано в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью участника уголовного судопроизводства, его подающего); обмен процессуальными документами (лица, участвующие в деле вправе представить исковое заявление, встречное исковое заявление, отзыв на иск, проект мирового соглашения, а также доказательства); получение судебных извещений (информация о принятии обращения, о времени и месте судебного заседания размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети «Интернет»); изготовление судебных актов в форме электронного документа и их размещение в сети «Интернет».

На сегодняшний день существует проблема определения легитимности электронных документов, ввиду относительной легкости, с которой электронные документы могут подделываться или же они могут быть сфабрикованы. Суды на данный момент с подозрением относятся к электронным доказательствам и требуют предоставления доказательств в бумажном носителе [7, с. 121-122]. Так, например судья может потребовать представления подлинников доказательств в определенных случаях (невозможно разрешить дело без подлинников документов, представленные копии различны по своему содержанию; у судьи возникли сомнения в достоверности представленных доказательств).

Дискуссионные вопросы порождает спор о том, насколько электронный документ является самостоятельным доказательством или разновидностью традиционного документа. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от

Уголовный процесс

26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ. Согласны с мнением, что электронный документ имеет свою специфику, которая обусловлена механизмом его создания, сохранения, внесения в него изменений и дополнений и уничтожения. Полностью отождествлять документ традиционный и электронный нельзя [11, с.51].

Электронный документ создается, хранится и передается с использованием технических средств фиксации, с помощью которых и закрепляются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. В отношении информации, составляющей содержание электронного документа, всегда должна существовать возможность ее идентификации и аутентификации, проверки достоверности документа [2, с. 478]. Использование электронного документооборота в суде имеет несомненные преимущества. В отличие от документов на бумажных носителях с их жесткими рамками, статичной формой и ограниченными возможностями переход к динамичным цифровым электронным документам обеспечивает особые преимущества при создании, совместном использовании, распространении и хранении информации. Они могут увеличить производительность множества приложений, уменьшить требования к размерам накопителей, сократить или решить проблему потерь и неверного размещения документов [4, с. 58].

Полагаем необходимым дополнить процессуальное законодательство положениями об электронном документе. Под электронным документом необходимо понимать любую информацию, записанную на перфокарту, перфоленту, магнитный, оптический, магнитооптический накопитель, карту флеш-памяти и иной подобный носитель, которую можно аутентифицировать и (или) идентифицировать [2, с. 478]. Существует ряд проблем организационно-обеспечительного характера (высокая служебная нагрузка работников аппарата суда, неоднозначность толкования норм закона, недостаточность финансирования, проблемы технического характера, связанные с использованием подсистем ГАС «Правосудие») не позволяет в полной мере использовать

положительные достижения информационных технологий в деле обеспечения открытости и доступности правосудия.

Информация, размещаемая для общего доступа, должна быть максимально защищена. С этой целью в ГАС «Правосудие» имеются следующие контуры обработки информации. Защищенный информационный контур для обработки информации ограниченного доступа, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Данный контур обеспечивает выполнение следующих функций: защиту электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа, технологии электронной цифровой подписи для авторизации и контроля целостности электронных документов, методов и средств криптографической защиты информации для обеспечения конфиденциальности в сети; защиту передачи данных для организации защищенного электронного документооборота между объектами ГАС «Правосудие» [1, с. 415].

Наибольшие сложности использование информационных технологий вызывает в сфере доказывания. Электронный документ выполняет функцию в организации материальных правоотношений, а правовое регулирование следует признать недостаточным [9, с. 135]. Электронный документ - это не только способ фиксации, но и средство закрепления правоотношений, иногда и объект материальных прав и обязанностей.

Считаем, что электронный документ является разновидностью письменного документа и должен занимать отдельное место в структуре доказательств. В научной литературе не раз подчеркивалось, что доказательственное значение имеет сама информация, а не ее носитель [11, с. 59; 2, с. 478]. Специфика электронного документа заключается в том, что он не связан с его носителем. Поэтому особое внимание необходимо обращать на допустимость и достоверность электронного документа как доказательства. На сегодняшний день собирание, представление, исследование и оценка электронных доказательств регулируется с учетом их отнесения к письменным доказательствам [9, с. 135].

Полагаем, должны быть выработаны новые положения в процессуальном законодательстве, позволяющие выделять электронный документ в качестве отдельного средства доказывания. Необходимо дополнить ч.2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ словами «электронные документы».

Библиография:

1. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: учебник / Кол. авторов: под ред. В.М. Бозрова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2017. 568 с.

2. Боннер А.Т. Традиционные и нетрадиционные средства в гражданском и арбитражном: монография. М.: Проспект, 2014. 614 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) // СЗ РФ. 2002, № 46, ст. 4532.

4. Информационные технологии: учебник / Л.Н. Демидов, В.Б. Терносков, С.М. Григорьев, Д.В. Крахмалев. М.: КНОРУС, 2017. 222 с.

5. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) // СЗ РФ. 2015, № 10, ст. 1391.

6. Прокудина Л.А. Оптимизация в организации арбитражного судопроизводства в России: учебное пособие / Л.А. Прокудина. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 146 с.

7. Рамазанова Г.М. О вопросах, связанных с определением подлинности электронных документов и их использования в качестве доказательств в гражданском и арбитражном процессе // Россия: проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (26 апреля 2013 г., г. Альметьевск, г. Бугульма). Казань: Познание, 2013. С. 121-122.

8. Реализация уголовной политики: современные проблемы уголовного и уголовно-процессуального правотворчества, правоприменения и кадрового обеспечения. 2-е изд., исп. и доп.: монография / колл. авторов, под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. А.А. Тарасова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2017. 264 с.

9. Судебная реформа и проблемы развития гражданского и арбитражного процессуального законодательства: материалы международной научно-практической конференции. М.: РАН, 2012. 648 с.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.

11. Цивилистический процесс современной России: проблемы и перспективы: монография / А. Т. Боннер, Н.А. Громошина, Т.В. Докучаева и др.: под ред. Н.А. Громошиной. М.: Проспект, 2017. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.